Конспект нод «что такое театр?»

Содержание:

Внешний вид при посещении театра

Театр подобен празднику, потому зрители предпочитают нарядную одежду повседневной. Посещение представлений как выход в высший свет: издавна женщины считали его поводом блеснуть шикарными нарядами, а мужчины — показать хорошие манеры.

Выбор одежды

Платья в пол для женщин и строгие смокинги для мужчин не являются обязательными при посещении театра, однако одежда должна быть уместной.
Для женщин подойдут однотонное платье, юбка до колен или классические брюки с блузой. Мужчина может прийти в театр в офисной одежде (в брюках, рубашке, пиджаке) или в свободном стиле (в брюках, свитере). Парам уместно договориться о едином стиле в одежде.

В театральном гардеробе недопустимы:

  1. Спортивная одежда.
  2. Джинсы.
  3. Мини-юбки.
  4. Платья с глубоким декольте и широкими вырезами.
  5. Одежда из блестящих, сверкающих или прозрачных тканей.

Не стоит бояться, что одежда выглядит слишком строго и скучно, поскольку целью посещения театра является получение впечатлений, а не демонстрация стиля.

При использовании ароматов надо соблюдать меру. Пользоваться туалетной водой непосредственно перед спектаклем считается дурным тоном.

Выбор прически

Театральная прическа не должна быть объемной и высокой. Лучше исключить и будничные косы и хвосты.

Длинные и средней длины волосы можно поднять наверх, оставив пару прядей свободно струиться, или собрать в аккуратный пучок. Приемлемы распущенные волнистые или прямые волосы.

Короткую стрижку желательно оформить воздушной укладкой. Приветствуются сверкающие невидимки, но нужно избегать заколок в виде бабочек и бантиков: они упрощают прическу.

Выбор обуви

Обувь должна сочетаться с одеждой. В зависимости от погоды и времени года это могут быть туфли, босоножки или ботильоны

Обувь на каблуке подчеркивает элегантность наряда, однако каблук не должен громко цокать: это будет привлекать лишнее внимание окружающих

Главное требование для мужской обуви — чистота и ухоженность. При входе в театр уместно протереть туфли влажной салфеткой или специальной губкой.

Выбор аксессуаров

Финальный штрих театрального образа — маленький клатч, подобранный в тон. Его удобно носить под мышкой или в руках. Объемные сумки в театре смотрятся нелепо.

Украшений не должно быть слишком много.

Подходящая комбинация аксессуаров:

  1. Массивный браслет, если у платья короткий рукав.
  2. Цепочка с кулоном или бусы для декольте.
  3. Серьги с камнями.

Представление покажет, насколько сильна идея

  1. И всё же часто закон умалчивает то, что говорит театр.
  2. Просто ходить в театр — это ещё не значит быть культурным. Как раз для этого нужны определённые пьесы!
  3. Ну зачем мне ходить в театр? Я и так вокруг вижу одни лишь страдания.
  4. Театр представляет возможность иметь собственное мнение, в отличие от Интернета.
  5. Книги и театр заставляют думать: вот почему они так быстро утратили популярность.
  6. Лучше уж в театр схожу, чем с тобой буду общаться. Сразу скажу: актёр из тебя никакой.
  7. Прислушайся к тому, что говорят актёры обычного театра: там ты увидишь гораздо больше правды.
  8. В театре всё наоборот: слишком утрировано, слишком цельно, и слишком правдиво в то же время.
  9. Я бы хотела быть актрисой, но все роли в театре уже заняты, поэтому буду играть роль в своей же жизни…
  10. Тусить и кутить нужно в пятницу и субботу. А вот в воскресенье нужно ходить по театрам :3.
  11. Нет, я никакая не госпожа, но когда хожу в театр, чувствую себя именно ею.
  12. Девушки, будьте внимательны: парень, который приглашает в театр либо слишком скучный, либо слишком крутой.
  13. Мне нравится всё, что связано с театром: антракты, занавес, немного оглушающая вступительная мелодия…
  14. Это огромное здание было построено для того, чтобы мы могли увидеть чью-то правду, и чью-то ложь.
  15. Мои мысли не знают покоя. И только в театре я могу найти им применение.
  16. А я не хотела бы играть в театре: слишком уж всё похоже на жизнь…
  17. Мне не слишком рады в обществе, да и я обществу тоже. Но с театром у нас совсем другие отношения.
  18. Что же прячется под маской? Куда нас заведёт эта игра? Театр — то, что волнует, то, что вдохновляет.
  19. Знаешь, твой город не так уж плох, если в нём есть театр.
  20. Театр — единственное место, где я послушно откладываю телефон, и не трогаю его до самого окончания представления.
  21. Иногда приходишь в театр и понимаешь, что ты, лишённый любого актёрского образования, сыграл бы ту роль лучше.
  22. Береги свои впечатления. Сегодня вечером мы идём в театр!
  23. Быть актрисой — не значит всегда быть красивой. Но ради пары костюмчиков стоит потерпеть…
  24. Эта жизнь не так уж плоха, если я всё ещё могу посещать театр.
  25. В театре хорошо и в жаркий летний день, и в неуютный зимний вечер. Здесь все намного ближе.

Что может предложить театр подрастающему поколению? Почему знакомство ребенка с театром может быть так важно?

В процессе работы над поставленными вопросами, я воспользовалась уникальной возможностью пообщаться на тему театра с молодыми актерами нашего города. Каждый из них отмечал, что подобные беседы и интервью очень важны и для них самих же, поэтому с огромным удовольствием согласились рассказать нам о своем опыте.

Предположить, что путь к тому или другому виду искусства у каждого из нас пролегает через разные препятствия, вовсе не сложно. Так, у как кого-то насыщенный и плодотворный путь к познанию театрального искусства берет свое начало уже в зрелом возрасте, когда человек принимает эту необходимость на основе своего жизненного опыта. У других желание быть в театре исходит еще из детских воспоминаний, как у опрошенной девушки, и у таких людей имеются свои огромные преимущества.

Сила детских впечатлений настолько велика, что сохраняет свое влияние на человека на протяжении всей его жизни. Вместе с быстро растущим организмом, все мыслительные процессы детей так же проходят намного быстрее и требуют фундаментального развития. Поэтому малыши всегда готовы к новым открытиям! Поход ребенка в театр – это прекрасная возможность подарить ему новые ощущения и ускорить процесс формирования личности. Красочная, звучащая и динамичная панорама сцены для юного зрителя означает богатое содержанием впечатление, развивающее его и культурно, и физически. Организованность мероприятия приобщает его к дисциплине, а само представление разносторонне знакомит с основами морали и понятием творчества, активируя все ресурсы восприятия ребенка. Юные актеры тоже, примеряя на себя различные роли и образы, набираются опыта, необходимого для них в будущем. Любая детская игра — это маленький импровизированный театр, в котором мы учимся выражать свои чувства, понимать окружающих и соблюдать правила актуального мира. Но только в настоящем театре игра оснащается уникальным сюжетом, качественной работой профессионалов и множеством декораций, позволяющими ребенку переживать свою роль максимально приближенно к реальности.

Так каждому в театре, будь он за кулисами, на сцене или в партере, достается своя особая роль, и только такая слаженная работа способна превратить театральное представление в настоящий праздник чувств. Позитивная эмоциональная связь между зрителем и актером усиливает интерес обеих сторон к происходящему торжеству. «Если не будет счастливых в зале, актер будет несчастен» — утверждает Сергей, и с ним невозможно не согласиться. Ведь благодарный зритель всегда остается доволен качественной игрой актеров и испытывает искреннее удовольствие, ощутив верх своих чувств вместе с полюбившимися ему лирическими героями. Переживая за их судьбы, люди нередко находят решения своих жизненных проблем, наслаждаются гармоничной атмосферой театра и его красивой обстановкой, отдыхают от суеты реального мира. Даже самая трагичная история, насыщенная мрачными сценами, по итогу должна подарить зрителю счастье от полученной гаммы человеческих эмоций. Именно в этом для настоящего актера, по нашему мнению, заключается его служение театру.

Театр сегодняшнего дня

«Дембельский поезд» А. Архипова, реж. Г. Цхвирава. Олег в роли военврача, майора Уварова

Можно осветить этот вопрос и с другой стороны. В театре никогда не зарабатывали денег.

Чем оправдать желание людей, которые ради какой-то эфемерной творческой идеи собираются по вечерам, чтобы прилюдно обнажать свою душу? Артисты плачут, смеются, влюбляются, расстаются, мстят, умирают от имени своих героев, тратят нервы, рвут на части сердца. За одну свою жизнь проживают десятки чужих жизней, и все во имя того, чтобы несколько человек из огромного зала прониклись их идеями, стали мыслить иначе, встали с ними по одну сторону баррикад, просто задумались.

С обывательской точки зрения есть в этом что-то не очень нормальное. И все это происходит каждый вечер. И все — за небольшие деньги. Учитывайте еще тот факт, что мгновения истинного вдохновения, полета творчества крайне редки.

Кто такие артисты? Фанатики? Служители? Люди идеи? Да. Конечно, звезды кино и сериалов получают немало, но таких единицы от общего числа служителей театра. Материальных благ в театре не найти. Особенно в театрах провинциальных. Часто артисты театра после утренней репетиции бегут на репетицию в театральные студии, где преподают, на частные уроки риторики, в институты культуры, на ведение свадеб, юбилеев, корпоративов, чтобы что-то заработать. А вечером — снова в театр на спектакль.

Не скажу, что всех такая жизнь устраивает, но ведь держит их театр, не отпускает от себя, да и они не хотят с ним прощаться.

В чем пойти в театр девушке

Коктейльное платье.

Такое платье считается идеальной одеждой для посещения спектаклей. Но оно также должно соответствовать ряду требований:

  • Быть сдержанных тонов (черным, серым, фиолетовым, темно-зеленым).
  • Длиной – до середины колена. Надеть мини-платье на спектакль – дурной тон!
  • Без выраженного блеска.
  • Без глубокого выреза на груди.

Идеальный материал – это вискоза или шелк. Они создают роскошный и элегантный образ. Если вы посещаете театр зимой, можно надеть платье из бархата. Он прекрасно смотрится в таком заведении.

Вечернее платье.

Аккуратно нужно быть с вечерними платьями. Здесь нужно учитывать:

  • статус театра;
  • масштаб мероприятия;
  • статусность места в зрительном зале.

Например, для VIP-места в Венской опере подойдет вечернее платье в пол. Впрочем, на таких мероприятиях действует дресс-код, подразумевающий именно такой наряд.

Если вы придете в подобном платье в небольшой театр на рядовой спектакль, косых взглядов не избежать.

В чем ехать в театр сразу после работы

Если вы не успеете переодеться, на работу лучше прийти в юбке-карандаше и блузке, желательно белой. Не стоит надевать прозрачную блузку, а также модели кричащих тонов. Классический вариант – белый верх, черный низ – будет уместен.

Брючные однотонные костюмы будут также неплохо смотреться. Желательно их комбинировать со светлой блузкой.

Что надеть в театр зимой

Зимой можно носить платья из шерсти, бархата, плотные юбки. Плечи должны быть закрытыми, а рукава – длинными. Если вы хотите надеть наряд с открытыми плечами, лучше поверх накинуть платок.

Толстых свитеров и кофт лучше избегать.

Важно: зимой лучше брать с собой сменную обувь. Хотя публика стала менее консервативна насчет зимних сапог в театре, туфли придадут +100 очков к вашей элегантности

Отношение к информации

Различные группы потребителей не только по-разному ведут себя на театральном рынке, но и неодинаково восприимчивы к тем или иным маркетинговым действиям. Так, мы отмечаем неодинаковую для разных категорий зрителей значимость источников информации и каналов приобретения билетов. Исследования показали, что при всем многообразии информационных каналов, для потенциального зрителя в принципе возможно существование лишь двух основных типов информации. Первый, мотивирующий, транслирует экспертную оценку события, побуждая потенциального зрителя к посещению. Второй, конкретизирующий, лишь уточняет информацию (где, когда, в какое время состоится событие, кто из артистов принимает в нем участие…) и едва ли может служить самостоятельным основанием для решения о посещении культурного мероприятия.

Уточняя поведенческие характеристики театральной публики, мы установили важную особенность. Поведение потенциального зрителя в информационном пространстве искусства имеет хотя и слабую, но статистически значимую связь с мерой культурного капитала личности: чем она выше, тем большую независимость проявляет зритель в своем культурном выборе. Он меньше ориентируется на слухи, референтные группы и чужие мнения, но больше — на объективные источники первичной информации. Этот факт говорит о том, что у театра существует принципиальная возможность формирования адресных маркетинговых стратегий с опорой на избирательный коммуникативный потенциал тех или иных каналов распространения информации.

Правила похода в театр

1. Следует приезжать в театр заблаговременно (минимум 20-30 мин)
Время необходимо, чтобы привести себя в порядок, сдать одежду, переобуться при необходимости, посетить дамскую комнату, осмотреть фойе с выставкой работ театра и др., приобрести программу и/или бинокль, сходить в буфет по желанию, найти свои места в зале или на балконе. Будет приятнее и вам, и окружающим, если все эти действия вы будете совершать без спешки

2. Ваш гардероб не должен быть случайным
Требования к наряду будут описаны более подробно ниже. Стоит лишь оговориться, что даже если вы торопитесь на спектакль после работы, это не повод появляться в театре в неопрятном виде и в неподобающем одеянии

3. Парфюм не должен быть сильным и назойливым
Находясь в общественном месте в закрытом помещении всегда нужно помнить о том, что исходящий от вас аромат может приносить неудобства окружающим, в частности от него может болеть голова, или чрезмерные пары могут вызвать чиханье у соседа. Не пользуйтесь для посещения театра резкими запахами и помните о чувстве меры

4. Не затрудняйте просмотр театрального действия зрителям, сидящим позади вас
Речь идет о пышной прическе, крупных аксессуарах на голове (цветах, шляпках, перьях и т.д.). Чрезмерно высокая прическа не вызовет одобрения, принесет неудобства окружающим и будет считаться нарушением правил этикета

5. Обувь должна быть чистой
Это универсальное правило хорошего тона для любых случаев жизни. Позаботьтесь об этом заранее, взяв с собой соответствующую губку для обуви или сменную пару туфель

6. Следите за свежим дыханием
Будучи зрителем в окружении большого скопления людей, не злоупотребляйте в день спектакля продуктами питания с устойчивым неприятным запахом или воспользуйтесь жвачкой, но только до входа в зрительный зал. После этого, не говоря уже о времени представления, любые жевательные манипуляции выставят вас в очень неприглядном свете.

Детская одежда для театра

Разумеется, во что бы ни был ребенок, вряд ли кто-то будет относиться к этому предосудительно. Поэтому детский дресс-код должен восприниматься не как придуманное требование, а как часть нравственного воспитания ребенка на будущее. Дети, которых с ранних лет будут учить, как себя вести и как выглядеть в театре, скорее всего, переймут такое поведение во взрослой жизни.

Оптимальными вариантами одежды для посещения театра детьми будут:

Для девочек

платье

сарафан с блузкой

юбка и блузка

пиджак/кардиган, юбка, блузка/гольф

Для мальчиков

брюки, рубашка, жилетка

штаны, сорочка, свитер, бабочка

костюм

Есть ли дресс-код в театре? Дресс-код для театра

Если говорить об официальных дресс-кодах, требования к которым озвучиваются в правилах каждого театра и можно увидеть, например, на соответствующем сайте или стендах театрального заведения, то строгий характер они носят в основном по отношению к:

 пляжной и спортивной одежде и обуви (шорты, шлепки, кроссовки, толстовки

В остальном правила носят рекомендательный характер. Однако существует неписанный дресс-код, требования к которому складывались не одно десятилетие. И, несмотря на то, что строго за ними никто не следит, признаком хорошего тона является соблюдение определенных правил при выборе гардероба для предстоящего театрального мероприятия.

Основные критерии:

  • отсутствие кричащих цветов
  • лаконичность и сдержанность
  • отличие от повседневности
  • наличие аксессуаров
  • маленькая сумочка
  • разумный подход к обнажению отдельных участков тела
  • отказ от чрезмерных рюшей, кружев, колготок в сеточку

Театр, безусловно, готов встречать новых зрителей и говорить на языке молодежи. Но почему дети и подростки все равно считают поход в театр сомнительным развлечением?

Непопулярность театра среди молодого поколения может быть напрямую связана с социальными проблемами современного общества. Мы среднее арифметическое своего окружения, как говорил Джим Рон. Наша дорога к познанию чего либо, в том числе и искусства театра, чаще всего начинается с детства и со среды, в которой мы растем. Я и мои респонденты, в их числе и зрители, и актеры, сошлись во мнении о том, что главная причина непопулярности театра – это особенности воспитания человека. Рядом с нами не всегда оказываются люди, готовые просветить нас и вовремя поддержать на выбранном пути. Да, так же мы нередко сталкиваются с театром случайно, без чьей либо помощи, но это далеко не значит, что с самого начала каждый из нас поймет для себя всю пользу этой внезапной встречи и полюбит магию театра. Скорее всего, большинство просто пройдет мимо. За весь период своего взросления мы строим перед собой преграды, в виде привычек, страхов и принципов, преодолевать которые потом обычно не хотим. Мы стремимся защитить себя, свой организм и его жизненные ресурсы, не выходя из зоны комфорта. Поэтому, юные театралы сегодня – это творческие люди, с ранних лет признающие свою любовь к искусству, или настоящие борцы, нашедшие в себе силы испробовать что-то новое.

В конце хотелось бы обратиться к юным читателям и попросить их не лишать себя и своих близких возможности общения с театром, с вечной сокровищницей богатых чувств и знаний. Ведь как говорил К.С. Станиславский: «Пускай старая мудрость направляет юную бодрость и силу, пускай юная бодрость и сила поддерживают старую мудрость»

Драйверы культурной активности

Структурные особенности аудитории и ее зрительская активность ожидаемо оказались связаны с возрастом и уровнем образования: многократно подтверждено, что степень избирательности зрителей, частота посещения театра и содержательность зрительской мотивации, как правило, растут с возрастом. Наши исследования подтвердили и тот факт, что серьезное искусство в гораздо большей степени привлекает людей образованных: именно образованным в искусстве открывается то, чего не видят необразованные. Почему? Что является недостающим звеном в объяснении так часто отмечаемой связи культурной активности с возрастом, образованием, опытом потребления искусства и семейной культурной традицией, и что так долго ускользало от исследователей?

Ушкарев Александр

Распечатать

Несмотря на отдельные теории, опирающиеся на концепцию «искусства для искусства» и отрицающие связь с публикой, театр без зрителя существовать не может: только через зрителя театр транслирует художественное сообщение и реализует свои социальные функции. Неслучайно интерес к зрителю возник в России с обретением театром публичности, и со временем не только не ослабевал, но, напротив, становился все более углубленным и специальным. Но, к сожалению, и сегодня о театральной публике часто судят по стереотипам, не всегда задумываясь над тем, насколько они соответствуют действительности. На страницах этой обзорной статьи мы кратко проследим эволюцию понимания театральной публики и покажем, как в театральном сообществе и науке складывался образ зрителя, осмыслялись стоящие за ним закономерности. В основу этой работы мы положили некоторые результаты исследований, выполненных по уникальным материалам социологических опросов, проведенных сотрудниками Государственного института искусствознания не только в Москве, но и по городам и весям театральной России.

«Искусство базируется на двух полюсах: художнике и зрителе,… причем решающее слово имеет зритель».Марсель Дюшан

Руководители-организаторы

«Руководящие» профессии в театре представлены художественным руководителем и заведующими разными секторами. Они занимаются организацией творческого процесса и контролируют выполнение подчиненными их обязанностей. От них зависит фактически само существование театра. Какие постановки подготовить, куда отправиться с гастролями, где рекламироваться – решение этих и многих других важных вопросов возлагается на руководящее звено.

В Москве и Санкт-Петербурге театральное начальство зарабатывает примерно 30–40 тысяч рублей. В регионах зарплата худрука и заведующих составляет порядка 20–25 тысяч рублей.

Художественный руководитель

Человек, занимающий эту должность, несет ответственность за «творческий результат». Он готовит репертуар и принимает решение о постановке спектаклей. В его обязанности также входят:

  • разработка годового бюджета (вместе с директором);
  • кадровые вопросы (наем, контроль работы, оценка деятельности);
  • ведение переговоров с партнерами и спонсорами.

В некоторых театрах обязанности худрука выполняет главный режиссер. Однако такое совмещение, часто продиктованное желанием сэкономить на зарплате, негативно сказывается на качестве работы в целом. Оно может быть оправданно лишь в маленьких региональных коллективах.

Заведующий труппой

Это своего рода связной между руководящим звеном и творческим коллективом театра. Он составляет график репетиций и обсуждает его с худруком. Заведующий труппой вносит предложения по изменению в ее составе и вводу новых исполнителей. Именно к нему обращаются артисты, когда у них возникают разного рода проблемы.

Профессия подходит для тех, кому нравится работать с людьми, и тем, у кого есть навыки психолога. Для трудоустройства требуется высшее профессиональное образование, а также опыт работы хотя бы ассистентом режиссера.

Заведующий литературной частью

Раньше его работа сводилась к поиску пьес для спектаклей. Сегодня круг обязанностей заведующего литчастью дополнили пиаром:

  • написание анонсов;
  • сотрудничество с журналистами и критиками;
  • решение вопросов рекламы.

На такую должность могут взять без опыта и даже без театрального образования (хотя оно будет преимуществом). Вполне достаточно диплома филолога.

Заведующие художественно-постановочной частью и мастерской

Эти профессии – высшие ступени в рабочей театральной карьере. Обязанности их представителей сводятся в основном к бюрократической и организационной работе:

  • подбирать кадры для мастерской и повышать их квалификационный уровень;
  • внедрять новые технологии;
  • решать текущие технические вопросы (например, касающиеся ремонта декораций, состояния реквизита, костюмов и так далее).

Заведующий костюмерной

Представитель этой профессии отвечает за то, чтобы каждый артист был обеспечен костюмами и имел запасной гардероб. Кроме того, он должен уметь делать все то же, что и рядовой костюмер:

  • правильно хранить одежду и ремонтировать ее;
  • выполнять подгонку по размерам;
  • помогать актеру быстро одеться.

Когда идет спектакль, заведующий костюмерной находится за кулисами. Если нужно срочно починить поврежденный костюм, он решает эту проблему.

В театре

Один из лайфхаков о том, как сесть на более выгодные места, уже упоминался. Только помните, что пересаживаться принято после антракта, а не посреди первого действия. Еще обычно в театрах просят отключить телефон. Но если вам позарез нужно, чтобы он был включен, просто настройте яркость экрана на минимум и включите «тихий» режим. Тогда вы сможете ответить позвонившему SMSкой.

Если вы не хотите стоять в большой очереди в буфет, вы можете попить чай из принесенного с собой небольшого термоса, и во время антракта спокойно гулять по фойе, разглядывая фотографии актеров. А вот время после представления, когда основная масса людей хлынет в гардероб, вы сможете провести в буфете – уже без очередей. Кстати, верхнюю одежду лучше сдавать тем гардеробщицам, которые находятся дальше от главного входа – туда доходит меньшая часть людей.

Ну и, конечно, одеваться, идя в театр, желательно нарядно. И носить с собой туфли на каблуке, чтобы переобуться перед тем, как заходить в зрительный зал. Это хороший тон. И напоследок, как сказал один из современных режиссеров: «Дарите актерам цветы! Не забывайте об этой приятной для них традиции. Им это очень приятно!».

Любовь или долг

Больших групп зрителей — три: те, кто любит театр (45%); те, кто хочет начать в нем разбираться (20%); случайная публика (35%).

Внутри каждой группы ученые выделили подгруппы — по мотивам посещения театра. Всего их семь: от «гертруд» до «гильденстернов».

Сегментация театральной аудитории

Сразу оговоримся: шекспировская классификация — конечно, условность. Королева Гертруда (мать Гамлета) и верность чему-либо — две вещи несовместные. Да и Гамлет в исследовании неканонический: не столько рефлексирует в театре, сколько развлекается. Сами социологи используют «шекспировскую» классификацию в качестве вспомогательной, а основной выбрали более понятную: от «поклонников таланта» до «сопровождающих». Мы же оставим шекспировские имена, чтобы сгустить театральные краски.

Ядро театралов — гертруды: самые преданные и активные зрители, в основном, женщины. Гертруд всего 17%, но для театров они на вес золота: любят искусство, следят за театральными событиями, целенаправленно ходят на актеров и спектакли. А главное — не скупятся: готовы заплатить за билет до 3600 рублей. Второе имя этого кластера — «интеллигенты».

Им сродни «трагики», или «профессиональные зрители» — кластер творческих работников, в основном, женщин. Для них поход в театр — производственная необходимость: работа связана со сценой (по-видимому, критики, художники, завлиты и пр.). За билет дают до 3300 рублей. Таковых 23%.

Тех, кто ходит в театр по любви или по долгу службы, суммарно 40%. Общее между гертрудами и трагиками, по словам исследователей, то, что «их сложно впечатлить». Это искушенная публика, которая предъявляет к постановкам высокие требования.

К этим двум кластерам примыкают еще 5% более «узкопрофильных» театралов — «королевская свита», они же «поклонники таланта»: фанаты определенных звезд. Здесь небольшой перевес мужчин. Как и гертруды, они готовы раскошелиться на билеты, но не ради спектакля, а ради своих кумиров. Цена вопроса — до 3900 рублей.

Со всеми тремя кластерами у театров проблем нет: эта преданная публика всегда будет в зале. А вот за гамлетов и офелий придется побороться.

Социально-психологические особенности зрительских групп

Определив структуру каждого зрительского сегмента по личностным потенциалам составляющих их респондентов, мы эмпирически подтвердили связь развитости человека как личности и его избирательной способности по отношению к театральному искусству. Между тем в театральной аудитории эта общая закономерность проявляется двояко, и распространенное мнение о театралах как об исключительно культурных, образованных и гармонично развитых людях не всегда оправдано. Разносторонне развитые личности с высокой избирательной способностью в совокупной театральной аудитории все же составляют меньшинство. Кроме того, расчеты на примерах аудитории спектаклей разных видов показали, что максимальная избирательность в отношении театрального искусства одновременно означает превалирование специфического театрального вкуса над интегральным, т.е. некоторую односторонность в развитии личности.

Чем выше избирательность, подготовленность зрителей, тем больше среди них не только разносторонних и гармонично развитых личностей, но и тех, кто, будучи ориентирован исключительно на театр, пренебрегает компетенциями в других областях

Это объяснимо, если принять во внимание качественный состав группы наиболее избирательного театрального потребления: это не только те самые культурные и гармонично развитые личности, послужившие прототипом для мифа об истинных театралах, но и многочисленные маргинальные их варианты — фанаты, поклонники-обожатели и другие «полупрофессиональные зрители», которые буквально живут звездным светом своих кумиров, отказываясь от многого другого

Зритель крупным планом

В театр ходят, в основном, женщины (80% аудитории). Средний возраст театралов — 37 лет. Большинство — с высшим образованием: у 57% — один диплом вуза, у еще 14% — даже несколько. Респонденты причисляют себя к среднему классу. 

Сцену любят с детства. Причем, чем раньше они впервые оказались в театре, тем регулярнее там бывают. Четверть из тех, кто ходил на спектакли еще дошкольником, теперь бывает на них почти каждую неделю, а 30% ходят в театр раз в месяц. 

Культпоходы респонденты чаще совершают в компании друзей (44%) или в одиночестве (27%). С супругами ходят лишь 22%, с родителями и детьми — по 15%. В классических театрах (с традиционным репертуаром и форматами) бывают с родителями и с детьми, в экспериментальных — с супругами и знакомыми. Большинство информантов — в курсе театральных новостей: благодаря интернет-СМИ, социальным сетям и специализированным сайтам. 

Опрос проводился в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Воронежа и пр. В числе классических — Малый театр, МХТ, БДТ, Ленком, РАМТ, Театр Вахтангова, Мастерская Петра Фоменко, Театр Вахтангова и ряд региональных трупп. Среди современных театров — Гоголь-центр, Практика, Театр.doc, Театр на Таганке, Школа современной пьесы. Общая выборка зрителей — 7735 человек. Их опрашивали в театрах и онлайн. 

Важность театра в развитии личности

Давайте посмотрим, что нам об этом говорит Кевин Брауни, антрополог, искусствовед и режиссёр. На одной из конференций он выделил 10 причин, почему театр так важен в нашей жизни. Обратимся только к тем, которые затрагивают интересующую нас тему.

Театр помогает нам осознать свою человечность. Только сопереживая, наблюдая за обыденными ситуациями со стороны, мы можем осознать, что делает нас людьми.

Регулярное посещение театра развивает способности к коммуникации, выражению наших чувств и эмоций, улучшению взаимопонимания с миром и другими людьми.

Он даёт понимание того, как работает наше сознание, как среда обитания, в которой мы находимся, влияет на наше мышление и наше поведение.

Подмостки выносят в центр всего — человеческое тело, следуя древнему греческому антропоцентризму, что меняет роли в наших отношениях с технологическим процессом, заставляет подчинять нам технику, а не подчиняться ей самим.

Расширение сознания и принятие других людей и культур. Сложно сказать, насколько сильно это может влиять на нас, но для глобализации и успешной социализации — это важный момент. Современный мир диктует свои правила, и нам лучше им следовать.

Театр — отличный способ исследовать мир, человеческие взаимоотношения, анализировать их. Он выступает некой лабораторией, зеркалом того, где мы живём, и того, с чем постоянно сталкиваемся.

Представления развивают креативность силой искусства, вдохновляют на новые свершения и придают уверенности в решении различных проблем.

Университет Арканзаса провёл исследование о том, как живые представления могут влиять на учеников школ. Всё это было направлено на то, чтобы в их практику вошёл, наконец, столь необходимый театр. Из-за чрезмерного упора на точные науки, дети теряют много важных вещей, которые во взрослом возрасте приобрести будет сложнее.

По итогам исследования выяснилось, что спектакли вырабатывают способность понимать и сочувствовать. В контрольной группе, которая читала оригинальное произведение или смотрела фильм по мотивам, это было не так явно выражено, но тем не менее, было.

Исследователи отметили важность того, чтобы наблюдать действие здесь и сейчас. Вариант с записями или фильмами имеют некоторый вес

Но никогда не сравнятся с эмоциями, которые возникают в режиме реального времени.

Часто люди пренебрегают комедиями и мюзиклами, считая эту фривольность — недостойным зрелищем. Однако, именно такие постановки влияют на ментальное здоровье. Эмоциональный фон также приходит в норму.

Учёные рекомендуют обратить внимание на местные независимые и любительские театры. Во-первых, они помогают людям всех возрастов исполнять свои мечты и играть роли, о которых всю жизнь мечтали

Во-вторых, меньший масштаб действа упрощает видимость и слышимость, а камерная обстановка способствует уюту и спокойствию. В-третьих, всегда можно влиться в коллектив и самому принять участие в одной из постановок, что даст незабываемый опыт и привнесёт новые эмоции.

Как выбрать спектакль

В выборе постановки Марина руководствуется информацией из онлайн-журнала «Театрал», обзорами на разных сайтах с афишами и своими личными предпочтениями. На некоторые спектакли можно и два раза сходить – так, например, у нее случилось с постановкой «Юбилей ювелира» в МХТ имени Чехова. В этой постановке модного сегодня режиссера Константина Богомолова играл Олег Табаков, и чувствовалось, что этот спектакль будет для него последним. «Во второй раз я его увидела совершенно по-другому, и как будто я побывала на двух разных спектаклях, – призналась она. – Так что успей сходить на тех актеров, кого давно хотела увидеть «живьем». Мастера уходят, и не стоит откладывать».

Фото: Прокофьев Вячеслав/ТАСС

Образование, возраст, культурный капитал

Восприятие искусства требует определенной подготовки и всегда происходит с определенных позиций, а «произведение искусства имеет смысл и представляет интерес только для того, кто обладает культурной компетентностью, то есть знает код, которым закодировано художественное сообщение». Восприятие как форма «культурной дешифровки» не является априорной способностью человека, а приобретется в результате передачи культурных кодов через семейное воспитание и образование, не сводимое к обучению в школе и вузе. Роль образования в широком смысле состоит также и в том, что даже если оно не имеет непосредственного отношения к искусству, оно развивает обобщенные способности и навыки, применимые в том числе к искусству, создает чувство принадлежности к «культивированному» классу, дает владение определенными кодами и стремление приобретать эквивалентные компетенции и в других областях.

Так же следует трактовать и роль возраста. Постоянно фиксируемая в эмпирических исследованиях связь отношения человека к искусству с возрастом, как это ни парадоксально, определяется совсем не возрастом: есть третий фактор. Дело в том, что возраст отражает некоторые измерения личности, в том числе интеллектуально-культурные и художественные компетенции, накапливаемые со временем в результате образования и опыта культурного потребления. Повышение образовательного уровня и накопление опыта культурного потребления всегда имеют продолжительность во времени. По мере накопления культурных компетенций растет степень избирательности зрителей, а мотивации их театральных посещений приобретают все более содержательный характер.

В ходе исследований аудитории разных видов искусства, проведенных в последние годы, нам удалось зафиксировать тот факт, что именно эта накапливаемая и развиваемая способность, которую П. Бурдье называл «культурным капиталом в инкорпорированном состоянии», является основным драйвером культурной активности. Ее количественная мера определяет степень содержательности зрительских мотиваций и частоту контактов человека с искусством: чем выше мера культурного капитала, тем выше, при прочих равных условиях, и культурная активность респондента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector