Семь классов школы, ужасы психбольницы и ненужная «нобелевка»: жизнь и судьба иосифа бродского

Бродский Андрей Константинович

Учёная степень: доктор биологических наук

Ученое звание: профессор

Научное направление: Биологические науки

Регион: Санкт-Петербург

Рейтинг: 18 (по количеству просмотров анкеты за последний месяц)

СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии «Известные Ученые»

Профессор кафедры зоологии беспозвоночных СПбГУ. Научные интересы: Биоразнообразие и охрана природы; проблемы сохранения биоразнообразия; использование методов биоиндикации в оценке качества среды пресноводных экосистем; биомеханика полета животных; эволюция полета насекомых; эколого-физиологические основы эволюции наземных членистоногих; историческое развитие отрядов насекомых, занимающих ключевое положение в филогении класса. Читаемые курсы: «Общая экология» — общий курс лекций; «Введение в биоразнообразие» — спецкурс для студентов магистратуры, «Устойчивое управление прибрежными зонами» — спецкурс для студентов магистратуры; «Введение в специализацию» — спецкурс для студентов бакалавриата.

Научные публикации:

Бродский А.К. Происхождение и ранние этапы эволюции крылового аппарата насекомых // Чтения памяти Н.А. Холодковского, 1979. № 30, 38 с.

Бродский А.К. Тропики, острова, биоценозы. Изд-во Наука, СПб.1983.

Бродский А.К. Механика полета насекомых и эволюция их крылового аппарата. Изд-во ЛУ, Л. 1988. Монография.

Бродский А.К. Строение, функционирование и эволюция крыловых сочленений насекомых // Чтения памяти Н.А. Холодковского, 1989. № 41, 47 с.

Brodsky A. Vortex formation in tethered flight of butterfly Inachis io L. // Journal Exp. Biol., 1991. Vol. 161, 30 p.

Бродский А.К. Краткий курс общей экологии. Изд-во СПбГУ, СПб. 1992. Учебник для университетов.

Brodsky A. The Evolution of Insect Flight. Oxford University Press. Oxford. 1994. Monograph.

Бродский А.К., Воронов А.Н., Крыза И. и др. Эколого- гидрогеологический словарь. Изд-во СПбГУ, СПб. 2001. Учебное пособие.

Бродский А.К. Введение в проблемы биоразнообразия. Иллюстрированный справочник. Изд-во ДЕАН, СПб. 2002. Учебное пособие.

Бродский А.К. Образование для устойчивого развития: роль высшей школы Санкт-Петербурга в реализации концепции устойчивого развития. Изд-во СПбГУ, СПб. 2003. Обзор.

Бродский А.К., Жуковский А.Н., Славинский Д.А. Природа и общество в цифрах на пороге нового тысячелетия. Изд-во СПбГУ, СПб. 2004. Учебное пособие.

Бродский А.К., Киселев Г.Н. и др. Палеоэкология с основами общей экологии. Изд-во СПбГУ, СПб. 2005. Учебное пособие.

Бродский А.К. Общая экология. Изд. центр «Академия», М. 2006. Учебник для университетов.

Последние годы на родине

Бродский был арестован и отправлен в ссылку 23-летним юношей, а вернулся 25-летним сложившимся поэтом. Оставаться на родине ему было отведено менее 7 лет. Наступила зрелость, прошло время принадлежности к тому или иному кругу. В марте 1966 года умерла Анна Ахматова. Ещё ранее начал распадаться окружавший её «волшебный хор» молодых поэтов. Положение Бродского в официальной советской культуре в эти годы можно сравнить с положением Ахматовой в 1920—1930-е годы или Мандельштама в период, предшествовавший его первому аресту. В конце 1965 года Бродский сдал в Ленинградское отделение издательства «Советский писатель» рукопись своей книги «Зимняя почта (стихи 1962—1965)». Год спустя, после многомесячных мытарств и несмотря на многочисленные положительные внутренние рецензии, рукопись была возвращена издательством. «Судьба книги решалась не в издательстве. В какой-то момент обком и КГБ решили в принципе перечеркнуть эту идею».

В 1966—1967 годах в советской печати появилось 4 стихотворения поэта (не считая публикаций в детских журналах), после этого наступил период публичной немоты. С точки зрения читателя единственной областью поэтической деятельности, доступной Бродскому, остались переводы. «Такого поэта в СССР не существует» — заявило в 1968 году советское посольство в Лондоне в ответ на посланное Бродскому приглашение принять участие в международном поэтическом фестивале Poetry International.

Между тем это были годы, наполненные интенсивным поэтическим трудом, результатом которого стали стихи, включённые в дальнейшем в вышедшие в США книги: «Остановка в пустыне», «Конец прекрасной эпохи» и «Новые стансы к Августе». В 1965—1968 годах шла работа над поэмой «Горбунов и Горчаков» — произведением, которому сам Бродский придавал очень большое значение. Помимо нечастых публичных выступлений и чтения на квартирах приятелей стихи Бродского довольно широко расходились в самиздате (с многочисленными неизбежными искажениями — копировальной техники в те годы не существовало). Возможно, более широкую аудиторию они получили благодаря песням, написанным Александром Мирзаяном и Евгением Клячкиным.

Внешне жизнь Бродского в эти годы складывалась относительно спокойно, но КГБ не оставлял вниманием своего «старого клиента». Этому способствовало и то, что «поэт становится чрезвычайно популярен у иностранных журналистов, учёных-славистов, приезжающих в Россию

У него берут интервью, его приглашают в западные университеты (естественно, что разрешения на выезд власти не дают) и т. п.». Помимо переводов — к работе над которыми он относился очень серьёзно — Бродский подрабатывал другими доступными для литератора, исключённого из «системы», способами: внештатным рецензентом в журнале «Аврора», случайными «халтурами» на киностудиях, даже снимался (в роли секретаря горкома партии) в фильме «Поезд в далёкий август».

За рубежами СССР стихотворения Бродского продолжают появляться как на русском, так и в переводах, прежде всего на английском, польском и итальянском языках. В 1967 году в Англии вышел неавторизированный сборник переводов «Joseph Brodsky. Elegy to John Donne and Other Poems / Tr. by Nicholas Bethell». В 1970 году в Нью-Йорке выходит «Остановка в пустыне» — первая книга Бродского, составленная под его контролем. Стихотворения и подготовительные материалы к книге тайно вывозились из России или, как в случае с поэмой «Горбунов и Горчаков», пересылались на Запад дипломатической почтой. В 1971 году Бродский был избран членом Баварской академии изящных искусств.

Драматург, переводчик, литератор

Перу Бродского принадлежат две опубликованные пьесы: «Мрамор», 1982 и «Демократия», 1990—1992. Ему также принадлежат переводы пьес английского драматурга Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» и ирландца Брендана Биэна «Говоря о верёвке». Бродский оставил значительное наследие как переводчик мировой поэзии на русский язык. Из переведённых им авторов можно назвать, в частности, Джона Донна, Эндрю Марвелла, Ричарда Уилбера, Еврипида (из «Медеи»), Константиноса Кавафиса, Константы Ильдефонса Галчинского, Чеслава Милоша, Томаса Венцлова. Значительно реже Бродский обращался к переводам на английский. Прежде всего это, конечно, автопереводы, а также переводы из Мандельштама, Цветаевой, Виславы Шимборской и ряд других.

Сюзан Зонтаг, американская писательница и близкий друг Бродского, говорит: «Я уверена, что он рассматривал своё изгнание как величайшую возможность стать не только русским, но всемирным поэтом… Я помню, как Бродский сказал, смеясь, где-то в 1976—1977: «Иногда мне так странно думать, что я могу написать всё, что я захочу, и это будет напечатано». Этой возможностью Бродский воспользовался в полной мере. Начиная с 1972 года он с головой окунается в общественную и литературную жизнь. Помимо трёх вышеназванных книг эссе, число написанных им статей, предисловий, писем в редакции, рецензий на различные сборники переваливает за сто, не считая многочисленных устных выступлений на вечерах творчества русских и англоязычных поэтов, участия в дискуссиях и форумах, журнальных интервью. В списке авторов, на чьё творчество он даёт отзыв, имена И. Лиснянской, Е. Рейна, А. Кушнера, Д. Новикова, Б. Ахмадулиной, Л. Лосева, Ю. Кублановского, Ю. Алешковского, Вл. Уфлянда, В. Гандельсмана, А. Наймана, Р. Дериевой, Р. Уилбера, Ч. Милоша, М. Стрэнда, Д. Уолкотта и другие. Крупнейшие газеты мира публикуют его обращения в защиту преследуемых литераторов: С. Рушди, Н. Горбаневской, В. Марамзина, Т. Венцлова, К. Азадовского. «Кроме того, он старался помочь столь большому количеству людей», — в том числе, рекомендательными письмами — «что в последнее время наступила некая девальвация его рекомендаций». Относительное финансовое благополучие (по крайней мере, по меркам эмиграции) давало Бродскому возможность оказывать и более материальную помощь. 

Библиотека Конгресса избирает Бродского Поэтом-лауреатом США на 1991—1992 годы. В этом почётном, но традиционно номинальном качестве он развил активную деятельность по пропаганде поэзии. Его идеи привели к созданию American Poetry and Literacy Project (Американский проект: «Поэзия и Грамотность»), в ходе которого с 1993 года более миллиона бесплатных поэтических сборников были розданы в школах, отелях, супермаркетах, на вокзалах и проч. По словам Уильяма Уодсворта, занимавшего с 1989 по 2001 г. пост директора Американской Академии поэтов, инаугуральная речь Бродского на посту Поэта-лауреата «стала причиной трансформации взгляда Америки на роль поэзии в её культуре». Незадолго до смерти Бродский увлёкся идеей основать в Риме Русскую академию. Осенью 1995 года он обратился к мэру Рима с предложением о создании академии, где могли бы учиться и работать художники, писатели и учёные из России. Эта идея была реализована уже после смерти поэта. В 2000 году Фонд стипендий памяти Иосифа Бродского отправил в Рим первого российского поэта-стипендиата, а в 2003 г. — первого художника.

Награды и отличия

  • 1978 — Почетная степень доктора Letters , Йельский университет
  • 1979 — Стипендия Американской академии и Института искусств и литературы.
  • 1981 — Премия Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартур
  • 1986 — почетный доктор литературы Оксфордского университета.
  • Награда за выдающиеся достижения Международного центра в Нью-Йорке
  • 1986 — Национальная премия книжных критиков за критику за менее чем один (сборник эссе)
  • 1987 — Нобелевская премия
  • 1989 — почетный доктор Эссекского университета.
  • 1989 — Почетная степень Дартмутского колледжа.
  • 1991 г. — почетный доктор гуманитарного факультета Упсальского университета , Швеция.
  • 1991 — Поэт-лауреат США
  • 1991 — Премия «Золотой венок» «Вечер поэзии Струги»
  • 1993 — Почетная степень Силезского университета в Польше.
  • Почетный член Международной академии наук, Мюнхен

Биография[ | код]

Родилась 20 июля года в Ленинграде в семье художника Павла Басманова. Её дедом по матери был советский терапевт, академик АМН СССР Георгий Ланг. Мать, Наталия Басманова, была наполовину голландкой, наполовину немкой..

В 1941—1942 годах, в самый тяжелый период Блокады, находилась в Ленинграде . В сентябре 1942 года вместе с матерью и бабушкой была эвакуирована в Алтайский край. Вернулась в Ленинград в феврале 1945 года

После войны семья Басмановых жила в Ленинграде, в доме 15 по улице Глинки, в бывшей квартире художников А. Н. Бенуа и, позднее, Н. А. Тырсы, знакомого П. И. Басманова с довоенного времени: «Тырса жил в просторной квартире, когда-то принадлежавшей родителям Александра Бенуа и описанной последним в его мемуарах. Собирались в огромной светлой комнате, бывшей гостиной Бенуа, с невысокой эстрадой, которую отделяла арка. Окна выходили на особняк 18 века, где, по преданию, происходили в пушкинские времена собрания общества «Зелёная лампа».

В 1950-е годы в течение двух лет была вольнослушательницей в Средней художественной школе (СХШ).

C 1956 по 1960 год училась рисунку, композиции и изучала принципы нового искусства у художника Владимира Стерлигова. Первая выставка М. П. Басмановой прошла в 1959 году на квартире художников В. В. Стерлигова и Т. Н. Глебовой. «Выставка Марины Басмановой состоялась у Стерлигова (Большой пр., 98) в 1959 году. Около сорока работ, хорошо оформленных и окантованных, акварели (преимущественно пейзажи). Приходили на неё обычные гости выставок В. В. Стерлигова и друзья Павла Ивановича Басманова».

С 1960 года начала работать в книжной графике. Иллюстрировала книги для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Несколько книг проиллюстрировала совместно с матерью, Н. Г. Басмановой. В конце 1960-х — 1970-х гг. постоянно работала с детскими журналами «Мурзилка» и «Костёр».

В 1962—1963 годах сделала ряд портретных зарисовок Анны Ахматовой.

С 1975 года — член Союза художников России. Участница городских и всесоюзных выставок.

С 1994 по 2005 год работала научным сотрудником в Государственном музее «Царскосельская коллекция». Занималась экспозицией музея, подготовила около сорока временных выставок.

Подготовила и провела ряд выставок своего отца: Павел Басманов. ГРМ, 1996; Павел Басманов: Акварель, рисунок. СПб, ЦВЗ «Манеж», 2000; Рисунки и акварели Павла Басманова. М., ГТГ, 2002—2003; Ленинградский художник П. И. Басманов. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, 2009.
В декабре 2014 организовала и провела в Петербурге первую персональную выставку Натальи Басмановой.. В 2016 и 2017 гг. подготовила и провела в залах Библиотеки книжной графики выставки графики Коринны Претро и Юрия Сырнева.

Участие в опричнине

Басманов находился в ближнем окружении царя Ивана IV Грозного. Он был одним из организаторов установления опричнины, так как имел значительное влияние на царя Ивана. Кроме того, он стал управлять формированием личной царской опричной гвардии.

В декабре 1564 г. он сопровождал государя во время его отъезда в Александровскую слободу.

Известно, что Алексей совершал множество злодеяний от имени государя Ивана. Так, в 1568 г. от имени царя он выгнал из храма митрополита московского Филиппа, обвиняемого в организации перехода Новгорода и Пскова под правление польского короля Сигизмунда II Августа.

По свидетельству Андрея Курбского, на своей государственной службе он был известен как отчаянный и решительный полководец. Несмотря на то что большинство членов Думы были выше по родовитости, все его уважали за военные успехи.

В мирный период его знали как балагура, царского собутыльника, ценителя маскарадов и любителя пошлых шуток. Именно Алексей давал советы Ивану Грозному, чтобы тот казнил своих подданных при малейших подозрениях в измене (для победы над собственным страхом и повышения авторитета в глазах подданных).

В кино

  • Комната и половина ( Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на родину , Poltory komnaty Иле sentimental’noe Путешествие на Родину), художественный фильм режиссера Андрея Хржановского ; беллетризованный рассказ о жизни Бродского.
  • Бродский не поэт ( Бродский не поэт , Бродский не поэт ), документальный фильм Ильи Белова о пребывании Бродского в Штатах.
  • Довлатов ( Довлатов ), биографический фильм о писателя Сергея Довлатова (который был другом Иосифа Бродского) режиссера Алексея Германа-младшего ; Действие фильма происходит в 1971 году в Ленинграде, незадолго до эмиграции Бродского, и Бродский играет важную роль.

Свидетельства в исторических источниках

Андрей Курбский считал Алексея Басманова преславным льстецом, безумным маньяком и убийцей самого себя и всей Святорусской земли.

Николай Карамзин называл его мужественным воеводой, но бесстыдным угодником тирании.

До сегодняшних дней сохранилась вкладная грамота Басманова, которую тот дал храму великомученика Никиты в селе Елизарово, где перечисляются имена погибших на государственной службе. По ним устанавливалось вечное поминовение. Так или иначе, этот уникальный исторический документ XVI века указывает на лучшие полководческие качества Алексея, желавшего увековечить память своих погибших боевых соратников.

В синодике опальных людей царя Ивана IV Грозного сохранились имена отправленных в ссылку Алексея, Петр и Фёдора Басмановых.

Второгодник, мечтавший о море

Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде в еврейской семье. Его отец, Александр Иванович Бродский, был капитаном 3-го ранга ВМФ СССР, в годы войны служил военным фотокорреспондентом. В 1950 году Бродский демобилизовался, работал фотографом и журналистом в нескольких ленинградских газетах. Мать, Мария Моисеевна Вольперт, работала бухгалтером.

Детство Оси пришлось на годы блокады. Пережив самую суровую зиму 1941-1942 годов, мать вывезла Иосифа в эвакуацию в Череповец. Там они прожили до 1944 года. Мария Моисеевна устроилась переводчиком в лагерь для военнопленных. Тем временем отец Бродского участвовал в прорыве блокады Ленинграда. Семья воссоединилась лишь в 1948 году. Вернувшись домой, Александр Иванович поступил на работу в фотолабораторию Военно-морского музея. Иосиф Бродский на всю жизнь запомнил свои детские прогулки по музею:

С учебой у Бродского не складывалось. В Ленинграде он сменил четыре школы, один раз даже остался на второй год. Учился плохо, домашние задания игнорировал, на уроках то и дело мешал учителям, а в тетрадках рисовал «не по делу». При этом он мог бы стать одним из лучших учеников в классе, но – не хотел. Как не хотел быть примерным пионером и комсомольцем.

Когда ему было 14 лет, он попытался поступить в морское училище, но ему отказали. В 1955 году, закончив всего семь классов и начав восьмой, Бродский бросил школу и устроился на завод «Арсенал» помощником фрезеровщика. Далее его «бросало» из одного увлечения в другое. Все еще вдохновленный тягой к морю, Иосиф пытался поступить в школу подводников, но, как и в случае с училищем, его постигла неудача. Затем в 16 лет он вдруг загорелся идеей стать врачом и устроился работать в морг при областной больнице, где целый месяц помогал препарировать трупы. Но довольно скоро Бродский отказался от медицинской карьеры. Помимо этого, он успел поработать истопником в котельной и матросом на маяке. Среднее образование будущий поэт все-таки получил, окончив школу рабочей молодежи.

Поэт «с декадентским душком»

В 1957 году он присоединился к группе геологов и участвовал в нескольких геологических экспедициях НИИГА: в 1957 и 1958 годах – на Белом море, в 1959 и 1961 годах – в Восточной Сибири и в Северной Якутии, на Анабарском щите. В ходе одной из экспедиций на Дальнем Востоке Бродский даже открыл небольшое месторождение урана.

Однако летом 1961 года в эвенкийском поселке Нелькан его нервы не выдержали. Из-за отсутствия оленей геологи некоторое время не могли продолжать поход, и на фоне вынужденного безделья у Бродского случился нервный срыв, и ему разрешили вернуться в Ленинград.

Конец 50-х – начало 60-х годов – время зарождения Бродского-поэта. Даже находясь в экспедициях, он много и хаотично читал – в основном поэзию, философскую и религиозную литературу, взялся за изучение английского и польского языков. Его вкусы и будущий стиль формировались под влиянием таких поэтов, как Борис Слуцкий, Марина Цветаева, Евгений Баратынский, Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Владимир Маяковский. Из зарубежных авторов Бродский больше всего выделял Уистена Хью Одена, Константиноса Кавафиса, Роберта ли Фроста, Райнера Рильке.

Бродский утверждал, что начал писать стихи в 18 лет, хотя есть несколько стихотворений, датированных 1956 – 1957 годами. «Пилигримы», «Памятник Пушкину», «Рождественский романс» – наиболее известные из ранних работ Бродского. В то время в его стихах наблюдалась ярко выраженная музыкальность. Так, в стихотворениях «От окраины к центру» и «Я – сын предместья, сын предместья, сын предместья…» можно увидеть ритмические элементы джазовых импровизаций.

В 1959 году состоялось знакомство Бродского с Булатом Окуджавой, Сергеем Довлатовым, Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Владимиром Уфляндом. Примерно тогда же он сблизился с молодыми поэтами из «промки» – литературного объединения при Дворце культуры промкооперации (позднее Ленсовета). Первое крупное публичное выступление Бродского состоялось 14 февраля 1960 года на «турнире поэтов» в ленинградском Дворце культуры имени Горького. Его стихотворение «Еврейское кладбище…» тогда наделало много шума.

Реакция публики на рыжего картавого юнца в веснушках, монотонно читающего стихи, которые и на стихи-то в привычном понимании не были похожи, была неоднозначной. Вот как писал о поэтическом дебюте Бродского поэт Николай Рубцов:

Настоящая популярность нашла его на рубеже 1960-1961 годов. Как вспоминал поэт Давид Шраер-Петров, в апреле 1961 года он встретил на Невском проспекте знакомого режиссера и сценариста Илью Авербаха, и тот сказал ему: «В Ленинграде появился гениальный поэт Иосиф Бродский. Ему всего двадцать один год. Пишет по-настоящему один год. Его открыл Женька Рейн».

Евгений Рейн, может, и не был тем, кто непосредственно «открыл» Бродского для публики, однако именно благодаря ему состоялось знакомство начинающего поэта с Анной Ахматовой, Надеждой Мандельштам, Лидией Чуковской и другими важными женщинами в мире литературы. Но гораздо большее влияние на Бродского произвела другая встреча.

В 1962 году 22-летний Иосиф познакомился с молодой художницей Марианной Басмановой. С этого времени многие свои произведения он посвящал именно ей, скрытой под инициалами «М. Б.». Первые стихи с этим посвящением – «Я обнял эти плечи и взглянул…», «Ни тоски, ни любви, ни печали…», «Загадка ангелу» – датированы 1962 годом. Как пишет биограф Бродского Лев Лосев, «стихи, посвященные «М. Б.», занимают центральное место в лирике Бродского не потому, что они лучшие – среди них есть шедевры и есть стихотворения проходные, – а потому, что эти стихи и вложенный в них духовный опыт были тем горнилом, в котором выплавилась его поэтическая личность».

Двадцать лет спустя, уже находясь в Америке, Бродский издаст сборник «Новые стансы к Августе». В него войдут стихи 1962–1982 годов, посвященные «М. Б.». Последнее стихотворение с этим посвящением выйдет в 1989 году.

Память

  • В 1998 году в «Пушкинском фонде» вышла книга стихотворений Л. Лосева «Послесловие», первую часть которой составляют стихи, связанные с памятью Бродского.
  • В 2004 году близкий друг Бродского, лауреат Нобелевской премии поэт Дерек Уолкотт написал поэму «The Prodigal», в которой многократно упоминается Бродский.
  • В ноябре 2005 года во дворе филологического факультета Санкт-Петербургского университета по проекту Константина Симуна был установлен первый в России памятник Иосифу Бродскому.
  • На стихи И. А. Бродского писали песни Константин Меладзе, Елена Фролова, Евгений Клячкин, Александр Мирзаян, Александр Васильев, Светлана Сурганова, Диана Арбенина, Пётр Мамонов, Виктория Полевая, Леонид Марголин и другие авторы.
  • В Воронеже есть переулок Бродского.
  • В Москве на Новинском бульваре в 2011 году установлен памятник поэту скульптора Георгия Франгуляна и архитектора Сергея Скуратова.
  • Стихотворение «Ниоткуда с любовью» вынесено в заглавие фильма «Ниоткуда с любовью, или Весёлые похороны», экранизации повести Людмилы Улицкой «Весёлые похороны». В фильме звучит баллада «Ниоткуда с любовью» в исполнении Геннадия Трофимова.
  • В 2009 году вышел фильм режиссёра Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», снятый по произведениям и биографии Иосифа Бродского. Поэта в детстве исполнил Евгений Оганджанян, в юности — Артем Смола, в зрелости — Григорий Дитятковский.
  • Имя «И. Бродский» носит самолет A330 (бортовой номер VQ-BBE) компании Аэрофлот.
  • Осенью 2011 года Почтовая служба США представила дизайн марок, посвящённых великим американским поэтам 20 века, которые будут выпущены в 2012 году. Среди них Иосиф Бродский, Гвендолин Брукс, Уильям Карлос Уильямс, Роберт Хайдн, Сильвия Плат, Элизабет Бишоп, Уоллес Стивенс, Дениз Левертов, Эдвард Эстлин Каммингс и Теодор Рётке. На оборотной стороне листа марок приведены цитаты из произведений каждого поэта. На марке размещена фотография Иосифа Бродского, сделанная в Нью-Йорке американским фотографом Нэнси Крэмптон (Nancy Crampton).
  • Песня Андрея Макаревича «Памяти Иосифа Бродского».
  • 1 декабря 2011 года во дворе дома № 19 по улице Стахановцев в Санкт-Петербурге был установлен памятный знак Иосифу Бродскому в виде огромного валуна из Карелии, на котором высечены строки из стихотворения «От окраины к центру»: «Вот я вновь пробежал Малой Охтой сквозь тысячу арок».

Отношения с Иосифом Бродским

В 1962 году познакомилась с поэтом Иосифом Бродским. С этого времени Марианне Басмановой, скрытой под инициалами «М. Б.», посвящались многие произведения поэта. «Стихи, посвящённые „М. Б.“, занимают центральное место в лирике Бродского не потому, что они лучшие — среди них есть шедевры и есть стихотворения проходные, — а потому, что эти стихи и вложенный в них духовный опыт были тем горнилом, в котором выплавилась его поэтическая личность». Первые стихи с этим посвящением — «Я обнял эти плечи и взглянул…», «Ни тоски, ни любви, ни печали…», «Загадка ангелу» датируются 1962 годом. Сборник стихотворений Иосифа Бродского «Новые стансы к Августе» (США, Мичиган: Ardis, 1983) составлен из его стихотворений 1962—1982 годов, посвящённых «М. Б.». Последнее стихотворение с посвящением «М. Б.» датировано 1989 годом.

8 октября 1967 года у Марианны Басмановой и Иосифа Бродского родился сын, Андрей Осипович Басманов.

Стихи из цикла «Новые стансы к Августе» стали основой документального телевизионного фильма «В плену у ангелов. Письмо в бутылке», канал «Культура» 2007, реж. Е.Потиевский. Стихи читает (закадровый голос) сын поэта, Андрей Басманов. В 1964—1965 и в 1972—1995 гг. М. П. Басманова и И. А. Бродский состояли в переписке, весь корпус которой в настоящее время хранится в Отделе рукописей РНБ, в архиве семьи Басмановых в Петербурге, в библиотеке Бейнеке Йельского университета, США. М. П. Басманова является творческим консультантом некоторых проектов, связанных с творчеством Бродского, — художественного фильма «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», 2009, реж. Андрей Хржановский.

Творчество

Марианна Басманова в конце 1950- хх. стала первой ученицей художника и преподавателя В. В. Стерлигова, основывавшего свою работу на педагогической системе, сделанной К. С. Малевичем и практиковавшейся в ГИНХУКе. По этой системе живописцы поочередно изучали новые системы в искусстве (импрессионизм, постимпрессионизм, сезаннизм, кубизм), супрематизм. Сначала 1960-х гг. В. В. Стерлигов пришел к выводу из супрематизма Малевича, и, взяв геометрическую форму как модуль строения мира, красочного и космогонического, открыл уже свою идею «чашно-купольного строения Вселенной». Первой, кого он в эту идею предназначил, стала Марианна Басманова. Привлечённая Стерлиговым к работе над новым пластическим местом — сферическим, криволинейным, — Басманова создаёт свои работы: живопись, акварели, книжная графика, и сначала свои 1-ые книжки: «Муха-цокотуха» (1960) и «Весёлые песенки» (1961). Тот же принцип виден и во всех следующих работах художницы: как в композиции её работ, так и в присущей её учителю «светимости цвета». Творчество Басмановой Стерлигов оценивал высоко, видя в нём:

— В.В. Стерлигов .

М. П. Басманова всю жизнь работала в детской книжке. Все трое живописцев этой незаурядной семьи отличались по творческому почерку, хотя многие книжки М. П. и Н. Г. Басманова делали совместно.

« Мир представлений Басмановой замыкается видами природы. Природа властвует в иллюстрациях художницы. И детские фигуры, время от времени появляющиеся в рисунках растворяются в природных формах, становятся вроде бы одним из её частей, органически сливаясь с деревьями, птицами, цветами в единый образ…

— Г.И.Чугунов

«Приглашенный поэт»

В Вене Бродский познакомился с Уистеном Оденом, которого, наряду с Ахматовой, называл поэтом, оказавшим на него решающее «этическое влияние». Оден встретил его очень тепло и ввел в местные литературные круги. В июне они вместе приняли участие в Международном фестивале поэзии в Лондоне.

В июле 1972 года Бродский переехал в США и стал преподавать в Мичиганском университете в Энн-Арборе. Так человек, закончивший неполные восемь классов средней школы, стал вести жизнь университетского преподавателя. В течение последующих 24 лет Бродский занимал профессорские должности в общей сложности в шести американских и британских вузах. Он преподавал историю русской литературы, русскую и мировую поэзию, теорию стиха, выступал с лекциями и читал стихи на международных литературных фестивалях и форумах, в библиотеках и университетах США, а также в Канаде, Англии, Ирландии, Франции, Швеции, Италии.

При этом Бродский никогда толком не знал, как нужно преподавать – ведь этому его никто не учил. А в Мичиганском университете, где он работал до 1980 года, его должность вообще называлась poet-in-residence («приглашенный поэт»).

«Каждый год из двадцати четырех на протяжении по крайней мере двенадцати недель подряд он регулярно появлялся перед группой молодых американцев и говорил с ними о том, что сам любил больше всего на свете – о поэзии… Как назывался курс, было не так уж важно: все его уроки были уроками медленного чтения поэтического текста…» – пишет биограф поэта Лев Лосев

Фото: BORJE THURESSON/AP/ТАСС

В 1987 году Иосифу Бродскому была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой «За всеобъемлющую литературную деятельность, отличающуюся ясностью мысли и поэтической интенсивностью». Почти любой на его месте был бы счастлив такому признанию, но Бродский отнесся к этому иначе. Он не любил чрезмерного внимания к своей персоне и через три года после вручения премии признался в интервью журналу «Экономист»:

С момента переезда в США Бродский регулярно печатался в изданиях русской эмиграции. В 1977 году были изданы книги его стихов на русском языке: «Конец прекрасной эпохи» (1977), куда вошли стихотворения 1964–1971 годов, и «Часть речи», составленная из работ, вышедших в 1972–1976 годах.

Кроме того, в 1972 году Бродский обратился к прозе. В США вышли три книги его эссе: «Less Than One» («Меньше единицы») в 1986 году, «Watermark» («Набережная неисцелимых») в 1992 году и «On Grief and Reason» («О скорби и разуме») в 1995 году. Большая часть этих эссе, как и множество стихов эмиграционного периода, написана на английском языке.

Вообще, живя за границей, Бродский очень боялся забыть родную речь. Вот что он говорил об этом в интервью:

«Окололитературный трутень»: суд и психлечебница

Как ни парадоксально, но мировую славу Иосифу Бродскому принесли гонения на родине

Именно резонансный судебный процесс над ним привлек внимание к его стихам на Западе. Более того, суд над Бродским стал одним из факторов появления в СССР правозащитного движения

За рубежом выдвинутые против него обвинения стали своеобразным символом торжества бюрократии над поэзией и доказательством того, что свобода слова в Советском Союзе – по-прежнему недостижимая мечта.

Впервые Бродский оказался в поле зрения КГБ еще в 1960 году: его вызывали на допрос КГБ в связи с арестом Александра Гинзбурга, который ранее опубликовал в своем самиздатском журнале поэзии «Синтаксис» пять стихотворений Бродского. Гинзбург получил два года лагерей, а Бродского отпустили. Впрочем, кажется, он всегда понимал, что однажды настанет и его черед.

Однажды во время поездки в Самарканд Бродский и его друг, бывший летчик Олег Шахматов, вынашивали дерзкий план захвата самолета, чтобы улететь на нем за границу. Воплотить его они так и не решились, но позднее Шахматов все же попал под арест и рассказал об этом плане сотрудникам КГБ. Также он сообщил о другом своем приятеле, Александре Уманском, и его «антисоветской» рукописи, которую они с Бродским якобы пытались передать какому-то случайному американцу. Так или иначе, 29 января 1962 года Бродского задержали, но спустя два дня освободили, а Шахматова и Уманского обвинили в антисоветской агитации и пропаганде. После этого недолгого ареста за Бродским установилась слежка, а уже через год началась его травля.

На самом деле Бродскому на тот момент было не 26, а 23 года, и «трутнем» он вовсе не был. В то время он уже начал зарабатывать литературным трудом: печатался в журналах, занимался переводами (кстати, именно стараниями Лернера некоторые из его заказов были аннулированы). Бродский даже написал сценарий к документальному фильму «Баллада о маленьком буксире», одобренный и принятый к постановке. При этом за свою работу он получал гроши: в не самый худший год ему удавалось заработать около 170 рублей (в те годы это была месячная зарплата инженера).

Тем не менее 13 февраля 1964 года Бродский был арестован по обвинению в тунеядстве. На следующий день в камере у него случился сердечный приступ. С тех пор он до конца жизни страдал стенокардией.

Первое слушание дела Бродского состоялось 18 февраля 1964 года. Благодаря журналистке Фриде Вигдоровой, которая присутствовала в зале суда, о деталях этого процесса узнал весь мир. Заметки Вигдоровой вскоре были опубликованы в иностранной прессе и вызвали шквал общественного возмущения. Бродскому предъявили обвинения не по статье уголовного кодекса, а по указу Президиума Верховного Совета РСФСР «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». Фактически Бродского обвиняли в том, что у него слишком маленький заработок, и в том, что он смеет называть себя поэтом. Стихи Бродского в суде охарактеризовали как «ущербные и упаднические», подрывающие моральный дух советской молодежи.

Чтобы понять, что представлял собой этот суд, достаточно прочесть короткий фрагмент диалога Бродского с судьей, который в свое время цитировали многие СМИ.

Судья: А вообще какая ваша специальность?

Бродский: Поэт. Поэт-переводчик.

Судья: А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?

Бродский: Никто. (Без вызова.) А кто причислил меня к роду человеческому?

Судья: А вы учились этому?

Бродский: Чему?

Судья: Чтобы быть поэтом? Не пытались кончить вуз, где готовят… где учат…

Бродский: Я не думал, что это дается образованием.

Судья: А чем же?

Бродский: Я думаю, это… (растерянно) от Бога…

По итогам экспертизы, у Бродского выявили «психопатические черты характера», однако признали трудоспособным. Здесь стоит отметить, что поэт действительно с детства испытывал невротические проблемы, страдал от фобий и заикания. С 1962 года он состоял на учете в психоневрологическом диспансере с диагнозом «психопатия» («расстройство личности»). Помимо неврозов, у него был врожденный порок сердца (сам Бродский шутливо называл его «порожек»), однако никакие проблемы со здоровьем не мешали ему до конца жизни оставаться заядлым курильщиком.

Фото: AP/ТАСС

Семья

Он был единственным сыном Даниила Андреевича Плещеева (которого прозвали Басманом). Семья Алексея принадлежала к одной из старейших боярских ветвей. Сам отец служил постельничим Ивана III и умер в литовском плену после попадания в плен при битве под Оршей в 1514 г.

У него было два сына – Пётр и Фёдор. Фёдор известен в истории как опричник, личный друг и даже любовник царя Ивана Грозного.

Его жена была захоронена в Суздальском Покровском монастыре. Но её имени нет в перечнях ссыльных или почивших в этом монастыре. На самом надгробии не сохранилось её имени. Предположительно она была выслана в Суздаль в тот же год, когда казнили её супруга (в 1569-1570 гг.). Надпись на надгробии свидетельствует о том, что она преставилась 14 сентября 1597 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector