История салтычихи: от набожной женщины до «кровавой барыни»
Содержание:
Кровь за любовь
Юлии Снигирь пришлось не просто примерить на себя непривычное
амплуа, а полностью отказаться от образа романтических героинь, которых она
обычно играла. Создатели не пытались оправдывать жестокую помещицу, но
постарались донести до зрителя идею: Дарья Салтыкова обезумела вовсе не от
легкой жизни.
«Наше кино — история любви и предательства. Не хотелось бы
открывать всех подробностей, но можно сказать, что в основе сюжета лежит
любовный треугольник, треугольник глубоко трагический по своей сути, частью
которого стали самые влиятельные люди того времени», — рассказал продюсер
картины Сергей Кешишев.
По идее создателей, главной соперницей в любви Салтыковой
стала ни кто иная, как императрица Екатерина (актриса Северия Янушаускайте).
Любимые мужчины Дарьи предавали ее один за другим. Муж Глеб Салтыков (актёр
Федор Лавров) женился на ней из корысти, возлюбленный Сергей Салтыков (актёр
Пётр Рыков) бросил ее ради императрицы. Не остался с Салтыковой и новый фаворит
— секретарь Тютчев (актёр Влад Соколовский). Сериал «Вольная грамота»: Рабыня Изаура по-русски
После всех совершенных злодеяний императрица должна была
казнить бывшую наперсницу, но почему-то пожалела Салтыкову, отменив смертный
приговор. Не это ли главная тайна нового сериала? Почему же Екатерина II не решилась казнить
соперницу, преподав тем самым урок дворянам царской России? Ответ на это
зрители узнают в финале проекта.
По словам создателей картины, снимать фильм было довольно
трудно из-за сложности поисков натуры. Декорации XVIII века вообще для
киношников – огромная проблема. Все постройки той эпохи снесли еще при Хрущеве.
К счастью, нужные локации нашли в исторической части Ростова.
Биография
Родилась в семье богатых столбовых дворян Николая Иванова и Анны Ивановны Давыдовой. Её дед, Автоном Иванов, был крупным деятелем времён царевны Софьи и Петра I, скопил колоссальное состояние в 16 тысяч душ. Дарья была третьей из пяти дочерей, у неё были две старшие сестры, Феодора и Татьяна, и две младшие сестры, Аграпина и Марфа (1733—1800). Даты жизни родителей Дарьи остались неизвестны, однако известно, что Анна пережила Николая и позже заново вступила в брак, взяв себе новую фамилию Бередихина.
Дарья вышла замуж за ротмистра лейб-гвардии Конного полка Глеба Алексеевича Салтыкова (около 1714—1755), дядю будущего светлейшего князя Николая Салтыкова. У них родилось два сына, Фёдор (род. в 1750 году) и Николай (род. в 1751), которые были записаны на службу в гвардейские полки.
Состояние
Овдовев около 1756 года, будучи единственной наследницей значительного капитала своего мужа, она объединила в своих руках четыре самых крупных состояния одних из наиболее богатых и влиятельных родов в Москве: Ивановых, Скрипициных, Давыдовых и Салтыковых (последние состояли в дальнем родстве с царствующим домом Романовых), таким образом, Дарья Салтыкова становится одной из богатейших женщин-вдов в Москве: она получила в своё полное владение около 600 «душ мужеска пола» и 600 «душ женского пола», без учёта детей и новорождённых, в общей сложности около 1200 крепостных крестьян в поместьях, расположенных в Московской, Вологодской и Костромской губерниях, включавших огромное роскошное домовладения в Москве, большие поместья, а также солидное состояние.
Ей принадлежало большое и добротное имение Троицкое, все Верхние Тёплые Станы, а после смерти мужа ещё и село Красное-на-Пахре, в придачу все его окрестности и мелкие деревни. Владения простирались от Большой Лубянки до Кузнецкого Моста, на углу которого располагалась не сохранившаяся трёхэтажная городская усадьба, также была её.
В Костромской губернии были многочисленные имения, в частности Плосково, Филиха, Шубиха, Белышиха, Михалиха и Савиха.
Деревни Салтычихи, которые располагались в разных губерниях, в том числе и под Москвой, приносили значительный доход. О её богатстве говорит тот факт, что не поскупилась она и на крупные взятки чиновникам и различным должностным лицам, делала очень крупные пожертвования монастырям, храмам и церкви, занималась благотворительностью.
Потомки
Первый сын, Фёдор (1750-1801), не оставил потомства. Второй же, Николай (1751—1775), от брака с графиней Анастасией Фёдоровной Головиной имел детей: Фёдора (бездетен) и Елизавету (1772—1852), которая была замужем за графом Гавриилом Карловичем де Раймонд-Моден оставила после себя 4-х потомков.
Её праправнуками являлись статс-дама и меценатка Елизавета Николаевна Гейден, предводитель дворянства Николай Николаевич и фрейлина двора Александра Николаевна Зубовы, прапраправнуками генерал-лейтенант Николай Фёдорович, политический и общественный деятель Дмитрий Фёдорович и Мария Фёдоровна (зам. Шереметева) Гейдены, Ольга Николаевна (в замужестве Олсуфьева), Владимир Николаевич, Мария Николаевна (в замужестве Толстая) и Дмитрий Николаевич Зубовы, а также многие другие.
Набожная девушка из хорошей семьи
11 марта 1730 года в семье столбового дворянина Николая Иванова родилась девочка, которую назвали Дарьей. Дед Дарьи, Автоном Иванов, был видным государственным деятелем эпохи Петра Великого и оставил своим потомкам богатое наследство.
Как проходило реальное детство Даши Салтыковой — доподлинно неизвестно. Согласно же версии, показанной в фильме, оно было несчастливым. После смерти супруги Анны Николай Иванов отправил дочь на воспитание в монастырь с формулировкой «одержима бесами».
Франсуа Юбер Друэ, «Портрет графини Дарьи Чернышовой-Салтыковой», 1762 год. Этот портрет долгое время считался портретом Салтычихи
В юности девушка из видного дворянского рода слыла первой красавицей, а помимо этого, выделялась чрезвычайной набожностью. Хотя реальная внешность Салтычихи — тайна за семью печатями. Как она выглядела — доподлинно неизвестно, а те портреты, которые много лет считались портретами Салтычихи, на самом деле изображают других женщин.
Чаще всего за портреты Дарьи Николаевны Салтыковой принимали многочисленные портреты ее тезки и родственницы по мужу Дарьи Петровны Салтыковой, урожденной Чернышевой, супруги генерал-фельдмаршала Ивана Петровича Салтыкова, которая была младше помещицы на 9 лет.
Еще один портрет авторства Друэ, ошибочно признаваемый за портрет Дарьи Салтыковой, на самом деле портрет жены художника
В 20 лет Дарья вышла замуж за ротмистра лейб-гвардии Конного полка Глеба Алексеевича Салтыкова. Род Салтыковых был еще более знатным, чем род Ивановых, — племянник Глеба Салтыкова Николай Салтыков станет светлейшим князем, фельдмаршалом и будет видным царедворцем в эпоху Екатерины Великой, Павла I и Александра I.
Вскоре Дарья родила супругу двоих сыновей — Федора и Николая, которых, как тогда и было положено, с рождения записали на службу в гвардейские полки.
Федор Лавров в образе Глеба Салтыкова в сериале «Кровавая барыня» (реальных изображений мужа Салтычихи не сохранилось)
Это был типичный брак для своего времени — два знатных рода объединились, чтобы преумножить богатство. Особых свидетельств ненависти к мужу, равно как и адюльтера со стороны молодой жены, правдоподобно показанных в фильме «Кровавая барыня», историкам не попалось. Точно так же остается неизвестным, от чего глава семейства скончался через шесть лет брака, оставив 26-летнюю вдову с двумя сыновьями на руках — и огромными деньгами. Впоследствии возникали версии, что Салтыкова сама избавилась от мужа, но они историкам кажутся беспочвенными.
Дело о пропавших душах
На свирепую помещицу посыпались жалобы, но Салтычиха принадлежала к известному дворянскому роду, представители которого к тому же были генерал-губернаторами Москвы. Все дела о жестокостях оказывались решенными в ее пользу. Мало того, зачастую происходило все наоборот — жалобщики возвращались в усадьбу, где их били кнутами и ссылали в Сибирь.
Лишь двум крестьянам, Савелию Мартынову и Ермолаю Ильину, жен которых зверски убила Салтычиха, улыбнулась удача. В 1762 году им удалось передать жалобу только что вступившей на престол Екатерине II, которая решила использовать дело садистки в качестве показательного процесса. Он ознаменовал новую эпоху законности и продемонстрировал всему московскому дворянству готовность власти бороться со злоупотреблениями на местах.
Екатерина II / Северия Янушаускайте в образе Екатерины II в сериале «Кровавая барыня»
Следствие по делу Салтычихи продолжалось шесть лет. Выяснилось, что она замучила и убила по крайней мере 38 человек. Остальные случаи пропажи без вести более сотни крестьян не удалось записать на счет помещицы. Но и этого хватило для того, чтобы императрица лично подписала приговор Дарье Салтыковой. Сенат, который должен был по закону вынести приговор, отказался это делать.
Самый страшный слух, который распространяли о помещице Салтыковой, — что она пила кровь юных девушек и была людоедкой. Этим, мол, объяснялось то, что тел или захоронений большинства душ, числившихся бесследно пропавшими, во время следствия, которое длилось больше пяти лет, обнаружить так и не удалось. Все дело строилось на рассказах крепостных.
Кадр из сериала «Кровавая барыня»
Есть версия, что громкое дело Салтычихи было выгодно Екатерине Великой и ее сторонникам — чтобы морально ослабить Салтыковых и не допустить даже гипотетической возможности занять русский престол представителям немецкой династии Вельфов, к которой принадлежали трое трагически погибших русских императоров (Петр II, Петр III и Иван VI) и которая состояла в родстве с Салтыковыми. Поэтому вполне возможно, что историю преступлений помещицы могли раздуть.
Ивановы
Салтыкова происходила родом из обеспеченного семейства потомственных дворян Ивановых (ударение на первый слог), чей дед Автоном во время стрелецкого бунта выразил поддержку будущему императору Петру I. Получив в благодарность от правителя пост главы Поместного приказа, чины и имения он оставил хорошее наследство своему сыну Николаю, который вернувшись со службы на флоте, возвел в селе Троицкое особняк, куда въехал после женитьбы на Анне Давыдовой.
Именно она родила Дарью, а также двух её старших сестер Аграфену и Марфу, и, по одним данным, вскоре умерла, а по другим — ушла в монастырь. Дарья считалась невестой завидной, поскольку обладала недурной наружностью, покладистым характером и щедрым приданым, а поэтому в 19 лет уже была сосватана за представителя рода Салтыковых.
Как изуверка чуть не лишила русскую литературу гения
Следующий спорный эпизод жизни «кровавой барыни» Салтыковой — её «роман» с дворянином Николаем Тютчевым, дедом Фёдора Тютчева. К тому времени безутешная вдова славилась уже отнюдь не скромностью, а дурным нравом. Поначалу у Дарьи Николаевны случались истерики и приступы агрессии, от которых страдала только домашняя прислуга. Отлупить нерадивую девку за плохо выстиранное белье или недомытую посуду? Позвольте, так этим все помещики в те времена славились. Крепостные гибли сотнями и тысячами — никому не было дела до простых людей, не имевших свободы и знатного происхождения.
Писали на Салтычиху доносы и жалобы
Только первая их половина терялась по причине высокого происхождения мучительницы, а вторая не доходила до рассмотрения из-за чрезмерной занятости Сената или маловажности дела
Николай Андреевич Тютчев — дед поэта Ф. И. Тютчева
Впрочем, под «горячую руку» попадали не только слуги да девки дворовые. Сосед Салтыковой, молодой офицер и межеватель земель Николай Андреевич Тютчев, однажды повстречался со скорой на расправу вдовой.
Пойман был предок великого поэта, аки фазан, во время охоты во владениях Салтыковой. Точнее будет сказать — браконьерства. Заслышав шум в лесу, барыня отправила на поиски его источника своих людей, повелев привести нарушителя к ней лично. Оглядев молодого человека и даже признав в нём дальнего родственника, Салтычиха повелела запереть Тютчева в подвале для дальнейшего разбирательства.
Далее полная несуразица: согласно основной версии, помещица-убийца держала в подвале Николая Андреевича несколько дней, издевалась над ним, унижала и даже пыталась изувечить. После такого обращения молодой офицер мало того, что не пожаловался на Салтыкову, так ещё и стал её любовником!
Любовная «вспышка», впрочем, также описывается весьма необычно: после очередной попытки ударить Тютчева, помещица сама получила о него несколько пощёчин, да таких, что не удержалась на ногах! Неправда ли, весьма располагающее к любовным утехам общение?
Порка дворовой девки
На время романтических настроений хозяйки прислуга получила желанную передышку. Побои и издевательства возобновились спустя 6 лет, как только молодой любовник, как это часто бывает, оказался подлецом и женился на другой. Причиной разрыва отношений стал, якобы, шок Тютчева от садистских наклонностей влюблённой в него вдовы. Выразив своё негодование, любовник навлёк на себя гнев Салтыковой — его заперли на несколько дней в сыром и холодном сарае откуда горемыка сбежал при помощи одной из крепостных девок.
Спустя некоторое время бывший любовник сделал предложение Пелагее Панютиной, также жившей неподалёку. Вот тут уж краски сгущаются до черноты! Согласно имеющейся версии, Дарья Салтыкова замыслила то ли сжечь, то ли взорвать дом молодожёнов. Да только прислуга подвела: Тютчева с женой предупредили об опасности, а дом отказались поджигать. Тогда отчаявшаяся убийца задумала засаду, но и тут её обошли: Тютчев провёз супругу другой дорогой, а у местных властей запросил помощи и защиты. Спустя много лет семья Тютчева скупила множество окрестных земель, включая и поместье «кровавой» Салтычихи.
Нераскаявшаяся
Многочисленные влиятельные родственники Дарьи Салтыковой, включая губернатора Москвы и фельдмаршала, приложили все силы, чтобы она избежала смертной казни. Тем не менее решение императрицы было суровым. Своим указом она постановила впредь «именовать сие чудовище мущиною».
В сентябре 1768 года Екатерина II несколько раз переписывала приговор. Сохранилось четыре ее рукописных наброска документа. В окончательном варианте Салтычиха была лишена дворянского звания и приговорена к пожизненному заключению в подземной тюрьме без света и человеческого общения.
Салтычиха была доставлена на площадь, на эшафоте ее привязали цепями к позорному столбу и зачитали царскую бумагу. А перед этим были нещадно выпороты палачом священник и двое сподручных Дарьи Салтыковой. Через некоторое время ее посадили в черный возок и повезли в Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Здесь ее ждала «покаянная» камера — почти яма, куда не проникал даже лучик света. Только в минуты, когда заключенной приносили еду, дозволялся свет — огарок свечи ставили рядом с миской на время трапезы.
Актриса Юлия Снигирь в образе Салтычихи в сериале «Кровавая барыня»
Через десяток с лишним лет Салтычиху перевели в каменную пристройку соборного храма, где было маленькое зарешеченное окошко. Ходили слухи, что Дарья Салтыкова каким-то образом сумела соблазнить солдата, охранявшего темницу, и в 50 лет родить от него ребенка. И, мол, случайный любовник был подвергнут публичной порке и отправлен в штрафную роту. Заметим, что ни разу — ни на следствии, ни на эшафоте — Салтычиха не признает своей вины и не раскается. И на лице ее, пугая даже опытных тюремщиков, будет гулять спокойная и торжествующая улыбка.
Иоанно-Предтеченский женский монастырь, в который заключили Дарью Салтыкову
Что удивительно — душегубка, отличавшаяся отменным здоровьем, дожила до 71 года. В последние годы своей жизни узница уже вела себя как настоящая сумасшедшая — громко бранилась, плевалась, пыталась тыкать в зевак палкой. Похоронили Дарью Салтыкову на кладбище Донского монастыря, рядом с родными.
Благородное российское дворянство стыдливо закрывало глаза на деяния последовательниц Салтычихи. К примеру, помещица Вера Соколова в сентябре 1842 года забила до смерти дворовую девку Настасью, а в Тамбовской губернии крестьяне как огня боялись жены дворянина Кошкарова. Эта светская дама, блистающая на балах, просто обожала в своем имении лично сечь кнутом «грубых мужиков» и «глупых баб». А некая Салтыкова, однофамилица Салтычихи, три года держала в клетке подле кровати дворового парикмахера. Впрочем, это всего несколько задокументированных случаев, сколько их было на самом деле — страшно представить.
Богатая вдова
После смерти мужа Дарья Салтыкова стала баснословно богатой. Причиной также было то, что ее мать (которая, в отличие от сериальной версии, вовсе не была маньячкой-убийцей) и бабка жили в монастыре и отказались от семейного состояния.
Так в 26 лет молодая мать двоих сыновей стала единоличной владелицей шести сотен крестьян в подмосковных усадьбах, расположенных на территории нынешних поселка Мосрентген и столичного района Теплый Стан. Городской дом Салтычихи в Москве находился на углу Большой Лубянки и Кузнецкого Моста. Были у барыни и отдаленные поместья в Вологодской и Костромской губерниях.
Овдовевшая Дарья Салтыкова, конечно, интерес к противоположному полу не утратила. Есть свидетельства о том, что она крутила шашни с родственником мужа Сергеем Салтыковым. В сериале «Кровавая барыня» его роль исполнил Петр Рыков. Надо сказать, что Сергей впоследствии действительно стал одним из фаворитов Екатерины II. Кроме того, некоторые историки предполагают, что именно он биологический отец Павла I.
Любовник Салтычихи Сергей Салтыков / Петр Рыков в образе Сергея Салтыкова в сериале «Кровавая барыня»
Вдова вела светский образ жизни и одновременно слыла очень набожной — несколько раз в год совершала паломничество к святыням, не жалела денег на церковные нужды. О страшных «забавах» Салтычихи стало известно лишь спустя несколько лет. А пока, возвратившись домой после службы, она садилась в кресло посреди двора, чтобы вершить «праведный суд» над крепостными.
Актеры и роли второго плана
Роли второго плана делают сюжет более полным, живым. Их тоже сыграли талантливые актеры.
Северия Янушаускайте
Северия – дочка энергетика и учительницы, выбравшая путь театра. Родители выбор дочери не поддержали, да и сама она больше увлекалась рисованием и писательством, однако поступила в вуз, обучающий актерскому мастерству.
В России стала популярна после роли Анны Меликян в фильме «Звезда». В «Кровавой барыне» стала императрицей Екатериной II. Среди ее работ роли Ульяны в «Русалках» и Леры в «Селфи».
Северия Янушаускайте сыграла императрицу.
Анастасия Зенкович
В титрах Анастасия указана под девичьей фамилией Уколова. В детства девушка увлекалась вокалом и танцами, ей нравилось быть в центре внимания. В сериале Анастасия стала служанкой Салтычихи, няней ее сына. Анастасию можно узнать по ролям Марии Никитиной в «Молодежке», Ники в «Она сбила летчика».
Анастасия Зенкович в роли служанки.
Юрий Цурило
Юрий Цурило в детстве остался с бабушкой, рано пошел работать из-за нехватки денег – в 14 лет. Актерской карьерой обязан троюродному брату, приведшему его на пробы.
В «Кровавой барыне» Юрий сыграл жестокого отца Дарьи. Актер также появляется на экране в ролях Владимира Николаевича Гурьева в «Страсти» и Ильи Муромца в «Последнем богатыре».
Актер Юрий Цурило.
Влад Соколовский
У Влада Соколовского насыщенная карьерная жизнь: это певец, продюсер, актер, телеведущий, танцор. В прошлом – солист группы «БиС». В «Кровавой барыне» у него короткая роль – он появляется как Тютчев, предок знаменитого поэта. Соколовского можно увидеть в образах Ромы в «Незнакомке в зеркале» и Артема Реброва в «Универе. Новой общаге».
Актер Влад Соколовский.
Валерий Якупов
Валерий в сериале тоже появляется ненадолго – он играет слугу Ивановых Тихона. На экране его можно увидеть редко, чаще играет в театре. Самые популярные экранные роли актера – Шалаев в 1, 2 и 3 сезонах «Интернов» и Васько в «Пауке». Друзья и близкие зовут артиста Вали́ Якупов.
Ксения Непотребная
Ксения – творческий человек, с детства увлекалась хореографией, игрой на фортепиано. В сериале она воплотила княжну Юлию Богданову, упоминаемую как Юленька.
Актриса за свою карьеру играла секретаря Аню в «Последнем из Магикян» и Веру в «Новогоднем переполохе». Девушка отмечает: звездной болезни у нее нет, она всегда рада побеседовать с поклонниками.
Актриса Ксения Непотребная.
Игорь Ясулович
Игорь Ясулович – знаменитый актер второго плана: это инженер Щукин в «Двенадцати стульях», Электрон Иванович в «Гостье из будущего». На экране «Барыни» стал князем Иваном Гавриловичем Цициановым.
Мать актера стремление сына стать артистом не поддержала, настаивала на поступление в политехнический институт. А отец Игоря поддержал.
Актер Игорь Ясулович.
Дмитрий Куличков
Дмитрий начинал с театра, в кино появился сразу в главной роли (в новелле «Ораторский прием» из «Шукшинских рассказов»). Здесь сыграл представителя духовенства, попа по имени Степан.
Интересно, что сам актер признается в скверном характере, благодаря которому воплощает преимущественно отрицательных героев.
Семейная жизнь
Глеб Салтыков служил ротмистром в лейб-гвардии конного полка и приходился родственником большому числу влиятельных московских аристократов, самым знаменитым из которых был его племянник Сергей Салтыков — фаворит императрицы Екатерины II. В офицерской среде Глеб считался дамским угодником, но к 35 годам всё же связал себя узами брака.
После свадьбы молодожены поселились в московской усадьбе, размещавшейся на пересечении Кузнецкого моста и Большой Лубянки, но достаточно часто посещали имение Красное, возвышавшееся на живописном берегу реки Пахра.
Однозначных фактов, свидетельствующих о том, как ладила чета Салтыковых, нет. Часть историков утверждают, что их семейная жизнь была достаточно благополучной, другие заверяют, что Глеб так и не сумел проститься с разгульными привычками и, отправляясь по служебным делам в Петербург, бессовестно изменял супруге.
Одной из причин его неверности называют несовпадение внешнего образа Дарьи с его идеалом женской красоты — ему нравились румяные дамы с пышными формами, а она была бледноликой худышкой. Хотя некоторые источники фиксируют её богатырское телосложение и очень грубый голос.
Тем не менее в этом браке родились два сына — Фёдор и Николай, воспитанием которых занимался штат прислуги, в то время как их матушка посещала светские мероприятия, совершала церковные паломничества и занималась активной благотворительностью.
Размеренная жизнь семейства Салтыковых закончилась с гибелью мужа, который простудился и не смог пережить горячки. Для 26-летней Дарьи его кончина стала трагедией, она тяжело переживала утрату, как следствие забросила все дела и переехала жить в подмосковное имение Троицкое, доставшееся ей после смерти отца.
Кстати, как вдова Салтыкова она унаследовала вотчины в Московской, Костромской и Вологодской губерниях, а потому стала очень состоятельной особой с тысячью крепостных крестьян.
Спустя полгода горе стало отпускать Салтыкову, она вернулась к привычной жизни, но с её психикой произошли необратимые изменения – прежде проявлявшая лишь редкие вспышки гнева, она вдруг превратилась в кровожадного монстра.
Грозная старуха
На формирование стереотипа о преклонном возрасте Салтычихи без сомнений повлияла народная молва. Так, в «Преданиях русского народа» И. Кузнецов приводит байку, ходившую по Москве после поимки и казни Емельяна Пугачева. Салтычиха якобы приходила на Болотную площадь, чтобы в числе других любопытствующих москвичей поглазеть на казнь Емельки. В фольклорном пересказе встречается лаконичное, но пугающее описание помещицы-садистки. Была она «злой-презлой». Хоть и старухой, но здоровой, толстой, высокой и на вид грозной. Оно и понятно – питалась-то старуха «мясом грудных детей». По народным поверьям, малышей кровожадная барыня отбирала у крепостных женщин, закалывала, «изжаривала» и съедала.
Знатоки истории точно отнесутся к народной байке скептически. Достаточно сопоставить факты. Салтычиху признали виновной в 1768 году. По приговору она содержалась в тюрьме при Иоанно-Предтеченской обители в Москве 33 года. А Емельяна Пугачева казнили в 1775, поэтому находившаяся на тот момент в тюрьме Салтычиха «поглазеть на разбойника» точно не могла. Из-за нестыковки исторических фактов возникают сомнения и в том, что Салтычиха на момент совершения преступлений была старухой.
Конец. Преступления и наказания
В имении часто видели обритых наголо, избитых крестьян, мужчин и женщин.
Известно, что на Салтыкову писали доносы, но при Елизавете Петровне и Петре III у неё имелась защита в лице влиятельных родственников (один из них был градоначальником Москвы), да и память о любимой невестке Петра Великого, Прасковье Федоровне Салтыковой, жены Ивана V и матери Анны Иоанновны, была ещё свежа. Венценосные особы игнорировали попытки донести до них правду о родственнице.
Жалоба
Все изменилось в 1762 году. На престол взошла Екатерина Алексеевна, и двум крестьянам из имения Салтыковой, села Троицкого, удалось передать жалобу в собственные руки императрицы.
Факты, изложенные в жалобе, впечатлили правительницу, настроенную на либеральный лад. Она поручила начать следствие, которое возглавили чиновник Степан Волков и молодой князь Дмитрий Цицианов. Выбор, по мнению историка А. Сахарова, был не случайным. Волков – «безродный», не имел влиятельных родственников и не был подвержен чужому влиянию. Цицианов, молодой и амбициозный, хотел построить карьеру. Оба чиновника хорошо понимали цель, поставленную молодой императрицей, – надо показать вечно недовольному и излишне самостоятельному московскому дворянству, «кто есть власть» в государстве.
Следствие
В ходе следствия, продлившегося четыре года, было выявлено следующее:
- Большинство случаев душегубства произошло в селе Троицком, подмосковном имении Дарьи Николаевны.
- Первые случаи агрессии появились у помещицы после смерти мужа. Сначала она просто избивала домашнюю прислугу, потом стала придумывать для провинившихся, по ее мнению, крестьян настоящие пытки: обливала кипятком, жгла раскалёнными щипцами для завивки волос, выдирала волосы, секла розгами, избивала поленом, морила голодом и холодом. Свидетели говорили о необычайной силе помещицы. Многое она делала собственноручно.
- Чаще всего от рук Салтыковой страдали молодые женщины, находящиеся в статусе невест. Официально среди ее жертв только двое мужчин.
- Предварительно следствие выдало следующую цифру – 139 жертв. Волков скрупулёзно проанализировал документацию помещицы. 75 человек, по его мнению, были убиты лично Дарьей Николаевной.
- Выяснилось, что Салтыкова проявляла агрессию и к представителям своего сословия. Так, она дважды покушалась на жизнь соседа Николая Тютчева (деда поэта Ф. Тютчева) и его невесты. Причиной стала ревность. Тютчев и Дарья были любовниками, но Николай предпочёл взять в жены другую.
- По счетным книгам удалось выявить широкий круг подкупленных помещицей чиновников из круга московского генерал-губернатора. Они «закрыли глаза» на 21 жалобу, причём самих «жалобщиков», беглых крепостных крестьян, возвращали владелице, чинившей над ними самосуд.
Казнь была проведена 17 октября 1768 года на Красной площади. После неё помещицу отправили в Иоанно-Предтеченский монастырь. Там уже была подготовлена подземная камера. В ней практически без света, разговоров, доступа к литургиям и исповедям Салтыкова провела 11 лет. После ее перевели в каменную пристройку рядом с храмом. Там на неё могли посмотреть все желающие, но к тому времени Салтычиха окончательно потеряла разум.
Умерла Дарья Николаевна в 1801 г., проведя в заключении в общей сложности 33 года.
Портрет, да не тот
Пролить свет на внешность «кровавой барыни» Дарьи Салтыковой могли бы прижизненные портреты. В интернет-пространстве многие статьи про злодеяния Салтычихи проиллюстрированы портретами красивейших женщин. На одном, созданном Франсуа-Юбером Друэ и выставленном в Пушкинском музее, изображена молодая женщина в жемчужном чокере и голубом, сильно декольтированном платье. Красавица с фарфоровой кожей, большими серо-синими глазами, высоким лбом, прямым, хоть и слегка великоватым, носом и пухлыми губами завораживает нежным взглядом и женственностью.
На другом портрете кисти Августина-Христиана Ритта из Эрмитажа показана женщина в возрасте, которая тем не менее сохранила былую красоту и очарование. Высоко поднятые жемчужно-седые волосы изящно украшены, тонкая вуаль скрывает возрастные изменения шеи, серо-синие глаза по-прежнему излучают тепло, добродетель и снисхождение к людским слабостям.
Только вот к злодейке Салтычихе ни один из портретов отношения не имеет. Путаница происходит по одной простой причине: женщины – тёзки. Обе – Дарьи Салтыковы. Только «кровавая барыня» Николаевна (в девичестве – Иванова), а красивая графиня – Петровна (в девичестве – Чернышова). Как писали современники, Дарья Петровна при всей своей красоте обладала высоким ростом и величественной наружностью, была «чрезвычайно умна и отменно добродушна», а в незнакомых людях «расположена была видеть лишь хорошее». Она прожила с мужем до конца своих дней, снисходительно прощая ему измены и получая за это от супруга глубокую привязанность.