Феминизм в россии: нужен ли он обществу?

Наталья Эстемирова

Правозащитница, журналистка

@memorial.hrc

Наталья также была очень резонансной и рискованной фигурой.

В 1998 году ушла из школы в правозащитную журналистику. Она занималась расследованием похищений, судебного произвола, жестокого самосуда и многих других преступлений. Активно боролась за устранение практики пыток, внесудебных казней, расследовала обстрел на грозненском рынке. Была сотрудницей представительства Правозащитного центра «Мемориал» в Грозном.

15 июля 2009 года была похищена и убита на границе с Ингушетией. Ее убийство вызвало бурную реакцию в стране и во всем мире.

Поп-феминизм

Поп-феминизмом называют проникновение феминистских идей в поп-культуру и трансляцию их в доступном широкой аудитории виде: будь то Бейонсе, использующая в песне сэмпл из лекции TED нигерийской писательницы Чимаманды Нгози Адичи «We should all be feminists», Эмма Уотсон, являющаяся послом доброй воли ООН и открывшая феминистский книжный клуб, или Дженнифер Лоуренс, написавшая эссе о неравенстве в оплате труда мужчин и женщин. Поп-феминизм затрагивает самые разные вопросы и проблемы — от дискриминации по половому признаку до вопросов гендерной идентичности.

Поп-феминизм часто подвергается критике со стороны феминисток, но в нём видят и положительные моменты: он может привлечь аудиторию, которой феминистские идеи поначалу не были близки.

Почему феминизм не устаревает?

В России, на первый взгляд, решены основные проблемы, которые волнуют активисток: аборты в стране разрешены, разводам никто не препятствует, а во главе многих предприятий сегодня – женщины. Однако в нашей стране женщины зарабатывают в среднем на треть меньше мужчин. А те, у кого есть несовершеннолетние дети, платят «штраф за материнство»: зарабатывают еще меньше, чем их бездетные коллеги. Женщины чаще страдают от побоев в семье. Делают в два раза больше домашней работы, чем мужчины, причем часто отказываются ради этого от карьеры или образования. Кроме этого, распространено мнение, что для успеха в жизни, некоего «женского счастья», женщине нужны любовь и семья, а карьера второстепенна или вовсе этому вредит. И это – только то, что лежит на поверхности. Очевидно, что бороться за равноправие необходимо, и это не дань западной «моде» на феминизм, а насущная необходимость, которая затрагивает не только активисток с громкими лозунгами, но и обычных женщин, у которых нет времени осознать, что их права нарушаются до сих пор.

Равноправки всей России, объединяйтесь!

Как уже отмечалось, многие русские феминистки не называли себя так, более того — относились к понятию «феминизм» презрительно. Вместо этого слова некоторыми использовался термин «равноправки», что отражало идею борьбы за равные права. В начале XX века у женщин уже был огромный опыт в создании организаций, что и позволило объединить тысячи девушек в работе над равноправием.

Несмотря на небольшую численность (около 1000 человек в среднем), оно было чрезвычайно влиятельным. В 1906 году был открыт Отдел избирательных прав, и в течение года РЖВБО завалило чиновников петициями и требованиями. Письма были направлены премьер-министру, Госсовету, всем министрам, 51 губернатору, 46 предводителям дворянства, сотням земств и городских дум. Но, увы, время петиций прошло.

Пожалуй, самыми известными участницами Союза были Анна Милюкова и Ариадна Тыркова. Анна Милюкова (1861–1935) была дочерью ректора Троицко-Сергиевой академии и немалыми усилиями избежала судьбы «матушки». Для этого ей пришлось уйти из дома и зарабатывать самостоятельно, что даже при хорошем образовании было непросто. Затем она вышла замуж в Павла Милюкова, ставшего лидером кадетов. Несмотря на такой брак, Павел Милюков долгое время оставался последовательным противником женского равноправия и голосовал против присоединения женского союза к общему движению.

Ариадна Тыркова-Вильямс, напротив, была окружена революционерами с юности, несмотря на респектабельное помещичье происхождение. Ее брат, Аркадий Тырков, участвовал в покушении на Александра II и был сослан. Ее двоюродная тетя Софья Лешерн фон Герцфельд вела пропаганду среди крестьян, участвовала в нелегальной деятельности, стала первой революционеркой, приговоренной к смертной казни в 1879 году. Затем приговор заменили каторгой.

О разнице восприятия мужественности жителями мегаполисов и малых городов

Гендерные перемены в своем условно прогрессивном движении идут в сторону свободы самовыражения. То есть гендер и наличие определенных половых органов становятся менее тесно взаимосвязанными друг с другом. Если у тебя есть тот или иной половой орган, это вовсе не означает, что у тебя есть один единственный путь в жизни, которому ты должен или должна следовать. В этом смысле у жителей больших городов больше возможностей, они видят больше разнообразия, и у них больше потенциальных траекторий для жизни: где работать, где учиться, как и с кем создавать романтические отношения, какую позицию выбрать по поводу детей (чайлдфри или нет), строить отношения с партнером какого-то определенного гендера или с несколькими партнерами сразу.

В этом смысле городская среда показывает большое потенциальное разнообразие как для мужчин, так и для женщин. Если мы берем малые города или села, где такого разнообразия нет, складывается ощущение, что у мужчин и женщин есть только одна-единственная траектория, согласно которой ты должен выстраивать свою жизнь. Нередко это плюс-минус единообразная модель: мужчинам с детства прививают, что, условно и утрированно, нужно научиться колоть дрова, ходить на завод, приносить деньги домой, при этом употреблять крепкие алкогольные напитки, найти жену и не очень активно участвовать в семейной жизни (в крайнем случае диктовать правила, как эта жизнь должна быть организована). Это очень нормативный гетеросексуальный дискурс.

То же самое касается женщин — существует определенная общепринятая модель, которая на самом деле исходит из неких эссенциалистских взглядов, когда есть представления, что у мужчины и женщины есть единственно верный путь в жизни, исходящий из их биологии. И вера в некую биологическую заложенность этого жизненного пути сохраняется по сей день.

Когда же мы видим большее разнообразие и понимаем, что биологическая предрасположенность не должна определять какой-то конкретный сценарий жизни (например, мужчина вполне может работать мастером маникюра), это, вне всякого сомнения, позволяет более успешно двигаться в направлении гендерных перемен.

Наступает новая эра

Гендерная бинарность уничтожается, на смену ей приходит неопределенность гендера “queer”. 

Много материала в книге приведено про трансгендерность, про то, как действительно мало исследований этой темы (особенно касательно дальнейших итогов). «Гендерные феминистки», как их называют, двигатели в этой сфере. 

Страшные цифры и исследования приводятсякасательно неопределенного гендера у детей (95% это перерастают), как детей «лечат» гормональной терапией, какие страшные побочные эффекты эти лекарства имеют, какие серьёзные психологические проблемы возникают у детей. Но это ещё одна,другая, но не менее важная тема.

И всё это, к большому сожалению, породила идеология феминизма. Я это пишу, потому что и у нас это всё не за горами (вспомните костюм Милохина на МУЗтв –мальчик и девочка одновременно). Пока это всё начальные эскизы, подготовление к чему-то намного большему. 

И если ваши дети спросят вас о разнице полов, однополых отношениях или феминизме – лучшезаранее читать материал и слушать людей, которые имеют опыт в этой сфере.

В книге потрясающе много материала и исследований о влиянии феминизма на все те проблемы, которые мы имеем сегодня. Я очень надеюсь, что когда-то она будет издаваться на русском языке. 

Для меня эта книга окончательно разложила всё по полочкам. 

Когда женщины начинают говорить «я феминистка», в большинстве случаев это происходит от незнания предмета, непонимания истории и нежелания видеть, к чему это движение, (которое имело благие корни и намерения) в итоге привело. 

А суть проста – убивается сила Любви в женском сердце. 

А когда убивается любовь – наступает ад.

Виды феминизма

Самыми значимыми для женского общества стали следующие виды феминизма:

  • социалистический или марксистский феминизм. Феминизм рассматривает работу на дому, уход за детьми и даже сам брак как неправомерную эксплуатацию женщин патриархальным режимом.
  • лесбийский ― представительницы движения выступают против сексуальных отношений с мужчинами, считая их губительными для женщин. Они активно пропагандируют ЛГБТ, однополые браки.
  • радикальный ― феминистки пропагандируют радикальное свержение патриархального устоя и считают, что власть должна принадлежать женщинам.
  • либеральный ― пропагандируют закрепление прав женщин мирным путем, используя внедрение соответствующих законов и правовых норм.

Виды феминизма

Выделяется несколько основных типов феминизма. Среди ключевых разновидностей стоит отметить:

  • либеральный;
  • радикальный;
  • интернациональный;
  • лесбийский;
  • социалистический;
  • марксистский.

Но о некоторых видах стоит рассказать подробнее.
Источник фото: shutterstock.com

Лесбийский

Сторонницы этого направления считают, что секс и отношения с мужчиной — угнетение для представительниц прекрасной половины. Поэтому они пропагандируют ЛГБТ и гомосексуальные отношения с представительницами своего же гендера. Поскольку эти феминистки достаточно активно пропагандируют однополую любовь, многие страны и культуры считают, что такое движение — зло. Оно рушит моральные устои и ценности, приводит к полной деградации.

Такая форма движения остро воспринимается в Японии, восточных странах, на Кавказе, в большей части РФ и всего бывшего СССР. Россияне в большинстве своем не принимают таких лозунгов. Более того, некоторые люди считают, что это болезнь, а потому все аргументы воспринимают плохо.

Радикальный

Если кратко, то цель этого типа движения сводится к борьбе с патриархатом, то есть общественному строю, во главе которого стоят мужчины, и власть принадлежит исключительно им.
Источник фото: shutterstock.com

Эти феминистки предлагают менять уклад кардинально, а потому их часто называют анархо. Представительницы течения выступают за:

  • митинги;
  • активные выступления;
  • революции..

Это приведет к кардинальному перевороту, в том числе и в сознании людей. Но, как показывает практика, такой подход может возыметь и обратный эффект.

Либеральный

Его сторонницы предлагают менять общественный уклад за счет коррекции правовых норм и введения новых законов либо изменения старых. Это наиболее продуктивный вариант течения, признаки которого не носят агрессивного характера, а принципы базируются на законности. Хорошо и то, что эти феминистки не требуют революций. Поэтому вариант наиболее выгоден обществу.

Социалистический

В отдельную группу выделяют социалистический или марксистский вид. Определение этой разновидности простыми словами сводится к тому, что в современном капиталистическом обществе ярко выражено разделение на классы, что ведет к лишению женщин прав. У них нет свободы и возможностей, а каждый мужчина рад их подчинить себе и использовать для достижения собственных целей и задач. Поэтому их борьба направлена против самой системы.

Светлана Ганнушкина

Общественная деятельница, правозащитница, педагог

Глеб Щелкунов / Коммерсантъ / Fotodom.ru

Светлана уже более 30 лет занимается защитой прав беженцев, а также с нарушением прав человека в Чечне. Она является одним из учредителей Комитета «Гражданское содействие» — первой организацией, защищающей и оказывающей помощь переселенцам и беженцам.

Также она руководит одной из программ правозащитного центра «Мемориал», участвует в разработке законов, имеющих отношение к правам беженцев, эмигрантов и тех, кто перемещается внутри страны. Была выдвинута на Нобелевскую премию мира.

Участвовала во многих общественных акциях и митингах.

Либеральный феминизм

Либеральный феминизм возник раньше других направлений феминизма; исторически он связан с суфражистским движением. Его цель — обеспечить женщинам равные права и возможности с мужчинами: дать им возможность получать образование, иметь оплачиваемую работу и участвовать в политической жизни наравне с мужчинами, добиться того, чтобы их роль в обществе не ограничивалась ролью домохозяйки и жены. Основным средством для достижения этой цели либеральный феминизм считает реформы законодательства, предотвращающие дискриминацию женщин.

Сейчас основными методами либерального феминизма являются лоббирование интересов женщин и разработка соответствующих законов, а также создание кризисных центров и групп поддержки, направленных на борьбу с конкретными проблемами. Идеи либерального феминизма получили наибольшее распространение в современном обществе.

Права не дают, их берут

Борьба за свои права чаще всего трактуется как борьба за права политические, в начале XX века битва развернулась вокруг права голоса для женщин. В Европе и США такие разговоры шли с середины XIX века, но не в России.

В России ограниченное избирательное право появилось только в ходе реформ 1864–1870-х годов (земское и городское самоуправления), в широком смысле выборы появились только после революции 1905 года. И тогда феминистки перешли в наступление.

В начале XX века в России сложилась определенная преемственность поколений. С одной стороны, были сильны благотворительные традиции и идеалы 1860-х, выразившиеся в работе Русского женского взаимно-благотворительного общества. С другой, появилось новое поколение феминисток, которые заканчивали Бестужевские курсы, хорошо разбирались в изменившихся реалиях. С третьей — женщины были активны и в окрепшем революционном крыле, более того, они обладали широкими международными связями в рамках II Интернационала.

Из «старой гвардии» до XX века дожила только Анна Философова (умерла в 1912 году), которая стала своеобразным символом всего движения.

Социалистический феминизм

Исследования о социалистическом феминизме расходятся. Кто-то говорит о том, что социалистический феминизм обгоняет марксистский и такие исследовательницы, как  и , начали свою деятельность раньше, чем марксистские феминистки. А другие считают, что социалистический феминизм появился в 1960–70-х годах с появлением движения новых левых.

Различия марксистского и социалистического феминизма

Марксистские феминистки считали, что угнетение женщин — частный случай капиталистического и классового угнетения, а социалистические говорили, что женщина угнетена не только капитализмом, но и социальными отношениями (патриархатом). Мнения разделились и по поводу способа освобождения женщин.

Еще одним важным пунктом являлось то, что в марксистском движении считалось, что классовые различия не позволяли женщинам объединиться по признаку пола, а в социалистическом объединение женщин было возможно, так как они имеют общий опыт.

Более поздние авторки марксистского и социалистического феминизма — Хейди Хартманн, Джулиет Митчелл и Суламифь Файерстоун.

внедряла теорию о двойном угнетении, согласно которой женщина угнеталась не только капитализмам, но и патриархатом. На тот момент концепция патриархата была уже сформулирована, поэтому она его использовала.

говорила, что женщина угнетается по четырем признакам: производственные отношения, воспроизводственные отношения (репродуктивная система), сексуальность и социализация детей.

говорила о том, что женщины сами по себе образуют класс и что «…материальный опыт женской телесности имеет такое же значение, как разделение труда в политэкономии».

Татьяна Никонова

Одна из самых известных российских представительниц феминизма Татьяна Никонова получила популярность в 2007 году после основания блога о сексуальном образовании. Также Никонова стала главным редактором и основательницей блога «Сплетник.ру», посвященного жизни знаменитостей. Кроме того, известная феминистка России Татьяна Никонова – автор статей и публикаций о сексе, отношениях между мужчиной и женщиной, гендерных проблемах.

12 мая 2021 года стало известно, что фем-просветительница Никонова скоропостижно ушла из жизни в возрасте 43 лет. Причиной смерти стала болезнь, однако подробности трагедии родные и близкие предпочитают пока не предавать огласке и просят людей быть тактичными к горю родственников.

Современный феминизм

Современный феминизм набирает обороты. Если изначально феминизм был присущ лишь США и некоторым другим странам, то сейчас он стал глобальным явлением для всего мира. Феминизм, его направления, проявления и идеология не стоят на месте, а продолжают развиваться вместе с обществом. Именно поэтому с момента появления и по сей день эволюция феминизма идёт в ногу с развитием общества.

Феминизм в России

В России феминизм начал получать более широкую огласку ещё со времён Петра 1. Его реформы способствовали вхождению женского пола в жизнь общества. Благодаря этим реформам создавались ассамблеи, где женщины впервые участвовали наравне с мужчинами. За ассамблеями последовала отмена раздельного застолья, возможность для женщин расторгнуть брак, право наследования и другие.

Центральным событием феминистского движения в России стало закрепление равноправия полов Конституцией РСФСР в 1918 году. В этот период в России преобладали представители марксистского и либерального феминизма. С приходом советской власти, а после и участия страны во Второй Мировой войне, взгляды обрели более консервативный характер, что и затормозило развитие феминизма в России. Возрождение феминизма в России наступило лишь в 80-х годах. 


Феминизм в России, несмотря на ошибочные мнения, имеет долгую историю

Феминизм на Западе

С первой волной Запад отличался преобладанием либерального феминизма. А первыми представителями в основном были женщины из высшего общества. Войны затормозили развитие феминистского движения не только в России, но и на Западе, но возрождение началось на 20 лет раньше. В 1960-х годах феминистки возобновили борьбу за права женщин, но совершенно в других проявлениях. Если ранее феминистки боролись за право голосовать на выборах, то во вторую волну женщины стали добиваться права быть избранными.

Что такое феминизм кратко

Феминизм ― это активное женское движение с системой идеологий, которые направлены на абсолютное равноправие полов в большинстве сфер жизни.

Феминистическое движение породило перезагрузку общественного мнения о правах женщин в таких аспектах жизни как:

  • право занимать должности в государственном аппарате;
  • равноправие в браке;
  • избирательное право;
  • право на трудоустройство во всех сферах;
  • право на обладание собственностью;
  • право на декретный отпуск с сохранением рабочего места;
  • право на физическую неприкосновенность.

Книги о феминизме

О феминизме как движении написано большое количество как научных, так и художественных работ. Многие из них написаны самими феминистками. О зарождении суфражизма, волнах феминизма, влиянии на общество можно прочитать в следующих работах: 

  • «Гендерный мозг», Д. Риппон. О гендерных стереотипах, мифах. Феминизированный взгляд на мышление мужчин и женщин с точки зрения науки.
  • «Глобальная женщина», Барбара Эренрайх. О женском труде и о проблемах неравенства с мужчинами в профессиональной среде. 
  • «Миф о красоте», Наоми Вульф. О влиянии индустрии красоты на женщин и мифах о том, что феминистки отрицают женственность.

Злоупотребление феминизмом

В современном обществе многие уверены в том, что феминистка – мужеподобная женщина. Она ненавидит мужчин и устраивает всяческие акции для оскорбления и унижения мужского пола. Радикальные проявления отдельных феминисток заставляют людей так думать о целом феминистском движении. Ведь всё, что мы видим в новостях о феминизме это то, как они в метро обливают водой мужчин, которые слишком широко раздвинули ноги на сиденье, оправдывая это феминизмом.

В таких случаях стоит говорить о злоупотреблении феминизмом. Именно поэтому стоит понимать, что представляет феминизм на самом деле. Феминистки никогда не боролись с тем, что мужчина подаёт руку, открывает перед ней дверь или помогает с тяжёлыми сумками. Феминизм это про равенство в образовании, социальной и политической сфере, трудовой деятельности. 


Феминизм не предполагает агрессивных действий в сторону мужчин

Мария Арбатова

Российская писательница, сценарист, публицист и драматург Мария Арбатова известна в России и за ее пределами как активистка феминистского движения. В 2008 году на Арбатову обрушился шквал критики, причиной которого стала ее позиция во время кампании за освобождение бывшего юриста «ЮКОСа» Светланы Бахминой. В своей статье Мария Арбатова осуждала женщину и ее защитников, высказалась против ее досрочного освобождения, в то время как большинство выступало в ее защиту. После этого для многих известных людей Арбатова стала «нерукопожатным» человеком, вызвала культурный шок и громкий резонанс.

Арбатова подчеркивает, что не верит в существование «вторых половин» и считает себя «целым существом». Супружество писательница и известная феминистка России считает «вопросом страсти, такта и партнерства», а счастливый брак в ее понимании – это когда «не ходят ногами по твоей душевной территории».

О новых нормах мужественности и женственности

Попытки систематизировать эти данные есть, но их довольно сильно критикуют. Когда мы говорим о новой мужественности и новой женственности, мы все равно сохраняемся в бинарном восприятии мира (маскулинность/мужественность и феминность/женственность), что не совсем отражает полноту реальности. Но этот пункт еще базируется и на том, что мы предполагаем, что есть нечто общее, что объединяет всех мужчин и женщин, что позволяет эту мужественность и женственность проявлять.

Мы предполагаем, что маскулинность и феминность очень важны для нашей организации реальности. И на самом деле за этим кроется большая ловушка, поскольку если мы начнем из этого конструировать новую маскулинность и новую феминность, то придем к тому же, от чего пытаемся уйти.

Мне кажется, что новые нормы, к которым мы движемся, заключаются в свободе выбора относительно того, как себя проявлять с точки зрения гендера. Также это свобода выбора, как вообще организовывать свою жизнь. Если тебе, цисгендерной гетеросексуальной женщине, например, нравится строить нормативную нуклеарную семью, где у тебя есть муж, дети и ты занимаешься хозяйством, то почему нет? В то же время, если ты цисгендерная гетеросексуальная женщина и ты хочешь строить свою карьеру, тоже пожалуйста: никто тебе это не запрещает.

То же самое с мужчинами. Если тебе близок взгляд на определенное устройство маскулинности и ты считаешь, что все мужчины обязательно должны отслужить в армии (некий обряд инициации, доказывающий, что ты стал мужчиной), то в целом тебя никто не ограничивает. Но в то же время если ты разделяешь феминистскую повестку и взгляды движения маскулизма, то предполагается, что ты не поддерживаешь идею традиционного разделения труда. Например, ты вовлеченный отец и адепт генеративного отцовства, которое подразумевает, что воспитание происходит с ответом на актуальные вызовы современности. Отец занимается воспитанием таким образом, чтобы ребенок был эмоционально развитым и его потребности в рамках социальной реальности удовлетворялись. Это нацеленность на воспитание будущего поколения

И тебе хочется быть дома, заниматься хозяйством и воспитывать детей, при этом не важно, кто твой партнер: женщина, мужчина или несколько партнеров

На мой взгляд, когда мы говорим про гендерные перемены, то мы в первую очередь движемся в некий континуум, где нет четко зафиксированных «в цементе» маскулинности и феминности, когда мы рафинированно проявляем либо мужественность, либо женственность. Движение к неким комбинациям маскулинности и феминности либо отказ от них и дает нам некоторую свободу и порождает гендерные перемены.

Третья волна феминизма

Возникла в 1990-е годы как попытка избавиться от ограничений, которые были навязаны «старым» феминизмом. Что это значит? В первую очередь феминистки третьей волны задали вопрос: как именно, кем и для чего создаются гендерные роли в обществе, могут ли они быть навязаны? Возможно, их больше, чем две – мужская и женская? Таким образом, «новые» феминистки провозгласили свободу даже от тех ограничений, которые принимали представительницы второй волны.

Внимание к проблемам неравенства стало ещё более пристальным, феминистки стали учитывать категории класса, расы и сексуальности отдельных женщин. Быстро выяснилось, что образованные, состоятельные, белые, гетеросексуальные женщины имеют больше привилегий в обществе, чем все остальные, и могут сами выступать в роли угнетателей

Таким образом, в список проблем, с которыми борются феминистки, вошли разнообразные формы дискриминации: расовая, сексуальная, религиозная, этническая, классовая. А благодаря тому, что основным ориентиром третьей волны стало антисексисткое мировоззрение, феминистки реабилитировали агрессивный макияж и высокие каблуки, которые еще недавно считались классическим символом угнетения со стороны мужчины.

Заключение

Исследовательская работа показала, как развивался феминизм и какое влияние его история имеет на сегодняшнее распространение данного движения в России. Изучив религии и социальное устройство России в различные периоды её истории, мы находим связь между нынешней социальной структурой, стереотипами и их культурными и религиозными предпосылками.

На основании проведённого анкетирования можно сделать вывод о том, что сексизм в России — актуальная проблема, с которой столкнулось более 90% респондентов. Опрошенные признают неравность возможностей мужчин и женщин в российском обществе, наличие разных родов насилия. В силу того, что 88% респондентов — женщины, а 70,9% опрошенных сталкивались с домогательствами, то большая часть женщин признаёт наличие проблемы сексуальных домогательств в обществе. Значительная часть респондентов сталкивалась с домашним насилием и не считает его нормой, поддерживая инициативу принятия закона о домашнем насилии.

Значение данного исследования состоит в том, чтобы распространить актуальную объективную информацию о феминизме и его значении в истории, путём анкетирования выявить важные социальные проблемы в российском обществе и предложить пути их решения. Собранные данные свидетельствуют о том, что проблема домашнего насилия широко распространена в России. Результаты исследования подчеркивают необходимость принятия закона о домашнем насилии и распространения идей феминизма для установления равных прав и возможностей в обществе.

Источник первых 3-х изображений: Freepik

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector