40 лет санкций: как иран сохранил независимую политику после исламской революции
Содержание:
- Как живут русские женщины в этой стране
- История Реза Пехлеви
- Начало исламской революции
- КСИР на страже интересов революции
- Исламская революция в Иране
- Семейная жизнь и обязанности
- Обязательный хиджаб
- Особенности заключения брака
- Коммунистическая революция Китая
- Действующие члены кабинета министров
- Список иранских правительств
- Деятельность духовного лидера
- Появление корпуса стражей исламской революции
- Женщины в дореволюционном Иране
- «Шах ушел, Имам пришел»
- Исламская культурная революция
Как живут русские женщины в этой стране
Русские женщины, которые волей судьбы оказались в Иране, по-разному устроились далеко от родины. Многие из них приняли ислам и воспитывают детей от местных мужчин. Другие ограничились временным браком, чтобы спокойно работать или учиться в университете, чтобы быть и при муже, и свободной одновременно. Но мужчина должен обеспечивать семью, так что русские женщины в Иране редко работают вне дома. А те, кто решил все-таки устроиться на работу, должны успевать еще и за хозяйством следить, и детей воспитывать.
Многие соотечественницы говорят о двойной жизни. Молодые девушки под просторными балдахинами прячут модные футболки с принтами и обтягивающие брюки, которыми не забывают покрасоваться перед подругами. Молодежь, сняв домик на окраине, устраивает вечеринки с танцами и выпивкой, модной одеждой, а самое главное – вдали от строго надзора старших. С виду жизнь в Иране – строгая и пуританская, а изнутри – свободная и раскованная, даже сухой закон не будет помехой для молодежи.
Многие иранцы только за смену режима, но вслух об этом говорить опасаются. Правда, есть и те, кого все полностью устраивает. Дело в том, что общество сейчас живет, в общем-то, вполне комфортно и нарушает многие запреты (касательно отношений до брака и алкоголя, например). Иранцы не показывают высокую лояльность к действующей в настоящее время системе, но хотят движения в сторону капиталистических ценностей и снижения влияния религии на жизнь общества.
История Реза Пехлеви
Реза Пехлеви
Шах Мохаммед Реза Пехлеви стал последним иранским шахом. Его власть началась в 1941 году, когда в Иран были введены британские и советские войска. Он правил тридцать восемь лет, и за это время только однажды было прервано его ничем не ограниченное правление, когда возникли противоречия с премьер-министром, и он покинул на время страну. Тогда премьер-министр Мохаммад Моссадык национализировал нефтедобывающие компании, которые находились в большинстве своем в частных руках, а Великобритания, которой принадлежало большинство этих компаний, вместе с США объявили иранской нефти бойкот. ЦРУ подготовило переворот в Иране, которое совершили 19 августа 1953 года. В результате этого переворота Моссадыка сместили с его должности и посадили в тюрьму, а шах смог вернуться в страну, нефтяная промышленность вернулась в частные руки.
Реза Пехлеви был сторонником радикальной вестернизации в развитии Ирана: он ориентировался во всем на США, особенно во внешней политике. Иран в те годы был единственным ближневосточным государством, которое поддерживало с Израилем дружеские отношения. Со стороны шаха Ирана проамериканские режимы, установленные в Омане, Сомали и Чаде, встречали поддержку. В стране была запрещена любая оппозиция существующей монархии, она подавлялась очень жестоко спецслужбой САВАК. Тысячи иранцев были арестованы, и их держали в застенках этой службы. Исламское духовенство находилось в оппозиции к шаху и представляло для него серьезную угрозу – его «Белая революция» у религиозного населения страны не встретила понимания. Особенно непримиримо критиком шаха и существующего режима выступал Рухолла Хомейни, духовное лицо из города Кума.
Начало исламской революции
Подавление демонстрации начало революции
Начало исламской революции принято связывать с демонстрацией в традиционно религиозном городе Куме, в нем в январе 1978 года началась демонстрация студентов против статьи посвященной Хомейни, которая была опубликована в государственной газете. Протестующие посчитали статью клеветнической, но их демонстрацию расстреляла полиция. Официальные данные гласили, что в ходе подавления беспорядков было убито два человека, но оппозиционная сторона утверждала, что было убито семьдесят человек. Поскольку шиитские традиции требуют того, чтобы поминальные службы по погибшим шли в течение сорока дней, поэтому следующая демонстрация вспыхнула в Тебризе восемнадцатого февраля, и тоже была подавлена со стороны властей, в результате чего были человеческие жертвы. Ситуация повторилась в марте и в мае в крупных городах страны.
Для того, чтобы успокоить население, шах пошел на то, что пообещал народу провести в июне свободные выборы, а также устроил показательный расстрел председателя САВАКа. Шахом были предприняты попытки остановить инфляцию, но это привело к тому, что начали массово увольнять рабочих. Персонал предприятий примкнул к демонстрантам, в результате чего начали простаивать крупнейшие предприятия страны. Массовые стачки в течение года окончательно подорвали экономику Ирана к ноябрю 1978 года.
Всеобщая стачка
После того, как произошел взрыв в Абаданском кинотеатре, в результате которого погибло больше четырехсот человек, в Иране было введено военное положение. Оно запрещало проведение любых демонстраций, но несмотря на это в Тегеране прошла массовая акция протеста, участников которой разгоняли с помощью техники. В результате подавления акции протеста погибло восемьдесят девять человек, включая трех женщин. Это событие положило начало всеобщей забастовке, которая произошла среди нефтяников, когда остановились все предприятия, занимающиеся добычей нефти, в том числе нефтеналивные порты и НПЗ. Следом за нефтедобывающей промышленностью остановила свою работу вся тяжелая промышленность, металлургия и машиностроение. Два миллиона человек вышли на демонстрацию в Тегеране 2 декабря, и главным требованием участников демонстрации было – сместить шаха.
Бегство шаха и возвращение аятоллы
Мохаммед Реза Пехлеви и его жена бежали из Ирана 16 января 1979 года – на их побеге настоял премьер-министр Шапур Бахтияр. Протестующие встретили это известие ликованием: тегеранцы хлынули по улицам, снимая со стен зданий портреты и любую атрибутику, напоминающую о шахе и о последней иранской династии. САВАК был распущен премьер-министром Бахтияром, а политические заключенные были освобождены. Армии было приказано демонстрантам не препятствовать, а сам премьер-министр пообещал протестующим провести свободные выборы в самом скором времени. Затем он связался с Хомейни, который находился в изгнании, и попросил его вернуться в Иран. Аятолла Хомейни вернулся в свою страну 1 февраля 1979 года из ссылки, которая длилась пятнадцать лет. Тегеранцы приветствовали его в аэропорту Мехрабад, миллионы людей высыпали на улицу, держа в руках его портреты и скандируя лозунг «Шах ушел, Имам пришел».
Бегство премьер-министра
Бахтияр предложил Хомейни создать правительство «национального единства», но Хомейни отверг это предложение. Он посетил тегеранское кладбище Бехеште-Захра, где выступил с двадцатиминутной речью, в ходе которой назвали незаконными премьер-министра Бахтияра и его парламент и пообещал, что «выбьет зубы этому режиму». Он назначил своего премьер-министра Мехди Базаргана, а после стычки, которая произошла в аэропорту между последователями Хомейни и гвардейцами, которые были на стороне Бахтияра, и которая превратилась в городские уличные бои, хомейнисты взяли контроль над всеми силовыми структурами и полицией, населению начали раздавать оружие. Генштаб или Высший военный Совет объявил 11 февраля о своем нейтралитете. Бахтияр бежал в Европу, где основал во Франции Национальное движение сопротивления, но был убит в 1991 году.
КСИР на страже интересов революции
Представители элитных военных подразделений обязались вести жёсткую борьбу с «подрывными элементами, выступающими против исламской революции».
Стражи исламской революции также охраняли государственные учреждения. Они входили в ряды личной охраны религиозных и государственных деятелей. Иногда люди из КСИР переходили в регулярную армию для ведения боевых действий. Часть стражей билась с военными из Ирака в период с 1980-го по 1988 год. КСИР помогал государству в подготовке народного ополчения Басидж.
Женская спортивная команда. Иран до революции. (pinterest.ru)
С мая 1982 года верховным главнокомандующим элитных подразделений иранского государства является Высший руководитель Ирана — рахбар. В состав Корпуса стражей исламской революции входят не только сухопутные войска, но и военно-воздушные и военно-морские силы. Ещё в КСИР введена группировка «Кудс» — войска специального назначения. У КСИР есть свой главнокомандующий, назначаемый рахбаром, и совет командования.
Штабы КСИР занимались не только силовым наведением порядка в Иране, но и агитацией. За религиозным аспектом деятельности Корпуса стражей следил ходжат-оль-эслам — один из высших представителей иранского духовенства. По сути, он назначал для каждого звена КСИР наиболее достойного человека из сферы духовенства. Финансовым и техническим обеспечением, а также коммуникацией КСИР с правительством занималось Особое Министерство Корпуса. Хомейни уволил практически всех журналистов и привлёк к работе в СМИ «стопроцентных мусульман», которые страстно восхваляли режим и порицали действия империалистических сверхдержав.
Иранские женщины протестуют против ношения хиджаба. (flickr.com)
Солдаты во время исламской революции. (flickr.com)
Сегодня Корпус стражей исламской революции считается в Иране элитным формированием.
Исламская революция в Иране
Хотя женщины сыграли важную роль в Исламской революции 1979 года, выйдя на улицы и помогли Мохаммада Резу Шах Пахлави, они потеряли значительное количество прав после того, как аятолла Хомейни установил контроль над Ираном.
Сразу после революции правительство постановило, что все женщины должны носить чадру на публике, в том числе и новостные ведущие на телевидении. Отказавшимся от чадры женщинам грозит публичная порка и тюремное заключение. Теперь, вместо того, чтобы идти в суд, мужчины могли просто трижды объявить «Я разведусь с тобой». Женщины же потеряли право требовать развод.
После смерти Хомейни в 1989 году некоторые из самых строгих толкований закона были отменены. Женщины, особенно в Тегеране и других крупных городах, начали выходить не в чадре, а просто в хиджабе или даже шарфе, практически не покрывающем волосы, и с полным макияжем.
Тем не менее, женщины в Иране по-прежнему сталкиваются с более слабыми правами сегодня, чем в 1978 году. Так, например, свидетельство двух женщин равняется показаниям одного мужчины в суде. Женщины, обвиняемые в супружеской измене, должны доказать свою невиновность, а не обвинитель, доказывающий их вину, и в случае признания их могут быть казнены путем побивания камнями. Но это законы шариата — которым не одно столетие.
Семейная жизнь и обязанности
Вступает в брак женщина только добровольно. Если союз был заключен без ее согласия, молодая иранка может требовать его аннуляции. Перед заключением брака будущая супруга получает предсвадебный дар в соответствии с материальными и социальными стандартами ее семьи. Подарок становится собственностью женщины, а не ее семьи, залогом экономической защищенности. При разводе дар остается за ней.
Основная обязанность женщины в Иране – подарить государству здорового члена общества и правильно его воспитать. Это обязывает мужа обеспечивать семью материально, а также выдавать супруге деньги на расходы, чтобы она могла в комфортных условиях рожать и воспитывать детей.
На развод в Иране может подать только мужчина, после дети остаются только с ним. Мужчина может не объяснять, почему он хочет расторгнуть брак. Женщина может подать на развод только при наличии серьезных причин: если это право было оговорено в брачном договоре, в случае жестокого обращения, наркомании или алкоголизма супруга, если муж не выдает ей денежное содержание или надолго покинул дом.
Ислам поддерживает возможность того, что разведенные супруги могут снова воссоединиться. Например, после развода женщине нужно подождать три месяца перед заключением нового брака. Это необходимо для того, чтобы убедиться, что она не беременна, и чтобы подумать о правильности решения. В это время бывший супруг может попробовать вернуть расположение жены. Мужчина может два раза разводиться, а потом снова воссоединяться с одной и той же женщиной. Но если случился третий развод, то сначала он должен подождать ее нового замужества с другим и развода.
Обязательный хиджаб
11 февраля 1979 года в Иране победила Исламская революция. Она положила конец либеральной политике шаха Мохаммеда Резы Пехлеви. Справедливо отметить, что форма правления нового государства была принята по результатам всеобщего референдума. Около 99% проголосовавших были за то, чтобы стать гражданами Исламской республики.
Можно понять простых людей. Имам Хомейни наообещал много всего хорошего: полную свободу от вмешательства других государств во внутреннюю политику, бесплатное электричество, газ и воду, всеобщее бесплатное образование и пр. Народ думал, что все имеющиеся блага сохранятся, и к ним добавятся новые. На деле получилось так, что сегодня, через 40 лет, большинство населения борется за базовые права и просто выживает. Но статья не об этом…
Хиджаб – это первые “ягодки”, с которыми столкнулись иранские женщины после установления новой власти. До этого женщины в Иране могли сами выбирать, во что одеваться: хочешь, носи чадру, хочешь – мини-юбку. Теперь улицы стали патрулировать басиджи, серьезые мужчины и грозные женщины в черной чадре. Они отрезали галстук у мужчин и насильно надевали платок на женщин.
Сегодня в Иране совершенно невозможно представить, чтобы кто-нибудь вышел на улицу без платка или в шортах. Специальный отряд правоохранительных органов тщательно следит за внешним видом всех прохожих
Не важно, иранцы они или иностранцы – закон Исламской республики един для всех. Тех, кто переступают границы дозволенного, насильно сажают в минивэн и доставляют в полицейский участок
В интернете полно подобных видео.
Иранки абсолютно не согласны с таким положением дел. Последние несколько лет стали популярны одиночные акты протеста, когда девушки снимают платок в публичном месте. Они не поддаются навязчивым советам окружающих и ничего не боятся. Подробнее о тех, кто защищает права женщин в Иране, читайте ниже.
Особенности заключения брака
Права женщин в Иране (как и институт семьи и брака) регулируются нормами шариата. Брачный возраст установлен для женщин – 13 лет, для мужчин – 15 лет. До 2002 года поощрялись и более ранние браки: в 9 лет для женщин, в 14 – для мужчин. Согласно мусульманским законам, замужество в таком раннем возрасте предотвращает сексуальные отношения вне брака, за что предусмотрены тяжелые наказания (вплоть до казни).
Супруги обязательно должны исповедовать одну религию. Это ограничение не распространяется только на так называемый временный брак. Вообще, в Иране различают два вида брака: постоянный и временный. Временный обычно заключается на конкретный срок, хотя может быть и бессрочным. Форма подобного брака позволяет мужчине брать сразу нескольких жен (до четырех), но с тем условием, что супруг должен иметь возможность достойно их всех содержать. Женщина в Иране может вступать только в один временный брак в один период. Чаще всего мужчины оформляют любовниц как временных жен, потому что сексуальные отношения вне брака запрещены. При этом все дети (как от временных, так и от постоянной супруги) в случае развода остаются с отцом. Судей-женщин в стране нет, так что закон всегда на стороне мужчины.
Положение женщины в Иране в вопросе брака дает хоть немного прав. Так, взять новую супругу мужчина имеет право только после согласия первой. Если женщина не согласна, то повторно жениться супруг может, только если докажет, что первая жена его в чем-либо не устраивает (домашнее хозяйство, отсутствие детей, интимные отношения). Правда, уже давно на правительственном уровне звучат идеи обязать женщину безоговорочно принимать решение мужа о других браках.
В случае развода мужчина платит откупные. Конкретная сумма оговаривается молодоженами еще до официального заключения брачного союза. Правда, в современном мире такая схема прижилась плохо. Корыстные женщины специально разводятся, чтобы разбогатеть. Поэтому в закон ввели ограничение. Сегодня максимальный размер компенсации при разводе составляет 40 тысяч евро.
Коммунистическая революция Китая
Хотя гражданская война в Китае (1927–1949 гг.) и коммунистическая революция причиняли огромные страдания в течение всего двадцатого века, для женщинкоммунизм пошел на благо — значительно улучшив их социальное положение. Согласно коммунистической доктрине, все работники должны были иметь равную ценность независимо от их пола.
С коллективизацией собственности женщины больше не были в невыгодном положении по сравнению со своими мужьями. «Одной из целей революционной политики, по мнению коммунистов, было освобождение женщин от системы частной собственности, в которой доминировали мужчины».
Конечно, женщины из класса владения недвижимостью в Китае страдали от унижения и потери своего статуса, как и их отцы и мужья. Однако подавляющее большинство китайских женщин были крестьянами — и они получили социальный статус, по крайней мере, если не материальное процветание, в постреволюционном коммунистическом Китае.
Действующие члены кабинета министров
Офис | Действующий | Партия (Принадлежность) | С | |
---|---|---|---|---|
Президентство | ||||
Президент | Эбрагим Раиси | Боевая ассоциация духовенства | 3 августа 2021 г. | |
Первый вице-президент | Мохаммад Мохбер | Независимый | 8 августа 2021 г. | |
Начальник штаба | Голам-Хоссейн Эсмаили | Независимый | 8 августа 2021 г. | |
Министры | ||||
Сельскохозяйственная | Джавад Садатинеджад | Коалиционный совет сил исламской революции | 25 августа 2021 г. | |
Бизнес | Реза Фатеми-Амин | Независимый | 25 августа 2021 г. | |
Коммуникация | Иса Зарепур | Независимый | 25 августа 2021 г. | |
Культурное наследие, ремесла и туризм | Эззатолла Заргами | Народный фронт сил исламской революции | 25 августа 2021 г. | |
Культура и исламское руководство | Мохаммад-Махди Эсмаили | Исламская ассоциация академиков Ирана | 25 августа 2021 г. | |
Оборона и тыловое обеспечение вооруженных сил | Мохаммад-Реза Гараи Аштиани | Независимый | 25 августа 2021 г. | |
Образование | Алиреза Каземи * | Независимый | 26 августа 2021 г. | |
Энергия | Али Акбар Мехрабиан | Независимый | 25 августа 2021 г. | |
Финансы | Эхсан Хандози | Коалиционный совет сил исламской революции | 25 августа 2021 г. | |
Иностранные дела | Хоссейн Амир-Абдоллахян | Независимый | 25 августа 2021 г. | |
Здоровье | Бахрам Эйноллахи | Независимый | 25 августа 2021 г. | |
Интеллект | Эсмаил Хатиб | Независимый | 25 августа 2021 г. | |
Интерьер | Ахмад Вахиди | Независимый | 25 августа 2021 г. | |
справедливость | Амин-Хоссейн Рахими | Независимый | 25 августа 2021 г. | |
Труд | Ходжатолла Абдолмалеки | Народный фронт сил исламской революции | 25 августа 2021 г. | |
Нефть | Джавад Оуджи | Независимый | 25 августа 2021 г. | |
Наука | Мохаммед Али Золфигол | Независимый | 25 августа 2021 г. | |
Спортивный | Хамид Саджади | Независимый | 25 августа 2021 г. | |
Транспорт | Ростам Гасеми | Независимый | 25 августа 2021 г. | |
Вице-президенты | ||||
Атомная энергия | Мохаммад Эслами | Независимый | 29 августа 2021 г. | |
Департамент окружающей среды | Иса Калантари | Независимый реформист | 13 августа 2017 г. | |
Правовые вопросы | Мохаммад Дехган | Независимый | 1 сентября 2021 г. | |
Мученики и ветераны | Амир-Хоссейн Газизаде Хашеми | Независимый | 12 сентября 2021 г. | |
Парламентский | Мохаммад Хоссейни | Исламская ассоциация академиков Ирана | 20 августа 2021 г. | |
Фонд национальных элит | Сорена Саттари | Независимый | 5 октября 2013 г. | |
Плановая и бюджетная организация | Масуд Мир Каземи | Фронт стабильности исламской революции | 11 августа 2021 г. | |
Женщины и семья | Энсех Хазали | Независимый | 1 сентября 2021 г. | |
Организация по административным и кадровым вопросам | Мейсам Латифи | Независимый | 5 сентября 2021 г. | |
Администрация президента и исполнительные вопросы | Соулат Мортазави | Общество приверженцев исламской революции | 5 сентября 2021 г. | |
Помощник президента Ирана по экономическим вопросам | Фархад Рахбар | Независимый | 5 сентября 2021 г. | |
Экономические вопросы | Мохсен Резаи | Фронт сопротивления Исламского Ирана | 25 августа 2021 г. | |
* Играет роль |
Список иранских правительств
- Иранские правительства после революции 1979 года
- Временное правительство Ирана (1979)
- Совет исламской революции (1979-80)
- Правительство Мохаммеда-Али Раджая (1980–81)
- Правительство Мохаммад-Джавада Бахонара (1981)
- Временное правительство Ирана (1981)
- Правительство Мир-Хоссейна Мусави (1981–89)
- Правительство Акбара Хашеми Рафсанджани (1989–97)
- Правительство Мохаммада Хатами (1997–2005 годы)
- Правительство Махмуда Ахмадинежада (2005–09)
- Правительство Махмуда Ахмадинежада (2009-13)
- Правительство Хасана Рухани (2013-17)
- Правительство Хасана Рухани (2017–21)
- Правительство Ибрагима Раиси (2021 г. — настоящее время)
Деятельность духовного лидера
Рухолла Хомейни
Рухолла Хомейни выступал с осуждением той прозападной внутренней и внешней политики, которую вел шах. Он был арестован 5 июня 1963 года, после его ареста в Иране состоялся целый ряд протестов и демонстраций, которые были разогнаны силовым путем, в ходе подавления этих акций погибло, по официальной информации, восемьдесят шесть человек, но неофициальные источники из среды протестующих сообщали о гибели пятнадцати тысяч демонстрантов. Рухоллу Хомейни переместили под домашний арест, а через восемь месяцев он был выпущен на свободу. Его антишахская деятельность была продолжена, и его вновь арестовали в ноябре 1964 года, после чего его выслали из страны.
Его революционная деятельность была продолжена в эмиграции: он написал свой главный труд под названием «Исламское государство» или «Велайят-е факих», в котором были изложены главные принципы устройства государства – будущей исламской республики. Было издано много экземпляров книг, записано много аудиокассет с его выступлениями, и весь этот материал переправляли в Иран, где его распространяли среди населения и читали в мечетях.
Появление корпуса стражей исламской революции
Возникновение Исламской Республики в 1979 году полностью изменило быт жителей Ирана. В ходе революции шах Мохаммед Реза Пехлеви был вынужден покинуть страну. Власть получил аятолла Рухолла Хомейни, назвавший себя в конституции «высшим духовным авторитетом». Он же создал в Иране специальные отряды, которые следили за нравами граждан, а также ввёл исламские законы.
Всех тех, кто выступил против режима Хомейни, устранили или с применением силы заставили изменить своим взглядам. Занимались карательными операциями члены Корпуса стражей исламской революции (КСИР), созданного 5 мая 1979 года. Согласно решению Высшего совета обороны, эта силовая организация должна была «оказывать содействие армии в деле защиты независимости, территориальной целостности государства и исламского республиканского строя».
Студентки после занятий. Иран до революции. (pinterest.ru)
Один из крупнейших политических деятелей Ирана Хосейн-Али Монтазери так охарактеризовал КСИР: «Корпус стражей — детище исламской народной революции и является единственным в своём роде органом, обладающим широкими религиозными, политическими и военными полномочиями». По сути, организация стояла выше регулярной армии.
Корпус стражей исламской революции контролировал соблюдение жёстких норм поведения: так, например, солдаты следили за тем, чтобы женщины одевались только так, как им положено, и занимались только разрешённой им работой. Тех девушек, которые нарушали установленный порядок, могли забить до смерти прямо на улице. Всех несогласных с реформами Хомейни либо арестовывали, либо расстреливали. При этом женщин, подозреваемых в несогласии с государственной политикой, солдаты могли просто похитить, расценивая их как свою «добычу».
Женщины в дореволюционном Иране
В Иране при шахах Пахлави улучшенные образовательные возможности и социальное положение женщин стали одним из столпов «модернизации». В течение девятнадцатого века Россия и Великобритания боролись за влияние в Иране, запугивая слабое государство Каджар.
Когда семья Пахлави взяла под свой контроль страну, они стремились укрепить Иран, приняв определенные «западные» решения — в том числе расширение прав и возможностей для женщин.
Теперь женщинымогли учиться, работать, и в соответствии с правилом Мохаммеда Реза шаха Пахлави (1941 — 1979), даже голосовать. Однако, прежде всего, женское образование предназначалось для того, чтобы производить мудрых, полезных матерей и жен.
С момента принятия новой Конституции в 1925 году до исламской революции 1979 года иранские женщины получали бесплатное всеобщее образование и расширяли возможности карьерного роста.
Правительство запретило женщинам носить чадру, с головы до пят покрывало, которой предпочтение отдавали высоко религиозные женщины. Порою чадру даже силой снимали с женщин — так себе свобода, честно говоря.
При шахах женщины устраивались на работу в качестве министров, ученых и судей. Женщины получили право голоса в 1963 году, а законы о защите семьи 1967 и 1973 годов дали женщинам Ирана право на требование развода со своими мужьями и ходатайство об опеке над их детьми.
«Шах ушел, Имам пришел»
Люди устали от почти 40 лет «стабильности» и тирании, пусть даже прозападной. Многим не по нраву была и модель светской власти. Истощенные инфляцией, давлением на оппозицию, тотальной коррупцией, иранцы надеялись на лучшее будущее. Однако в итоге они получили фактически ту же протухшую «стабильность». Только на этот раз с диким возвращением к религии, урезанием прав и свобод.
Столкновения на улицах продолжались всего несколько дней. Армия и правоохранители быстро перешли на сторону Хомейни. Он, кстати, отказался сотрудничать с премьером, который его пригласил.
Хомейни быстро ввел новый лад, где абсолютное верховенство получил имам – духовный лидер. Эта теократическая модель держится по сегодняшний день.
Исламская культурная революция
Исламская революция в Иране привела к необходимости исламской культурной революции, поскольку для того, чтобы новый режим был жизнеспособен, властям было необходимо подчинить себе сознание народа и обеспечить его постоянное послушание. Новые власти начали проведение в рамках культурной революции исламизацию всех сфер жизни: как духовной, так и бытовой сферы. Культурная революция предполагала наступление исламской массовой культуры по всем фронтам: существующая система высшего образования была разрушена, поскольку именно среди преподавателей и студентов высших учебных заведений были сосредоточены основные силы, противостоящие исламскому режиму.
За начало исламской культурной революции считают 5 июня 1980 года – в этот день все высшие учебные заведения были закрыты на неопределенный срок, и 12 июня было объявлено о создании исламской культурной революции. В революционный штаб вошли Шамс Ахмад, журналист, Али Шариатмадари, который ранее занимал должность министра культуры, Хасан Хабиби, ранее занимавший должность министра образования, и теоретик Исламской революции ходжат уль-ислам Бахонар.
В исламской культурной революции приняли участие как традиционные шиитские институты Ислама – медресе, мечети, паломнические центры, так и революционные органы, которые были созданы вновь. Профессорско-преподавательский состав и студенты, которые получали американское образование, подверглись гонениям. Хомейни назвал университеты «центрами разврата» и призвал организовать «подлинные исламские учебные центры». Десятки тысяч студентов и тысячи преподавателей были изгнаны из учебных заведений. Эти меры переросли в уличные столкновения между пасдарами и муллами, преподавателями и студентами вузов 20 июня 1980 года. Сотни студентов были ранены и убиты в результате подавления этих восстаний.
«Культурная революция» затронула прессу, телевидение и радио, а также кино: Хомейни выдвинул требование поменять содержание деятельности основных СМИ, которые нанесли Исламу за время правления шаха большой ущерб. Были уволены почти все сотрудники газетных издательств, а для работников телевидения и радио была представлена новая программ, регулирующая их деятельность. Запрещалось демонстрировать по телевидению и в кино иностранные фильмы, продавать и хранить видеокассеты, на которых записаны иностранные развлекательные телепрограммы. Контролировало работу СМИ Бюро по борьбе с непристойностями во главе с аятоллой Гиляни.
В рамках «культурной революции» серьезно изменились требования к поведению и образу жизни иранских женщин: им предписывалось соблюдать правила шариата, носить чадру или хиджаб, женщин ограничивали в выборе профессии, был введен запрет на развод по инициативе женщин, а также было вновь введено многоженство.
Иранская исламская революция стала самой крупной революцией двадцатого века по своей массовости в ряду таких революций, как эфиопская и Октябрьская революция в России.