Надежда ламанова

Карьера до революции

После учебы Ламанова некоторое время работала в известном ателье. Но очень быстро она решила создать свою мастерскую. К талантливой мастерице сразу пошли клиентки. Модельер придумывала собственный образ для каждой дамы. Ее платья идеально сидели на любой фигуре. Секрет успеха состоял в том, что Надежда накладывала куски ткани заготовки в процессе примерки. Конечно, такой подход был утомительным для клиенток. Зато результат был потрясающим. В других ателье мастера так не работали.

Многие москвички полагали, что платья Ламановой совершенно не уступали парижским. Надежда никогда не работала сама. Очень быстро она обзавелась работницами, которые и осуществляли пошив. Сама же Ламанова придумала потрясающие модели. Даже императрица Александра Федоровна носила ее платья. Ламанова числилась поставщиком нарядов «Ее императорского величества». Клиентками модельера были очень известные женщины того времени – Вера Холодная, Мария Ермолова, Ольга Книппер-Чехова.

По просьбе Станиславского Ламанова также шила костюмы для театральных постановок Московского театра. Сотрудничала Надежда с актерами до самой смерти.

Реклама ателье Ламановой

За следующую находку мы благодарим Наталью Титову.

Именно она нашла одну из первых, а возможно и самую первую рекламу ателье Надежды Петровны, находившегося еще по адресу Большая Никитская, , то есть до переезда в дом Адельгейм.

В 1889 году в Москве была издана книга под названием: «Общеполезная коммерческая «Биржа» и необходимые сведения и адреса для приезжающих с Кавказа и Закавказья о московских, петербургских, провинциальных фабрикантах и фирмах, и для последних о фабрикантах и фирмах Кавказа, с указанием фамилий и рода торговли». Составителем книги был Габриэль Тер-Габриэльянц.Реклама ателье Ламановой. 1889 год.

Интересно, что Габриэль Тер-Габриэлянц, хоть и не написал о Надежде Петровне ни слова в своем издании, но рассказал о других действующих в то время магазинах модной одежды и готового платья.

Это не единственная реклама, найденная в печатном издании, еще одна была найдена в газете «Известия» от 7 ноября 1923 года и имеет отношение к , организованным Ламановой в период Советской власти.

Письма Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, адресованные Ламановой Надежде Петровне

Ольга Леонардовна Книппер-Чехова (1868 — 1959) — российская и советская актриса. Народная артистка СССР (1937). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).

28 июля 1931 года Гурзуф

Милая дорогая Надежда Петровна!

Только вчера дошла до меня весть о кончине Андрея Павловича. Что тут сказать! Всей душой, всеми мыслями с Вами. Понимаю Вашу душевную муку – проживши долгую жизнь с человеком, каков был Андрей Павлович, и потерять его.

Мне было очень обидно, что не пришлось повидаться с Вами, но причина моя ужасная весенняя болезнь, затем мой отъезд в деревню, после которой я всего была несколько дней в Москве и готовилась к переезду в Ленинград с нашими гастролями. После Ленинграда я в Москве только успела навестить на даче нашего малыша и укатила в свой Гурзуф – маленький мой рай, где смягчаются и на время забываются все наши горести земные.

Целую Вас крепко, помню и люблю. Ваша Книппер-Чехова.

Примечание: Книппер-Чехова выражает соболезнования в связи со смертью , мужа Надежды Петровны.

11.05.1933 года

Дорогая Надежда Петровна

От всей души нежно благодарю Вас, обнимаю и целую за Ваши чудесные создания, которые так помогают мне в моей трудной роли.

Ваша О.Книппер-Чехова.

Только воротничка никакого не надо, портит вкусное платье.

ОК

Примечание: Ольга Леонардовна благодарит Н. П. Ламанову за костюм к спектаклю «У жизни в лапах», возобновленному 11 мая 1933 г.

8.06.1936 года Киев

Дорогая Надежда Петровна,

Не знаю, как Вас благодарить за чудный, чудный костюм. И платье без пальтошки знаменито сидит, просто очаровательно.

Целую Вас.

Киев красив, зелен, хороший воздух; много гуляю и немного отдыхаю от московской толчеи.Скоро ли Вы вздохнете?Шлю Вам большой большой привет.Обнимаю и целую.

Ваша О. Книппер-Чехова

Моделистка от бога…

Старшая из пяти дочерей полковника Петра Михайловича Ламанова, Надежда Петровна Ламанова родилась в Нижнем Новгороде в 1861 году. После смерти родителей, совсем девочкой, она осталась главой семьи с младшими сестрами на руках. В Москве, окончив школу кройки и шитья Ольги Сабуровой, дворянская дочь очень быстро сделалась ведущей закройщицей в знаменитой тогда мастерской Войткевич. Талант у нее был от бога: любую фигуру она могла представить в лучшем свете. Мастерски убирая лишние объемы, легко изменяя пропорции, мадемуазель Ламанова скоро стала самой популярной среди мастериц.

Платье от Ламановой носилось с особенным выражением лица. Будто на плечах у обладательницы не кусок драпированной ткани, а шедевр кисти Леонардо. А словосочетание произносилось исключительно с придыханием. Сама Марина Цветаева как-то раз зарифмовала «одеться от Ламановой» со словом «мраморная».

Когда Ламанова впервые переступила порог ателье Войткевич, ей было двадцать лет. Ее приняли равнодушно

А с чего бы это владелице известной мастерской обращать особое внимание на новенькую закройщицу?
Миндальничать с холодноватой Войткевич Надежде было некогда, и она окунулась в работу. Упорная, упрямая, она умела трудиться

Она перерисовывала выкройки, переносила их потом на ткань: часами, день за днем, неделя за неделей. Приходила ни свет ни заря, уходила затемно. И стала старшей среди закройщиц.

И наконец мадам Войткевич вскинула на мадемуазель Ламанову проницательные глаза и решила поставить эту барышню работать с клиентками в примерочной. И не прогадала. Двадцатилетие Надежда отметила в 1881 году. Пришло время интереса к славянским культурам и народным корням. Вышивки, рушники, передники, пышные рукава на а-ля крестьянских рубахах перекочевали из вологодских изб в петербургские доходные дома и московские особняки.

В Париже царит Чарльз Ворт — основоположник от кутюр. В 1882 году он умело выводит европейскую моду на новый вираж.
Но все же поклонниц моды больше, чем противниц. Особенно в Москве, где и проводила свои последние деньки в мастерской Войткевич мадемуазель Ламанова. Надежда Петровна была не менее прозорлива, чем ее хозяйка. Как мадам прекрасно видела, насколько огромен потенциал ее старшей закройщицы, так и сама закройщица свои возможности отлично осознавала. И вовсе ей не хотелось всю жизнь ставить на своих моделях чужое имя -ей и свое очень нравилось. Она и в замужестве его не изменила — где уж ей было мириться с лейблом Войткевич!

Когда же в 1885 году Надежда Петровна покинула мастерскую Войткевич и завела собственное ателье на Тверском бульваре, заказчицы, ахая от прекрасных эскизов, робко просили: «Только сшейте тоже, пожалуйста, сами». Но в ответ слышали: «Я не шью сама. Не люблю ковыряться с иглой. Я только модельер». Кто же шил? Ламанова открыла школу прикладного искусства, из которой выходили прекрасные мастерицы, отлично владеющие машинкой и способные даже придумывать модели. Ламанова была не только прекрасным организатором, но и умным педагогом.

Визитная карточка и фирменный бланк ателье

Одно из писем Ламановой, адресованное Марии Федоровне Герингер, написано на цветной визитке ателье. Так что теперь мы знаем, как же выглядела визитная карточка Поставщицы Двора Ламановой и фирменный бланк ателье начала 1900-х годов.Визитная карточка Ламановой. Начало 1900-х гг.Фирменный бланк ателье Ламановой

История возникновения визитных карточек достаточно интересна и противоречива (в части века появления и страны- “первопроходца”).

Первоначально визитные карточки назывались визитным билетом. Первые визитки появились в Китае примерно в III веке н.э. Указом Императора правительственным чиновникам было вменено в обязанность иметь визитки с указанием имени и должности. Визитки государственного образца изготавливались из красной бумаги с каллиграфическим написанием текста чёрной тушью только имя, фамилия и должность.

В XVI-XVII веках визитки уже имели горожане Венеции и Флоренции, самые ранние визитные карточки датируются 1731 г.

Во Франции они появились в XVII в., во времена Людовика XIV. Естественно, первыми обладателями визиток стали дворяне и богатые люди. Известно, что в этот же период германские студенты (город Падуя) перед отъездом на каникулы оставили преподавателям красочные миниатюры фамильные гербы со своею подписью и датой вручения.

В истории возникновения визитных карточек появляется Япония- там визитные карточки стали использоваться чиновниками в 70-х гг. прошлого века.

Российские визитки вошли в обиход во времена царствования Екатерины II. В то время они были изрядно вычурные, с большим количеством растительных орнаментов, гербами владельцев.

В дореволюционной России визитные карточки были весьма распространены. Прежде всего они были своеобразным свидетельством визита. Так, например, извещая о своем возвращении, принося благодарность и т.д., необходимо было явиться с визитом лично, а в случае отсутствия хозяев оставлялась визитная карточка. Практичны и удобны были визитные карточки, имеющие на четырех углах начальные буквы обозначений различных случаев, которые могли быть причиной посещения. Например, “п”- означало поздравление, “о” – отъезд и, следовательно, прощальный визит, “ж” – желание осведомиться о состоянии здоровья, “в”- возвращение из длительной поездки. Загибался угол, где находилась буква, означающая цель визита.

В Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства сохранилась одна на двоих визитная карточка Надежды Петровны и Андрея Павловича Каютовых вероятнее всего использованная с целю визита. Там же хранится и персонализированная визитная карточка .Визитная карточка Н.П. и А.П. Каютовых. 1900-еМестонахождение: «Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства»

В молодой Советской Республике визитки были объявлены “пережитком прошлого” и фактически вышли из употребления. Однако, через непродолжительное время они появились вновь в среде государственных чиновников и артистической элиты. Изготовление визиток, как и вся полиграфия, находилось под неусыпным контролем государства. Для того, чтобы заказать тираж визиток необходимо было её “залитовать” – получить письменное разрешение на изготовление визиток в “компетентных органах”.

Еще одним не мало важным правилом русской визитки“ стало: одинаковый размер, полный отказ от какой-либо изысканности и пышности.

“Второе дыхание” визитных карточек в России началось с бурным развитием экономики в 60-х годах XX века. Визитки начинают заказывать в типографиях, пишут от руки, рождаются фирменные стили. Первоначально визитные карточки имела “верхушка” власти. Но с приходом демократии “эта роскошь” становится доступной для всех.

А в конце XX века начинается новый виток украшательства: разные шрифты, бесцветное тиснение (конгрев), цветные бумаги, орнаменты, эмблемы, золочение обрезов, вырубка. Даже специальные конвертики для визиток.

Краеведческие чтения. 30 ноября 2016 года

ГБУК Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека имени В.И. ЛенинаАдрес: г.Нижний Новгород, ул. Варварская, 3.Телефоны: +7 831 419-87-92, +7 831 411-85-54http://www.nounb.sci-nnov.ru

30 ноября 2016 года в Белом зале Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки состоялись очередные 445-е Краеведческие чтения.

С докладом «Модельер Надежда Петровна Ламанова (1861-1941). К 155-летию со дня рождения» выступила Татьяна Львовна Грачева, председатель Нижегородского отделения Союза возрождения родословных традиций.

В этот раз зал был полон, заняты все места. Приехали люди даже из Арзамаса и Богородска (Наталья Пакшина, Виктор Гурьев. Спасибо вам) В докладе была использовала презентацию одной из участниц конкурса, проводимого Нижегородская Областная Детская Библиотека, итоги которого подведены 11 декабря, в Белом Зале НГОДБ Любовь Сускина. А также было рассказано о всех найденных документах за этот год. Надежда Петровна потрясающий человек, великой энергетики. Вся ее жизнь покрыта тайнами и легендами. К сожалению, в опубликованной статье, в АИФе — Нижний Новгород, использованны не совсем верные факты ее биографии, а также информация о времени находки ее автобиографии. Ее нашли осенью. Но не все просто с этими записями. Еще может писала не Надежда Петровна.

100 процентов доказательств по документам, что именно Павел Саввович Андруцкий был ее первым мужем, нет. Есть только доказательство, что она носила фамилию Андруцкая. Но кто он — нам неизвестно. И неверно указана дата ее рождения по новому стилю. Надежда Петровна родилась по новому — 26 декабря, а не 27, как указано в статье.http://www.nounb.sci-nnov.ru/library/clubs/301116etn.php

*****

Выставка «Модельер, которому верил Станиславский.»

Музейно-выставочный центр «Музей Моды»Адрес: г. Москва, ул. Ильинка, 4. Гостиный двор, 1 подъездhttp://www.fashion-museum.ru/https://vk.com/fasionmuseumВыставка работает с 8 июня по 4 сентября 2016 г.

На выставке впервые будет представлено более 40 экспонатов из коллекции Музея МХАТ. Среди них – около 20 костюмов и платьев, выполненных под руководством Надежды Ламановой к спектаклям «Женитьба Фигаро», «Отелло», «У жизни в лапах», «Анна Каренина» по эскизам Александра Головина.

Надежда Ламанова, обладая удивительным чутьем и знанием строения человеческой фигуры, умела виртуозно скрывать ее недостатки. Владея в совершенстве искусством драпировки, маскировки, подчеркивая достоинства, она добивалась изумительных силуэтов в создании нарядов.НГ Антракт http://www.ng.ru/antrakt/2016-06-03/10_modelier.htmlFAMILY.RU http://family.ru/exhibitions/Modeler_kotoromu_veril_Stanislavskij_1464771257.htmlРен ТВ http://ren.tv/novosti/2016-06-08/v-muzee-mody-v-moskve-predstavili-vystavku-kutyure-rossiyskih-caricМодельер, которому верил Станиславский. Надежда Ламанова https://www.youtube.com/watch?v=Xur_JUizuaY&feature=youtu.be

*****

Письмо Василия Николаевича Терновского, адресованное Ламановой Надежде Петровне

Терновский Василий Николаевич (1888, Ташкент—1976, М.), анатом, историк медицины, популяризатор науки, д. медицины (1922), д. мед. н. (1935), проф. (1924), ак. АМН (1944).

Глубокоуважаемая и дорогая Надежда Петровна,

мы с женой все время поджидаем извещения о встрече Вас. Я немного задержал ответ на Вашу телеграмму т.к. Комитет по дел.Высш. Школы, после моего отчета о проведении Госуд. экзам. В Горьк. Медиц. и-те, поручил мне редактирование анатомическ. учебников и я совершенно убежденный, что Вы уже выехали, немножко лихорадил с своей вынужденной задержкой. Жена телеграфировала мне, что есть от Вас телеграмма и я был уверен, что Вы уже выехали. И в настоящее время надежда, меня еще не покинула увидеть Вас здесь под башнями… Казани.

Мне дали путевку в дом отдыха в Теберду (на Северн. Кавказе). Это учреждение Комис. Содейства ученым и там хорошо отдыхать. Мы один раз там уже жили месяц. Путевка и является причиной нашего выезда числа 25 VII из Казани, вот почему я Вам указал в телеграмме на этот срок.

Я думал, что за этот срок мы успели бы все посмотреть, передохнуть и потом ехать дольше. Либо вниз по Волге, как это нам надо, либо вверх, если бы Вы поехали полюбоваться тем Плесом. Будет очень жаль, если сроки наших отдохновений не совсем совпадут и Вы не сможете до 25 VII совершить путешествие; правда возможно проехаться по Волге еще раз и в начале сентября, когда мы уже будем на месте и будем Вас так же радостно ждать. Я был убежден (как мы об этом говорили на незабываемом Суворове), что Вы числа 7-го или 10 VII непременно сядете на пароход в Москве и все было бы гениально. Ну, у нас еще не потеряна надежда. Сердечный привет Марии Петровне и Софии Петровне.Вам сердечно преданныйТерновскийКазань, 15. VII. 37 г.

Выставка «Эрмитажная энциклопедия текстиля. Реставрация»

С 29 июля по 15 октября 2017 года в Гербовом зале Зимнего дворца на выставке «Эрмитажная энциклопедия текстиля. Реставрация» представлены музейные предметы, жизнь которых была неоднократно продлена благодаря реставрации. В том числе на выставке можно увидеть придворное платье шлейф работы мастерской Н.П. Ламановой, принадлежавшее княгине Зинаиде Николаевне Юсуповой.

На выставке также представлены парадные, праздничные, церемониальные и военные костюмы и церковные облачения. Особый интерес представляют мемориальные предметы из коллекции «Гардероб Петра I», мундиры императоров и платья императриц, сохранившиеся до наших дней. Реставрация костюма подразумевает не только очистку и укрепление тканей, но и реконструкцию формы, фасона платья. Для сохранения костюмов требовался индивидуальный подход, а для каждой ткани разрабатывалась своя методика реставрации.http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/2017/encyclopediaoftextilerestore/?lng=ru

*****

Личная жизнь и творчество

В артистическую сферу Надежда Петровна вошла благодаря супругу, Андрею Павловичу Каютову. Мужчина был известным меценатом и юристом. Пара поженилась и прожила очень счастливую жизнь, которая была омрачена только отсутствием детей. В доме Ламановых всегда было много гостей, среди которых были художники, музыканты, актеры и режиссеры. Другом семьи был Валентин Серов. Его последней работой стал портрет Надежды, который он так и не успел закончить.

Ламанова всегда очень много работала, но при этом она успевала совершенствовать свои умения в Париже. Именно в столице Франции Надежда познакомилась с французским модельером Полем Пуаре, который стал реформатором женского костюма. Именно с его подачи произошел отказ от корсетов.

Денежное дерево радует пышным цветением: мой секрет в уходе за листьями

Похудела: чем пожертвовала София Тарасова ради «ВИА Гры» (новые фото)

Полезно часто мыть: мифы о шампуне и уходе за волосами, которые только вредят

Карьера Надежды складывалась очень удачно. Она была очень успешным предпринимателем. Ее дом моды приносил солидный доход. Но в 1917 году жизнь Ламановой, как и всей страны, изменилась. После революции женщина лишилась всего, но это не помешало ей продолжить свою работу.

Все сначала

Ламанова не эмигрировала за границу, как многие ее коллеги. На шестом десятке она начала все сначала. Женщина продолжала творить на родине еще более двадцати лет. В стране она была единственным модельером с мировым именем. Изменились реалии жизни, но Надежда сумела приспособиться к новым условиям. Теперь ее клиентками стали жены высокопоставленных руководителей, которые прекрасно знали, что такое платья от Ламановой, и тоже хотели красиво одеваться.

Но тяготы нового времени не обошли семью Надежды стороной. Ее и супруга из-за дворянского происхождения арестовали. Выйти на свободу им удалось только благодаря хлопотам старых друзей, среди которых был Максим Горький.

Письмо Ниссона Абрамовича Шифрина, адресованное Ламановой Надежде Петровне

Ниссон Абрамович Шифрин (1892—1961) — советский театральный художник. Народный художник РСФСР (1958). Лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951).

Письмо главного художника театра Красной Армии Н.А. Шифрина, по эскизам которого под руководством Надежды Петровны были выполнены костюмы к спектаклю «Укрощение строптивой». В 1937 г. театр Красной Армии более полугода гастролировал на Дальнем Востоке. Там, в Хабаровске, 29 ноября 1937 года и состоялась премьера «Укрощения строптивой» — этапной работы театра. О своих впечатлениях от поездки и премьеры и пишет Ниссон Абрамович Надежде Петровне.

Дорогая Надежда Петровна!

Вот уж два месяца, как мы все из Москвы. Время это, полное самых разнообразных впечатлений, промелькнуло так быстро, точно мы уехали дней 5 тому назад. Совершенно изумительная дорога, Ангара, Байкал, зачитинские пейзажи, отроги Хингана — все это ждет еще своего художника или на худой конец кинооператора. Я сделал несколько зарисовок в пути — не знаю, удастся ли мне реализовать их в акварели (хотя-бы).

Мы работали здесь, как звери, в редких случаях позволяя себе пойти к берегу Амура и посмотреть на феноменальной красоты закаты. Здесь, глядя на дальневосточную природу, начинаешь понимать глубокую реалистичность Японской живописи. То, что нам кажется условным приемом, графичность, неожиданность и протекаемость цвета на самом деле заложено в самой природе Дальн. Востока. Я чувствую огромные трудности, которые возникают при желании передать этот пейзаж без слащавости и сантиментов.

Итак, после зверской работы и над очередными спектаклями и над Шекспиром мы выпустили Укрощение 29/ХI. Мы, приглядевшись ко всему, не предполагали, что спектакль будет так принят и даже что он окажется таким значительным. То что сделала режиссура, особенно Попов — так тонко, умно, темпераментно, с хорошим юмором и вместе с тем реалистично чрезвычайно. Местами спектакль плетется кружевом, тончайшими переходами мысли и чудесного человеческого полнокровного чувства. И даже неловко вспоминать и говорить о приеме оказанном нам зрительным залом. Костюмы выглядят очень хорошо, и я (да и не только я) с чувством огромной радости и благодарности вспоминаем о Вас, о работе с Вами, обо всем чему я научился у Вас и о том, как великолепно сделали Вы костюмы. И отзыв рецензента о Вашей работе это только малая дань восхищения. И мне уже хочется дальше и снова сделать с Вами новый спектакль, снова радоваться Вам и снова быть Вам благодарным за Ваше искусство, за его последовательность и принципиальность. И я верю, что так и будет.Горячо целую руки, и аллегорически и так.

Ваш Нис. Шифрин11.XII.37 Хабаровск

24 декабря 2016 – 26 февраля 2017 Выставка «Гений в юбке» К 155-летию со дня рождения главной героини русской моды начала XX века Надежды Петровны Ламановой

Галерея БеляевоАдрес: г. Москва, ул. Профсоюзная, 100Тел:+7(495)335-8322, +7(499)793-4121Время работы выставочного зала:Ежедневно с 11:00 до 20:00Выходной — понедельник.Стоимость билетов:полный — 100 рублейльготный — 50 рублейКаждое третье воскресенье месяца — вход на выставку свободный, за исключением платных мероприятий.

Надежда Ламанова – легенда в мире моды и театра, обладательница звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества», первый русский модельер Страны Советов. Как ореол величия ее окружал сонм великих русских княжон, выдающихся актрис, известных писателей, художников и режиссеров. В 1925 году Надежда Ламанова стала единственной обладательницей среди русских творцов послереволюционного периода Гран При «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением» на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже. Триумфальным для нее становится и 1928 год опубликования работы «Теория промышленного моделирования». Известность и признание гения Надежды Ламановой во многом связаны с ее новаторскими идеями, которые послужили основой для становления искусства дизайна в России.

Выставка «Гений в юбке» включала пять разделов: «Дворцовый», «Театральный», «Революционный», «Звезды – звезде!» и «Документальный». Ядро экспозиции составили уникальные экспонаты – платья, выполненные Надеждой Ламановой, из коллекций Музея Москвы и Музея МХАТа. Частные коллекционеры Татьяна Абрамова и Ольга Извольская предоставили подлинные дореволюционные платья, принадлежащие Дому Н.П. Ламановой. Современные реконструкции знаменитых туалетов «Гения в юбке» осуществили 20 российских дизайнеров, вышивальщиц, кружевниц, среди них Елена Супрун, Елена Шипилова, Елена Эланж и Виктория Язарова.

В разделе выставки «Звезды – звезде!» приняли участие ведущие дизайнеры: Вячеслав Зайцев (SLAVA ZAITSEV), Татьяна Парфенова, Егор Зайцев (YeZ by Yegorzaitsev), Анастасия Романцова (A LA RUSSE), Катя Леонович (США), Олег Овсиев (Viva Vox), Игорь Гуляев (IGOR GULYAEV), Виктория Андреянова (Victoria Andreyanova), Сергей Ефремов (Дом моды EFREMOV), Елена Макашова (дизайнер «Студия платья «ХакаМа»), Середин&Васильев. Так они выразили свою любовь и признательность Н.П. Ламановой.

В экспозиции были представлены фотографии и документы из фондов Государственного театрального музея имени А.А. Бахрушина, Государственного музея В.В. Маяковского, «Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества», Государственного Эрмитажа, журнала «Обсерватория культуры» при Российской государственной библиотеке, Российского государственного исторического архива, Государственного архива РФ, Центрального архива г. Москвы, Российского государственного архива литературы и искусства.

В рамках выставки прошла серия мастер-классов и лекций, в том числе:

  • Лекция Сергея Глебушкина «Народный костюм в творчестве Надежды Ламановой».
  • Лекция Татьяны Нагорских «Н.Ламанова и мода: модерн, ар-деко, конструктивизм».
  • Лекция Татьяны Нагорских «Костюмированный бал 1903 года в Зимнем Дворце, модельер Надежда Ламанова и Русский боярский костюм в XXI веке.»
  • Лекция Илектры Канестри «ГЛАВНАЯ РОЛЬ: Надежда Ламанова и кино.»
  • Лекция Наталии Козловой «Магия русского стиля. Код успеха».

Также проведен костюмированный бал «Надежда», к которому был подготовлен электронный каталог выставки «Гений в юбке».

В рамках выставки прошли специальные кинопоказы: «Аэлита», «Цирк», «Александр Невский», где можно было увидеть главных героев в костюмах от Н.П. Ламановой, а также документальный фильм Н. Козловой, выпущенный в 1994 году программой «Магия моды».

Куратор выставки – Наталия Козлова, международный обозреватель и историк моды.Арт-директор выставки – Антонио Вильчес-Ногерол, руководитель студии «АРТ-Дизайн».Арт-директор костюмной части – Сергей Васильев, дизайнер.Прогулка по выставке здесь: Выставка «Гений в юбке»»ГЕНИЙ В ЮБКЕ», ИЛИ ПРОЕКТ ВСЕЙ РОССИИ К 155-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ВЕЛИКОЙ Н.П. ЛАМАНОВОЙ:http://salon-5.livejournal.com/19440.htmlВыставка «Гений в юбке»:http://statearchive.ru/804

*****

Память[править | править код]

  • Марина Цветаева в своём стихотворении «Полотерская» зарифмовала фамилию Надежды Петровны:
  • Фильм «Надежда Ламанова» из цикла «Гении и злодеи уходящей эпохи» Льва Николаева (2009).
  • Фильм «Мода для народа», подготовленный ВГТРК (2011).
  • В январе 2016 года вышла книга советского и российского журналиста и публициста Андрея Доброва «Последний крик моды. Гиляровский и Ламанова». Это третья книга автора, написанная в жанре «исторический детектив», в линейке книг о расследованиях «Короля репортеров» Владимира Гиляровского. По сюжету известный журналист расследует странное самоубийство брата одной из работниц знаменитой «моделистки» Надежды Петровны Ламановой. Несмотря на то, что главные герои книги — реальные исторические персонажи, а автор, «работая над образом Ламановой, старался найти как можно больше информации о её жизни и, главное, работе Ламановой настоящей», в предисловии к книге Добров пишет, что «все персонажи этой книги являются выдуманными и никакого отношения к реально жившим людям не имеют. И все же я буду очень рад, если, прочитав эту книгу, вы захотите узнать больше о Надежде Петровне Ламановой — её судьбе и творчестве».
  • С 1994 года Московский Дом Моды Вячеслава Зайцева и одноимённый Дом Моделей проводят конкурс российских художников-модельеров имени Надежды Ламановой. Конкурс проводится среди профессиональных модельеров, помогая развитию моды как искусства и как индустрии в России. Лауреаты конкурса в настоящее время — это, в основном, известные профессиональные модельеры, в их числе Султанна Французова, Ольга Солдатова, Олег Шаров и другие. На конкурс необходимо представить несколько ансамблей как для приемов, так и для повседневной жизни, а также — маленькое чёрное платье. Конкурс имени незаслуженно забытой русской художницы является проводником понимания моды как высокого искусства, а не ремесла, напоминания о великой художнице, талант которой по своему масштабу не уступает таланту кутюрье с мировой известностью и легендарными именами.
  • 19 февраля 2016 года в Московском Доме Моды В. М. Зайцева прошла I Научно-практическая конференция «Российская мода», организованная директором по развитию Дома моды Славы Зайцева . Темой первой конференции стали жизнь и творчество Надежды Петровны Ламановой. В конференции приняли участие Александр Васильев, текст Тамары Коршуновой (ведущего научного сотрудника Государственного Эрмитажа) зачитала Юлия Попова, директор по развитию Дома моды В.М.Зайцева, Наталья Ездина (доцент кафедры сценического костюма школы-студии МХАТ), Алла Щипакина (ведущий искусствовед ОДМО на Кузнецком Мосту), тележурналист, историк моды, генеральный директор Фонда «Магия моды» Наталия Козлова, историк моды, искусствовед Алёна Арефьева и многие другие.
  • Генеалогические исследования проведены генеалогом Андреем Львовичем Ламановым. Многие ранее неизвестные факты биографии были установлены Татьяной Грачевой и Марией Маркович.
  • Надежда Ламанова является одним из главных действующих лиц детективного романа современного писателя Андрея Доброва «Последний крик моды. Гиляровский и Ламанова».
  • Пикуль В. С. Исторические миниатюры, Закройных дел мастерица!. Издательство: АСТ, Вече, ISBN 5-17-010666-1, 2002 г., есть аудиоверсия
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector