Фрида кало: история жизни и творчества великой художницы

Брак голубки и слона

Сам Диего Ривера так описывал одну из первых встреч с Фридой: «Я работал на одной из фресок в здании Министерства образования, когда услышал: «Диего, пожалуйста, спустись оттуда! Я хочу обсудить кое-что важное с тобой!» Я повернул голову и посмотрел вниз. На земле подо мной стояла девушка лет восемнадцати

У нее было прекрасное нервное тело, увенчанное тонким лицом. Ее волосы были длинными; темные и густые брови сходились над переносицей. Они были похожи на крылья черного дрозда, и их черные арки обрамляли два темных карих глаза».

Фрида Кало и Диего в Мехико, 1933. Фотограф: Martin Munkácsi

Фрида сказала Ривере: «Я пришла сюда не ради удовольствия. Мне нужно заработать на жизнь. Я написала несколько картин и хочу, чтобы ты оценил их как профессионал. Мне нужно честное мнение, потому что я не могу просто тешить свое тщеславие. Я хочу, чтобы ты честно сказал мне, смогу ли я стать достаточно хорошим художником, чтобы это стоило моего времени. Посмотришь на них?»

Кало показала ему три портрета. Ривера был впечатлен, в полотнах он считал необычную энергию, характер и в то же время серьезность. В них не было тех приемов, к которым обычно прибегают начинающие художники, чтобы показаться оригинальными. Напротив, Ривера видел в них честность и самобытность. Для него было очевидно, что Фрида — настоящая художница

«Тогда я об этом еще не знал, но Фрида уже стала самой важной частью моей жизни. И оставалась до самой своей смерти на протяжении последующих 27 лет», — писал Диего

Несмотря на то, что Ривера был старше Кало на 20 лет, они начали встречаться и планировали пожениться. Мать Фриды были против союза и назвала его браком между голубкой и слоном: Ривера был высоким и грузным, а Кало — миниатюрной и хрупкой. Отец же брак одобрил. Он знал, что Ривера богат и сможет без труда содержать семью.

После свадьбы Фрида и Диего переехали в штат Морелос, где во время гражданской войны проходили одни из самых тяжелых боев. Это переезд оставил отпечаток на творчестве Кало. Она все больше черпала вдохновение в мексиканском народном искусстве. Также, по мнению историка Андреа Кеттенманна, на нее серьезно повлиял трактат мексиканского художника Адольфо Бест Моугарда. В ее работах можно найти приемы, которые он в целом описывал: отсутствие перспективы и сочетание элементов доколумбийского и колониального периодов мексиканского искусства.

Подобно многим мексиканским художницам Фрида стала носить платья доиспанской эпохи: длинные красочные юбки — костюм теуаны, сложные головные уборы и массивные украшения. Такой стиль помогал Фриде выразить свои феминистские и антиколониальные идеалы, она не хотела подчиняться европейской моде — и своему стилю она оставалась верна, даже когда они с Диего в 1931 году переехали в Сан-Франциско.

Знакомство Фриды Кало с Львом Троцким

Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Троцким. Мексиканская художница восхищалась «трибуном русской революции», тяжело переживала его высылку из СССР и была счастлива, что благодаря Диего Ривере он нашел в Мехико приют. 9 января 1937 года Лев Троцкий и его жена Наталья Седова сошли на берег в мексиканском порту Тампико. Их встречала Фрида — Диего лежал тогда в госпитале. Фрида предоставляет убежище изгнанникам в доме своих родителей в Койоакане («голубой дом» Фриды), где они нашли, наконец, тишину и покой.

Яркая, интересная, обаятельная Фрида (после нескольких минут общения ее болезненных увечий уже никто не замечал) мгновенно пленила гостей. Почти 60-летний революционер увлекся, как мальчишка. Он всячески пытался выразить свою нежность. То будто невзначай притрагивался к руке, то тайком касался под столом ее колена. Строчил пылкие записки и, вложив их в книгу, передавал прямо на глазах своей жены и Риверы. Она тоже шлет ему записочки, пишет специально для него свой автопортрет. Наталья Седова о любовной авантюре догадывалась, а Диего, говорят, так никогда и не узнал о ней. «Я очень устала от старика», — якобы обронила однажды Фрида в кругу близких друзей и оборвала недолгий роман.
Есть и другая версия этой истории. Молоденькая троцкистка будто бы не устояла перед напором трибуна революции. Их тайное свидание состоялось в загородном поместье Сан-Мигель Регла, в 130 километрах от Мехико. Однако Седова зорко следила за мужем: интрижка была задушена на корню. Вымаливая у жены прощение, Троцкий назвал себя «ее старой верной собакой». После этого изгнанники покинули «голубой дом». Мексика не могла уберечь Троцкого от рук КГБ: в августе 1940 года его после нескольких неудачных покушений все-таки убивают.

Очарованный мексиканским простонародным бытом и искусными ремесленниками французский поэт Андре Бретон организовал после возвращения в Париж выставку «Вся Мексика» и пригласил для участия Фриду Кало.

Парижские снобы, пресытившиеся своими же выдумками, без особого воодушевления посетили выставку кустарных поделок, но образ Фриды оставил глубокий след в памяти богемы. Марсель Дюшан, Василий Кандинский, Пикабиа, Тцара, поэты-сюрреалисты и даже Пабло Пикассо, который дал в честь Фриды обед и подарил ей одну «сюрреалистическую» серьгу, — все оценили уникальность и загадочность этой особы. А знаменитая Эльза Скьяпарелли, любительница всего необычного и шокирующего, увлеклась ее образом настолько, что создала платье «Мадам Ривера».

Дом-музей Фриды Кало

В доме, где родилась известная художница, организован интересный, увлекательный музей. Само помещение было возведено за несколько лет до рождения Фриды в Койокане (пригород Мехико). Архитектура здания выдержана в национальных мексиканских традициях. Это, после организации музея, стало большим преимуществом и внесло определенный колорит в экспозицию. При жизни Фрида и ее муж значительно улучшили и экстерьер, и внутренний интерьер. Они украсили помещение в индейском традиционном стиле, окрасили в голубой цвет. Обстановка дома сохранена такой, какой была еще при художнице.

Память о художнице

Жизнь уникальной мексиканки вдохновила многих работников кино, музыкантов на создание произведения искусств, посвященных Фриде.

  • Фильм «Фрида» (2002). Роль художницы сыграла другая известная представительница Мексики, Сальма Хайек.
  • Фильм «Фрида на фоне Фриды»(2005). Неигровая арт-лента.
  • Документальный фильм «Жизнь и времена Фриды Кало»(2005).
  • Короткометражный фильм «Фрида Кало» (1971).
  • «Жизнь и смерть Фриды Кало» (1976).

В 1994 году известный джаз-флейтист из США выпустил целый альбом, посвященный художнице, Suite for Frida Kahlo. А в 2007 году в честь художницы был назван астероид.

Фрида Кало в современном брючном костюме фото

Ещё в 1937 году журнал Vogue, разместив фото Фриды Кало, провозгласил её иконой стиля. Позже, образом Фриды Кало вдохновились многие дизайнеры и фотографы. И по сей день стиль Фриды Кало пользуется широким интересом. А в 2002 году вышел художественный фильм «Фрида», посящённый жизни и творчеству великой художницы. В главной роли снялась мексиканская актриса Сальма Хайек. См. также: Самые красивые мексиканские актрисы

Ангелика Кауфмани Мэри Мозер

Художницы Ангелика Кауфман и Мэри Мозер вошли в число основателей британской Королевской академии художеств и на протяжении последующих полутора веков оставались единственными женщинами, получившими в ней членство. Ангелика Кауфман смогла достичь мастерства в одном из самых традиционно «мужских» художественных жанров — исторической живописи — и стала признанным мастером классицизма. Мэри Мозер — художница швейцарского происхождения — была одной из самых известных женщин на британской художественной сцене XVIII века. Художница обрела известность в первую очередь благодаря изображениям букетов и цветочных орнаментов, заказы на выполнение которых получала в том числе и от британской королевской семьи. 

Жизнь, пробитая металлическим стержнем

В детстве Фрида болела полиомиелитом. Вследствие болезни одна нога была чуть короче другой. Чтобы не хромать, она надевала несколько носков на одну ногу и носила обувь с большими каблуками, чем на ботинке на другой ноге.

Фрида Кало

Но роковой для Кало была авария, которую она пережила в 18-летнем возрасте. 17 сентября 1925 года со своим другом она возвращалась из школы. Автобус, в котором они ехали, влетел в трамвай. В ДТП погибли несколько человек. Будущая всемирно известная художница выжила, но получила травмы на всю жизнь – железный поручень насквозь пробил таз, повредив матку и половые органы, были сломаны ребра, ноги, ключица и смещены три позвонка.

Фрида Кало «Госпиталь Генри Форда», 1932 год

Дальше – месяц в больнице, два месяца дома, три месяца в гипсовом корсете без возможности встать с кровати, 32 операции, один аборт, два выкидыша, ампутация ноги, наркотики и 29 лет пронизывающей боли.

Это было странное приключение. В нем не было жестокости, оно было медленным, тихим. Искалечило людей. А меня – больше других, – вспоминала Кало.

Как бы цинично это не звучало, но по жизни Фриды Кало после аварии можно было писать целые пособия по хирургии, ортопедии, психиатрии, наркологии, неврологии, гинекологии и других сферам медицины.

Фрида Кало «Безнадежность», 1945 год

Однако если бы не случилось того, что случилось, возможно, Кало-художницы мы бы тоже не знали.

«Я никогда не задумывалась о живописи, вплоть до 1926 года, когда я лежала в постели из-за автомобильной аварии. Мне, закованной в гипс, было до чертиков скучно в постели (у меня были переломы позвоночника и многих костей), поэтому я решила чем-то заняться. Я взяла у отца несколько масляных красок, а моя мать заказала для меня специальный столик, потому что я не могла даже сидеть. Так я начала рисовать».

За всю жизнь Фрида Кало перенесла 32 операции

Вторая авария

Впервые Кало встретила Диего Риверу в коридоре Национальной подготовительной школы в Мехико, когда художника пригласили расписывать стены здания. Ей было 15, ему – 37.

Диего Ривера и Фрида Кало

Через пять лет они встретились снова. Фрида, которая пережила головокружительную аварию и фактически заново научилась ходить, принесла показать Ривере свои картины. Девушка была экспрессивной и дерзкой и произнесла настоящий спич, почему с ней не стоит флиртовать, а должным образом критически оценить ее работы. Потому что она хотела иметь собственные средства для существования.

В этих полотнах была необычная энергия и экспрессия и в то же время настоящая серьезность. У них не было никаких приемов во имя оригинальности, которые отличают работы амбициозных новичков. Было очевидно, что эта девушка – настоящая художница, – резюмировал Ривера.

За свою жизнь Фрида и Диего женились дважды

Но отклик в нем получил не только талант Фриды, но и она сама. Тогда художник был женат (уже второй раз и у него было четверо детей от двух жен и одной любовницы), но через год развелся, а через два – женился на Фриде.

Фрида Кало «Фрида и Диего Ривера», 1931 год

Родители художницы называли их отношения браком слона и голубки из-за существенной разницы в их физических данных. И в этом союзе их радовало разве то, что Ривера уже был известным художником и состоятельным человеком, поэтому их дочери бедствовать не пришлось бы.

Гильермо Кало: Моя дочь больна и останется больной до конца жизни. Она умная, но не красавица. Вы все равно в ней заинтересованы?Диего Ривера: Да.Гильермо Кало: Она дьявол.Диего Ривера: Я знаю.Гильермо Кало: Что ж, я вас предупредил.

Диего Ривера и Фрида Кало

Трудно говорить (да и не мы должны об этом говорить), насколько этот брак был удачным или счастливым. НоИ за время своих отношений Фрида и Диего буквально вросли друг в друга. Особенно ярко это прослеживается в работах колоритной мексиканки.

Фрида Кало «Автопортрет в образе Техуани», 1943 год

Ривера очень любил женщин. Эта любовь продолжалась в многочисленных супружеских изменах. Это страшно раздражало Кало и делало ей больно. Но снизить всеохватывающее либидо мужа она не могла.

Диего был неверным мужем, а Фрида была вероломной женщиной

Двойным ударом для женщины стал тот факт, что Ривера закрутил роман… с ее младшей сестрой. Вихрь внутренних реакций на такую коварную измену двух близких людей предстал на холсте в виде сцены убийства Кало с подписью «Всего несколько царапин!».

У меня в жизни было две аварии – одна с трамваем, а другая – встреча с Диего, – говорила художница.

Фрида Кало «Всего несколько царапин!», 1935 год

Почти на год супруги разъехались по разным домам, но потом воссоединились. Так же, как в 1936 году развелись, а в 1940-м снова поженились. Что бы не происходило в их жизни, они чувствовали потребность друг в друге. Они поддерживали друг друга в творчестве, имели одинаковые политические взгляды, оставляли шрамы друг другу и любили друг друга так, как могли это делать.

Диего – начало, Диего – мой ребенок… Диего – мой супруг, Диего – моя мать, Диего – я сама, Диего – это все, – писала в дневнике Кало.

Фрида Кало «Объятия вселенской любви, Земля, я, Диего и Коатль», 1949 год

Фрида Кало «Диего и я», 1949 год

Шизофреники рисуют

Сейчас психиатры просят пациентов, больных шизофренией, рисовать. На основании таких работ специалисты могут лучше понять, как автор видит мир, что испытывает, насколько тонкая у него грань между явью и «потусторонним».     

Картины больных шизофренией, многие из которых очень художественно одарены, поражают буйством красок и неординарностью сюжета. Они похожи на отражение страшных снов и фильмов ужасов, пугающих и непонятных. Такие рисунки отражают внутреннее состояние пациентов, чего они боятся, их эмоции по отношению к враждебному им окружающему миру.

Специалисты по душевным болезням отмечают у художников-шизофреников любовь к симметрии, отсутствие масштаба и перспективы. Такие исполнители изображают все неправдоподобно, схематично, штрихами. Их идеи несовместимы, фантастическое и реальное перемешано. Пустых мест больные не оставляют, обязательно их заполняют, постоянно исправляют мелкие детали. Обычно картины так и остаются незаконченными.

На помощь психиатрам пришли художники-авангардисты, примитивисты, сюрреалисты, также нестандартные в своем творчестве. В 1945 году они ввели термин «грубое искусство» или «ар брют» для жанра, в котором исполнены картины шизофреников. Тогда же появились свои классики в этом направлении и музеи, в которых выставлялись их работы.

Несомненно, психическое заболевание оказывает огромное влияние на форму и содержание картин людей, страдающих шизофренией. Ряд таких работы действительно заслуживает внимания публики и искусствоведов.

«Фрида — деревянная нога»

В шесть лет Фрида заболела полиомиелитом, болезнь приковала задорную, непоседливую малышку на девять месяцев к постели. Белые простыни, сменяющие друг друга медсестры, боль и лекарства стали постоянными спутниками ее жизни. Девочка поправилась, но из-за атрофированных мышц навсегда осталась хромой — за это местная детвора называла ее «Фрида — деревянная нога».

Отец взял на себя заботу о больной дочке. Он придумал для нее целый комплекс упражнений, который казался в то время немыслимым для девочки из уважаемой мексиканской семьи. Она каталась на роликах и ездила на велосипеде, хотя эти виды спорта традиционно считались мужскими, а также занималась греблей и борьбой, играла в мяч. Хромота со временем стала менее заметной, но нога оставалась очень худой. Фрида пыталась это скрыть, надевая несколько пар чулок под высокие сапоги, а позже носила брюки и мешковатую одежду.

Художественная карьера

Хотя она никогда не считала себя сюрреалисткой, в 1938 году Кало подружилась с одной из главных фигур этого художественного и литературного движения, Андре Бретоном. В том же году у нее была крупная выставка в нью-йоркской галерее, на которой было продано около половины из 25 картин, показанных там. Кало также получила два заказа, в том числе один от известного редактора журнала Клэр Бут Люс, в результате шоу.

В 1939 году Кало на некоторое время переехал жить в Париж. Там она выставила некоторые из своих картин и подружилась с такими художниками, как Марсель Дюшан и Пабло Пикассо.

В 1941 году Кало получила заказ от мексиканского правительства на пять портретов важных мексиканских женщин, но не смогла закончить проект. В тот год она потеряла своего любимого отца и продолжала страдать от хронических проблем со здоровьем. Несмотря на ее личные проблемы, ее работа продолжала расти в популярности и была включена в многочисленные групповые шоу примерно в это время.

В 1953 году Кало получила свою первую персональную выставку в Мексике. Будучи в то время прикованным к постели, Кало не пропустила открытие выставки. Приехав на машине скорой помощи, Кало провела вечер, разговаривая и празднуя с участниками мероприятия, не выходя из кровати с балдахином, установленной в галерее специально для нее.

После смерти Кало феминистское движение 1970-х годов привело к возобновлению интереса к ее жизни и работе, поскольку многие считали Кало иконой женского творчества.

Портрет Сталина, Троцкий и маленькие супружеские измены

Фрида Кало, хотя и осуждала мужа за измены, однако сама интимных приключений не чуралась. Художница имела многочисленные интимные связи как с мужчинами, так и с женщинами. Например, за известными на весь мир портретами художницы, которые сделал американский фотограф Николас Мюррей, стоят 10-летние романтические отношения.

Николас Мюррей (слева) с Фридой Кало (рядом с Мюрреем)

Они познакомились в 1931 году. Мюррей тогда развелся со второй женой, а Кало уже третий год была женой Риверы. Фотограф предлагал художнице закончить несчастливые отношения с ее мужем и выйти за него. Хоть Кало и не согласилась, но после завершения их романа в 1941 году они остались друзьями вплоть до смерти художницы.

Портрет Фриды Кало, сделанный Николасом Мюрреем

На другой роман повлияли политические взгляды Фриды. Как бы это ни резало украинское декоммунизированное ухо, но художница была пылкой сторонницей коммунистических идей. В 1927 году даже вступила в Коммунистическую партию Мексики.

Кало была ярой коммунисткой

В 1937-м, убегая от советского режима и ища политического убежища, главный враг Сталина Лев Троцкий поселился в «голубом доме» Кало и Риверы. Фрида очаровала советского идеолога, и они быстро стали близки.

Фрида Кало и Лев Троцкий

Бурный роман разворачивался прямо под носом у их супружеских половинок. Но длился он недолго. Троцкий быстро надоел Кало, а его жена взяла ситуацию под свой контроль и убедила мужа переехать. И настояла, чтобы он не забирал подаренный Фридой автопортрет, который висел в его кабинете.

Фрида Кало «Автопортрет, посвященный Льву Троцкому», 1937 год

Интересно, что отношения с Троцким никак не повлияли на отношение художницы к Сталину, который неоднократно пытался убить своего врага №1. Когда она узнала о смерти диктатора, то начала работу над картиной «Фрида перед портретом Сталина», но не успела завершить полотно.

Фрида Кало «Фрида перед портретом Сталина»

Фрида Кало хотела быть врачом

В детстве Кало мечтала стать врачом, а искусство было просто хобби, взращенное ее отцом, фотографом. Эта мечта закончилась в 18 лет, когда Кало и ее парень попали в ужасную аварию. Деревянный автобус, на котором они ехали, столкнулся с трамваем, в результате чего железные перила пронзили Кало через таз. Смертельные травмы удерживали Кало в течение нескольких месяцев в постели. Именно в это время отец Кало создал специальный мольберт, который позволял ей рисовать лежа.

Фрида за мольбертом, который ей создал отец

В результате несчастного случая Кало пришлось жить с хронической болью, и ей часто требовались операции, чтобы справиться с травмами позвоночника.

Луиза Буржуа

Известность пришла к Луизе Буржуа далеко не сразу. Хотя художница и дружила с Джексоном Поллоком, Виллемом де Кунингом и Марком Ротко, достичь сравнимого с ними уровня известности ей удалось лишь в преклонном возрасте. В начале 1970-х годов работы 60-летней Луизы Буржуа стали популярными на волне интереса к зарождающемуся тогда движению феминистского искусства. Луиза Буржуа всегда выступала за права женщин на художественной сцене. Она говорила: «Художнице никогда не дадут спокойно работать, если она не будет раз за разом доказывать свое право на существование в мире искусства». Уже в 1981 году состоялась ретроспективная выставка художницы в MоMA. В последние 20 лет жизни Луиз Буржуа создавала ставшие ее визитной карточкой рисунки и скульптуры огромных паучих. Для художницы фигура паука была одновременно воплощением детских страхов и напоминанием о матери, ее лучшем друге и защитнице. 

Лев Троцкий

Наряду с многочисленными романами Фриде также приписывают связь с легендарным наркомом Львом Троцким, который в январе 1937 года вместе со своей женой Натальей Седовой сошел на берег в мексиканском порту Тампико. Диего лежал тогда в госпитале, поэтому встречала их Фрида. Художница привезла изгнанников в свой дом, где они обрели временное пристанище.

Наталья Седова, Фрида Кало, Лев Троцкий, Макс Шехтман

Bettmann

Несмотря на многочисленные увечья, яркая и обаятельная Фрида легко очаровывала мужчин. Перед художницей не смог устоять и 60-летний революционер, который позже писал ей в одном из своих любовных писем: «Ты вернула мне молодость и отняла рассудок. С тобой я чувствую себя семнадцатилетним мальчишкой».

Стоит ли говорить, что Наталья Седова была сильно обеспокоена новым увлечением мужа. Свою измену Троцкий не отрицал и клятвенно заверял жену в своей верности до гробовой доски. По иронии судьбы русский революционер ушел из жизни всего год спустя, став жертвой нападения. Что же касается Риверы, то поговаривают, роман жены стал для него серьезным поводом для беспокойства и ревности. И это при том, что все прочие интриги Фриды на стороне он всегда воспринимал довольно благосклонно.

Старинные усадьбы на полотнах Борисова-Мусатова

В.Э. Борисов-Мусатов. «Водоем». (1902 год.) 177 х 216 см. Государственная Третьяковская галерея. (В Русском музее находится её авторская версия под названием «У водоёма».)

Любимая женщина Бориса Кустодиева, во имя которой он превозмог адскую боль и создал лучшие свои работы.

В.Э. Борисов-Мусатов. Дама в качалке (эскиз к неосуществленной картине


В.Э. Борисов-Мусатов. «Гобелен». (1901год). Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея.


В.Э. Борисов-Мусатов. «Изумрудное ожерелье». (1903-1904 гг.) Государственная Третьяковская галерея.


В.Э. Борисов-Мусатов. «Реквием». (1905 год). Бумага на картоне, акварель, черный карандаш, сангина. Государственная Третьяковская галерея


Памятник на могиле В. Э. Борисова-Мусатова

«Он умер, оставив нам тихие образы. И хотя над его величавыми созданиями тихо несется время, они остаются… У времени и у них одно общее — вечность. Валы времени унесут, полыхая, его имя в даль веков, падая в темные глубины и снова вынося на гордые гребни»,Недуги великих художников, как испытание силы духа: От чего страдали Кустодиев, Ренуар и другие.

Кало солгала о своем возрасте по уважительной причине

В 6 лет Фрида заболела полиомиелитом. Ее правая нога была короче и тоньше, чем левая (длинная юбка помогала ей замаскироваться), что стало причиной для отсутствия на занятиях в школе в течение довольно долгого времени. После поступления в элитную национальную подготовительную школу в 1922 году она погрузилась в индигенизм, новое чувство мексиканской культурной гордости. Таким образом, чтобы продемонстрировать свою приверженность мексиканской культуре и скрыть тот факт, что она старше, она снизила на три года свой возраст. Всю оставшуюся жизнь Фрида Кало заявляла, что родилась 7 июля 1910 года — в год, когда началась мексиканская революция.

Фрида Кало с супругом, Диего Ривера

Слон и голубка

Диего Ривера — художник, работающий в стиле мексиканской монументальной живописи, — стал самой большой любовью Фриды. Когда они познакомились, он был старше ее на двадцать лет, выше на двадцать сантиметров и тяжелее на сто килограммов.

Они с Фридой поженились 21 августа 1929 года. «Союз слона и голубки», — с горечью прокомментировали рождение новой семьи близкие Фриды. Ее отец единственный из них присутствовал на свадьбе. Жених был одет на американский манер и носил гигантскую ковбойскую шляпу, а Фрида выбрала стиль коренных индейцев: длинную юбку и традиционный шарф ребозо, накинутый на плечи. Позже Диего вспоминал, как в середине церемонии «дон Гильермо Кало встал и сказал: „Господа, да это же просто какая-то комедия!“».

Фото сверху — Фрида вот-вот станет сеньорой Диего Ривера, фото снизу — Фрида и Диего повторно вступают в брак. На картине Фрида предстает в образе матери, а Диего — маленького мальчика.

Материнство у художниц

В XVIII веке под влиянием философа Жан-Жака Руссо материнская нежность превратилась в самостоятельную тему женского портрета. Гармоничная связь между матерью и ребенком воспринимались как выражение добродетели и источник земного счастья. Тогда же на арт-сцене наконец-то появляются художницы, готовые осмыслить материнство через призму собственного опыта.

Когда француженка Элизабет Виже-Лебрен пишет королеву Марию-Антуанетту в окружении малолетних чад, она нарушает канон парадного портрета в угоду семейной идиллии. Вместо застывших поз и отстраненных лиц мы видим трогательную интимную сценку: в центре — королева с младенцем Луи-Шарлем на руках, старшая дочь Мария-Тереза ласково льнет к матери, а дофин Луи-Жозеф указывает на колыбель, затянутую траурной тканью (недавно от туберкулеза скончалась малышка София, младшая из отпрысков королевской семьи).

Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен «Портрет Марии-Антуанетты с детьми» (1787)

На портрете Виже-Лебрен ненавистная для французов Мария-Антуанетта показана и величественной монархиней, и любящей матерью (какой она, кстати, была в жизни) — примером для своих подданных.

Однако настоящую революцию в изображении материнства произвела американская импрессионистка Мэри Кассат. Кассат — которая, кстати, не имела собственных детей — совершенно по-новому раскрыла взаимоотношения матери и ребенка через сцены повседневной жизни.

Брак Фриды Кало с Диего Риверой

В 1929 году Кало и знаменитый мексиканский художник-монументалист Диего Ривера поженились. Кало и Ривера впервые встретились в 1922 году, когда он начал работать над проектом в ее средней школе. Кало часто наблюдала, как Ривера создает фреску под названием «Творение» в школьном лекционном зале. По некоторым данным, она сказала подруге, что когда-нибудь у нее будет ребенок от Риверы. Кало вновь соединился с Риверой в 1928 году. Он поощрял ее творчество, и у них начались отношения. В первые годы их совместной жизни Кало часто следовала за Риверой, основываясь на том, где были заказы, которые получал Ривера. В 1930 году они жили в Сан-Франциско, штат Калифорния. Затем они отправились в Нью-Йорк на выставку Риверы в Музее современного искусства, а затем переехали в Детройт по поручению Риверы в Детройтский институт искусств.

Время, проведенное Кало и Риверой в Нью-Йорке в 1933 году, было окружено спорами. По заказу Нельсона Рокфеллера Ривера создал фреску под названием «Человек на перекрестке» в здании RCA в Рокфеллеровском центре. Рокфеллер приостановил работу над проектом после того, как Ривера включил в фреску портрет коммунистического лидера Владимира Ленина, который позже был закрашен. Через несколько месяцев после этого инцидента пара вернулась в Мексику и переехала жить в Сан-Анхель, Мексика.

Никогда не будучи традиционным союзом, Кало и Ривера держались отдельно, но соседствовали с домами и студиями в Сан-Анхеле. Она была опечалена его многочисленными изменами, в том числе романом с ее сестрой Кристиной. В ответ на это семейное предательство Кало отрезала большую часть своих фирменных длинных темных волос. Отчаянно желая иметь ребенка, она снова испытала разбитое сердце, когда в 1934 году у нее случился выкидыш.

Кало и Ривера пережили периоды разлуки, но в 1937 году они объединились, чтобы помочь изгнанному советскому коммунисту Льву Троцкому и его жене Наталье. Троцкие приехали к ним в Голубой дом (дом детства Кало) на некоторое время в 1937 году, когда Троцкий получил убежище в Мексике. Когда — то соперник советского лидера Иосифа Сталина, Троцкий боялся, что его убьет его старый заклятый враг. По сообщениям, в это время у Кало и Троцкого был короткий роман.

Кало развелась с Риверой в 1939 году. Они недолго оставались в разводе, снова поженившись в 1940 году. Пара продолжала вести в основном раздельную жизнь, и с годами оба стали общаться с другими людьми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector