Виктор гюго

Часть втораяКОЗЕТТА

Книга перваяВАТЕРЛОО

I. Что можно встретить по пути из НивелляII. ГугомонIII. 18 июня 1815 годаIV. АV. Quid obscurum1 сраженийVI. Четыре часа пополудниVII. Наполеон в хорошем настроенииVIII. Император задает вопрос проводнику ЛакостуIX. НеожиданностьX. Плато Мон-Сен-ЖанXI. Плохой проводник у Наполеона и хороший у БюловаXII. ГвардияXIII. КатастрофаXIV. Последнее кареXV. КамброннXVI. Quod libras in duce?XVII. Как надо смотреть на ВатерлооXVIII. Восстановление священных правXIX. Поле сражения ночью

Книга втораяКОРАБЛЬ «ОРИОН»

I. Номер 24601 становится номером 9430II. Читатель прочтет двустишие, быть может, принадлежащее чертуIII. Из которой видно, что кольцо цепи должно было подвергнуться некоторой предварительной обработке, чтобы разбиться от удара молотком

Книга третьяИсполнение обещания, данного умершей

I. Вопрос о водоснабжении в МонфермейлеII. Два законченных портретаIII. Вина людям и воды лошадямIV. Появление на сцене куклыV. Малютка однаVI. Которая, быть может, доказывает сметливость БулатрюеляVII. Козетта в темноте бок о бок с незнакомцемVIII. Неприятность принимать у себя бедняка, который может оказаться богачомIX. Тенардье маневрируетX. Кто ищет лучшего, иногда находит худшееXI. Номер 9430 опять выступает на сцену, и Козетта выигрывает его в лотерею

Книга четвертаяЛАЧУГА ГОРБО

I. Хозяин ГорбоII. Гнездо для совы и малиновкиIII. Два несчастья, соединенных вместе, составляют счастьеIV. Наблюдения главной жилицыV. Пятифранковая монета, падая на пол, звенит

Книга пятаяПОГОНЯ

I. Стратегические зигзагиII. К счастью, по Аустерлицкому мосту ездят повозкиIII. Смотри план Парижа от 1728 годаIV. Бегство на ощупьV. Глава, которая была бы невозможна при газовом освещенииVI. Начало загадкиVII. Продолжение загадкиVIII. Загадка усложняетсяIX. Человек с колокольчикомX. В которой объясняется, как Жавер попал впросак

Книга шестаяМАЛЫЙ ПИКПЮС

I. Улица Малый Пикпюс, номер 62II. Послушание Мартина ВергиIII. СтрогостиIV. ВесельеV. РазвлеченияVI. Малый монастырьVII. Несколько силуэтов среди мракаVIII. Post corda lapidesIX. Целый век под апостольникомX. Происхождение «Вечного моления»XI. Конец Малого Пикпюса

Книга седьмаяВ СКОБКАХ

I. Монастырь — понятие отвлеченноеII. Монастырь — факт историческийIII. При каких условиях можно уважать прошлоеIV. Монастырь с точки зрения принциповV. МолитваVI. Абсолютное достоинство молитвыVII

Предосторожности, которые следует принять, прежде чем произнести осуждениеVIII. Вера, нравственность

Книга восьмаяКЛАДБИЩА ПРИНИМАЮТ В СВОИ НЕДРА ТО, ЧТО ИМ ДАЮТ

I. Где говорится о способе войти в монастырьII. Фошлеван в затрудненииIII. Мать ИннокентияIV. Из которой видно, что Жан Вальжан как будто начитался Аустина КастильскогоV. Недостаточно быть пьяницей, чтобы быть бессмертнымVI. Между сосновыми доскамиVII. Что значит потерять билетVIII. Удачный допросIX. Заключение

Литература

Леопольд мечтал, чтобы младший ребенок приобщился к точным наукам, к тому же у мальчика был талант к математике, он прекрасно считал и справлялся со сложными уравнениями. Возможно, у генеральского сына сложилась бы карьера Мишеля Ролля или Декарта, но Виктор выбрал другой путь и оказался от поступления в Политехнический университет.

Виктор Гюго в 1853 году

Будущий автор бессмертных романов предпочел цифрам латинские стихи и книги, с запоем прочитывая великие произведения. Впрочем, Гюго начал писать оды и стихотворения еще в детстве, учась в Лицее Людовига Великого, с 1812 года. Юноша зачастую был автором пьес на импровизированных школьных представлениях: сдвинутые столы служили театральными подмостками, а сценические костюмы вырезались неумелыми детскими руками из цветной бумаги и картона.

Когда мальчику было 14 лет, он вдохновлялся первым представителем романтизма Франсуа Шатобрианом и мечтал быть похожим на французского поэта. В автобиографическом дневнике будущий автор «Собора Парижской Богоматери» исписал переводами творений Вергилия 10 тетрадок: тогда мальчик находился на больничном режиме из-за полученного ранения в ногу.

Писатель Виктор Гюго

Позже самокритичный юноша нашел рукописи, бережно собранные его матерью, и сжег свои труды, считая, что способен на более изящный и литературный слог. На последней тетради Виктор пишет, что это вздор и рисует изображение яйца, внутри которого находится птенец.

Когда Виктору было 15 лет, он показал себя как явного сторонника роялизма и приверженца укоренившегося литературного классицизма.

В 1813 году молодой Гюго участвует в литературном конкурсе, где представляет членам жюри оду о пользе наук, «Les avantages des tudes», за что получает похвалу и восторженные отзывы. Некоторые судьи не верили, что автору стихотворения исполнилось 15, потому что в произведении Виктор рассуждал как взрослый человек со сформировавшимся мировоззрением.

Виктор Гюго писал не только романы, но и стихи

Юный писатель восхвалял в произведениях династию Бурбонов: за оду «На восстановление статуи Генриха IV» юноша получил внимание и благосклонность французских властей, которые выплачивали молодому таланту жалование. Поощрение деньгами пришлось кстати, так как Леопольд отказался помогать материально сыну из-за несогласия последнего поступить в Политехническую школу

Когда мальчику было 17 лет, он вместе с братом Абелем приступает к изданию журнала с броским названием «Литературный консерватор», а сборник «Оды», вышедший в 1822 году, сделал Виктора признанным поэтом в литературной публике.

Автограф Виктора Гюго

Книги Гюго олицетворяли течение романтизма, и в трудах автора нередко скрывался социальный или политический аспект, тогда как английский романтизм Байрона представлял собой произведения, главным действующим лицом которых была человеческая личность.

Жителям Франции приходилось наблюдать общественное неравенство, грязные закоулочки, нищенство, рабовладение, распущенное поведение женщин и прочие жизненные явления, хотя Париж считался городом любви. Гюго, как и любой писатель, был наблюдательным человеком, которого волновала окружающая действительность. Причем в своих произведениях Виктор не углублялся в суть социальных распрей, пытаясь доказать читателям, что общественные проблемы будут решены только тогда, когда человек научится ценить нравственность и мораль.

Книги Виктора Гюго

Нередко произведения французского автора носили политический подтекст, в первом серьезном романе «Последний день приговоренного к смерти» (1829) писатель метафорично изъясняет свою позицию по поводу отмены смертной казни, фиксируя мысли и муки литературного героя, обреченного на погибель.

Также философскую концепцию носит произведение Виктора Гюго «Человек, который смеется» (предварительно Виктор хотел назвать сочинение «По приказу Короля»), написанное писателем в зрелом возрасте. Роман описывает ужасы социального насилия, которое совершалось верховной знатью. Произведение рассказывает о лорде Гуинплене, которому в детстве изуродовали лицо, чтобы лишить наследника престола и статуса. Из-за внешней неполноценности к мальчику относились как к второсортному человеку, не обращая внимания на его положительные стороны.

Библиография

В Викитеке есть тексты по этой теме: Victor Hugo

Романы

  • Ган Исландец (Han d’Islande, 1823).
  • Бюг-Жаргаль (Bug-Jargal, 1826)
  • Последний день приговорённого к смерти (Le Dernier jour d’un condamné, 1829).
  • Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris, 1831).
  • Клод Гё (Claude Gueux, 1834).
  • Отверженные (Les Misérables, 1862).
  • Труженики моря (Les Travailleurs de la Mer, 1866).
  • Человек, который смеётся (L’Homme qui rit, 1869).
  • Девяносто третий год (Quatrevingt-treize, 1874).

Драматургия

  • Инес де Кастро (Inez de Castro, 1819/1820)
  • Кромвель (Cromwell, 1827).
  • Эми Робсарт (Amy Robsart, 1828, опубликована 1889).
  • Марион Делорм (Marion de Lorme, 1829).
  • Эрнани (Hernani, 1829).
  • Король забавляется (Le roi s’amuse, 1832).
  • Лукреция Борджиа (Lucrèce Borgia, 1833).
  • Мария Тюдор (Marie Tudor, 1833).
  • Анджело, тиран Падуанский (Angelo, tyran de Padoue, 1835).
  • Рюи Блаз (Ruy Blas, 1838).
  • Бургграфы (Les Burgraves, 1843).
  • Торквемада (Torquemada, 1882).
  • Свободный театр. Малые пьесы и фрагменты (Théâtre en liberté, 1886).

Публицистика и эссе

  • Этюд о Мирабо (Étude sur Mirabeau, 1834).
  • Литературные и философские опыты (Littérature et philosophie mêlées, 1834)
  • Рейн. Письма к другу (Le Rhin, 1842).
  • Наполеон Малый (Napoléon le Petit, 1852).
  • Письма Луи Бонапарту (Lettres à Louis Bonaparte, 1855).
  • Вильям Шекспир (William Shakespeare, 1864).
  • Париж (Paris-Guide, 1867).
  • Голос с Гернси (La voix de Guernsey, 1867).
  • До изгнания (Avant l’exil, 1875).
  • Во время изгнания (Pendant l’exil, 1875).
  • После изгнания (Depuis l’exil, 1876, 1889).
  • История одного преступления (Histoire d’un crime, 1877—1878).
  • Фанатики и религия (Religions et religion, 1880).
  • Мои сыновья (Mes Fils, 1874).
  • Архипелаг Ла Манш (L’Archipel de la Manche, 1883).
  • Что я видел (Choses vues, 1887, 1900).
  • Альпы и Пиренеи (Alpes et Pyrénées, 1890).
  • Франция и Бельгия (France et Belgique, 1892).
  • Послесловие к моей жизни (Post-scriptum de ma vie, 1901).

Поэзия

  • Оды и поэтические опыты (Odes et poésies diverses, 1822).
  • Оды (Odes, 1823).
  • Новые оды (Nouvelles Odes, 1824).
  • Оды и баллады (Odes et Ballades, 1826).
  • Восточные мотивы (Les Orientales, 1829).
  • Осенние листья (Les Feuilles d’automne, 1831).
  • Песни сумерек (Les Chants du crépuscule, 1835).
  • Внутренние голоса (Les Voix intérieures, 1837).
  • Лучи и тени (Les Rayons et les ombres, 1840).
  • Возмездие (Les Châtiments, 1853).
  • Созерцания (Les Contemplations, 1856).
  • Песни улиц и лесов (Les Chansons des rues et des bois, 1865).
  • Грозный год (L’Année terrible, 1872).
  • Искусство быть дедом (L’Art d’être grand-père, 1877).
  • Папа (Le Pape, 1878).
  • Революция (L’Âne, 1880).
  • Четыре ветра духа (Les Quatres vents de l’esprit, 1881).
  • Легенда веков (La Légende des siècles, 1859, 1877, 1883).
  • Конец Сатаны (La fin de Satan, 1886).
  • Бог (Dieu, 1891).
  • Все струны лиры (Toute la lyre, 1888, 1893).
  • Мрачные годы (Les années funestes, 1898).
  • Последний сноп (Dernière Gerbe, 1902, 1941).
  • Океан (Océan. Tas de pierres, 1942).

Собрания сочинений

  • Œuvres complètes de Victor Hugo, Édition définitive d’après les manuscrits originaux — édition ne varietur, 48 vv., 1880—1889
  • Маленький Наполеон . — М., издательство «С. Дороватовского и А. Чарушникова», 1902, 4200 экз.
  • Избранное: в 2 т. — Государственное издательство художественной литературы, 1952
  • Собрание сочинений: В 15 т. — М.: Гослитиздат, 1953—1956
  • Собрание сочинений: В 10 т. — М.: Правда, 1972 (серия «Библиотека «Огонёк». Зарубежная классика)
  • Собрание сочинений: В 6 т. — М.: Правда, 1988
  • Собрание сочинений: В 6 т. — Тула: Сантакс, 1993
  • Собрание сочинений: В 4 т. — М.: Литература, 2001
  • Собрание сочинений: В 14 т. — М.: Терра, 2001—2003

Детство и юность

Начало 19 века: во Франции минула великая революция, в стране уничтожены Старый порядок и абсолютная монархия, на смену которым пришла Первая французская республика. В стране процветал лозунг: «Свобода, равенство, братство», а молодой полководец Наполеон Бонапарт вселял надежду на светлое будущее.

Портрет Виктора Гюго

Именно в то время, когда были разрушены древние устои, а во Франции произрастали ростки из зерен революции, у капитана наполеоновской армии Леопольда Сижисбера Гюго родился третий сын. Произошло это событие 26 февраля 1802 года на востоке страны, в городе Безансон. Мальчик, которому дали имя Виктор, был болезненным и слабым, по воспоминаниям его матери Софи Требюше, младенец был «не больше столового ножа».

Семья была богата и жила в большом трехэтажном доме. Леопольд происходил из крестьянского рода, но Великая французская революция позволила мужчине проявить себя. Отец будущего писателя прошел путь от офицера республиканской армии до сторонника Бонапарта и, наконец, стал генералом. Гюго старший часто разъезжал из-за долга службы, поэтому семейство переезжало в Италию, Испанию, Марсель, а также на острова в Средиземном море и Тоскане. Путешествия оставили неизгладимые впечатления на маленького Виктора, которые позже найдут отголосок в произведениях писателя.

Виктор Гюго в детстве и юности

Из биографии матери Гюго известно только то, что она приходилась дочерью судовладельца.

Софи и Леопольд старались воспитывать трех мальчиков (Виктора, Абеля и Эжена) в любви, но мировоззрения супругов расходились, отчего они часто ссорились. Требюше придерживалась роялистских и вольтерьянских взглядов и во французской революции была сторонницей династии Бурбонов, тогда как Гюго старший был преданным приверженцем Наполеона. Не только политические распри заставляли родителей будущего писателя расходиться: у Софи была любовь на стороне с генералом Виктором Лагори.

Виктор Гюго в молодости

Из-за родительских ссор трое братьев жили то у Софи, то у Леопольда, а в 1813 году мать и отец Виктора Гюго развелись, и женщина переехала в столицу Франции, забрав с собой младшего сына. В будущем Софи не раз жалела и пыталась примириться с супругом, однако тот не желал забывать старые обиды.

Мать оказала значимое влияние на Виктора: ей удалось внушить ребенку, что Бурбоны – приверженцы свободы, а образ идеального монарха сложился у мальчика за счет прочитанных книг.

Вершина творчества

Творчество Виктора Гюго разнообразно и многогранно. Каждое произведение отражает какую-либо черту характера самого автора.

Человек, который смеётся

Один из самых известных романов писателя, созданный в 1860-х годах. Работа над произведением была начата в Брюсселе в 1866 году. Перед тем, как начать работу, Гюго несколько месяцев собирал и изучал материалы. Роман был написан за 2 года. Изначально автор планировал назвать свой роман «По приказу короля», но друзья посоветовали отказаться от такого названия.

В своём произведении автор порицает бесправие простого человека и произвол сильных мира сего. Гюго возмущает социальная несправедливость, царящая во многих европейских государствах. Автор противопоставляет 2 мира. Мир, в котором живёт аристократия, полон удовольствия и наслаждений. Чтобы позабавить себя, все средства хороши. Мир бедняков полон страданий и лишений, а унижение иногда становится единственным способом заработать свой хлеб.

Отверженные

Тема социального неравноправия также затронута Гюго в романе «Отверженные». Жизнь Жана Вальжана уничтожила каторга. Он смог выжить, но душа его была искалечена. Главный герой ненавидит весь мир. Вальжана смог изменить только епископ Мириэль, скрывший от полиции кражу бывшего каторжника в его доме. Жан Вальжан понял, что добро на свете всё ещё существует. Благородный поступок епископа подтолкнул его к заботе о несчастной сироте Козетте, воспитанию которой он и посвятил остаток своей жизни.

Гюго ужасают реалии страны, в которой он живёт. Хуже всего то, что жертвами несправедливости, как правило, становятся дети. Единственный выход, который видит автор, это полюбить ближнего.

Собор Парижской Богоматери

Роман был опубликован в 1831 году. Гюго написал это произведение, будучи ещё сравнительно молодым. «Собор Парижской Богоматери» выдаёт в авторе последователя романтизма. Всего за несколько лет роман успел стать настолько популярным в Европе, что был переведён на многие языки.

Многие герои романа могут показаться читателю несколько оторванными от реальности. Никто из них не обладает сверхъестественными способностями, тем не менее, они кажутся фантастическими. Танцовщица Эсмеральда и её «умеющая» читать козочка, зловещий Клод Фролло и загадочный горбун Квазимодо – все они словно сошли со страниц волшебной сказки. В каждом герое романа можно увидеть стремление молодого писателя к романтизму. Гюго называл главным героем «Собора Парижской Богоматери» сам собор. В первой половине XIX века власти Парижа планировали снос знаменитой достопримечательности, считая её слишком старомодной

Книга Гюго помогла привлечь к готическому собору внимание общественности. После выхода романа в Париж стали съезжаться желающие увидеть достопримечательность, что приносило французской столице немалый доход

Таким образом, благодаря молодому писателю собор был спасён.

4.2 5 ( 5 голосов )

Детство Виктора Гюго

Гюго был третьим сыном Жозефа Леопольда Сигисбера Гюго (1774-1828) и Софи Требюше (1772-1821); его братьями были Абель Жозеф Гюго (1798-1855) и Эжен Гюго (1800-1837). Он родился в 1802 году в Безансоне в регионе Франш-Конте на востоке Франции. Леопольд Гюго был свободомыслящим республиканцем, считавшим Наполеона героем; напротив, Софи Гюго была католичкой и роялисткой, у которой была тесная связь и, возможно, роман с генералом Виктором Лагори, который был казнен в 1812 году за заговор против Наполеона.

Детство Гюго пришлось на период национальной политической нестабильности. Наполеон был провозглашен императором Франции через два года после рождения Гюго, а восстановление власти Бурбонов произошло до его 13-го дня рождения. Противоположные политические и религиозные взгляды родителей Гюго отражали силы, которые боролись за первенство во Франции на протяжении всей его жизни: отец Гюго был высокопоставленным офицером в армии Наполеона, пока не потерпел поражение в Испании (это одна из причин, почему его имени нет на Триумфальной арке).

Так как отец Гюго был офицером, семья часто переезжала и Гюго многому научился в этих путешествиях. В детстве, во время семейной поездки в Неаполь, Гюго увидел обширные альпийские перевалы и снежные вершины, великолепное синее Средиземное море и Рим во время торжеств. Хотя ему было всего пять лет тогда, он прекрасно помнил шестимесячное путешествие. Они остановились в Неаполе на несколько месяцев, а затем отправились обратно в Париж.

В начале семейной жизни, мать Гюго Софи последовала за мужем в Италию, где он получил должность (там Леопольд служил губернатором провинции около Неаполя) и в Испанию (там он возглавил три испанских провинции). Устав от постоянных переездов, требуемых военной жизнью, и вступив в конфликт с мужем из-за того, что он не разделял католических убеждений, Софи временно разлучилась с Леопольдом в 1803 году и поселилась в Париже с детьми. С этого момента она оказывала наибольшее влияние на образование и воспитание Гюго. Как результат, ранние работы Гюго в области поэзии и художественной литературы отражают ее страстную преданность королю и вере. Лишь позже, во время событий, приведших к французской революции 1848 года, он начал бунтовать против собственного католического роялистского образования и поддерживать республиканизм и свободомыслие.

Брак и дети Виктора Гюго

Молодой Виктор влюбился и, вопреки воле своей матери, был тайно помолвлен ​​с подругой детства Адель Фуше (1803-1868). Из-за своих близких взаимоотношений с матерью, Гюго дождался ее смерти (в 1821 году), чтобы вступить в брак с Адель в 1822 году.

У Адель и Виктора Гюго в 1823 году родился первый ребенок, Леопольд, но мальчик умер в младенчестве. В следующем году, 28 августа 1824 года, родился второй ребенок четы, Леопольдина, а затем — Чарльз, 4 ноября 1826 года, Франсуа-Виктор, 28 октября 1828 года, и Адель, 24 августа 1830 года.

Старшая и любимая дочь Гюго, Леопольдина, умерла в возрасте 19 лет в 1843 году, вскоре после заключения брака с Чарльзом Вакри. 4 сентября 1843 года она утонула в Сене в Вилькье, тяжелые юбки увлекли ее на дно, когда лодка перевернулась. Ее молодой муж погиб, пытаясь спасти ее. Эта смерть оставила ее отца опустошенным; Гюго в это время путешествовал со своей любовницей по югу Франции, и узнал о смерти Леопольдины из газеты, которую прочел в кафе.

Он описывает свой шок и горе в знаменитом стихотворении «Вилькье»:

После он написал еще множество стихов о жизни и смерти своей дочери, и по крайней мере один биограф утверждает, что он никогда полностью не оправился от ее гибели. В своем, вероятно, самом известном стихотворении «Завтра, на рассвете» он описывает посещение ее могилы.

Гюго решил жить в изгнании после государственного переворота Наполеона III в конце 1851. Покинув Францию, Гюго недолгое время жил в Брюсселе в 1851 году, прежде чем переехать на Нормандские острова, сначала в Джерси (1852-1855), а затем на меньший остров Гернси в 1855 году, где он оставался до того, как в 1870 г. Наполеон III покинул власть. Хотя Наполеон III провозгласил всеобщую амнистию в 1859 году, согласно которой Гюго мог бы благополучно вернуться во Францию, писатель остался в изгнании, вернувшись только когда Наполеон III лишился власти в результате поражения Франции во франко-прусской войне в 1870 году. После осады Парижа с 1870 до 1871 Гюго снова жил в Гернси с 1872 по 1873 г. прежде чем окончательно вернуться во Францию ​​до конца своей жизни.

Трагедия Адель

Казалось бы, всю свою жизнь Гюго был окружен только счастьем. Но в его жизни случались и настоящие трагедии, которые не под силу вынести слабому человеку. Его первый сын Леопольд умер еще в младенчестве, дочь Леопольдина погибла в возрасте… 19 лет. А младшая дочь Адель сошла с ума от… безответной любви. Это была очень красивая, нежная и трепетная девушка с тонкой душевной организацией, зачитывающаяся романтичными романами отца и грезившая о великом чувстве. Многие состоятельные и достойные мужчины просили ее руки, но она никого так и не смогла полюбить. В 30 лет  Адель влюбилась в английского офицера Альберта Пинсона. Девушку не смущало, что Альберт не отвечал ей взаимностью, офицер пробовал разными способами вразумить несчастную влюбленную, но все было безрезультатно.

Когда Пинсона отправили служить в Канаду, Адель, выкрав драгоценности матери, поехала вслед за ним. Через некоторое время офицера перевели в Вест-Индию, и девушка снова увязалась за объектом своей страсти. Окружающим она рассказывала, что является женой Пинсона. С каждым днем положение Адели только ухудшалось. Ее описывали как странную женщину, которая появляется на улице в темное время суток в растрепанном виде. Мальчишки кидали в нее камни. В конце концов,  Адель сошла с ума, и ее поместили в психиатрическую больницу. Гибель старшей сестры и невозможность быть вместе с любимым человеком окончательно омрачили ее рассудок.

В завещании своему внуку Гюго писал: «Ищи любви… Дари радость и сам стремись к ней, люби, пока любится».

Социальная проблематика творчества 1830‒1840-х[править | править код]

Поэт всё время живёт в Гюго рядом с прозаиком. Эти крупнейшие произведения Гюго-романиста и поэта поставили его в первые ряды французских писателей и создали ему европейскую славу.

В он переиздаёт «Le dernier jour d’un condamné» и в отступление от своего принципа абсолютного отказа от смертной казни высмеивает тех, кто требовал отмены смертной казни в отношении министров Карла X.

Метафизический гуманист Гюго отступился от своего принципа отмены смертной казни, ибо, как указывал К. Маркс, Июльская революция была наиболее близкой сердцу радикальных демократов из всех революций во Франции в XIX веке.

Сделав поэтому исключение для министров Карла X, Гюго в следующем произведении «Клод Ге» (), посвящённом тому же вопросу, продолжает свою борьбу против смертной казни.

В Гюго ставит «Анджелло, тиран Падуи». Гюго казалось, что он в этой драме «пригвоздит все человеческие страдания к распятию». Критики справедливо видели в ней лишь мелодраму. Этот переход от драмы к мелодраме был далеко не случайный. Он определялся тем гиперболизмом страстей и переживаний, которым проникнуто всё творчество Гюго.

В Гюго создаёт «третий литературный кружок романтиков». В кружках и Гюго — первый среди равных, борющихся за создание новой школы. Сейчас он — учитель и вождь господствующей школы. Знаменитые соратники , в том числе критик Сент-Бёв, от него отошли.

По поводу поставленного в «Рюи Блаза» Сент-Бёв писал, что это — начало заката романтизма. И он был прав. В дальнейшем Гюго — великий демократ и гуманист, который ратует за свои идеи не только речами и статьями, но и романами, легендами, драмами. Но в центре литературных боёв он больше не стоит. Бои парнасцев и реалистов идут через голову Гюго.

В Гюго публикует сборник стихов «Les rayons et les ombres» (Лучи и тени). Помимо автобиографических стихотворений, здесь собраны все его поэмы, посвящённые Наполеону, — дань наполеоновскому культу.

В Гюго избирается во Французскую академию, после того как она неоднократно (—, ) отвергала его, предпочитая великому поэту автора опереточных либретто и других столь же «достойных» кандидатов. Вместо ожидавшейся от него литературной программы, Гюго при приёме в Академию произнёс политическую речь, где высказался за короля против республики.

Свою приверженность королевской власти Гюго демонстрировал в следующем году в своей работе «Рейн» (). В Гюго был королевским декретом возведён в графское достоинство и назначен пэром Франции.

Создание гротеска

В противопоставление классицизму, который стремился ко всему возвышенному, писатель создал новое направление — гротеск. Это специальное, чрезмерное усиление всего ужасного, некрасивого с одной стороны, а с другой — комического. Новое направление было многообразным, как сама жизнь, и его главной задачей было усиление прекрасного.

Все тенденции, которые были заложены Гюго, стали основными принципами для французских романистов в конце 20-30-х гг. в 19 веке. В драмах, написанных им, закладываются все основные позиции романтизма, которые будут считаться эталоном для французской драматургии.

Трагедия и затворничество

В 1843 году произошла большая беда у Виктора. Во время шторма на Сене случилось кораблекрушение, унесшее жизнь его совсем молодой дочери Леопольдины и ее мужа. Настоящий удар, после которого Гюго на определенное время полностью отстранился от общественной активной деятельности.

Принудительное уединение послужило поводом для начала работы над сложной и достаточно большой работой. Ею стал социальный роман, названный изначально писателем «Невзгоды». Виктору не удалось полностью дописать произведение, поскольку с началом революции 1848 года он возглавил активное социально-политическое движение и вошел в Национальную Ассамблею.

К творчеству великий романист вернулся совсем ненадолго, это произошло в результате переворота в 1851 году. После Гюго повторно покинул Францию, перебравшись в Брюссель, а дальше на известный остров Джерси, откуда его путь лежал на остров Гернси. Наступило время затворничества, когда появилась книга «Наполеон Малый». В этом произведении подробно раскрыты диктаторские действия Луи Бонапарта. Следующий шедевр в виде стихотворной сатиры «Возмездие» также многое рассказал про Наполеона III вместе с поклонниками и последователями его режима.

Возвращение автора состоялось в 60-х годах, он продолжил активно трудиться над начатым до революции романом «Невзгоды». В настоящее время читатель знакомится с этим произведением под названием «Отверженные». Когда Виктор был на острове Гренси, он написал целый ряд книг, являющихся сегодня достоянием мировой классической литературы:

  • «Труженики моря»;
  • «Уильям Шекспир»;
  • стих в сборнике «Песни улиц и лесов»;
  • «Человек, который смеется».

Театральные проекты Жана Гюго

  • 1921 г .: костюмы и маски для Эйфелевой башни , балет-пантомима Жана Кокто с музыкой Ле Сикс
    — костюмы к балету Эрика Сати La Belle Excentrique
  • 1922: декорации и костюмы для оперы Эстер де Карпентра Дариуса Мийо и Армана Люнеля
  • 1924: декор и костюмы для романа Кокто и Джульетты (впоследствии использованные Обществом фолио для их издания 1950 года текста Шекспира)
  • 1925: декорации и костюмы для « Femme Silencieux» на музыку Жоржа Орика
  • 1926: декор для Кокто l’Орфея (костюмы Коко Шанель
    — декоры и костюмы для Le Village blanc, ou Olive chez les nègres , оперетты Жана Винера и Анри Фалька  
  • 1927: декорации и костюмы для Оперы Армана Люнеля и Дариуса Мийо « Орфеи».
    — декоры и костюмы для Ашара «s ле Jouer d’Echecs
  • 1935: декоры и костюмы для Бориса Кохно балета «s ле Cent Baisirs
  • 1938: декорации и костюмы для постановки Руи Бласа, поставленной Comédie Française.
  • 1939: декоры и костюмы для производства Комеди Франсез о Федра
  • 1941: костюмы к балету Les Folies Françaises на музыку Куперена
  • 1942: костюмы для Les Nuits , Альфред де Мюссе
  • 1945: декорации и костюмы для перевода Андре Жида Антония и Клеопатры в Комеди Франсез
  • 1946: декорации и костюмы для балета Бориса Кохно « Любовь Юпитера»
  • 1981: декоры для Жан Джозеф Де Мондонвилл «s Дафнис Alcimadure , l’Opéra де Монпелье

Формирование личности писателя

В период с 1827 по 1830 годы появились дружеские отношения с разными выдающимися литераторами, вместе с которыми основывается собственная группа под названием Сенекаль при журнале, именуемом «Мюз франсез». Творчество ее членов характеризовалось романтической выраженной направленностью. Молодой и перспективный поэт с каждым днем приобретал всеобщую славу. Список самых известных произведений Гюго:

  • «Последний день осужденного» — повесть 1829 г.;
  • «Кромвель» — пьеса 1827 г.;
  • «Восточные мотивы» — сборник 1829 г.

Наиболее плодотворное время в плане творчества Виктора пришлось на период с 1829 по 1843 год. Выходят одна за другой довольно скандальные пьесы, которые не перестают подвергаться серьезной цензуре. Однако такое положение вещей не останавливает писателя. Практически сразу же после «Марион Делорм», высветившей известного персонажа Людовика XIII, будто художник портрет, не с самой лучшей стороны, выходит «Рюи Блаз», «Эрнани», а также «Король забавляется».

Позже литературные критики отзывались об авторе так, что его триумф стал падением «Бастилии классицизма», на первом месте драматургии появляется романтизм.

В биографии Гюго выделяется светлая, даже яркая полоса, когда он создал роман-описание исторической направленности «Собор Парижской Богоматери». В произведении отображается многогранный и неординарный прозаический талант, что отображено в раскрытии тогдашнего положения Франции. Точно и четко определена проблематика, актуальная для страны.

Семья Хьюго

Жан Гюго был правнуком поэта, драматурга, прозаика, эссеиста, художника, государственного деятеля, правозащитника и представителя романтического движения во Франции Виктора Гюго . Его дед Чарльз Гюго был журналистом, пионером ранних фотографических технологий и борцом против смертной казни, а его отец Жорж Гюго был опубликованным автором и признанным художником. Его тетей по отцовской линии была светская львица Жанна Гюго .

Его мать, Полин Менар-Дориан , была дочерью Поля-Франсуа Менара , генерального советника и заместителя департамента Эро в 1870–80-х годах, от его жены Алин Дориан, дочери Пьера Фредерика Дориана , министра труда во время осады Германии. Париж .

Жан Гюго был женат дважды: сначала в 1919 году на Валентине Гюго (урожденной Валентайн Гросс, детей от этого брака не было), а затем в 1949 году на Лауретте Хоуп-Николсон, дочери Хедли Хоуп-Николсон . У Жана Гюго и Лауретты было семеро детей: Шарль Гюго (фермер), Мари Гюго (художник), Жан-Батист Гюго (художник), Адель Гюго (художник), Жанна Гюго-Шаброль (учитель), Софи Гюго-Лафон (библиотекарь), Леопольдин Гюго (художник).

Сводный брат Жана Гюго, Франсуа Гюго, разработал интерпретации украшений ограниченным тиражом для Пабло Пикассо, Жана Кокто, Макса Эрнста и Коко Шанель в период модерна 20-х годов. Пьер Гюго — сын Франсуа Гюго — также ювелирный дизайнер и написал книгу о художественном наследии семьи Гюго Les Hugo — Un Temoignage (Rocher, Франция, 2007).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector