Агафья лыкова

Агафья Лыкова, отшельница — что о ней известно, где берет деньги и как живет

Лыкова — единственная представительница семьи отшельников-староверов. Считается уникальным в мире персонажем, а потому и живет на территории заповедника уже много-много лет. Ее нашла группа советских геологов в Западных Саянах в 1978 году. Тогда женщине было 37 лет и она жила в тайге в изоляции вместе с отцом, сестрой и двумя братьями. Все они уже умерли, и Лыкова живет в лесу в одиночестве.

Она интересно разговаривает, употребляя слова не понятные знатокам русского языка и противится всем благам цивилизации — заточить Агафью в современные условия не помогают ни холода в тайге, ни одиночество, ни забота окружающих.

Лишь изредка журналисты добираются к ней для интервью или пожить на несколько дней, чтобы изучить быт отшельницы и удостовериться, что она не вымышленный, а вполне реальный человек.

В то же время есть и критики, которые уверены — Лыковы прятались от войны, а после просто распробовали вкус отшельнической жизни, когда вокруг все тебе помогают. Работать не нужно, возиться с бюрократами тоже — почему бы и нет?

КВН Раисы песня про Бузову: смотреть видео, слова песни, о наболевшем, что произошло, КВН-нщики посмеялись над Ольгой Бузовой

Историки же утверждают — Лыковы не прятались от войны, а жили в тайге уже до ее начала. Они просто не участвовали в ней, так как возможно, даже и не знали, что происходит там, в незнакомом им мире. Они дети природы, которых нужно почитать — им не нужны дорогие памятники после смерти, а необходима помощь при жизни. Ведь они — часть неизученной истории страны, которую рано или поздно начнут изучать.

Что касается Агафьи Лыковой, единственной представительницы своей семьи, то по последним сообщениям, чувствует она себя не самым лучшим образом. У нее больны суставы, но лечиться в больнице она не намерена — противится любым вмешательствам в свою жизнь, в том числе и медицинским.

Пенсию она не получает с 2011 года, у нее даже нет паспорта гражданина РФ и специального счета Пенсионного фонда. Живет старушка исключительно за счет помощи жителей и властей Кузбасса. Женщина выращивает овощи и держит домашних животных, собирает ягоды и травы, денег наличных не имеет — они ей попросту не нужны.

О семье Лыковых из Сибири

На фото: Карп, Агафья и Наталья Лыковы (1978)

Семья Лыковых принадлежала к религиозному меньшинству – старообрядцам, которые после революции 1917 года подверглись гонениям со стороны новой власти – большевиков. В 1930-е годы, после того как брат Карпа Лыкова был убит коммунистами, отец семейства принял непростое решение: вместе с женой Акулиной и двумя детьми, Савином и Натальей, из родной деревни бежать глубоко в Сибирь. В дикой тайге семье удалось скрыться от правительства и полностью изолироваться от цивилизации. Их поселение было обнаружено исследователями случайно только в 1978 году. На тот момент у супругов было четверо детей, двое из которых родились и выросли в глухом лесу.  

Агафья Лыкова ищет помощницу

«Агафья — неуживчивый человек: весьма своеобразный характер, плюс привычка уединения, нестандартный уклад жизни».

Женщина должна быть готова к жизни в природных условиях, ведь бабушка обходится без электричества, природного газа и каких-либо средств связи. При этом Казина уверена, что помощница все же найдется, ведь в России есть немало смелых и сильных женщин, готовых изменить свое видение этого мира и жизнь кардинально.

Нельзя не добавить, что в отношении Казиной после визита к Агафье заведено расследование — фотографа заподозрили в нелегальном визите к отшельнице на территорию заповедника «Хакасский», где она и живет уже много лет. Казина якобы прибыла на вертолете, что абсолютно запрещено без особого на то разрешения.

Сколько дней хранится святая вода после праздника Крещение: для чего нельзя использовать святую воду?

Отчужденные люди

Геологи предложили новым знакомым еду, чай, хлеб, сладости и другие вещи, которые с детства знал Карп, но которых никогда не видели его дети. За свою жизнь Дмитрий и Агафья не встречали никого, кроме своих родителей. Конечно, они знали, что далеко-далеко есть города и люди, которые живут в высоких каменных зданиях, слышали они и о других странах. Но все это было им чуждо. Мать Акулина обучила детей грамоте, а единственными книгами, которые видели и читали дети, были Библия и Евангелие – их родители взяли с собой, когда отправились в тайгу.

На фото: слева направо – сын Дмитрий, Карп Осипович и дочь Наталья в 1978 году.

42 года изоляции были для семьи Лыковых непростыми. С ограниченным инвентарем они с трудом выживали в суровой среде. Одежду Лыковы ткали сами из конопли, а обувь мастерили из бересты. Ели то, что удавалось насобирать в лесу и вырастить самостоятельно: картофель, морковь, грибы, семена конопли, кору… В короткое сибирское лето их выручали ягоды, но всего этого было недостаточно, чтобы утолить голод. Так, семья постоянно находилась на грани выживания.

Когда сын Дмитрий подрос, он стал помогать отцу с охотой – но и это было трудной задачей, ведь у семьи совсем не было оружия. Поэтому и мясо диких зверей было редким деликатесом. Чаще всего Карп Осипович с сыном использовали самодельные ловушки, с помощью которых и ловили добычу. Как впоследствии выяснили геологи, Дмитрий обладал почти нечеловеческой физической силой: зимой он мог охотиться босиком, проводить в лесу по несколько дней и спать на улице при самых низких температурах.

На фото: красным обозначено место, где жила семья Лыковых.

Геологи рассказали Лыковым о важнейших событиях, которые произошли в мире за эти 42 года изоляции: о Второй мировой войне, о которой семья даже не подозревала; о том, что человек впервые высадился на Луну – для Лыковых это было не более чем сверхъестественной и чудной теорией.  

Агафья Лыкова, последние новости 2019 год, возраст: сегодня

Агафья Карповна не приемлет достижений науки и техники, не воспринимает изменения, которыми сегодня изобилуют история и культура, но вместе с тем она избегает и некоторых запретов, продиктованных старообрядческой традицией. Например, в семье Лыковых было принято есть картофель, который настрого запрещалось употреблять староверам.

Женщина признает церковную иерархию и не верит в духовного антихриста. По ее мнению, без священнослужения жизнь бы прекратилась и все живое сгинуло бы.

Жизнь Агафьи Карповны нельзя назвать легкой, ведь она живет в заброшенном месте в тайге, где ландшафт составляют крутые горы, леса и реки. Женщина питается грибами и ягодами, на зиму засаливает рыбу.

Любопытно, что в отношении земледелия семья Лыковых располагала большими познаниями, и сейчас Агафья Карповна продолжает выращивать овощи по заветам родителей.

Она умеет обрабатывать семена, знает, как сохранить урожай, может ориентироваться в биологических особенностях растений. В семье было принято выращивать корнеплоды и зерновые.

Лыковы не читали книг о садоводстве, но по сей день продукты собственного производства Агафья выращивает с применением удобрений, которые придумали предки.

Основным занятием для женщин в семье было ткачество. Одежду Лыковы изготавливали самостоятельно, делая пряжу из волокон конопли. Агафья Карповна может обеспечить себя всем необходимым, несмотря на то, что путь до ее дома не проложить ни по одной карте.

Последняя из рода, женщина продолжает дело родителей, ведет свое хозяйство и поддерживает огород. Она разводит кур и коз. Рядом с домом Лыковой живут собаки и кошки. Агафья по-прежнему придерживается затворнических взглядов, но принимает гостинцы от охотников и рыболовов, которых встречает в тайге. Сегодня в ее доме есть вещи из современного мира: часы и термометр. Женщина считает эти предметы диковинкой.

С возрастом Агафье становится все тяжелее самостоятельно вести хозяйство, и женщина радушно встречает гостей, желающих помочь, часто просит поддержки у чиновников, с которыми поддерживает связь, но бросить родные места Лыковой не хватает духа.

Таежный тупик: жизнь вдалеке от людей

История семьи Лыковых тянется в XVII век, во времена раскола. Не признав нововведений царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, предки Карпа Осиповича снялись с насиженных мест и двинулись на восток. Несколько раз их догоняла цивилизация, грозившая им троеперстием, табачищем, бритьем бород и прочими дьявольскими кознями. Всякий раз Лыковы уходили во всё более глухие места, но власть неизменно добиралась и дотуда… В конце 1920-х в таежном староверском урочище на Абакане явились представители Советской власти. Молодому Карпу Лыкову они не понравились, и он с женой Акулиной и маленьким сыном Савином подался вверх по Абакану. Восемь недель супруги на бечеве тянули лодку вверх по реке. На подходящей поляне они и поселились. Срубили избенку, расчистили место под огород, начали жить. Ловили рыбу, ставили силки на мелкую дичь. Ружья у Лыковых не было, поэтому охотиться они не могли. Выручал огород, особенно картошка. Вообще-то староверы этот чужеземный овощ не жаловали, но Лыковых спас именно он: на репе с горохом они бы не протянули. Помимо этого сажали лук, немножко ржи и конопли, стебли которой использовались для хозяйственных нужд. Активно выручала береста. Из неё изготовлялась посуда и много чего ещё. Для освещения жгли лучину.

Потихоньку семья росла. В 1936 году родилась Наталья, в 1942 — Дмитрий, в 1944 — Агафья. Акулина учила детей грамоте и воспитывала их в христианских благочестии и строгости. Впрочем, гораздо более строгой к Лыковым была окружающая природа. Об обиталище отшельников знали другие староверы. К ним несколько раз заходили и оставались ночевать геологи. Выражение «Лыковская Заимка» даже попало в словарь хакасских географических терминов. От редких гостей староверы узнали о том, что в стране идет война. Но это событие казалось бесконечно далеким от абаканской тайги.

В 1945 году до заимки добрался отряд солдат, искавший в лесах дезертиров. Отшельники, показавшиеся красноармейцам почти дикими, интереса для военкомата явно не представляли, но хозяева сочли количество гостей чрезмерным. Как только солдаты ушли, Лыковы затеяли переезд в уже полную глушь. Они вырыли всю картошку, и в несколько приемов перенесли урожай и весь свой нехитрый скарб далеко в горы. После этого на протяжении более чем тридцати лет они не видели ни одного постороннего…


Избушка Лыковых. (helionews.ru)

Дети росли… Жизнь не баловала отшельников яркими событиями. Собирая ягоды, грибы и кедровые орехи, они редко отходили от своей хижины больше чем на несколько километров. Как-то раз Савин умудрился копьем ранить марала, и гнался за ним двое суток. Охотник вернулся домой, и вся семья отправилась за добычей. Этот поход стал самым дальним путешествием для староверов. Поесть мяса для них являлось нечастым удовольствием. Лыковы рыли на звериных тропах ямы с кольями, но звери попадались очень редко, лишь пару раз в год. Лосиных и маральих шкур не хватало даже на обувь. Поэтому отшельники летом ходили босыми, а зимой — в лаптях. Одежду Акулина с дочерьми пряли, ткали и шили сами.

1961 год выдался страшным. Июньские холода со снегом уничтожили все посевы. В тайге в тот год не уродились ягоды. Запасов у Лыковых почти не было. Они отложили туесок семян, а всё остальное съели. Варили шкуры, ели кору и березовые почки. От голода умерла мать. Ещё бы один неурожайный год — и избушка в тайге полностью опустела бы. Но 1962-й оказался теплым. Огород снова зазеленел. Среди семян гороха случайно попалось ржаное зернышко. Для единственного колоска сделали загородку от бурундуков и мышей. Урожай составил 18 зерен. Только через три года ржи хватило на несколько горшков каши.


Агафья и Дмитрий Лыковы. (dailygeekshow.com)

Даже посреди тайги отшельники замечали деятельность человека. В конце 1950-х Лыковы увидели на небе двигавшиеся звезды. Про искусственные спутники они ничего не знали, но Карп предположил, что они наблюдают нечто рукотворное. Сыновья ему, правда, не поверили. Через десять лет с Байконура начали запускать ракеты «Протон», выводившие на орбиту спутники. Ракеты пролетали над убежищем Лыковых через 8 минут после старта, и отработанные вторые ступени падали в глухую тайгу. Однажды Лыковы увидели три огненных шара, за которыми тянулся хвост пламени. Куски раскаленного металла начали падать где-то в тайге, издавая громкие шлепки. Перепуганные староверы долго молились.

Личная жизнь

К тому моменту, как геологи познакомились с семейством отшельников, оно состояло из 5 человек. Мать Агафьи умерла еще в 1961 году. В 1981-м смерть настигла ее братьев и сестру. До 1988-го Агафья Карповна жила с отцом. После кончины родителя она продолжила существование в одиночестве. Благодаря СМИ о ней узнали родственники, проживавшие на Кузбассе. Жители поселка Килинска приглашали женщину перебраться к ним, жалея ее здоровье, но Лыкова отказалась от предложений.

Личная жизнь Агафьи Карповны была непростой. В уединении она не нашла мужа и не оставит после себя детей. В 1990 году Лыкова приняла постриг и на время переехала в женский старообрядческий монастырь. Спустя несколько месяцев отшельница вернулась на заимку, объяснив это идейными расхождениями с монахинями. Жить с людьми женщине оказалось непросто, и она предпочла привычный уклад своего существования цивилизации.

Отшельница имеет ряд проблем со здоровьем. В 2014 году у нее была обнаружена опухоль. Шишка находится под грудью, ее диаметр составляет 15 см. Как призналась Лыкова, она появилась у нее 30 лет назад. Врач Алексей Хухрев, который проводил осмотр, рассказал, что опухоль весит 4 кг, тогда как вес самой Агафьи составляет 45 кг. «Мое мнение таково, что это новообразование носит доброкачественный характер. Скорее всего, это липома», – добавил он. Также у староверки обнаружена такая болезнь, как хондроз.

С возрастом Агафье Карповне стало все тяжелее самостоятельно вести хозяйство. Поэтому она радушно встречает гостей, желающих помочь, часто обращается к чиновникам, с которыми поддерживает связь. Но бросить родные места Лыковой не хватает духа.

Агафья Лыкова и ее семья

Длительное время соседом Агафьи Лыковой был Ерофей Седов, который оказывал ей посильную помощь. Однако в 2015 году он умер. Тогда Русская старообрядческая церковь стала отправлять помощников для отшельницы.

В 2019 году Агафья Карповна встретилась со своим племянником Антоном Лыковым, с которым вела переписку. Мужчина работает в трамвайном депо. Однажды он увлекся историей своего рода и выяснил, что Лыкова – его кровный родственник.

До отшельницы Антон добрался при поддержке губернатора Кемеровской области. Визит родственника организаторы объединили с доставкой припасов. Агафья Карповна была рада гостям, при встрече она крепко обняла племянника, а затем долго рассуждала о старинном роде Лыковых.

В этом же году на таежную заимку прилетел алтайский старообрядец Алексей Уткин. Некоторое время он жил в тайге, помогая Лыковой по хозяйству, и даже восстановил баню, которая была разрушена весной при разливе реки.

В 2019 году вышла передача «Одна дома», в которой раскрылись новые подробности личной жизни Лыковой. В ней она рассказала о насилии, которое совершил Иван Тропин: «Мы думали в девстве прожить. Про это-то и говорить уже нельзя, про Тропина. Я ему угрозой говорила: «Ты меня, сироту, только обидишь, тебя Бог накажет». Но ничего не убоялся». Мужчина тоже старовер, он появился на заимке, когда Агафье Карповне было 45 лет. Он привозил продукты из Абазы и оказывал отшельнице посильную помощь. Они даже хотели заключить брак, но не сложилось.

Отшельники Лыковы: история

Семью Лыковых случайно обнаружили в тайге в 1972 году. Лётчики, выбирая место для будущей геологической станции, вдруг увидели на склоне горы аккуратно возделанный огород и три маленьких избушки. Даже местные охотники не забредали сюда: уж слишком труднодоступными были эти горы. Оказалось, здесь более полувека вдали от цивилизации и вне всяких контактов с внешним миром обитала семья староверов Лыковых. Жили они исключительно натуральным хозяйством: ели только то, что сами выращивали на таёжном огороде, одевались в то, что сами сошьют из шкур и вручную вытканного полотна.

Вскоре к Лыковым снарядили научную экспедицию, которую возглавил профессор Лев Черепанов и доктор Игорь Назаров. Первый вопрос, заданный главой семейства Лыковых Карпом Осиповичем, звучал так: «Чем мы Вам можем помочь?»

Глава семейства староверов Лыков Карп Осипович увел свое семейство от преследования советской власти после того, как на его глазах большевики расстреляли брата с женой и трёх их маленьких детей. Гибели от рук чекистов Лыковы предпочли жизнь в уединенной тайге, тяжелый труд и недоедание.

По росту Лыковы были маленькими: самый высокий среди них был глава семейства Карп Осипович — 1 метр 58 сантиметров, самая низкая ростом была Агафья — 1 метр 50 сантиметров.

Самая большая проблема при общении с семейством Лыковых — это отказ от фотосъемки. Экспедиторам приходилось делать тайные фотоснимки без разрешения староверов. Многие староверы и поныне не разрешают делать свои фотоснимки, объясняя, что это для них грешно и им приходится потом долго молиться за этот грех.

Смерть близких Агафьи Лыковой

Жена Карпа Осиповича Акулина Лыкова умерла от голода в тайге в неурожайный год. Четверо детей — двое сыновей и две дочери, никогда не видели людей кроме своих близких. Поэтому они вначале боялись общения с людьми с большого мира, но впоследствии освоились и вели себя более раскованно: природное любопытство и доброжелательность взяли верх. Правда по старообрядческим традициям есть с гостями за один стол они не садились и ели из разной посуды. Для гостей у староверов отдельная столовая утварь: тарелки, ложки, чашки, вилки и прочее. Мирские люди, которые не соблюдают церковные обряды и не читают молитвы, для староверов они нечистые.

Вскоре после обнаружения семьи Лыковых неподалеку от них расположилась геологическая станция (18 км от их жилища). Работники геологической станции, зная про семейство староверов, проживающее неподалеку от их станции, из любознательности навещали их. Обычно посещали они их не с пустыми руками, а с подарками и продуктами питания. Так что от общения с людьми из большого мира староверам стало немного полегче. Например, попробовав поваренную соль при приготовлении пищи, Лыковы были приятно удивлены от вкуса подсоленной еды. И после этого они уже готовили пищу, используя соль. Также бывало и такое, что рабочие гео-станции привозили им кучу уже наколотых дров, что несомненно облегчало тяжелый быт староверов в сложной природе Республики Хакасия Алтайского района.

Общение с людьми из большого мира дало не только положительные, но и трагичные моменты жизни. Староверы Лыковы жили в полной изоляции и не имели понятия, что такое вирусы. И они были полностью беззащитны перед обычным вирусным заболеванием, таким как грипп. К сожалению, у них не выработался иммунитет против некоторых заболеваний. Два брата Савин и Дмитрий, и сестра Наталья заболели гриппом и умерли от его осложнений за один год (год смерти: 1981 октябрь-декабрь). Спустя несколько лет в раннее утро 16 февраля 1988 года умер отец Агафьи Карп Осипович. И после смерти старовера Карпа Осиповича, Агафья осталась одна в безлюдной тайге.

Борьба за выживание

Дикая сибирская природа мало пригодна для жизни среднестатистического человека. Жилище Лыковых располагалось на высоте около двух метров от склона горы, неподалеку от притока реки Абакан. Ближайший цивилизованный поселок находился более чем в 250 километрах от этого места.

Жизнь в тайге была нелегкой, Лыковы постоянно боролись за выживание. Они расчистили площадку перед домом, где развели огород. Картошка, репа и свежие овощи помогали разбавить скудный рацион таежных отшельников. Когда Дмитрий повзрослел, он научился охотиться, ставить силки и делать ловчие ямы. Лыковы перестали голодать, когда в рационе появилось свежее мясо. Внутри избы была всего лишь одна комната, сырая и закопченная, с низким потолком.

Первоначально при встрече с Агафьей Лыковой геологи посчитали ее умственно отсталой: женщина разговаривала нараспев, растягивая простые слова и превращая их в многосложные. Они ошибались. Ума и сообразительности Агафье было не занимать. В избе Лыковых не было календаря и часов. Отшельники жили, подчинялись естественному ходу времени. Вставали с рассветом, в сумерках укладывались спать. Агафья на протяжении многих лет вела учет времени в семье.

Почему Агафья Лыкова ушла в тайгу?

Сложные отношения РПЦ со старообрядцами вынудили последних, начиная с 17го века и вплоть до конца 20го века, искать убежища как заграницей, так и на территории нашей необъятной страны. Семья Агафьи Лыковой, как и многие другие семьи старообрядцев, нашли свой кров в непроходимых лесах тайги. Причиной таких переселений стали реформы патриарха Никона и Петра Первого, принимать которые они отказывались, из-за чего подвергались казням, лишались множества гражданских прав.

Бабка отшельницы Агафьи, Раиса была прихожанкой старообрядческого монастыря в селе Ялуторское, что на Урале, рассказывала о страшной трагедии. В 18 веке на этом месте состоялась казнь священников старообрядцев. Правительственные отряды схватили служителей церкви и попытались принудить их отказаться от веры, на что получили отрицательные ответ и были казнены страшной казнью. Их посадили в бочку с гвоздями и спустили с горы. Именно эту историю передавали из уст в ста в семье Агафье Лыковой. А в том месте, где остановилась бочка, по приданию после забил ручей, символизирующий слезы мучеников.

Заметки, написанные по рассказам, воспоминаниям и наблюдениям за жизнью Агафьи легли в основу книги Пескова «Таежный тупик». Публикации взбудоражили общественность и подняли небывалый интерес к старообрядцам. После выхода книги исследовательские институты снарядили несколько экспедиций на Алтай и Сибирь, в ходе которых было установлено существование и других отшельничьих скитов. Все они были описаны в научных работах, но к сожалению, не получили столь большой отклик у читателей, как публикация заметок об Агафье Карповне Лыковой.

Сегодня любая весточка об отшельнице Агафье отзывается в сердцах миллионов людей, следящих за ее судьбой. Многочисленные экспедиции ученых и журналистов в таежный дом Лыковых открывают новые интересные факты и тайны Агафьи. А мы в свою очередь с нетерпением ждем новых статей и сюжетов о жизни этой милой старушки.

Почему Лыковы забрались в леса

По всей России было много людей бежавших и скрывавшихся по религиозным убеждениям (и до сих пор время от времени СМИ пишут о таких случаях). Старообрядцы в России всегда терпели гонения, прекратил их лишь царь Николай II. Но после революции советская власть взялась за них с новой силой – заставляла вступать в колхозы, сажала в тюрьмы.

От коллективизации семейство Лыковых забралось подальше в лес, оказались на территории заповедника. В 1930-е годы начальство заповедника запретило им охотиться и рыбачить.

Жилище Лыковых в природном заповеднике Хакассии.

Илья Питалев/Sputnik

Однажды пришел анонимный донос, что старообрядцы – браконьеры. Охранники заповедника пошли проверить это и случайно застрелили брата Карпа Лыкова. Однако следствию обрисовали все так, будто это старообрядцы оказывали вооруженное сопротивление.

В 1937, самый страшный год большого террора, к Лыковым пришли из НКВД, стали подробно расспрашивать о случившемся. Члены семьи поняли, что нужно бежать. С тех пор они забирались в тайгу все дальше и дальше, постоянно меняя место жительства, заметая следы.

Агафья Лыкова и старообрядческая Церковь

После кончины в 1988 году отца, Агафья Лыкова стала последней насельницей таёжной заимки.

С этого момента тема экзотических «таежных робинзонов», раскрученная Василем Песковым, мало-помалу начинает уступать вопросам исторического и религиозного характера. Свобода совести, негласно объявленная в СССР после празднования 1000-летия Руси, позволяет, наконец, рассказывать о духовной жизни нашего народа.

В 1990 году у Агафьи Лыковой побывали посланники старообрядческого митрополита Московского и всея Руси Алимпия (Гусева). В этой экспедиции приняли участие писатель Лев Черепанов, фотограф Николай Пролецкий и нижегородский старообрядец Александр Лебедев. Гости передали Агафье послание митрополита Алимпия, свечи «ярового воска», духовную литературу и лестовки.

Впоследствии в статьях Л. Черепанова, очерке А. Лебедева «Таёжный просвет», изданном в старообрядческом журнале «Церковь», наконец, появляется ценная информация о духовной жизни Лыковых и конкретно Агафьи Лыковой. Читатели наконец узнали не только о домотканых портах Лыковых, но о тех краеугольных вероисповедальных причинах, которые заставили их, как и многих других старообрядцев, бежать от притеснений государства и соблазнов мира сего.

Выяснилось, что Агафья, наследуя веру своих родителей, принадлежала к согласию так называемых «часовенных». Эти старообрядцы принимали священство «бегствующее» от господствующей, синодальной церкви. Священники, приходящие к часовенным, получали «исправу», начинали служить и совершать церковные таинства во всем согласии с дораскольной церковной традицией. Такое положение сохранялось вплоть до начала XIX века.

Однако во время гонений, воздвигнутых Николаем I, священников стало становится всё меньше. Многие из них были схвачены полицией и скончались в застенках. Другие умерли от естественных причин. Вместе с кончиной последних священников, чьё крещение и апостольская преемственность для часовенных старообрядцев была бесспорной, они стали привыкать совершать службу уже без священников, постепенно становясь безпоповцами.

Многие часовенные хранили так называемые Запасные Дары, т.е. хлеб и вино, освященные священником во время Литургии. Такие Запасные дары обычно прятали в разных тайниках, встроенные в книги или иконы. Поскольку количество святыни было ограничено, а сами Дары после исчезновения у часовенных священников никак не пополнялись, то и причащались эти старообрядцы чрезвычайно редко — один или два раза в жизни, как правило, перед кончиной.

Запасные Дары хранились и у Лыковых. По словам самой Агафьи, эти дары были у них от её бабки Раисы, которая проживала в том самом селе Ялуторское на Урале. Однако Агафья выяснила, что бабка принадлежала не часовенному, а белокриницкому согласию старообрядцев (признававшему новых старообрядческих священников, поставленных от греческого митрополита Амвросия (Поповича) — прим. редакции). От неё же Агафии досталась и Богоявленская вода, которая по обычаю часовенных может умножаться через разбавление в новой воде в навечерие праздника Богоявления.

Биография старушки отшельницы

Родителями старушки Агафьи были староверы часовенного согласия Лыковы. Они во времена советских гонений на веру укрылись в труднодоступных местах сибирской тайги. Ее отца звали Карпом Осиповичем, а мать — Акулиной Карповной.

Лыковы с конца тридцатых годов прошлого столетия были полностью изолированы от остального человечества. После 1946 года они перебрались жить на берег Абакана, представляющего собой один из притоков Ерината.

У Агафьи Лыковой были не только родители, но и два брата и сестра. Ее братьями были Савин, родившийся около 1926 года, и Дмитрий, появившийся на свет около 1940 года. Ну а сестру звали Наталией. Она родилась около 1936 года.

Сама Агафья, родившаяся, как уже упомянуто, в 1944 году, была младшим ребенком своих родителей. И все же Агафья была самой грамотной в семье, и потому именно на нее было возложено проведение домашних богослужений.

Акулины Карповны, матери семейства, не стало в 1961 году. Лыковы стали открыты для остального человечества в 1978 году. В тот год их заимку нашли геологи, которые проводили исследование данного сибирского района. Когда это произошло, в семье Лыковых было пять человек.

В середине осени 1981 года умер Дмитрий Лыков, брат Агафьи. В декабре того же года не стало Савина, самого старшего из ее братьев. Ну а еще спустя дней десять умерла и Наталия, сестра Агафьи.

В 1990 году пожилая женщина ушла жить в старообрядческий женский монастырь, который принадлежал часовенному согласию. Там она прошла через чин «накрытия», то есть, приняла постриг в монахини. Но, прожив в монастыре каких-то несколько месяцев, Агафья Лыкова решила вернуться домой. Она объяснила это проблемами со здоровьем и идейными несогласиями с монахинями.

С того самого дня она почти никогда не выходила из заимки, принадлежавшей ее семье, а теперь ей самой. Женщина отшельница за все эти годы приняла у себя довольно много журналистов, путешественников, писателей, духовных лиц, принадлежащих к различным конфессиям.

Кроме них, у нее жили послушницы из монастыря и волонтеры: те и другие помогали старушке по хозяйству. Бабушка переписывалась с местными властями, у которых часто просила ей помочь.

В конце осени прошлого года к бабушке Агафье приехал недавно отыскавшийся племянник Антон Лыков.

Как живет Агафья Лыкова

Сибирь уже накрыло первыми заморозками. Вскоре этот регион засыплет снегом, а к середине октября осень сменится долгой зимой. И времени на подготовку к очередной зимовке у знаменитой таежной отшельницы осталось совсем мало. Ей нужно успеть закончить уборку и заменить оконные рамы. Старые давно прогнили, отслужив свой срок.

Возраст у Агафьи Лыковой уже почтенный, поэтому женщине трудно самой делать всю работу. А живет она все так же одна, без помощников. Летом к отшельнице заезжали работники заповедника «Хакасский». Навещали ее и журналисты, чтобы разузнать о жизни этой потрясающей жизни и поделиться подробностями с публикой.

Встречала Лыкова и совершенно особых гостей – сотрудников Роскосмоса, которые предупреждали ее, что вскоре в этой местности состоится запуск космического аппарата и предлагали на время переехать. Однако отшельница ответила им категорическим отказом.

На зимовку к Агафье стремятся попасть очень многие, что подтверждает дирекция заповедника «Хакасский». Для этого даже нужно подавать специальные заявки, каждую из которых рассматривают отдельно. При положительном решении выдаются пропуска, причем в строго ограниченном количестве.

Такой возможностью воспользовалась группа московских студентов. Они приехали к таежной жительнице летом, в сопровождении инструкторов, которых Лыкова хорошо знает. Ребята пробыли в гостях у отшельницы целых 2 недели. Они не сидели сложа руки и во многом помогли Агафье. Всей дружной компанией они накосили сено для коз отшельницы и накрыли его специальным пологом от дождей. Кроме того, студенты заготовили достаточное количество дров и почистили двор.

Агафья довольна – в ее доме осталось только сменить окна. Заготовки из дерева уже подготовлены. Необходимо лишь привезти и установить их в окнах. Работу нужно сделать до морозов.

Побег в тайгу

До 1936 года будущие родители Агафьи, Карп и Акулина Лыковы проживали в небольшой деревеньке Тиши в верховьях реки Большой Абакан. Когда до этих мест добралась коллективизация, спокойная, размеренная жизнь закончилась в одночасье. Лыковы приняли решение уйти в саянскую тайгу. Глава семьи, Карп Лыков, принял трудное решение о переезде под влиянием негативных событий, произошедших в поселке: представителями правоохранительных органов был убит брат отца семейства, Евдоким, община старообрядцев была разорена.

В то время на руках молодых старообрядцев было двое малолетних детей – девятилетний Савин и двухлетняя Наталья. Не испугавшись трудностей, семья совершила скорый побег в глухую тайгу.

Первоначально Лыковы поселились на берегу притока горной реки Еринат. Первые месяцы жили в наскоро срубленном шалаше, потом построили избу. Семья добывала себе пропитание рыбной ловлей и охотой. Летом собирали в лесу ягоды и грибы. Уже в тайге друг за другом родилось еще две детей – в 1940 году Дмитрий, в 1943 году Агафья.

На момент обнаружения геологами семья была в полном составе. Несмотря на голод, многочисленные трудности и лишения, Лыковым удалось сохранить всех детей. В голодном 1961 году умерла от истощения Акулина. Женщина голодала сама, отдавая еду детям. В 1978 году старшему Лыкову было 73 года, Савину 53, Наталье 44 года,  Дмитрию 40 лет. Агафья Лыкова была самой младшей в семье и самой смышленой. В то время ей исполнилось 36 лет.

Для справки: не смотря на затворничество, Лыковы не были темными и безграмотными. Акулина научила своих детей читать и писать на старорусском языке. В семье староверов были богослужебные книги и иконы.

Как Лыковы сбежали жить в тайгу

Родители Агафьи жили в небольшом селе Тиши. После того, как до этого села дошла волна коллективизации все изменилось не в лучшую сторону. Карп и Акулина приняли решение убежать от всего этого в тайгу. Это решение не далось просто так, к нему главу семьи подтолкнуло убийство его брата служителями правопорядка, и разорение их старообрядной общины. В тот год у них на руках было двое детей — 9 и 2 лет, но они не напугались и совершили бегство в глухой лес. В первое время семья жила на берегу Ерината, в быстро построенном шалаше. Позже построили избушку. Питались в основном рыбой и охотничьим промыслом, а летом грибами и ягодами из леса. На новом месте жизни Акулина родила еще двух деток: Диму и Агафью. Но, в 1945 году при обходе пограничниками семья была обнаружена, и это послужило причиной срочного переезда.

В 61-м году во времена голода умерла мать семейства, которая не ела, а отдавала всю еду своим детям. Хоть семья и жила в отдалении от всех, но детей мама научила писать и немного читать, только на древнем, старорусском языке. В семье Лыковых Агафья была самой молодой и самой умной. Их семья хранит старинные писания и иконы.

Проблемы со здоровьем

В последние годы Агафью Лыкову начали мучить сильные боли в ногах. В 2016 году ноги отказали, самолечение не помогло. Измученная болями отшельница попросила помощи по спутниковому телефону, подаренному ей спасателями. Когда прилетел вертолет, женщина была срочно госпитализирована в районную больницу Таштагола. С собой Агафья Лыкова взяла только иконы, воду и мешочек сухарей. Необычной пациентке выдели отдельную палату.

В больнице быстро поставили диагноз и сняли острую боль. Мучавший отшельницу долгое время поясничный остеохондроз отступил. Помимо этого, на правой груди женщины медики обнаружили доброкачественную опухоль, которая постепенно увеличивается в размерах. Возможно, в скором времени потребуется операция. В больнице Агафья Лыкова провела неделю. После выписки она была благополучно доставлена домой, на родную заимку.

О том, что знаменитая отшельница живет в тайге в одиночестве, знают все. Пожилой женщине неоднократно предлагали сменить место жительства. Ей предлагали квартиру, недвижимость, но женщина упорно отказывается прервать отшельничество.

Кто придумал квас?

Когда главный холодный русский напиток появился в России неизвестно. Возможно, его придумали даже не русские. Что-то, напоминающее квас, готовили в Древней Греции и в Древнем Египте. В V веке до н. э. Геродот рассказывал о напитке под названием «зифос»: его делали путем замачивания хлебных корок, в результате брожения получалось нечто похожее на квас.

«Квасник» — Владимир Маковский

По всей видимости, квас готовили везде, но из-за сочетания нескольких факторов — всегда доступное сырье, плюс  погодные условия — прижился он именно здесь. Первое письменное упоминания его относят к летописи 996 года: новообращенных христиан по указу князя Владимира угощали «пищей, медом и квасом». Со временем, в других государствах напитки подобного рода во что-то эволюционировали (например, в пиво), а квас так и остался русским «изобретением». Но «национализация» кваса начала все самое интересное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector