Сон раскольникова о лошади

17. Сны Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

   Изображение снов в произведении — один из психологических способов, с помощью которого автор  раскрывает перед читателем внутреннее состояние героя.  Его использовали многие отечественные классики. Не исключением был и Ф.М.Достоевский, который в своем романе «Преступление и наказание» изображает сновидения Родиона Раскольникова на разных стадиях подготовки преступления и после совершенного убийства.

         Так, первый сон, который увидел Раскольников, погружает героя в его прошлое. Снится Родиону, будто они с отцом в праздничный вечер проходят мимо кабака и видят, как пьяный мужик избивают маленькую лошаденку, запряженную в огромную телегу. Столпившиеся люди молчат да посмеиваются, лишь мальчик Родя пытается заступиться… Но на глазах у толпы несчастную «клячу» добивают железным ломом. Родион плачет, хочет кричать. Я думаю, сон несет большую смысловую нагрузку: открывает истинное состояние души Родиона, показывает, что задуманное им насилие противоречит его собственной натуре.

         Второй сон Раскольникова об Африке, он снится герою накануне преступления. Ему грезится идеальный мир, который будет создан им благодаря убийству старухи. Не случайно оазис находится в Египте: Египетский поход — начало карьеры Наполеона, с которым себя в один ряд и ставил Раскольников.

         Третий сон-галлюцинацию видит персонаж уже после убийства старухи-процентщицы. Ему покажется, что кто-то бьет хозяйку его квартиры. Раскольникову слышатся страшные крики: «вопль, слезы, ругательства». Позже выяснится, что никто не бил ее, а Настасья-служанка скажет Родиону: «Это кровь в тебе кричит». Женщина имела в виду, что  «кровь кричит» в бывшем студенте, потому что «нет ей выхода». Но Родион понимает это по-своему: в нем кричит кровь убитых им людей, то есть «мучает совесть. Но до сих пор Раскольников уверен в правильности своей теории.

        В четвертом сне Раскольникову видится совершенное им убийство, но только результат у того иной. Ему кажется, что он достает топор из петли и бьет им по голове старухи. Она падает, как деревянная, не проронив ни звука. Это удивляет Раскольникова, и когда герой опускается на пол, чтобы посмотреть в ее лицо, он видит, что старуха жива и смеется над ним. Не одна она делает это! Смеются все над ним: люди и в комнатах, и на улице. И это то, чего боится Раскольников: страх быть осмеянным и осужденным.

          Последний сон видится Раскольникову на каторге. Ему грезится, что весь мир — жертва моровой язвы, которая, заражая людей, делала их сумасшедшими. Каждый из них считал, «что в нем в одном и заключается истина». По всему миру пошел голод, пожары, смерть… Выжить в такой обстановке могли только избранные, «предназначенные начать новый род людей и новую жизнь». Страшный сон воздействовал на Родиона очищающее: он понял безнравственность своей теории…

         Таким образом, Достоевский описывает  сны главного персонажа с одной целью: показать психическое состояние Раскольникова в разные моменты его жизни. 

Милана

Церковь и кабак

В течение всего произведения Родион Романович видит сны пять раз. Точнее, три сна и два полубреда, происходящие на грани сознания и нереальности. Сны Раскольникова, краткое содержание которых позволяет уловить глубинный смысл произведения, позволяют читателю ощутить внутренние противоречия героя, его «тяжелые размышления». Так происходит в случае с первым сном, в котором в какой-то степени идет внутренняя борьба героя. Это очень важный момент. Это сон перед убийством старухи-процентщицы

На нем необходимо заострить внимание. Это системообразующий эпизод, от которого, как от камня, пущенного в воду, расходятся волны по каждой странице романа

Первый сон Раскольникова — порождение болезненного воображения. Он видит его в своей «комнатушке» после того, как повстречал пьяную девочку на бульваре. Сон возвращает Родиона в далекое детство, когда он жил в своем родном городке. Жизнь там настолько проста, обычна и скучна, что даже в праздничные дни ничто не в состоянии разбавить «серенькое время». Причем сон Раскольникова Достоевским изображался в мрачных, отталкивающих тонах. Контраст создает лишь зеленый да красные и синие рубашки, которые принадлежат пьяным мужикам.

В этом сне есть два места, которые являются противопоставлением друг другу: кабак и церковь на кладбище. Церковь на кладбище является определенным символом: как жизнь начинает свою человек в церкви, так и заканчивает ее там же. А кабак, в свою очередь, ассоциируется у Родиона со злобой, низостью, закостенелостью, пьянством, грязью и развращённостью его обитателей. Веселье обитателей кабака как у окружающих, так и у самого маленького Роди вызывает только страх и отвращение.

И два этих центра — кабак и церковь — не случайно находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Этим Достоевский хочет сказать, что человек, какой бы он ни был отвратительный, может в любой момент прекратить низкую жизнь и обратиться к всепрощающему Богу. Для этого лишь надо начать новую, «чистую» жизнь, жизнь без грехов.

Страшный сон Родиона Раскольникова

Опыт анализа эпизода

Читать Достоевского сложно. Не в обиду Льву Толстому будет сказано, но, за исключением, пожалуй, лишь собственных последователей – Андрея Белого и Михаила Афанасьевича Булгакова, – Достоевский – самый трудновоспринимаемый прозаик из вошедших в школьную программу. В его произведениях все как на подбор: и глубокие “вечные” проблемы, и мастерский психологизм, прослеживающий развитие мельчайших черт человеческой натуры, и сам метод “фантастического реализма”, когда сверхъестественное неожиданно

Описание сна, привидевшегося Родиону Роман (бессмертное произведение)овичу Раскольникову в вечер накануне убийства старухи процентщицы (в V главе I части романа), является одним из ключевых моментов сюжета “Преступления и наказания”.

На первый взгляд этот уход в бессознательное на время вырывает главного героя из рамок окружающей действительности, в которой начинает развиваться придуманный им страшный план, и дает бедному студенту небольшую передышку от той болезненной лихорадки,

То с криком: “Уездили клячу!” – умирает измученная Катерина Ивановна Мармеладова. То вдруг чудесным образом материализуется приснившийся главному герою Миколка, оказавшийся, правда, не дюжим мужиком с красной мордой и “толстой такой шеей”, а скромным красильщиком. Зато появляется он заодно с неким кабатчиком Душкиным, который, по словам Разумихина, “бабушкин сон рассказывает” и при этом “врет, как лошадь” (сравнение сколь неожиданное, столь и нарочитое).

Все эти мимолетные указания звучат как назойливая нота, однако же не раскрывают глубокой символики загадочного сна.

Вернемся вновь к тем обстоятельствам, в которых это сновидение возникает в воспаленном мозгу Раскольникова. Пытаясь избавиться от навязчивой идеи, герой стремится уйти как можно дальше от дома: “Домой идти ему стало вдруг ужасно противно: там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца, и он пошел куда глаза глядят”. Блуждая таким образом, Родион Роман (бессмертное произведение)ович попадает в отдаленную часть Петербурга. “Зелень и свежесть, – пишет Достоевский, – понравились сначала его усталым глазам… Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных.

Но скоро и эти новые, приятные ощущения перешли в болезненные и раздражающие”.

Уж слишком сложный человек Раскольников, чтобы его, без добровольного на то согласия, просто-напросто “заела среда”. До этого сам Родион Роман (бессмертное произведение)ович начинает доискиваться уже много позже, разговаривая с Соней в пятой части романа: “Работает же Разумихин! Да я озлился и не захотел. Я тогда, как паук, к себе в угол забился.

О, как ненавидел я эту конуру! А все-таки выходить из нее не хотел. Нарочно не хотел!” Очевидно, что ужасная теория о разделении людей на “дрожащих тварей” и “имеющих право” скрывается все же не в петербургских трущобах, хоть и немало ей поспособствовавших, а в сознании самого героя, и поэтому ожидаемого просветления во время прогулки по зеленым Островам на самом деле не происходит.

Все действия героя здесь отличаются бессмысленным автоматизмом: “…раз он остановился и пересчитал свои деньги… но вскоре забыл, для чего и деньги вытащил из кармана”, – а впечатления от увиденного словно не доходят до его сознания, не оставляют в нем четкого цельного образа: “особенно занимали его цветы; он на них всего дольше смотрел”; “встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы; он провожал их с любопытством глазами и забывал о них прежде, чем они скрывались из глаз”.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Янкель в повести Тарас Бульба Гоголя образ и характеристика Николай Васильевич Гоголь в своей повести «Тарас Бульба» детально описывает не только все что происходило в Запорожской Сечи, но и каждого из уникальных отдельных личностей.
  • Платонов
  • Сочинение на тему Лето в деревне у бабушки Каждый год, летом я езжу в деревню к бабушке. Всё лето провожу там. Там очень хорошо. У меня там много друзей. А больше всех я люблю проводить время со своей лошадкой
  • Сочинение на тему Первая любовь Первая любовь – прекрасное чувство и переживание, которое запоминается на всю жизнь. Впервые это светлое чувство посещает человека в отрочестве в период формирования и созревания. Девочки начинают преображаться
  • Анализ рассказа Малиновая вода Тургенева Произведение относится к рассказам, вошедшим в прозаический сборник писателя «Записки охотника», и в качестве основной проблематики рассматривает особенности деревенской жизни в виде

О душевных муках Раскольникова («Преступление и наказание»)

Рассказывают, что В. Г.Белинский сказал тогда еще молодому писателю Достоевскому: «Цените ваш дар и будете великим художником». Должно быть, в дни тяжелых испытаний воспоминание об этом грело «государственного преступника» Достоевского. И быть может, именно на каторге у писателя зародилось желание написать о душевных муках преступника, о болезненной ломке его теорий. В переживаниях Раскольникова чувствуется что-то личное, авторское, хотя в главном писатель и его герой противоположны.

В темной каморке, когда нечего было

есть, в переполненной отчаянием душе Раскольникова зародилась его страшная теория. Она росла и крепла, заполнила все его думы и подчинила волю.

Родион Романович решился на убийство. Не затем, чтобы завладеть деньгами и продолжать учебу, не затем, чтобы помочь матери, не затем, чтобы промотать деньги. Чтобы проверить себя, свою идею, понять, «человек» он или «тварь дрожащая». Высокомерная его теория говорила, что люди подлы и низки и их не переделать — «и труда не стоит тратить». Но можно встать над людским «муравейником» и управлять им. Есть два рода людей: подвластные и немногие избранные — властители. Последние

внешне ничем не отличаются от простых людишек, но на самом деле имеют право добиваться власти любым путем, переступая через закон и кровь. Раскольников решает стать таким властелином.

Одновременно он чувствует и противоречивость своей теории: ведь все эти «наполеоны и Магометы» служили прежде всего своим личным интересам, а общими лишь прикрывались. Одинокий и озлобившийся «теоретик» не доходит до сознания того, что невозможно делать хорошее, выбирая для этого преступный путь. Ведь где найти критерий добра, если освободиться от критериев моральных? Остается решать только с точки зрения своего блага.

История показывает, что тот, кто идет к власти путем насилия, даже во имя высоких целей,- всегда рискует пожертвовать этими целями ради самой власти. Сегодня много спорят о сущности Октябрьской революции. А ведь и большевики надеялись на диктатуру, желая с ее помощью преобразовать мир, Но не может группа людей заставить всех остальных делать что-то, если те не дали им такого права. Можно лишь убеждать. Сейчас в нашей стране много партий и групп, которые пытаются силой (в том числе и военной) навязать остальным свою волю. Не пора ли прислушаться к размышлениям великого писателя?

Итак, Раскольников убивает старуху-процентщицу. Он выдержал «испытание» и, казалось бы, может идти к власти дальше. Но уже не может, не выдерживает. Почему? Не только потому, что сдали нервы. И не потому, что, как считает сам герой, оказался «вошью». Мы видим, что Родион Раскольников — личность незаурядная. И прав, конечно, проницательный Порфирий Петрович, что действительность и натура любой расчет могут подсечь. Но и это не все.

Хотя ум Раскольникова не может противиться железной логике его теории, но душа восстает. По собственной теории, он должен жить для себя, а отдает последние деньги на похороны, помогает Мармеладовым, расстраивает свадьбу сестры. Зачем все это? Не понимает Родион Романович, что чувство любви и сострадания — стержень человеческого общества. Не будь его, давно бы оно распалось, а люди «перегрызлись». Столько вокруг несправедливости, а если каждый начнет пробовать таким образом, какой он, обыкновенный или нет, человек…

Да и что толку в гениальном человеке, если он негодяй? Это еще страшнее, потому что ради своих умозрительных теорий, во имя своей власти он уничтожит множество других людей, в том числе и талантливых. Пример Сталина слишком хорошо доказывает это.

Забыл Раскольников и о том, что тот, кто преступил закон человеческий, обречен носить в душе страшную тяжесть одиночества. Так и происходит с ним. Даже мать и сестра для него становятся чужими. Более откровенен он лишь с циником Свидригайловым, который знает цену своим поступкам и не обставляет их «высокими» теориями. Впрочем, и он не выдержал до конца своей роли.

Если бы не сострадание и любовь Сони, Раскольников мог бы сойти с ума. Именно эта женщина, ее жалость, умение понять и простить спасли его, а на каторге — обновили душу.

Хотя Раскольников убежден в правоте своей антигуманной идеи, но в душе его крепнут новые чувства. И мы ясно видим, что только любовь к людям, вера в них могут спасти человека и все человечество.

Трудно читается роман, не сразу «разгрызешь» этот «орешек». Но чем глубже вчитываешься в него, тем больше понимаешь правоту слов М. Горького о том, что «гениальность Достоевского неоспорима, а по силе изобретательности его талант равен, быть может, только Шекспиру».

Первый сон главного героя

Сны Раскольникова в романе «Преступление и наказание» являются основной сюжетной опорой и смыслом всего произведения. Описание первого из них дается накануне преступления. Измученный сомнениями в выборе своего решения, он бесцельно бродит по городу. Выпитая в первой попавшейся харчевне рюмка водки дает о себе знать, и Родион, голодный и обессиленный, сходит с дороги и, свалившись на траву, проваливается в глубокое болезненное забытье.

Он видит себя в детстве, как с отцом, побывав у бабушки на кладбище, проходит мимо городской церкви, по пути попадается кабак. Символично, что эти здания оказываются рядом, как главные точки соприкосновения в романе — святость и грех. Читатель видит, как Раскольников также находится между двумя полюсами:

  • совершает самый большой в жизни грех;
  • удивляет всех добротой и самопожертвованием.

Проходя мимо кабака, они видят, как пьяный кучер Миколка избивает и без того слабую и истощенную от недокорма лошадь. Та никак не может сдвинуть с места телегу с десятком подвыпивших людей, которые уселись на нее ради забавы. Видя, как несчастная лошаденка едва семенит, к Миколке подключаются другие люди из толпы и тоже бьют животное. Маленький Родя бежит рядом, «плачет, сердце в нем поднимается, слезы текут», просит не бить лошадку, но, войдя в раж, Миколка забивает ее до смерти.

Со сновидением Раскольникова связаны и другие события. Первое — это «проба», когда он несет в залог старухе серебряные часы, но не из-за нехватки денег. Он хочет испытать себя, сможет ли «переступить» через кровь, найдет ли в себе силы совершить убийство. Уже этими мыслями он отрекается от родных ему людей.

После разговора с Мармеладовым, представив сестренку Дуню, вынужденную жить с мужчиной намного старше ее, чтобы прокормить семью, Раскольников все больше склоняется к бунту, отвергая смирение и сострадание. В то же время герой спасает пьяную девочку-подростка от Свидригайлова, который хотел воспользоваться ее состоянием. После гадкой «пробы» он ненавидит себя, но в то же время утешается мыслью, что, убив бесполезную, на его взгляд, старушонку, докажет, что он не «тварь дрожащая», а имеет право этим убийством сделать счастливыми других людей.

Провал теории

Повествование о избиении лошади настолько реалистично, что читатель невольно становится участником изображаемой ситуации. Ему также жалко животное и невыносимо от того, что невозможно остановить толпу. Автор использует много восклицательных предложений, чтобы подчеркнуть ужас, суматоху, атмосферу происходящего. А страшнее всего – общее безразличие к происходящему: никто не пытается помочь животному, лишь робкие реплики напоминают о том, что хозяин поступает не по-человечески. Кровавая расправа над животным, слезы убитой лошади – каждая деталь, увиденная глазами маленького ребёнка – это сигнал о том, что он не принимает убийство никаким образом. Сострадая животному, он собирается убить реального человека – подсознание героя противится этому. Теория Раскольникова терпит крах – он не относится к тем, кто способен убивать.

Анализ сна Раскольникова о лошади важен для понимания образа героя, его внутреннего мира и моральных качеств.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Преступление и наказание»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Преступление и наказание»

для самых компанейских —

Главные герои «Преступление и наказание»

для самых любопытных —

Анализ «Преступление и наказание» Достоевский

для самых крутых —

Читать «Преступление и наказание» полностью

Тест по произведению

  1. /16

    Вопрос 1 из 16

Самые популярные материалы сентября для 10 класса:

Основной конфликт в пьесе «Вишневый сад»

Анализ «Невский проспект» Гоголь

Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в «Грозе»

Краткое содержание «Петербургские повести»

Что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову?

Мечта и реальность (Вишневый сад)

«Вишневый сад» очень краткое содержание

Краткое содержание «Скрипка Ротшильда»

Краткое содержание «Миф о Сизифе (Сизифов труд)»

Прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишнёвый сад»

Как сложилась судьба главного героя на каторге? (Раскольников )

Рассуждая с таких позиций, Раскольников недоумевает – чем страшно его преступление, если другие позволяют себе то же, если закон — это всего лишь результат прихоти или желания отдельных людей и не более того.

Следовательно, делает вывод герой, его вина лишь в том, что он оказался слабым, не смог преодолеть своих нравственных мук. Родион не задумывается о сути вопроса, о том, что убийство — страшный поступок, противный самой природе человека.

Именно поэтому у него и начались нравственные терзания, именно поэтому он «не вынес». Но пока до этого «открытия» герою очень далеко.

Однако на каторге у Раскольникова происходит значительнейший духовный перелом, ознаменовавший собой начало новой жизни. Предвестником этого перелома становится болезнь Родиона.

Анализ снов Раскольникова

Сон о забитой мужиками лошадёнке. Накануне преступления Раскольников видит сон: ему семь лет, он гуляет с отцом в праздничный день. Они идут на кладбище мимо кабака, возле которого стоит запряжённая в большую телегу тощая лошадёнка. Из кабака идёт пьяный.

Миколка (то же имя, что и у красильщика, взявшего на себя вину Раскольникова). Он усаживает в телегу шумную под- гулявшую толпу. Лошадь не может сдвинуть телегу с места. Миколка беспощадно бьёт её кнутом, потом оглоблей, два мужика секут лошадь с боков. Мальчик пытается заступиться, плачет, кричит.

В этом сне отражается внутреннее состояние Родиона накануне совершения преступления.

Символика сна о забитой лошади.

Сон про оазис в Египте.

Накануне преступления Родиону грезится во сне идеальный мир, который будет создан им — гениальным спасителем человечества. Он видит Египет, оазис, голубую воду, разноцветные камни, золотой песок и мечтает о создании на земле небольшого оазиса счастья среди бескрайней пустыни горя. Смысл: мечта, во имя которой задумано преступление, противопоставлена серой реальной жизни.

Символика сна об Египте.

Египетский поход — начало карьеры Наполеона.

Сон об Илье Петровиче.

Родиону снится, что Илья Петрович избивает его хозяйку. Сон наполнен жуткими звуками: «она выла, визжала и причитала», голос бившего хрипел, «таких неестественных звуков, такого воя, вопля, скрежета, слёз, побоев и ругательств он никогда ещё не слыхивал и не видывал». В сознании героя сон путается с реальностью. Он думает о пролитой им крови, об убитых людях. Всё существо героя противится совершённому убийству. Когда Илья Петрович бьёт хозяйку, в голове Раскольникова возникают вопросы: «Но за что же, за что же … и как это можно!» Родион понимает, что он такой же «гений», как Илья Петрович.

Смысл сна об Илье Петровиче.

Убийство чуждо человеческой природе. Сон введён автором, чтобы показать ужас и несостоятельность теории Раскольникова.

Символика: лестница, являющаяся местом действия сна, символизирует борьбу добра и зла.

Сон о смеющейся старухе.

Составить сочинение про сон-траву

На толтрах Чемеровеччины растет очень красивое и редкое растение — прострел (сон) большой, а на Ивахновецких толтрах еще есть прострел чернеющий и широколистый. Название походит от латинского слова «пуль зоре», что означает «приводить в движение» или звонить». И вправду, цветы прострела как светло-фиолетовые колокола, раскачиваются под порывами ветра. Кажется, если прислушаться, звенят они тихонько и напоминают мелодию про древнюю легенду об этом загадочном цветке.Молодая девушка пошла в весенний лес собирать пролески. Все дальше и дальше шла, лучшие цветы собирала в пахучий букет. И все дальеш углублялась, не зная, что это лесовик (леший) приглядел ее и заманивает в лесные недра.Завел лесной колдун девушку на глухую поляну, окруженную огромнымы соснами, глубокими обрывами и высокой скалой, а с той стороны, откуда пришла девушка, вдруг выросли густые колючие заросли, пройти через которые нечего было и думать.Стала девушка посреди поляны, оглянулась вокруг и очень испугалась. А лесовик тем временем, превратившись в молодого красавца, вышел из-за ствола старой сосны и стал перед девушкой, улыбаясь, сказал:- Не бойся меня, девица красная. Я тебе зла не сделаю. Лишь одно ты должна сделать: стать моей, ибо в этом лесу я царь и повелитель, которому подвласно все.- Никогда в жизни, — крикнула девушка, в поисках дороги к отступлению. Но дороги не было. Она вступила в борьбу с лесовиком, превратившимся в костлявого деда. Подскочило это страшилище к девушке, схватило ее руками. От испуга и отвращения она со всей силы ударила лесовика. Послышался треск, как бы сломалась сухая ветка, и уродливый лесной дух выпустил девушку, схватившись руками за лицо. Упал на землю и начал корчиться.А тем временем девушка порывалась бежать, но не могла ступить и шагу: какая-то неведомая сила держала ее на месте, как будто ловила в сети утомления. Это лесовик, что уже снова поднялся на ноги, напустил на девушку усталость. Руки ее опустились, ноги подкосились и она упала, в дивном сне. Она, как белая тучка, покрылась голубизной весеннего неба, таяла на глазах, а вскоре и совсем исчезла. На том месте, где она лежала, пробился из-под земли красивый фиолетовый цветок, подставив свою бархатную чашечку теплым лучам солнца.Так рассказывает легенда. Потому и сон-травой называют этот цветок. А что свежие листкии его ядовиты, то это от горькоты и отвращения к злому лесовику. А лекарственные свойства, какими богаты высушенные листья сон-травы, — то от щедрого и доброго девичьего сердца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector