Права женщин в иране: темная изнанка, о которой никто не говорит

Дискриминация по половому признаку

Разрыв в оплате труда

В иранских семьях главным добытчиком всегда был и остается мужчина: отец, брат или муж. Считается, что женщине вообще не обязательно работать. Но если хочется, то конечно, можно. В этом смысле права женщин в Иране никто не ограничивает. Однако очень редко можно встретить иранку, которая работает с утра до ночи, чтобы прокормить себя или всю семью. Скорее это приятное хобби, возможность иметь деньги на личные расходы.

Эволюция женской моды в Иране

Именно так рассуждают работодатели, а потому не спешат платить иранкам столько же, сколько мужчинам. Последним нужно кормить семью, поднимать детей, помогать престарелым родителям. А у женщины всегда найдется помощник и опекун, можно ей и меньше заплатить. К тому же в иранском обществе распространено мнение, что женщина никогда не сможет работать так же хорошо, как мужчина.

Посещение стадиона

Официальный закон Ирана категорически строго запрещает иранкам смотреть футбольные и любые другие спортивные матчи на стадионе. Их просто-напросто никто туда не пустит!

Внятного объяснения этому ограничению нет. Считается, что болельщики-мужчины ведут себя неприлично, и добропорядочной женщине находиться в такой компании не стоит. Но ведь она сама может решить, не правда ли? Да, и не сказать, что на стадионах творится что-то безобразное. В обычной жизни тоже можно столкнуться с грубостью и невоспитанностью.

Боевые иранки не мирятся и с этим законом. Они очень любят футбол и не могут упустить возможность поддержать любимую команду. Надевают мужскую одежду, рисуют усы и бороду и на свой страх и риск отправляются на запретный стадион.

Езда на велосипеде

Официальный закон Ирана гласит, что всем лицам женского пола запрещена езда на велосипеде в общественных местах

Дескать, это привлекает ненужное внимание, да и вообще, не скромно это

Однако иранки уже так давно нарушают этот запрет, что даже полиция махнула на них рукой. Сегодня редко можно увидеть, чтобы велосипедисткам делали замечания или хотели отвести в полицию. Но официально закон сохраняется. Если очень хочется покататься на велосипеде, лучше делать это в парке.

Пение и танцы

На официальном телевидении Ирана вы никогда не услышите, как поет женщина и не увидите ее танцы. Даже безобидную пианистку прячут за кулисами! Власти Ирана разрешают петь женщине только в составе смешанного хора и, конечно, музыка не должна попадать в категорию запретной. Исключительно традиционная иранская музыка с классическим мотивом на стихи классиков: Саади, Хафиз и др.

В общественном месте запрещено петь и мужчинам. Но, например, в Исфахане каждый вечер около моста Хаджу собираются любители музыки, чтобы послушать импровизированный концерт. Пока полиция не разгонит.

Танцы, как вы понимаете, верх неприличия. Соблазнительные движения восточных красавиц непременно заставят мужчин сойти с правильного пути. Остается иранкам танцевать только на свадьбах и днях рождения в тесном женском кругу.

Домогательство на улице

Наверняка, вы уже не раз слышали, что в Иране очень безопасно и можно спокойно ехать туда одной. Совершенно не спорю, я сама много раз ездила в Иран одна. Однако тут есть небольшое уточнение. Я всегда находилась в компании парня. Конечно, вас никто не украдет. Но будьте готовы к огромному повышенному вниманию и даже (иногда) грубому поведению со стороны мужчин.

Если иранка одна идет по улице, ей вслед будут ссыпаться предложения познакомиться. Если она одна стоит на остановке, проезжающие мимо машины и мотоциклы будут сигналить с предложением подвезти. А если дело идет к вечеру и это немноголюдный парк, то можно ожидать даже более решительных действий – “нечаянных” касаний, преследование и т.п. До криминала дело доходит крайне редко. Однако испорченное настроение гарантированно.

Наверно, именно поэтому иранки предпочитают ходить большими компаниями – с друзьями или родственниками. Как бы иранцы не старались показать себя современными, воспитанными и культурными, все еще очень много тех, кто неправильно воспринимает одинокую девушку на улице.

Ограничение прав и свобод

Свобода передвижения

Еще 20 лет назад одинокую иранку не посадили бы даже на междугородний автобус. Без законного опекуна (отец, муж, брат, дядя) незачем ей путешествовать. Исключения делали студенткам – раз ей разрешили учиться в университете, то и путешествовать она одна способна.

Сегодня одинокие девушки могут свободно перемещаться по стране. Даже находятся такие смелые иранки, кто одни путешествуют с рюкзаком автостопом. Постепенно люди меняют свои взгляды и отходят от вековых традиций.

А вот если иранка захочет поехать заграницу, без разрешения уже не обойтись. Заявление на получение загран. паспорта нужно подавать в присутствии опекуна, а среди обязательных документов есть заверенное нотариусом согласие. Оно выдается на весь срок действия паспорта. Однако опекун в любой момент может отозвать разрешение – и девушку просто не выпустят с паспортного контроля.

Эта тема хорошо раскрыта в фильме иранского режиссера Джафари Панахи “Круг”. Вообще, аллегория “Иран-тюрьма” актуальна до сих пор.

Право на образование

Всем известно, что в университетах Ирана студенток гораздо больше, чем студентов. Сразу рисуется идиллическая картина в голове. Кажется, что иранки – те же самые европейки, только с платком на голове.

Да, ушло в прошлое мнение, что женщине незачем учиться, что ее место только дома и на кухне. Иранцы стараются соответствовать времени и активно занимаются личным развитием. Плюс в стране появилось огромное количество частных университетов, которые принимают практически всех. Плати деньги – диплом будет.

Да, официально закон никак не ограничивает права женщин на образование. Но подумайте сами, кто оплачивает все расходы? За кем последнее слово? Психологический прессинг может быть очень сильным. Помимо этого часто бывает, что перед свадьбой жених утверждает, что только рад образованной жене, а после свадьбы его мнение вдруг меняется. Иранки не привыкли отстаивать свое мнение до последнего, их воспитывают совсем по-другому. Между семьей и карьерой она в большинстве случаев выберет семью.

Для справедливости стоит отметить, что бывают и другие крайности. Девушка до 30 лет учится, потом находит хорошую работу и не спешит уходить из родительского дома. Часики тикают, женихов все меньше, и она так и не выходит замуж.

Работа вне дома

Здесь все очень просто. Муж может поставить условие жене, что не хочет, чтобы та работала. Без шантажа, без ультиматумов. Официально права женщин в Иране не ущемлены, но последнее слово всегда за мужчиной. Ни один судья не сможет помочь женщине, если ее муж не дает согласие на работу.

Иранцы смотрят на это так. Женщина – нежный цветок, который обязательно погибнет без заботливого садовника. Цветок в благодарность отвечает ему приятным ароматом и радует глаз красивым окрасом. Садовник может выставить цветок на солнце, а может – спрятать в теплице. Дело цветка нехитрое – пить воду, питаться и нести радость. Конечно, я немного утрировала. Но общая картина понятна.

Семейный уклад в Иране

Семья в Иране – священная ячейка общества, ее опора и самая главная составляющая. Обычно в семьях царит атмосфера дружбы, уважения и взаимопомощи. Каждый член семьи знает все свои обязанности и отлично справляется с ними. Домашнее тиранство встречается во много раз реже, чем в России. Мужчины с удовольствием помогают женам помыть посуду и пропылесосить, любят заниматься детьми, а при необходимости могут отремонтировать в доме что угодно. У иранцев очень развита смекалка!

Мужчина всегда прислушивается к мнению жены. Есть даже такая шутка: “Первое и последнее слово всегда за мужчиной. Как ты думаешь, дорогая? и Ты совершенно права”. Если честно, в бытовом плане иранцы очень мудрые. Знают, когда проявить выдержку и терпение, и когда поговорить по душам. Они очень чутко чувствуют ситуацию и ведут себя как истинные дипломаты. Конечно, бывают и грубые жестокие исключения. Но на то они исключения. Благородство, уважение и честь ценятся иранцами очень высоко.

Если говорить о положении женщин, то, безусловно, в семье они как за каменной стеной. Им не нужно с утра до вечера пахать на двух работах, чтобы прокормить себя и ребенка. Всегда есть тот, на кого можно опереться (отец, муж, брат). Удовлетворение базовых потребностей в жилье, еде и одежде ложится именно на их плечи. В такой заботливой обстановке женщина, как нежный цветок, раскрывает всю свою внутреннюю красоту. Без ежедневных бытовых забот она может с головой погрузиться в саморазвитие и заняться любимым хобби. Мужчина дает женщине чувство уверенности, защиты и заботы, а та ему в ответ – нежность, гармонию и красоту. Золотая клетка или гармоничные отношения, решайте сами.

Какая одежда бывает в мусульманских странах?

В странах, исповедующих ислам, очень строгий, можно сказать экзотически строгий дресс-код. Люди, которые никогда не бывали в окружении мусульман, в Иране будут очень удивлены тому, как женщины изощренно прячут почти все тело под свободными длинными платьями, напоминающими покрывало, оставляя на виду лишь глаза (это явно не те длинные женские платья, к которым мы привыкли).

В мусульманских странах женщины носят несколько видов одежды:

  • Хиджаб (араб. «покрывало» или «занавес») — женская одежда из плотной непросвечивающей ткани, которая скрывает и все части тела, и силуэт. Распространена в Дагестане, Саудовской Аравии, Афганистане.
  • Абайя («костюм с украшением») — длинное свободное цельное платье без пояса, которое носят в Индии, Пакистане, Афганистане.
  • Паранджа («верхняя свободная одежда») — длинный халат с ложными рукавами, который открывает только глаза женщины. При этом прорезь для глаз покрыта плотной сетчатой тканью. Столь скромный наряд носят в Средней Азии.
  • Джильбаб — цельное платье, оставляющее на виду только ступни, кисти и глаза. Носят в Турции.
  • Чадра («палатка») — легкое белое, синее или черное покрывало, закрывающее все тело и голову. Верхняя часть может отличаться от всего платья. Чадра распространена в Иране и Турции.
  • Никаб («маска») — головной убор, скрывающий лицо и волосы женщины. Единственный вырез предназначен для глаз, и то он зачастую прикрыт вуалью. Никаб носят в странах Персидского залива, на юге Пакистана, в Йемене.

Разные варианты женской мусульманской одежды представлены на фото ниже.

Ткань для женских нарядов обязательно должна быть плотной, не прозрачной. Само платье полностью прикрывает тело, кроме глаз, кистей и стоп. В некоторых районах Ирана женщины могут надевать паранджу, около половины населения носят чадру.

Несмотря на то, что для многих девушек, которые привыкли носить мини-платья, облегающие наряды и джинсы, мусульманские наряды кажутся дикими, в гостях у почитателей Аллаха придется следовать местному дресс-коду и забыть о любимых вещах. Только прямой и свободный покрой, полностью закрытое тело и никакого намека на пошлость.

Обязательный хиджаб

11 февраля 1979 года в Иране победила Исламская революция. Она положила конец либеральной политике шаха Мохаммеда Резы Пехлеви. Справедливо отметить, что форма правления нового государства была принята по результатам всеобщего референдума. Около 99% проголосовавших были за то, чтобы стать гражданами Исламской республики.

Можно понять простых людей. Имам Хомейни наообещал много всего хорошего: полную свободу от вмешательства других государств во внутреннюю политику, бесплатное электричество, газ и воду, всеобщее бесплатное образование и пр. Народ думал, что все имеющиеся блага сохранятся, и к ним добавятся новые. На деле получилось так, что сегодня, через 40 лет, большинство населения борется за базовые права и просто выживает. Но статья не об этом…

Хиджаб – это первые “ягодки”, с которыми столкнулись иранские женщины после установления новой власти. До этого женщины в Иране могли сами выбирать, во что одеваться: хочешь, носи чадру, хочешь – мини-юбку. Теперь улицы стали патрулировать басиджи, серьезые мужчины и грозные женщины в черной чадре. Они отрезали галстук у мужчин и насильно надевали платок на женщин.

Сегодня в Иране совершенно невозможно представить, чтобы кто-нибудь вышел на улицу без платка или в шортах. Специальный отряд правоохранительных органов тщательно следит за внешним видом всех прохожих

Не важно, иранцы они или иностранцы – закон Исламской республики един для всех. Тех, кто переступают границы дозволенного, насильно сажают в минивэн и доставляют в полицейский участок

В интернете полно подобных видео.

Иранки абсолютно не согласны с таким положением дел. Последние несколько лет стали популярны одиночные акты протеста, когда девушки снимают платок в публичном месте. Они не поддаются навязчивым советам окружающих и ничего не боятся. Подробнее о тех, кто защищает права женщин в Иране, читайте ниже.

Семья в Иране и крепкие узы

Иранцы очень любят детей, почитают родителей и стараются поддерживать крепкие отношения с ближайшими родственниками. К ним помимо родителей и сестер-братьев относятся тети, дяди и двоюродные братья и сестры. Они постоянно собираются вместе за праздничным столом, ездят в путешествия по стране, отдыхают в бассейне и парке. Словом, иранцы никогда не бывают одни. Поход в магазин, спортивный зал, прогулка в парке – всегда найдется родственник, который составить компанию.

Семейный пикник на главной площади в г. Исфахан

Семья в Иране – надежная поддержка и опора. Отцы до последнего помогают детям, даже если им 30-40 лет. Дети регулярно навещают родителей и помогают всем, чем могут. В Иране невозможно представить, чтобы кто-то остался со своей бедой один на один. Прочные семейные узы – это своего рода гарантия психологического здоровья и спокойствия, уверенности в завтрашнем дне. А еще это основа здорового общества и его правильного вектора развития.

В семье женщина и мужчина по-своему равны. Да, есть ряд исламских законов, ограничивающих права женщин, но их с детства воспитывают так, что никаких ограничений они даже не чувствуют! Наоборот, считают себя беспрекословным авторитетом в доме и постоянно предъявляют мужу новые требования и желания. Мягкие и добрые иранцы не могут им ни в чем отказать – вот и думайте теперь, кто кого тиранит

Помолвка в Иране

Семьи обо всем договорились – можно назначать дату помолвки, приглашать гостей и покупать наряды. Помолвка в Иране это совсем не то, к чему мы привыкли. На персидском она называется агд. Жених и невеста идут к мулле и заключают официальный брак по всем религиозным и светским законам. Официально они считаются мужем и женой, но по культурным традициям еще не могут жить вместе!

Помолвка обычно проходит в небольшом семейном кругу, куда приглашаются только самые близкие, человек 60. Отмечают событие маленьким званым ужином в нарядной обстановке.

Кстати, перед заключением официального брака иранцы должны сдать анализы на генетическую совместимость

Если помните, браки между близкими родственниками разрешены, поэтому подобная предосторожность совершенно необходима. Если анализы придут отрицательными, брак все равно может быть заключен, но молодожены обязуются взять полную ответственность на себя

После помолвки жених и невеста могут годами жить раздельно каждый у своих родителей. Но теперь они могут спокойно ходить за ручку, встречаться семьями и даже путешествовать. На ночь каждый должен вернуться к себе домой. Это очень похоже на отношения “парень-девушка”, только одобренные строгой иранской моралью.

Полноценная семья в Иране может заключиться только когда жених накопит на отдельный дом и свадебные расходы, а семья невесты – на приданое. Нет денег, нечего жениться, – считают иранцы.

Актеры

  • Пегах Ахангарани (1984 г.р.), актриса и обладательница награды за лучшую женскую роль на 23-м Каирском международном кинофестивале
  • Махназ Афшар (1978 г.р.), актриса
  • Shohreh Aghdashloo (1952 г.р.), актриса, номинантка на Оскар 2003 года за Дом из песка и тумана
  • Дезире Ахаван (1984 г.р.), актриса, в телешоу Girls , и режиссер, победитель, приз Большого жюри кинофестиваля Sundance , 2018
  • Таранех Алидусти (1984 г.р.), обладательница награды за лучшую женскую роль, Международный кинофестиваль в Локарно , 2002 г.
  • Мэри Апик (род. 1954), актриса, обладательница премии за лучшую женскую роль (1977) 10-го Московского международного кинофестиваля.
  • Бехнуш Бахтиари (1975 г.р.), актриса
  • Кэтрин Белл (1968 г.р.), актриса, JAG , наполовину иранка
  • Надя Бьорлин (1980 г.р.), американка шведско-иранского происхождения, актриса, певица и модель
  • Шива Болуриан (1979 г.р.), драматург , актриса , и одновременно фильм и режиссер , а также телеведущий
  • Назанин Бониади (1980 г.р.), лондонская актриса
  • Захра Амир Эбрахими (1981 г.р.), актриса и социальный фотограф
  • Гольшифте Фарахани (1983 г.р.), актриса
  • Тина Гарави , сценарист и режиссер
  • Гугуш (1950 г.р.), актриса, певица, автор песен
  • Азита Гаджян (1958 г.р.), актриса, победительница Кристал Симорг за лучшую женскую роль на 17-м Международном кинофестивале Фаджр
  • Митра Хаджар (1977 г.р.), актриса
  • Лейла Хатами (1972 г.р.), актриса, снималась в фильме «Разлука» , получившем премию Оскар.
  • Рита Джаханфоруз (1962 г.р.), израильская актриса и певица иранского происхождения
  • Ники Карими (1971 г.р.), актриса, кинорежиссер и сценарист
  • Марьям Кавьяни (1970 г.р.), актриса
  • Баран Косари (1985 г.р.), актриса и модель; Обладатель награды 25-го Международного кинофестиваля Фаджр
  • Айлар Ли (1984 г.р.), норвежская актриса иранского происхождения , модель, певица, бывшая порноактриса
  • Яссамин Малекнаср (1955 г.р.), актриса и режиссер
  • Махваш (1920–1961; также известный как Masoumeh Azizi Borujerdi) певец, танцор, киноактриса и театральный исполнитель
  • Хенгаме Мофид (род. 1955), актриса театра и кино, кинорежиссер, драматург
  • Фатеме Мотамед-Арья (род. 1961), актриса
  • Шива Роуз (род. 1969), ирано-американская актриса и блогер.
  • Нахид Перссон Сарвестани (1960 г.р.), режиссер-документалист
  • Сара Шахи (1980 г.р.), американская актриса и бывшая чирлидерша ирано-испанского происхождения
  • Яра Шахиди (2000 г.р.), американская актриса иранского, афроамериканского и коренного происхождения чокто
  • Бахар Сумех (1975 г.р.), американская актриса, Авария и Пила III
  • Ханиэ Тавассоли (1979 г.р.), актриса
  • Хедия Тегерани (1972 г.р.), актриса
  • Necar Zadegan (1982 г.р.), американская актриса
  • Марьям Закария , шведско-иранская актриса в Болливуде и южно-индийском кино
  • Нина Занджани (1981 г.р.), ирано-шведская актриса
  • Мерила Зарей (1974 г.р.), актриса
  • Ирэн Зазиан (1927–2012), иранско-армянская актриса

Спортсменов

  • Forough Abbasi (1993 г.р.), олимпийский горнолыжник
  • Кимия Ализаде (1998 г.р.), тхэквондо , первая иранская женская олимпийская медалистка
  • Падидех Болооризаде (1974 г.р.), чемпион Азии по пятиборью, капитан национальной сборной Ирана по волейболу
  • Лейла Эбрахими (1979 г.р.), бывший бегун
  • Насиме Голами (1985 г.р.), футзал ; в женской сборной Ирана по футзалу
  • Вида Халимиан (1988 г.р.), сложный лучник
  • Марьян Калхор (1988 г.р.), олимпийский горнолыжник
  • Джанет Кохан-Седк (1945–1972), легкоатлет
  • Шима Мери (1980 г.р.), мотоциклист
  • Махтаб Парсамер (1989 г.р.), лучник
  • Араван Резай (1987 г.р.), французско-иранский теннисист
  • Марьям Седарати (род. 1950), бывшая прыгунья в высоту; первая иранка, завоевавшая медаль на международных соревнованиях по легкой атлетике в 1973 году.
  • Лалех Седди (1977 г.р.), автогонщик и чемпион Ирана по ралли
  • Бехназ Шафиеи (1989 г.р.), мотокросс

Сахар Биньяз

Еще одна иранка, сделавшая карьеру в холодной и совсем непохожей на родину Канаде, Сахар Биньяз – топ-модель с мировым именем, на чьем счету сотни фотосессий и десятки рекламных кампаний самых именитых мировых брендов. Эта иранская красавица родилась в Индии, росла в Иране, а живет и работает в канадском городе Ванкувер. С юного возраста (а первый серьезный приз Сахар получила в 17 лет, заняв второе место на конкурсе «Miss Global Beauty Queen-2003») она попала в модельный бизнес, и решила для себя достичь на этом поприще всего. Упорным трудом она добивалась всё новых и новых высот в 2012 ей окончательно покорилась главная высота страны – она победила в конкурсе «Мисс Вселенная Канада – 2012». На данный момент — это её самое значимое достижение в модельной карьере.

Конечно, если не считать десятки рекламных контрактов и активную работу на канадском телевидении. Кроме того, эта восточная красавица со сладким именем активно снимается и в кино – за выдающуюся внешность режиссеры часто приглашают её в свои картины, а в свободное время она занимается изучением основ бизнеса, чтобы после окончательного завершения модельной карьеры заняться собственным делом.

Активисты

  • Махназ Афхами (1941 г.р.), политический деятель, правозащитница и активистка прав женщин, работала в Кабинете министров Ирана (1976–1978 гг.)
  • Назанин Афшин-Джам (1979 г.р.), ирано-канадский правозащитник, писатель и оратор, бывшая мисс Мира Канада
  • Неда Ага-Солтан (1983–2009), застрелен во время протестов на выборах 2009 года в Иране ; ее имя быстро стало сплоченным кличем оппозиции
  • Шива Назар Ахари (1984 г.р.), правозащитник, соучредитель Комитета репортеров по правам человека
  • Биби Хатун Астарабади (1858/9 — 1921), автор и пионер персидского женского движения в современном Иране.
  • Форуф Азарахши (1904–1963) основал первые начальные и средние школы для девочек в Мешхеде , Иран.
  • Хома Дараби (1940–1994 г.р.), политический активист, член Партии нации Ирана ; профессор детской психиатрии, врач
  • Парвин Дараби (род. 1941), ирано-американский писатель и активист; выступая против режима Ирана и ислама
  • Седика Довлатабади (1882–1961), активистка-феминистка и журналист, одна из первых фигур персидского женского движения.
  • Ширин Эбади (1947 г.р.), юрист и судья по правам человека, лауреат Нобелевской премии 2003 г.
  • Захра Эшраги (род. 1964), активистка-феминистка, внучка аятоллы Хомейни .
  • Парване Эскандари (1939–1998), жена Дариуша Форухара ; убит во время цепных убийств в Иране в ноябре 1998 года.
  • Роя Хакакян (род. 1966), ирано-еврейский правозащитник, поэт, журналист и писатель.
  • Фаезе Хашеми (1963 г.р.), журналист, активистка за права женщин и бывший член иранского парламента (1996–2000 гг.)
  • Шима Калбаси (1972 г.р.), правозащитница, автор, поэт, режиссер
  • Мехрангиз Кар (1944 г.р.), юрист по правам человека и иранский диссидент
  • Захра Каземи , (1948–2003) ирано-канадский фотограф -фрилансер , убитый политический заключенный.
  • Шахла Лахиджи (1942 г.р.), правозащитник, писатель, издатель, переводчик
  • Лили Мазахери (1972 г.р.), ирано-американский адвокат , лишенный статуса адвоката , в прошлом правозащитница .
  • Наргес Мохаммади (1972 г.р.), правозащитник и вице-президент Центра правозащитников .
  • Мэриэм Намази (родился в 1966), англо-иранский светский , коммунист и активист в области прав человека , комментатор и телеведущий; лидер Совета бывших мусульман Великобритании
  • Марина Немат (1965 г.р.), канадско-иранский активист, бывший политический заключенный и мемуарист
  • Марьям Раджави (1953 г.р.), избранный президент Национального совета сопротивления Ирана ; лидер Народных моджахедов Ирана
  • Шади Садр (1974 г.р.), юрист, правозащитник, публицист и журналист .
  • Азаде Шахшахани (1979 г.р.), ирано-американский юрист по правам человека и бывший президент Национальной гильдии юристов
  • Шахла Шеркат (род. 1956), писатель, издатель, редактор; пионер женского движения в современном Иране
  • Насрин Сотудех (1963 г.р.), адвокат по правам человека для активистов оппозиции и политиков
  • Бадри Теймурташ (1908–1995), первая женщина-врач из Ирана; основатель стоматологической школы Мешадского университета; сестра Абдольхоссейна Теймурташа
  • Иран Теймурташ (1914–1991), журналист и ранний активист; дочь Абдольхоссейна Теймурташа

Как выглядели женщины-иранки до того, как надели паранджу

В Интернете есть информация о том, что до 60-70-х годов прошлого века Иран был светским государством. Но спустя 50-60 лет все изменилось, и теперь это исламское государство, в котором принято соблюдать все запреты, прописанные религией.

В 1941 году к власти пришел шах Мохаммед Резе Пехлеви, который уверенно старался вести свою страну в западном направлении. Идя по выбранному пути, Иран становился цивилизованным государством, которое во всем стремилось брать курс на Соединенные Штаты Америки. В тот период изменилось даже отношение к женщинам, им было разрешено избавиться от паранджи и носить откровенную одежду.

Интересно! Иранские студенты внешне ничем не отличались от тех, кто учился на Западе. Кроме того, девушки могли разговаривать с мужчинами на равных. Им было разрешено самостоятельно выбирать себе мужа и устраивать семейную жизнь так, как им захочется.

На улицу иранские женщины выходили с непокрытой головой, а также с накрашенными глазами и губами. Стоит заметить, что косметикой они пользовались достаточно активно.

Естественно, кроме отношения к женщинам изменения коснулись и других направлений жизни. Теперь было разрешено слушать рок- и поп-музыку.

Теперь женщина могла даже не задумываться о том, можно ей путешествовать или нет. Она просто путешествовала и не обращала внимания на запреты, существовавшие ранее.

Девушки наравне с мужчинами стали носить брюки клеш, делать короткие стрижки, а самые смелые могли полностью изменить цвет волос.

Интересно! В 1978 году на территории Ирана проводился конкурс красоты, в котором принимали участие иранские девушки. Но этот год стал и последним для проведения конкурса. Больше таких вольностей иранским женщинам позволено не было.

Мужчины приглашали женщин в кафе, где они сидели за одним столом, при этом с непокрытой головой. Сейчас такое в стране просто непозволительно. Да, девушки могут отправиться в кафе с разрешения мужа, но голова у них должна быть покрыта платком.

Чтобы облегчить жизнь девушек в плане выбора нарядов, в Иране регулярно выходили и журналы мод, где можно было увидеть, что теперь модно носить и как правильно делать макияж.

Интересно! Иранская принцесса оказалась мужчиной

Но радовались женщины недолго, и в 1979 году все движения в направлении демократии были сведены на нет. С того момента государство все больше и больше стало развиваться как строго исламское. Все, что раньше имела девушка, теперь стало для нее под запретом.

Интересно! Для того чтобы избежать последствий исламской революции, многие жители Ирана покинули страну и отправились жить в Америку или в страны Европы.

Цена свободы

Для Масих речь идет именно о выборе. Ее мать и другие женщины в ее семье в Иране, по словам активистки, всегда выбирали хиджаб и, вероятно, так и будут делать впредь. Это прекрасно, но Масих считает, что за ней также должен быть выбор — не покрывать голову. Ее мечта – пройтись по улице в Иране рядом с ее матерью, одетой в хиджаб, в то время как в волосах Масих гулял бы ветер, а вокруг была бы свобода.

Реальность, однако, заключается в том, что Масих не видела никого из родителей в течение девяти лет. Рассказывая это, она расплакалась, уткнувшись лицом в руки. Ее отцу сейчас 75 лет, а матери — 65; она боится, что не сможет вернуться в Иран вовремя и увидеть их снова. «Я мечтаю вернуться в деревню и сделать им сюрприз, — говорит она сквозь слезы. — Трудно даже представить, что в XXI веке вы можете оказаться в подобной ситуации, будучи отрезанной от своей семьи в мире, где сейчас так легко наладить связь».

В Иране Масих была многие годы отрезана от своего сына Пуйяна / Фото Masih Alinejad via Facebook

Ее отцу сейчас 75 лет, а матери — 65; она боится, что не сможет вернуться в Иран вовремя и увидеть их снова

Сегодня Масих живет в Бруклине (США), откуда она разговаривает со мной по Skype. Она замужем за Камбизом, а Пуйян, которому сейчас 21 год, живет в Лондоне и делает карьеру в сфере киноиндустрии. И в то время как она не может вернуться в Иран из-за резонансных кампаний в защиту женщин, она также не может покинуть США из-за запрета Трампа на выдачу виз — и Пуйян не может посетить ее по той же причине. Ее изоляция от родителей и сына — огромная, тяжелая плата. Кажется особенно жестоким тот факт, что она не видела Пуйяна больше года, хотя уже была так долго отделена от сына в его детские годы.

Академия

  • Роксана Бахрамиташ (1956 г.р.), социолог, писатель, профессор
  • Джанет Афари , активистка и исследователь в области истории , религиоведения и женских исследований ; преподает в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре
  • Леди Амин (1886-1983, также известная как Banoo Амин), двадцатый век правовед , богослов и великий мусульманский мистик
  • Джале Амоузгар (1939 г.р.), иранолог, профессор и председатель Тегеранского университета
  • Ноушафарин Ансари (род. 1939), профессор факультета библиотечного дела и информатики Тегеранского университета ; Генеральный секретарь Совета детской книги Ирана
  • Мина Бисселл , биохимик, директор Калифорнийского университета, Отдел естественных наук Беркли
  • Ширин Эбади (род. 1947), юрист, преподаватель Тегеранского университета (лауреат Нобелевской премии 2003 г.)
  • Азита Эмами , инженер, работающий над маломощными схемами смешанного режима в масштабируемых технологиях; Профессор электротехники и медицинской инженерии в Калифорнийском технологическом институте
  • Фариде Хейят , англо-иранский антрополог и писатель; преподаватель SOAS Лондонского университета и Американского университета в Центральной Азии на пенсии
  • Марджан Джахангири , профессор кардиохирургии Лондонского университета Святого Георгия , первая женщина-профессор кардиохирургии в Соединенном Королевстве и Европе
  • Фирозе Кашани-Сабет (1967 г.р.), профессор истории Пенсильванского университета; писатель
  • Фатеме Кешаварц (1952 г.р.), заведующая кафедрой азиатских и ближневосточных языков и литературы, профессор персидской и сравнительной литературы Вашингтонского университета в Сент-Луисе
  • Элахех Кулаи (1956 г.р.), профессор политических наук факультета права и политических наук Тегеранского университета; политик
  • Фарзане Милани (род. 1947), директор по исследованиям женщин и гендера; Профессор персидских и женских исследований Университета Вирджинии в Шарлоттсвилле , Вирджиния , США
  • Марьям Мирзахани (1977–2017), математик, бывший профессор Стэнфордского университета.
  • Валентин Могхадам (род. 1952), профессор социологии и международных отношений; Директор программы по международным отношениям и директор программы исследований Ближнего Востока Северо-Восточного университета
  • Азар Нафиси (1948 г.р.), бывший преподаватель Тегеранского университета и Университета Джона Хопкинса
  • Афсане Наджмабади (род. 1946), профессор истории и исследований женщин, пола и сексуальности Гарвардского университета
  • Насрин Рахими , писатель иранской культуры и персидской литературы; профессор сравнительной литературы в Университете Калифорнии в Ирвине
  • Захра Рахнавард (1945 г.р.), первая женщина- ректор университета, Университет Альзахра (1998–2006 гг.) После иранской революции
  • Пардис Сабети (1975 г.р.), генетик Гарвардской медицинской школы
  • Рейхане Сафави-Найни , криптограф; профессор информатики; руководитель Исследовательского института телекоммуникаций и информационных технологий Университета Вуллонгонга
  • Фатима Шамс (1983 г.р.), литературовед Оксфордского университета
  • Саба Сумех , профессор религиоведения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и Университета Лойола Мэримаунт
  • Наира Тохиди , профессор и заведующая кафедрой женских исследований Калифорнийского государственного университета, Нортридж ; научный сотрудник Центра ближневосточных исследований Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе , США

Права женщин в Иране до революции

Тем, кто побывал в Иране, кажется, что женщины в этой мусульманской стране смирились с таким положением вещей, а некоторые даже уверяют себя, что им повезло, т.е. в той же Саудовской Аравии дела обстоят намного хуже. В Иране женщины красивые и грациозные. Трудно понять то, как им удается сохранять свое очарование в таких условиях. Но так было не всегда. Более двух тысяч лет назад в Иране вообще царил матриархат, а в новейшей истории все кардинально изменилось после Исламской революции.

Как жили женщины в Иране до революции? На одном из рекламных плакатов семидесятых годов изображены две иранки, одетые по тогдашней моде. На девушках короткие платья с декольте и открытыми плечами. С точки зрения шариата это совершенно неприемлемо. При шахе Пехлеви местные жители вели себя и выглядели в соответствии с западным образом жизни. До революции в Иране в моде были мини-юбки, расклешенные брюки и рок-н-ролл.

Женщины Ирана до Исламской революции могли свободно общаться с мужчинами, отсутствовала половая сегрегация в повседневной жизни и строгие правила поведения. Столица Ирана до конца семидесятых была одной из самых продвинутых в мире. В многонациональной стране развивались искусство, литература, индустрия кино и телевидения. Мужчины и женщины могли получать образование на равных, а на отдых иранцы ездили на горнолыжные курорты возле горы Эльбрус.

Особенно поражают фото женщин Ирана того времени. Разница действительно впечатляет. До Исламской революции женщины Ирана выглядели так же, как в СССР, Европе или США. Представительницы прекрасного пола одевались в соответствии с модой, вели активный образ жизни и могли ни от кого не зависеть. Сейчас на улицах можно увидеть только женщин, полностью закутанных в темные одежды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector