Самоанализ
Содержание:
- Цели
- Определения самопознания
- Самоанализ педагогической работы
- Почему узнать самого себя так трудно
- Виды самоанализа
- Вопросы для самоанализа
- Попросите близких людей описать, как они видят вас со стороны
- Понятие самоанализа
- Ваши чувства как ключ
- Характеристика плана урока
- Примерные алгоритмы самоанализа урока
- Пример из моей жизни
- Убедительные перспективы
- Актуальность самоанализа
Цели
Во время самоанализа может возникнуть чувство сопротивления, требующее проработки
В такие моменты важно понимать, что временные ухудшения – это часть процесса самопознания. Во время раскрытия подавленных, травмирующих ситуаций человек всегда ощущает тревогу
Главная цель самоанализа — раскрывать скрытые ранее от сознания эмоции, потребности и чувства. Только столкнувшись с правдой, человек может освободиться и начать действовать.
В повседневной жизни самоанализ нужен в первую очередь для самореализации. Он помогает принимать ответственные решения и отстаивать свои позиции.
Определения самопознания
В философской и научной литературе представлен ряд определений понятия самопознания. Под самопознанием понимается:
- познание своего Я в его индивидуальности, условиях и способах реакции, характерных только для него, в склонностях и способностях, силах и пределах собственного Я;
- сложный и многоуровневый процесс познания себя в качестве субъекта деятельности и общения, построения и коррекции образа Я, наполнение содержанием самосознания личности;
- динамичный, качественный, интегративный процесс Я-концепции личности, развёрнутый во времени, направленный на познание себя в качестве субъекта деятельности и общения, характеризующий мотивационно-ценностное отношение к овладению системой знаний о себе, своих психофизических и морфофункциональных возможностях, их творческом использовании для саморазвития и самосовершенствования.
Самоанализ педагогической работы
В своих работах педагоги указывают субъективные цели и задачи своей деятельности, техники и приемы педагогики исходя из персонального опыта, предлагают идеи на тему того, какие преобразования стоит вносить в систему образования. Также делятся своими личными наблюдениями касаемо ее качества. В некоторых случаях авторы указывают итоги внутреннего тестирования и сопоставляют их с оценками учащихся.
Такой вид самоанализа существует, чтобы наблюдать за динамикой образования. Он помогает учителю выявить сильные и слабые стороны своей работы и прогнозировать план усовершенствования педагогики.
Почему узнать самого себя так трудно
Причин несколько:
Нехватка времени. Мы живем в бешеном ритме, ломаем голову над тем, как совмещать работу и семью, гонимся за заработком, подвергаемся стрессам и плохо спим. При таком образе жизни идея о самопознании кажется сущей чепухой. В каждодневном цейтноте нам иногда некогда посидеть в тишине и выпить чашку чая. О каком уж там познании может идти речь. Кстати, рекомендую почитать нашу статью о том, как бороться со стрессом, а также ознакомиться с подборкой книг для улучшения качества сна.
Ставка на внешнее
Мы больше нуждаемся во внешнем успехе, продвижении, статусе, влиянии, материальных благах и недооцениваем важность утоления внутреннего голода. Однако достижение успеха очень тесно связано с самоанализом
Если не обращать внимания на то, что внутри, можно получить опустошение, даже достигнув приличных высот.
Нежелание смотреть правде в глаза. Все мы иногда совершаем нелицеприятные поступки, произносим обидные слова, недостойно себя ведем. Если начать копаться в своей личности, то можно обнаружить там много негативного. А кто любит узнавать о себе такое? Куда проще не замечать и не мешать комфортному восприятию себя любимого. А то еще придется что-то менять и рушить мир, к которому так привыкли.
Неосознанность действий. Многие вещи в своей жизни мы делаем неосознанно. Поскольку мозгу сложно концентрироваться на всех действиях в каждом моменте, всех чувствах и эмоциях, он идет по пути меньшего сопротивления и включает автопилот.
Отождествление себя со своими мыслями. Обладая ярко выраженным критическим мышлением, человек забывает, что он является совокупностью ума, чувств и тела. При таком ограниченном способе исследования себя достигнуть самопознания крайне трудно.
Руководство только чувствами. Это предполагает обратную предыдущему пункту ситуацию, когда человек идет на поводу сиюминутных чувств, не учитывая то, что оценка действительности может быть искажена в силу разных факторов.
Виды самоанализа
Можно выделить систематический и несистематический самоанализ. Первый предназначен для решения сложных проблем, которые мешают человеку жить, и ситуаций, повторяющихся снова и снова. Например, когда мужчина борется со страхом знакомства с противоположным полом, выполняет упражнения, ведет дневник и отслеживает динамику.
Несистематический самоанализ применяется тогда, когда человек хочет объяснить себе что-то разовое. Например, он не понял, почему друг на него обиделся и теперь не разговаривает с ним. Кроме попыток поговорить с другом, субъект еще обращается внутрь себя, анализирует свои слова и действия.
Кроме видов самоанализа принято выделять еще типы, а точнее техники. Например, можно использовать такие приемы и способы, методы самоанализа:
- Письмо самому себе на разных листах. Возьмите 5 листов: белый, коричневый, зеленый, желтый и синий. Или можно взять обычные белые листы и использовать карандаши разных цветов. На первом листе объективно опишите проблему: что и когда произошло (по типу сводки новостей). На втором листе опишите все свои негативные эмоции и чувства, связанные с этой ситуацией. На третьем листе распишите положительные эмоции и чувства, которые вызывает у вас эта ситуация. На четвертом листе творчески опишите проблему. Например, зарисуйте ее. На последнем листе проведите анализ, сделайте выводы и напишите себе пару рекомендаций. Таким образом, на последнем листе должно появиться решение проблемы. Остальные листы предназначены для того, чтобы помочь вам увидеть проблему под разным углом, с разных точек зрения.
- Анализ сновидений. Сновидения – это отражение нашего подсознания, переживаний, мыслей и чувств. Если регулярно разбирать сны, то можно найти решение актуальной проблемы. Анализ снов можно проводить в формате дневника. Если не хватает знаний, то обратитесь к трудам Фрейда (он много писал про сны и их значение).
- Личный дневник. Задача – ежедневно делать что-то для формирования новых, полезных привычек и изменения деструктивного мышления. То есть вы определяете проблему и разрабатываете план работы над ней. В дневнике вы описываете ситуации, в которых проблема проявляет себя, свои чувства, мысли и реакции. Там же вы фиксируете, чем следовало бы заменить эти элементы. То есть вы отмечаете, что хотели бы чувствовать и думать, как хотели бы реагировать. А если реакции вас устраивают, то вы отмечаете прогресс и просто закрепляете поведение.
Обратите внимание! Дневники могут быть разной направленности: целей, благодарностей, личностного развития, работы над ошибками прошлого и т.д. Для самоанализа можно использовать любые изолированные методики
Например, любые тесты на определение уровня тревожности, самооценки, стрессоустойчивости, способностей, темперамента, типа личности и т.д. С помощью изолированных способов диагностики можно проводить узконаправленный самоанализ. К примеру, самоанализ опыта и навыков, способностей, достоинств и недостатков, образа жизни, себя как личности
Для самоанализа можно использовать любые изолированные методики. Например, любые тесты на определение уровня тревожности, самооценки, стрессоустойчивости, способностей, темперамента, типа личности и т.д. С помощью изолированных способов диагностики можно проводить узконаправленный самоанализ. К примеру, самоанализ опыта и навыков, способностей, достоинств и недостатков, образа жизни, себя как личности.
Отдельно стоит разобрать критический самоанализ. В этом случае человек оценивает свои действия, мысли и желания с точки зрения морали, норм общества. Во время такого анализа личность решает дилемму «Быть или казаться». К такому самоанализу люди обращаются в ситуациях сложного выбора.
Вопросы для самоанализа
-
Что бы Вы сделали по-другому в своей жизни, если бы знали, что никто Вас за это не осудит?
- Как Вы бы описали себя в трех словах? Запишите их.
- Как часто Ваши наибольшие опасения сбываются?
- Какие уроки Вы вынесли из жизни?
- Какие моменты заставляют Вас любить свою жизнь?
- С кем Вы, как правило, сравниваете себя?
- Есть ли у Вас личные долгосрочные и краткосрочные цели? Если есть, запишите их.
- Кто те люди, которыми Вы себя окружили?
- Довольны ли Вы тем, кто Вы сейчас?
- Как бы Вы определили свои главные ценности? Запишите их.
- За какие поступки Вы чувствуете гордость в последнее время?
- К чьим советам Вы прислушиваетесь в последнее время?
- Разумно ли Вы тратите свои деньги?
- Довольны ли Вы своей работой?
- Если бы у Вас были неограниченные ресурсы, как бы Вы изменили свою жизнь и жизнь окружающих? Запишите.
- Празднуете Вы свои небольшие достижения?
- Считаете ли Вы себя достойным восхищения?
- Вы делаете жизнь других лучше? Кого именно? Запишите.
- В чем разница между жизнью и существованием, по Вашему мнению?
- Сколько лет Вы дали бы себе, если бы не знали эту цифру на самом деле?
- Какая Ваша самая большая мечта и самый большой страх? Запишите их рядом с сегодняшней датой.
- Что бы Вы сделали по-другому в жизни 5 лет назад?
- Существует ли человек / вещь / явление, которое делает Вас счастливым каждый день?
- Как Вы определяете успех?
- О чем Вы жалеете больше: о провале или о том, что так никогда и не попытались?
- Если бы Вы могли стать другим человеком на некоторое время, кем бы Вы хотели стать?
- Каким был худший день в Вашей жизни и почему?
- Есть ли что-то, что Вы делали по-другому, чем большинство людей привыкли?
- Что вдохновляет Вас больше всего?
- О чем Вы больше всего жалеете?
- Когда в последний раз Вы узнавали что-то новое, что Вас удивило? Что это было?
- Боитесь ли Вы выражать свое мнение на публике?
- Как часто Вас останавливают собственные страхи?
- Какой след Вы хотели бы оставить в этом мире? Запишите одним предложением.
- Может ли существовать счастье без печали?
- Приходится Вам оправдываться за свои поступки перед другими, или перед собой?
- Какой будет Ваша жизнь через 10 лет? В 2026 году?
- Говорите Вы «нет» на просьбы? Если нет, то почему?
- Зациклены ли Вы на каких-либо ошибках прошлого?
- Опишите самую большую проблему, с которой Вы столкнулись в настоящее время?
- Сколько людей Вы сейчас действительно любите и что Вы делаете для них?
- Если бы Вы могли попросить выполнение только одного желания, что бы это было?
- Вы внимательно слушаете людей, когда они говорят с Вами?
- Опишите одну черту характера, с помощью которой Вы хотели бы запоминаться людям?
- От каких плохих привычек Вы хотите избавиться?
- ??Как часто Вы общаетесь с людьми, которых любите?
- Какие лучшие 3 комплимента Вы получили от других о себе? Запишите их.
- Как бы Вы описали свое будущее в двух словах?
- Какое Ваше любимое место на Земле?
- В чем Вы эксперт?
Рекомендовано отвечать на эти вопросы письменно время от времени. Это поможет не только следить за своим развитием, но и открывать новые моменты, которые необходимо изменить, чтобы продолжить путешествие к познанию собственного я.
Вы можете использовать их как вопросы для самоанализа воспитателя ДОУ, педагога, менеджера. Они помогут любой творческой личности получить более четкое представление о себе и о возможных путях развития.
Попросите близких людей описать, как они видят вас со стороны
Что, как им кажется, происходит у вас в голове? Нравится ли им то, что они видят? Помните: чужое неприятие вашего поведения — это не всегда сигнал, что его нужно изменить. Мнения людей субъективны, у всех разные вкусы. Впечатления окружающих в данном случае должны интересовать вас только для познания себя, а решение меняться — приниматься для вашего блага, а не для удовольствия кого-то другого. Сравните чужое восприятие с собственным. Насколько сильно они отличаются? Какое вам нравится больше и почему? Возможно, другие люди отчётливо видят те ваши стороны, которые вы не замечаете или не воспринимаете всерьёз.
Понятие самоанализа
Современная психология понимает под самоанализом оценку субъектом своих:
- поступков;
- переживаний;
- мыслей;
- суждений;
- потребностей.
Самоанализ невозможен без рефлексии, то есть наблюдении за своей психической деятельностью со стороны. Однако, в отличие от последней, он предполагает оценочное суждение, а не просто созерцание себя со стороны.
Практически все направления психологии и психотерапии придают самоанализу огромное значение. Они по-разному расценивают роль этого процесса, но сходятся в одном: изменение состояния пациента без него невозможно.
Почему самоанализ важен при лечении зависимости
Любая зависимость – это состояние психики, которое характеризуется патологическим влечением к достижению определенного состояния. В случае с ПАВ и алкоголем это измененное сознание.
На первом этапе лечения у пациента купируют физическую зависимость от вещества (если она успела сформироваться). Однако этого недостаточно для полного отказа от употребления ПАВ. Чтобы он произошел, зависимый должен осознать несколько важных вещей:
- употребление ПАВ представляет собой избегание реальности и снятие с себя ответственности за свою жизнь;
- систематический прием ПАВ не соответствует общепринятым нормам общественного поведения;
- прием вещества в конечном итоге приведет к смерти или существенному ухудшению состояния здоровья.
После того, как пациент усвоит эти простые истины, у него появляется другая задача – перестать употреблять ПАВ. Чтобы сделать это, необходимо понять, что послужило причиной зависимости, что толкнуло субъекта на употребление вещества. И вот тут как раз приходит на помощь самоанализ. Обращая свой взор на себя самого, зависимый находит исходные точки своей проблемы, рассказывает о них психотерапевту (или группе), а затем они общими усилиями пытаются исправить ситуацию исходя из полученной информации.
Самоанализ необходим и для профилактики выхода пациента из ремиссии. На стадии терапии и после нее зависимый должен ежедневно критически изучать явления собственной психики и давать им однозначную оценку. Это – единственный способ избежать возвращения тяги к употреблению ПАВ.
Как должен проходить самоанализ при лечении зависимости
Независимо от используемой психотерапевтической методики лечения зависимости самоанализ всегда имеет примерно одинаковый вид и проходит по следующему алгоритму:
- Пациент вспоминает все события, произошедшие с ним в течение дня. Также изучаются психические явления: мысли, чувства, желания.
- Затем зависимый излагает то, что вспомнил. Это делается устно или письменно. Последним вариантом не стоит пренебрегать. Он помогает более детально восстановить в памяти важные факты.
- Из общей совокупности физических и психических явлений выделяют те, которые вызвали дискомфорт, причинили неприятные ощущения, способствовали возникновению желания употребить ПАВ.
- Значимые факты оценивает сам пациент, а затем врач-психотерапевт и (или) группа.
Задача врача в этой ситуации – помочь пациенту давать объективную оценку своим действиям и принимать рациональные решения. То есть решения в пользу отказа от ПАВ и признания мотивов употребления необоснованными.
Терапия в форме самоанализа со временем учит зависимого самостоятельно определять, что для него действительно хорошо, а что плохо. В данном случае объективно плохим будет употребление ПАВ, что и должен понять и решить для себя пациент.
Формирование химической зависимости
Лекция «Любовь к себе»
Ваши чувства как ключ
Вернемся к основам самоанализа. Главное в методике самоизучения своего подсознательного — это максимально снизить сопротивление.
Необходимо пытаться забыть про свои привычки и пристрастия, отнестись к самому себе как будто к другому человеку. Нужно забыть свои чувства на данный момент, и сконцентрироваться на своих чувствах ранее, в какой-то определенный момент
Здесь важно ваше желание. Чем выше желание постичь себя, тем меньше должно быть сопротивление
Например, вы испытываете страдания от того, что расстались с некогда близким вам человеком. Вы не можете полноценно спать, работать, общаться и мысли Ваши направлены только на это.
Для того чтобы понять, что же произошло с Вами, вы должны успокоиться и вспомнить свои чувства к этому некогда близкому вам человеку на разных этапах. Вспомните, что вы чувствовали, когда он дарил вам цветы, когда Вы вместе смотрели интересный фильм, когда первый раз поссорились из-за Вашего флирта на вечеринке со своим знакомы. Вспомните, как Вы читали гороскопы и один из гороскопов Вам внушил, что Вы якобы «водолей», а Ваш близкий человек — «рак», поэтому «водолей» всегда флиртует, а «рак» замкнут и эти два «знака» несовместимы. Если Вы честно и объективно попытаетесь провести самоанализ, вспомните слова Вашей мамы по поводу Вашего близкого человека. Вспомните, что флиртовать со знакомым на вечеринке, собственно, и не хотели, но гороскоп просто обязывал Вас вести себя в полном соответствии с Вашим «знаком».
Углубитесь в себя:
- Что вы чувствовали, когда первый раз встретились?
- Страх одиночества?
- Страх показаться толстой?
- Страх запаха изо рта утром, когда вы один раз встали позже обычного и не успели почистить зубы?
- Какие были Ваши чувства, когда Вы первый раз остались наедине?
Сопротивление и Ваше Я обязательно направит Вас по ложному следу, и заставит отторгнуть попытку самоанализа. Да, Ваш близкий совершенно точно чрезмерно ревнивый. Он ведь должен войти в ваше положение, признать Вашу свободу.
А теперь представьте все, что Вы чувствовали в те моменты, но с точки зрения стороннего наблюдателя. Как бы Вы отнеслись к другой девушке, которая на вечеринке открыто флиртует со знакомым, заранее зная, что ее близкому человеку это не нравится. И вы наверняка увидите, что Ваше поведение было не просто некрасивым, но не к месту и не ко времени. Что Ваше поведение спровоцировала та бредятина, которую выдумывают люди и называют «гороскоп». Что эти «гороскопы» противоречат друг другу, потому что являются не более чем выдумкой человеческой в силу фантазии и маркетинга…
Мы поверхностно рассмотрели лишь самый первый метод самоанализа самого себя и своего поведения, дали поверхностный взгляд на самоизучение. Чтобы вы поняли, что это такое и в каком направлении вам идти.
Далее мы рассмотрим с вами, какие методики для самоанализа существуют и что выбрать конкретно вам.
Обязательно подпишитесь на обновления моего блога и расскажите о нем друзьям!
Характеристика плана урока
Затем приступаем к характеристике плана урока. Она включает в себя изучение содержательной стороны учебного материала и его соответствия требованиям к преподаванию предмета и возрасту обучающихся. Затем рассматриваются использованные методы и приемы обучения
Особое внимание уделяется формам организации познавательной деятельности и их актуальности
На следующем этапе самоанализа урока проводится сравнение реального построения урока и структуры урока зафиксированной в план-конспекте.
Немаловажен и структурный аспект самоанализа урока. В рамках данного пункта плана самоанализа урока проводится пошаговый анализ каждого элемента урока, выявляется его вклад в достижение результата. Также учитель формулирует обоснованные доказательства оптимальности выбора каждого элемента урока.
Функциональный аспект самоанализа урока заключается в изучении уровня соответствия структуры урока и поставленным целям. Также изучается степень соответствия ключевых элементов проведенного урока и возможностям класса. Не упускается из виду и то, какой стиль отношений учителя и учащихся выбран для каждого конкретного занятия.
В заключении самоанализа урока проводится обоснованная оценка конечного результата урока по следующим направлениям:
- формирование универсальных учебных действий на уроке;
- определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;
- причины разрыва;
- выводы.
В завершении процесса самоанализа урока учитель должен предложить актуальные пути совершенствования урока по определенному предмету. В педагогической науке существует система направлений совершенствования урока представленная на рисунке ниже.
Рисунок 4. Варианты рекомендаций по итогам самоанализа урока.
Важно понимать, что самоанализ урока – это уверенный шаг, не только к подготовке следующего урока, но и шаг к следующей ступени профессионального роста педагога. Полноценный и глубокий самоанализ урока получается далеко не сразу
Самоанализу урока необходимо учиться на примерах и собственном опыте.
Примерные алгоритмы самоанализа урока
Самоанализ не обязательно должен затрагивать все аспекты урока. Все зависит от того, ради чего проводится открытый урок: был ли это урок для подтверждения категории или в рамках недели по предмету, или в рамках фестиваля творческого мастерства и т.д.
Вот несколько примеров алгоритмов, которые помогут учителю составить свой самоанализ:
Самоанализ урока, проведенного в рамках конкурса, фестиваля и т.д.
- В чем заключается ваше педагогическое кредо, и как урок помог вам отразить это?
- Объясните выбор содержания урока и выбранной технологии.
- Какие методы и приемы использованы на уроке и оценка их эффективности.
- Что удалось/не удалось осуществить?
- Что можно было бы изменить в ходе урока, нужны ли эти изменения? Если да, то почему?
Краткий план комплексного самоанализа урока
Выбор темы урока, его место в программе. Связь данного урока с предыдущими, и его влияние на следующие уроки.
Краткая характеристика класса: количество сильных/слабых учеников; какие особенности класса были учтены при планировании урока.
Краткий анализ целей и задач урока и оценка их реализации.
Выбор формы урока и приемов/методов, использованных на уроке, взаимосвязь теории и практики. Целесообразно проанализировать основной этап урока подробнее. Так легче показать взаимосвязь всех этапов урока, показать, как остальные этапы работали на главный, основной этап.
Обосновать выбор дидактического материала, ТСО, наглядности. И как это помогло достичь заявленных целей.
Как организован контроль знаний учащихся (на каком этапе, в какой форме). Оценить эффективность выбранного метода.
Психологическая атмосфера на уроке, заинтересованность учащихся, общение с учителем. Удалось ли избежать перегрузки, утомляемости, сохранить мотивацию?
Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом особенностей класса и степенью усвоенности нового знания.
Как вы сами оцениваете результаты урока: все ли задачи решены, если нет, то почему?
В двух словах: перспективы вашей дальнейшей деятельности.
Таким образом, самоанализ урока помогает учителю взглянуть на свой урок со стороны, объективно оценит его «плюсы» и «минусы». Это рефлексия, позволяющая выделить неучтенные резервы, выработать свой стиль, сформировать свое педагогическое кредо.
Пример из моей жизни
Самоанализ помогал и помогает мне регулярно и во многом. Каждый раз, когда я испытываю внутреннее беспокойство, негативные эмоции, я обращаюсь к этому методу. В качестве примера расскажу о том, как в свое время (годы назад) самоанализ помог мне справиться с самоповреждающим поведением – намеренным травмированием тела.
Самоповреждение бывает разным. Часто речь идет о порезах на теле. В моем случае была другая форма, но тоже часто встречающаяся – обдирание кутикул ногтями. Относится к дерматилломании. Сначала это имело неосознанный характер (как часто и бывает), то есть я замечала уже разодранные пальцы, кровоточащие раны. При этом я не могла сказать, когда и почему я это сделала (снова все идет по классическому сценарию).
Вот на какие вопросы я отвечала в процессе самоанализа (пример написания самоанализа себя):
Что такое самоповреждающее поведение? Это проявление аутоагрессии.
Откуда берется агрессия, направленная на самого себя? Это трансформация агрессии, направленной на что-то или кого-то из внешнего мира. Если не можешь выразить гнев на этот объект, то подавляешь негатив, и потом он выплескивается в виде самоповреждения.
В каких ситуациях я повреждаю себя? Это было самое сложное. Долгое время я не могла вывести проблему на осознанный уровень. Вела дневник, постепенно удалось записать основные ситуации.
Что общего в этих ситуациях? Какие эмоции и чувства я испытываю, кроме очевидной агрессии? Раздражение, нежелание делать то, что мне нужно делать (общаться с кем-то/другой вариант – зависит от ситуации), злость.
Почему я это испытываю? Потому что это идет в разрез с моими истинными желаниями и интересами
Я заставляю себя делать что-то, что противоречит моей натуре, или препятствую выходу чего-то важного.
Что я чувствую в процессе самоповреждения? Успокоение, расслабление.
Возможно, я в чем-то боюсь себе признаться? Например, в том, что отношения с конкретным человеком изжили себя. Или в том, что конкретная работа не приносит радости и не интересна
Или в том, что я не умею спокойно и прямо говорить о том, что мне не нравится, а вместо этого коплю негатив.
Почему я боюсь себе в этом признаться? Чего я на самом деле боюсь? Обидеть этого человека, если разорву с ним отношения? Неопределенности, если брошу эту работу?
Почему я этого боюсь? Каких ресурсов мне не хватает, чтобы решиться на важный шаг и стать счастливой?
Где мне раздобыть нужные ресурсы, инструменты?
И знаете, что было дальше? Облегчение. Все стало понятнее, появился план. Ненужные элементы исключались из жизни, а вместе с ними уходила агрессия и, как следствие, аутоагрессия. А на всякий пожарный случай (если что-то заставит меня нервничать и злиться) у меня есть такой прием: вместо повреждения пальцев нужно перебирать в руках какой-то предмет, например, ластик, резинку для волос, ручку и т.д. Этот метод рекомендуют психологи всем людям со склонностью к самоповреждению в ситуациях, когда не удается совладать с импульсом. Главное – вывести все на осознанный уровень, научиться отслеживать начало.
Так было в моем случае. У другого человека с той же проблемой (самоповреждение) индивидуальный самоанализ может пойти по другому пути. Например, причинение себе вреда более осознанное, а причина – душевная боль. Многие люди, которые режут себя, говорят о том, что физическая боль усмиряет душевную, отвлекает их. Тогда и план коррекции будет другим, и дальнейшие вопросы для самоанализа будут другими. Ведь и причины такого поведения здесь другие.
Убедительные перспективы
Бывает, что случайная находка в частном, или неожиданный вывод в общих рассуждениях затмевает усердные продолжительные изыскания. Значимость полезного открытия начинает преобладать над всем циклом переживаний и поисков. А потому вся предшествующая деятельность воспринимается в свете удачной единовременной привязки. Продолжая проводить свою внутреннюю аналитику, мы учимся не бояться потерять время на приобретение опыта.
В таком подходе рождается перспективное мышление и уверенность в плодотворности затрачиваемых усилий. Можно не сомневаться, что обретение лучшей ментальности нравственного комфорта обязательно последует. Ведь поддерживая собственный интерес к себе мы становимся увереннее в социуме. Отслеживая свою поступь в мире общественных коллизий, мы становимся полноправными участниками поступательных перемен.
Как уже было сказано, любое познание – процесс, ориентированный на будущее. Поэтому раскручивая нить открытий в своем внутреннем мире, мы соприкасаемся с бесконечностью.
Обращаюсь с просьбой к своим читателям. Задумываясь над серьезными темами, посвящайте в них друзей и близких. Ведь истину питают не опрометчивые ремарки, а доверительный интерес. Поделитесь и этой заметкой.
С Уважением автор блога Наталия Миновская
Актуальность самоанализа
Профессиональное совершенствование представляет собой постоянный рост и саморазвитие личности. Чтобы грамотно планировать свою деятельность, необходимо владеть методами научного исследования
Педагогу важно видеть процесс, как бы со стороны, замечать изменения, которые происходят в профессиональной среде, в обществе. Жизнь постоянно выдвигает новые подходы к подготовке, и в связи с этим необходимо вовремя и корректно вносить изменения в свою профессиональную деятельность. Анализ, сопоставление, обобщение – отправные точки для проведения самоанализа
На это даётся не так много времени, и стоит лишь потерять эту ниточку, как происходит отставание и непонимание ситуации
Анализ, сопоставление, обобщение – отправные точки для проведения самоанализа. На это даётся не так много времени, и стоит лишь потерять эту ниточку, как происходит отставание и непонимание ситуации.