Софья палеолог: самые шокирующие факты
Содержание:
- Аристотель Фьораванти
- Госуправление и идеология
- Свита
- Историческая роль
- Великая княгиня Московская
- Жизнь в Риме
- Детство и юность княжеской невесты
- Мать Внука уличили в «жидовстве»
- Жизнь в Москве
- Внешность и характер
- Биография[править]
- «Сердце града»
- Триумф и смерть
- Влияние на политику и культуру
- Что же произошло?
- Заметки
- Сватовство и замужество
Аристотель Фьораванти
Тогда Иван III, по настоянию своей второй супруги Софии Палеолог, посылает эмиссаров в Италию, которые должны были привезти в столицу итальянского архитектора и инженера Аристотеля Фьораванти. Кстати, на родине его называли «новым Архимедом». Это выглядит совершенно фантастически, поскольку впервые в истории Руси на строительство православного храма, главного храма Московского государства, приглашается зодчий-католик!
С точки зрения тогдашней традиции — еретик. Почему был приглашен итальянец, который в глаза не видел ни одного православного храма, остается тайной. Может быть, потому, что ни один русский зодчий не захотел иметь дело с этим проектом.
Строительство храма под руководством Аристотеля Фьораванти началось в 1475 году, а закончилось в 1479. Интересно, что в качестве образца был избран Успенский собор во Владимире. Историки объясняют, что Иван III хотел показать преемственность Московского государства от бывшего «стольного града» Владимира. Но это опять выглядит не очень убедительно, поскольку во второй половине XV века былой авторитет Владимира едва ли мог иметь какое-то имиджевое значение.
Возможно, это было связано с Владимирской иконой Божией матери, которую в 1395 года перевезли из владимирского Успенского собора в московский Успенский собор, построенный Иваном Калитой. Однако прямых указаний на это история не сохранила.
Одна из гипотез, почему русские зодчие не взялись за дело, и был приглашен итальянский архитектор, связана с личностью второй жены Иоанн III, византийки Софии Палеолог. Об этом немного подробнее.
Госуправление и идеология
В Россию Софья прибыла не из Византии, а из Рима, где жила с братьями после смерти отца Фомы и падения Византии. Римский папа выделял на содержание сирот 3600 экю в год, и именно понтифик стал «сватом», предложившим руку Софьи Ивану III, к тому времени – вдовцу. Папа хотел усилить влияние Рима в Московском государстве, но планам было не суждено сбыться. Кстати, настоящее имя нашей героини — Зоя, Софьей она стала именно в Риме.
Именно Софья Палеолог положила начало именованию московских государей царями. Есть, например, собственноручно вышитая ею ткань, где она пишет о себе «царевна царегородская», а не «великая княгиня». Софья вводит новый дипломатический язык и церемониал. Появляются придворные чины, а государь стал жаловать боярским званием за заслуги перед престолом.
Усилиями Софьи Русь начинает выходить из-под влияния Орды. В 1477 Софья заявляет татарскому хану, что ей был знамение – построить храм святому Николаю на месте в Кремле, где расположено жильё ханских наместников, в чьи функции входил сбор ясака и контроль за действиями московского государя. Из Кремля наместников выселяют. Иван III слушает жену и выезжает в 1480 году к реке Угре против татар. Стояние на Угре не закончилось боем, но положило конец игу.
Именно во времена Софьи символом самодержавия становится двуглавый орёл, как знак преемственности от павшей Византии. Формируется концепция «Москва – Третий Рим».
Софья Палеолог начинает призывать в Россию лучшие умы, инженеров, архитекторов, монетных и пушечных дел мастеров, врачей со всей Европы, в первую очередь – из Греции и Италии. Именно приезжие рудознатцы откроют собственные русские залежи серебра, что искоренит многовековую зависимость страны в чеканке монеты от импорта серебра. Известный итальянский архитектор Аристотель Фиораванти получил ежемесячное содержание в десять рублей (огромная сумма для того времени!) и приехал в Москву. Он строит первый в Москве каменный храм – Успенский собор, чьё освящение прошло в 1479 году. Идёт активное каменное строительство в Москве. Она превращается в мегаполис, столицу мощного государства, а не заштатный деревянный городок. Налаживаются импортно-экспортные связи с Западной Европой.
Иван III по совету жены выкупает половину Ростовского княжества в 1474 году, делает союзником крымского хана Менгли-Гирея.
Свита
Например, прибыли с царевной братья Димитрий и Юрий Траханиоты. Юрий, по прозвищу Старый, был дипломатом, а также публицистом и переводчиком — знание языков было более чем востребовано на Руси в то время. Дмитрий был боярином, его сын Юрий, по прозвищу Малый, стал постельничим у Василия, старшего сына княгини. Позднее Траханиоты будут главными советчиками государя Василия III .
Около княгини обосновались и другие греки: Ласкиревы, Ангеловы, Ховрины, Головины. Новоиспечённая знать существенно ущемила права московских бояр, вызвав у последних негодование, что породило постоянные обвинения в адрес «грекини».
Историческая роль
Вместе с Софией в Россию приехала ее греческая свита. Иван III с большим интересом относился к наследию Византии. Брак с Софией стал сигналом для многих других скитавшихся в Европе греков. Образовался поток единоверцев, стремившихся поселиться во владениях великого князя.
Что сделала для России София Палеолог? Она открыла ее для европейцев. В Московию ехали не только греки, но и итальянцы. Особенно ценились мастера и ученые люди. Иван III опекал итальянских архитекторов (например, Аристотеля Фиораванти), построивших в Москве большое количество шедевров зодчества. Для самой Софии были выстроены отдельный двор и хоромы. Они сгорели в 1493 году во время страшного пожара. Вместе с ними была утрачена сокровищница великой княгини.
Великая княгиня Московская
Когда Софья достигла совершеннолетия, венецианская синьория озаботилась её замужеством. Взять знатную девушку в жены сначала предложили королю Кипра Жаку II де Лузиньяну. Но он отказался от этого брака, побоявшись конфликта с оттоманской империей. Спустя год, в 1467-ом, кардинал Виссарион по просьбе папы Павла II предложил руку знатной византийской красавицы князю и итальянскому вельможе Караччиоло. Состоялось торжественное обручение, но по неизвестным причинам брак отменили.
Софья Палеолог
Есть версия, что Софья втайне общалась с афонскими старцами и придерживалась православной веры. Она сама приложила усилия к тому, чтобы не выходить замуж за иноверца, расстраивая все предлагаемые ей браки.
В переломном для жизни Софьи Палеолог 1467 году скончалась супруга великого князя Московского Ивана III Мария Борисовна. В этом браке родился единственный сын Иван Молодой. Папа Павел II, рассчитывая на распространение католицизма на Москву, предложил овдовевшему государю всея Руси взять в жены свою подопечную.
Царь Иван III
После 3-летних переговоров Иван III, испросив совета у матери, митрополита Филиппа и бояр, принял решение жениться. Примечательно, что о переходе Софьи Палеолог в католицизм переговорщики от папы предусмотрительно умолчали. Более того, они сообщили, что предлагаемая в жёны Палеологиня православная христианка. Они даже не догадывались, что так оно и есть.
В июне 1472 года в базилике святых апостолов Петра и Павла в Риме состоялось заочное обручение Ивана III и Софьи Палеолог. После этого обоз невесты отбыл из Рима в Москву. Сопровождал невесту всё тот же кардинал Висссарион.
Посол Иван Фрязин вручает Ивану III портрет его невесты Софьи Палеолог
Болонские летописцы описали Софью довольно привлекательной особой. На вид ей было 24 года, она обладала белоснежной кожей и невероятно красивыми и выразительными глазами. Рост её был не выше 160 см. Телосложение будущая супруга российского государя имела плотное.
Есть версия, что в приданом Софьи Палеолог, кроме одежды и драгоценностей, было множество ценнейших книг, которые позже составили основу таинственно исчезнувшей библиотеки Ивана Грозного. Среди них числились трактаты Платона и Аристотеля, неизвестные поэмы Гомера.
Встреча царевны Софьи Палеолог на Чудском озере
В конце длинного маршрута, пролегавшего через Германию и Польшу, римские провожатые Софьи Палеолог поняли, что их желание посредством женитьбы Ивана III на Палеолог распространить (или хотя бы сблизить) католицизм с православием потерпело поражение. Зоя, едва выехала из Рима, продемонстрировала твёрдое намерение возвратиться к вере предков – христианству. Венчание состоялось в Москве 12 ноября 1472 года. Церемония прошла в Успенском соборе.
Главным достижением Софьи Палеолог, которое превратилось в огромное благо для России, считается её влияние на решение мужа отказаться платить дань Золотой Орде. Благодаря супруге Иван Третий наконец отважился сбросить многовековое татаро-монгольское иго, хотя местные князья и элита предлагали продолжать платить оброк во избежание кровопролития.
Жизнь в Риме
Обучением Софии занялся греческий ученый и гуманист Виссарион Никейский. Больше всего он был знаменит тем, что стал автором проекта унии католической и православной церквей, заключенной в 1439 году. За успешное воссоединение (Византия пошла на эту сделку, находясь на краю гибели и напрасно надеясь на помощь европейцев) Виссарион получил чин кардинала. Теперь он стал учителем Софии Палеолог и ее братьев.
Биография будущей московской великой княжны с ранних лет носила печать греко-римской двойственности, адептом которой был Виссарион Никейский. В Италии при ней всегда находился переводчик. Два профессора учили ее греческому и латинскому языкам. София Палеолог и ее братья содержались за счет Святого Престола. В год папа выдавал им больше 3 тысяч экю. Деньги тратились на прислугу, одежду, врача и т. д.
Судьба братьев Софии сложилась прямо противоположным друг от друга образом. Как старший сын Фомы Андрей считался юридическим наследником всей династии Палеологов. Он пытался продать свой статус нескольким европейским королям, надеясь, что те помогут ему вернуть трон. Крестового похода ожидаемо не произошло. Андрей так и скончался в бедности. Мануил же вернулся на историческую родину. В Константинополе он стал служить турецкому султану Баязиду II, а согласно некоторым источникам, даже принял ислам.
Как представительница угасшей императорской династии София Палеолог из Византии была одной из самых завидных невест Европы. Однако ни один из католических монархов, с которыми пытались договориться в Риме, так и не согласился жениться на девушке. Даже слава имени Палеологов не могла затмить опасности, исходившей от османов. В точности известно, что покровители Софии стали сватать ее с кипрским королем Жаком II, однако он ответил твердым отказом. В другой раз уже сам римский понтифик Павел II предложил руку девушки влиятельному итальянскому аристократу Караччоло, но и эта попытка сыграть свадьбу провалилась.
Детство и юность княжеской невесты
Турки взяли Царьград 29 мая 1453 года
Отважно защищая свою родину, погиб последний византийский император Константин XI Палеолог. Больше повезло Фоме, младшему брату императора
Он сбежал с семьей на Корфу, а затем в Рим. Там его приняли благосклонно, ведь Палеолог привез с собой огромное количество христианских святынь. За это Фома получил дом и денежную поддержку от папы.
В 1465 году мужчина скончался. Опекунству над его тремя детьми взял Ватикан, а конкретно – кардинал Виссарион Никейский. Он был ревностным католиком, поэтому воспитывал младшую дочь Палеолога Зою в европейских традициях того времени. Он постоянно повторял, что только следование принципам католицизма сделает девушку счастливой, принесет ей всевозможные блага.
Точный год рождения Зои неизвестен. Историки предполагают, что она родилась на Пелопоннесе между 1443 и 1449 годом. По меркам тех времен даже 20-летние девушки считались уже немолодыми. Поэтому в 1469 году опекун Зои обеспокоился поиском для нее подходящей пары. Предложение сочетаться браком с дочерью правителя Морейского получил Московский князь.
Посол кардинала акцентировал внимание, что видная невеста уже отказала европейским правителям. Причина – нежелание выходить замуж за католика
Имя Зоя дипломатично заменили на более православное – Софья. То есть, все делалось для того, чтобы Иван III заинтересовался девушкой. Князь принял предложение и отправил посла свататься.
Мать Внука уличили в «жидовстве»
Как только Дмитрий Иванович лишился короны, он и его мать Елена Волошанка попали в опалу и были удалены со двора: Иван III, как сказано в летописях, «положил опалу на внука своего великого князя Дмитрея и на матерь его на великую княгиню Елену, и от того дни не велел их поминати в ектеньях и литиах, ни нарицати великым князем, и посади их за приставы». Тесть Иван III обвинил сноху в «жидовстве», то есть, в связи с еретиками-жидовствующими. Сразу же после смерти самодержца в 1505 году его преемник Василий III приказал заковать Дмитрия Ивановича Внука в цепи, свои последние годы он вместе с матерью Еленой Стефановной провел в тюрьме.
Мать Дмитрия Ивановича умерла в заточении в том же году, а сам он четырьмя годами позже, в феврале 1509 года. Дмитрий Внук был похоронен в Архангельском соборе Московского кремля, рядом с отцом, а Елена Стефановна – в Вознесенском монастыре. В 1929 году монастырь разрушили большевики, а перед этим останки Елены Волошанки были перенесены в подвальную палату Архангельского собора.
Жизнь в Москве
Влияние Софьи Палеолог на венчанного супруга было очень велико, это же стало и великим благом для России, ведь жена была очень образована и невероятно предана новой родине.
Так, именно она подсказала мужу перестать платить дань отягощавшей их Золотой Орде. Благодаря супруге великий князь решился отбросить татаро-монгольское бремя, много веков тяготевшее над Русью. При этом его советники и князья настаивали на платеже оброка, как обычно, чтобы не начать новое кровопролитие. В 1480 году Иван Третий объявил татарскому хану Ахмату о своем решении. Потом было историческое бескровное стояние на Угре, и Орда навсегда оставила Россию, никогда более не требуя с нее дани.
Вообще, Софья Палеолог сыграла очень большую роль в дальнейших исторических событиях Руси. Ее широкий кругозор и смелые новаторские решения позволили в дальнейшем стране сделать заметный рывок в развитии культуры и архитектуры. Софья Палеолог открыла Москву для европейцев. Теперь в Московию устремились греки, итальянцы, ученые умы и талантливые мастера. К примеру, Иван Третий с удовольствием взял под опеку итальянских архитекторов (таких, как Аристотель Фиораванти), которые возвели в Москве множество исторических шедевров зодчества. По велению Софьи для нее построили отдельный двор и роскошные хоромы. Они были утрачены в пожаре в 1493 году (вместе с сокровищницей Палеолог).
Личные отношения Зои с супругом Иваном Третьим тоже были благополучными. У них родилось 12 детей. Но некоторые умерли в младенчестве или от болезней. Так, в их семье до зрелого возраста дожили пять сыновей и четыре дочери.
Но жизнь византийской принцессы в Москве назвать радужной довольно сложно. Местная элита увидела то большое влияние, которое оказывала супруга на мужа, и была этим очень недовольна.
Не заладились отношения у Софьи и с приемным сыном от умершей первой жены – Иваном Молодым. Княгиня очень хотела, чтобы наследником стал именно ее первенец Василий. И есть историческая версия, что она причастна к уходу из жизни наследника, выписав ему итальянского врача с ядовитыми зельями якобы для лечения внезапно начавшейся подагры (позже он был казнен за это).
Софья приложила руку к отстранения от трона его супруги Елены Волошанки и их сына Дмитрия. Сначала Иван Третий отправил в опалу саму София за то, что она приглашала к себе колдуний для создания яда для Елены и Дмитрия. Он запретил супруге появляться во дворце. Однако позже Иван Третий приказал отправить уже внука Дмитрия, уже провозглашенного наследником трона, и его мать в темницу за придворные интриги, удачно и в выгодном свете раскрытые его супругой Софией. Внук был официально лишен великокняжеского достоинства, а наследником престола был объявлен сын Василий.
Так, княгиня Московская стала матерью наследника российского престола Василия III и бабушкой знаменитого царя Ивана Грозного. Есть данные, что известный внук имел множество общих черт как во внешности, так и характера со своей властной бабушкой из Византии.
Внешность и характер
Современники вспоминали о Софье как об умной и хитрой женщине. С помощью методик судебно-медицинской экспертизы по останкам великой княгини удалось восстановить её облик. Она была невысокого роста, полной и с волевыми чертами лица. Присутствовавший при заочном бракосочетании итальянский поэт Луиджи Пульчи с насмешкой описывал греческую принцессу: «Мы вошли в комнату, где на высоком помосте сидела в кресле раскрашенная кукла. На груди у неё были две огромные турецкие жемчужины, подбородок двойной, щёки толстые, всё лицо блестело от жира, глаза распахнуты, как плошки, а вокруг глаз такие гряды жира и мяса, словно высокие дамбы на По. Ноги тоже далеко не худенькие, таковы же и все прочие части тела — я никогда не видел такой смешной и отвратительной особы, как эта ярмарочная шутиха. На ней узкое и дурное платье, хотя платье это было из богатого шёлка и скроено по меньшей мере из шести кусков материи, так что ими можно было накрыть купол Санта-Мария Ротонда». Болонские летописцы, любовавшиеся Софьей по пути в Московию, отмечали её прекрасные глаза.
Биография[править]
Как и другие сыновья Мануила II Палеолога, Фома Палеолог стал деспотом. Ему во владение был передан Морейский деспотат, хотя Фоме приходилось делить полноту власти со старшим братом Димитрием. При Фоме Морейский деспотат расширился, захватив Ахейское княжество. После последней войны с Ахайей, в 1430 году, Под властью Византии был практически весь Пелопоннес. Фома женился на дочери последнего правителя Ахайи — Катерине Заккарии.
Между Фомой и Димитрием возрастала напряжённость.
В 1447 году братья стали вассалами султана Османской империи.
29 мая 1453 года османский султан Мехмед II захватил Константинополь, после чего предложил Фоме и Димитрию остаться, в качестве вассалов продолжить соправительство в Морее.
После падения Константинополя Фома бежал вместе с женой и детьми на Корфу, взяв с собой забальзамированную голову святого апостола Андрея, которая хранилась в Патрасе. В конце 1460 года он уехал, взяв её с собой, в Италию, и 7 марта 1461 года был с почестями принят в Риме. Через неделю папа, которому Фома преподнёс в подарок голову апостола Андрея, наградил его орденом Золотой розы. Фома остался жить в Италии, но надеялся когда-нибудь вернуться в Морею. Папа предоставил ему содержание в размере 300 золотых дукатов в месяц. Впоследствии, кардиналы из своих собственных средств добавили к его содержанию ещё 500 дукатов.
Чувство собственного достоинства и красота, которую Фома сумел сохранить до преклонных лет, произвели на итальянцев большое впечатление. Он также угодил им тем, что официально принял католичество.
Жена Фомы, Катерина Заккария, оставшаяся на Корфу, умерла там в августе 1462 года.
В 1465 году Фома вызвал своих детей в Рим. Через несколько дней после их прибытия, 12 мая, Фома умер в возрасте 56 лет.
«Сердце града»
На Руси отправной точкой для возведения города был храм. Он был осью любого населенного пункта. В Москве эту функцию на протяжении веков выполнял Успенский собор. В свою очередь, согласно византийской традиции, храм должен был быть построен на мощах святого. При этом мощи обычно полагались под алтарем (иногда также с одной из сторон алтаря или у входа в храм). Именно мощи и являли собой «сердце города». Имя святого, по-видимому, и было тем самым «тайным именем». Иными словами, если бы «закладным камнем» Москвы был собор Василия Блаженного, то, и «тайное имя» города было бы «Васильев» или «Васильев-град».
Однако мы не знаем, чьи мощи лежат в основании Успенского собора. Нет ни одного упоминания об этом в летописях. Вероятно, имя святого держалось в тайне.
В конце XII века на месте нынешнего Успенского собора в Кремле стояла деревянная церковь. Сто лет спустя московский князь Даниил Александрович построил на этом месте первый Успенский собор. Однако по неизвестным причинам через 25 лет Иван Калита строит на этом месте новый собор. Интересно, что храм был построен по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Не совсем ясно почему? Георгиевский собор вряд ли можно назвать шедевром древнерусского зодчества. Значит, было еще что-то?
Триумф и смерть
Прошло еще три года, и наконец, в 1502 году борьба Софии и Елены завершилась падением последней. Иван приказал приставить к Дмитрию и его матери стражу, затем отправил их в темницу и официально лишил внука великокняжеского достоинства. Тогда же государь объявил своим наследником Василия. София торжествовала. Ни один боярин не посмел перечить решению великого князя, хотя многие продолжали сочувственно относиться к восемнадцатилетнему Дмитрию. Ивана не остановила даже ссора с его верным и важным союзником – отцом Елены и молдавским правителем Стефаном, возненавидевшим хозяина Кремля за страдания дочери и внука.
Софии Палеолог, биография которой представляла собой череду взлетов и падений, удалось добиться главной цели своей жизни незадолго до собственной кончины. Она умерла в возрасте 48 лет 7 апреля 1503 года. Великую княгиню похоронили в саркофаге из белого камня, помещенном в усыпальницу Вознесенского собора. Могила Софии оказалась рядом с могилой первой супруги Ивана, Марии Борисовны. В 1929 году большевики разрушили Вознесенский собор, а останки великой княгини перенесли в Архангельский собор.
Для Ивана кончина супруги стала сильным ударом. Ему было уже за 60. В трауре великий князь посетил несколько православных обителей, где усердно предавался молитвам. Последние годы совместной жизни омрачились опалой и взаимными подозрениями супругов. Тем не менее Иван III всегда ценил ум Софии и ее помощь в государственных делах. После потери супруги великий князь, чувствуя близость собственной смерти, составил завещание. Права Василия на власть были подтверждены. Иван последовал за Софией в 1505 году, скончавшись в возрасте 65 лет.
Влияние на политику и культуру
Внимательный наблюдатель московской жизни барон Герберштейн, два раза приезжавший в Москву послом германского императора в княжение Василия III, наслушавшись боярских толков, замечает о Софие в своих записках, что это была женщина необыкновенно хитрая, имевшая большое влияние на великого князя, который по ее внушению сделал многое. Наконец, летописцы подтверждают это, говоря, например, что по внушениям Софии Иван III окончательно разорвал с Ордою. Будто бы однажды молвила она мужу: «Я отказала в руке своей богатым, сильным князьям и королям, для веры вышла за тебя, а ты теперь хочешь меня и детей моих сделать данниками; разве у тебя мало войска?»
Все пять посольств, которые отправил в Италию великий князь в конце XV века, возвращались в Москву в сопровождении архитекторов и врачей, ювелиров и мастеров-денежников, специалистов в области оружия и крепостного дела. Потянулась в Москву греческая и итальянская знать, представители которой подвизались на дипломатической службе; многие из них осели на Руси.
Брак Ивана III и Софии Палеолог несомненно усилил Московское государство, способствуя его обращению в великий Третий Рим.
В декабре в связи с перенесением останков княжеских и царских жён в подвальную палату Архангельского собора, по хорошо сохранившемуся черепу Софии С.А.Никитиным был восстановлен ее скульптурный портрет.
Что же произошло?
Давайте вернемся все же к отказу псковских зодчих восстанавливать, разрушенный Успенский собор. Одна из московских летописей говорит, что псковичи якобы не взялись за работу по причине ее сложности. Однако слабо верится, что русские архитекторы могли отказать Ивану III, человеку довольно резкому, по такому поводу. Причина категорического отказа должна была быть очень весомой. Вероятно, это было связано с какой-то ересью. Ересью, которую мог перенести только католик — Фьораванти. Что же это могло быть?
Успенский собор, построенный итальянским зодчим, не имеет каких-то «крамольных» отклонений от Русской традиции зодчества. Единственное, что могло вызвать категорический отказ — это святые мощи.
Возможно, «закладной» реликвией могли стать мощи неправославного святого. Как известно, София привезла в качестве приданного много реликвий, включая православные иконы и библиотеку. Но, вероятно, не обо всех реликвиях мы знаем. Не случайно же папа Павел II так лоббировал этот брак.
Если во время переустройства храма произошла смена мощей, то, согласно русской традиции градостроительства, сменилось «тайное имя», а главное судьба города. Люди, которые хорошо и тонко понимают историю, знают, что именно с Ивана III началась смена ритма России. Тогда еще Великого княжества Московского.
1. София Палеолог
являлась дочерью деспота Мореи (ныне полуостров Пелопоннес) Фомы Палеолога
и племянницей последнего императора Византийской империи Константина XI.
2. При рождении Софию назвали Зоей
. Она появилась на свет через два года после того, как османами в 1453 году был захвачен Константинополь, и Византийская империя прекратила свое существование. Спустя пять лет была захвачена и Морея. Семья Зои вынуждена была бежать, найдя убежище в Риме. Для получения поддержки Папы римского Фома Палеолог перешел в католицзм вместе с семьей. При смене веры Зоя стала Софией.
3. Непосредственным опекуном Софии Палеолог был назначен кардинал Виссарион Никейский,
сторонник унии, то есть объединения католиков и православных под властью Папы. Судьбу Софии предполагалось решить путем выгодного замужества. В 1466 году её предложили в качестве невесты кипрскому королю Жаку II де Лузиньяну,
но он отказался. В 1467 году её предложили в жёны князю Караччоло
, знатному итальянскому богачу. Князь выразил согласие, после чего состоялось торжественное обручение.
4. Судьба Софии резко переменилась после того, как стало известно о том, что великий князь московский Иван III
овдовел и ищет новую жену. Виссарион Никейский решил, что в случае, если София Палеолог станет женой Ивана III, русские земли можно будет подчинить влиянию Папы.
София Палеолог. Реконструкция по черепу С.Никитина. Фото: Commons.wikimedia.org
5. 1 июня 1472 года в базилике святых апостолов Петра и Павла в Риме состоялось заочное обручение Ивана III и Софии Палеолог. Заместителем великого князя был русский посол Иван Фрязин
. В качестве гостей присутствовали жена правителя Флоренции Лоренцо Великолепного Клариче Орсини и королева Боснии Катарина.
6. О переходе Софии Палеолог в католичество во время переговоров о заключении брака представители папы римского умалчивали. Но их тоже ожидал сюрприз — сразу после пересечения русской границы София объявила сопровождавшему ее Виссариону Никейскому, что она возвращается в православие и католические обряды исполнять не будет. Фактически на этом попытка проведения проекта унии в России завершилась.
7. Венчание Ивана III и Софии Палеолог в России состоялось 12 ноября 1472 года. Их брак продлился 30 лет, София родила мужу 12 детей, но при этом первыми четырьмя оказались девочки. Рожденный в марте 1479 года мальчик, названный Василием, впоследствии стал великим князем московским Василием III.
8. В конце XV века в Москве развернулась ожесточенная борьба за права на престолонаследие. Официальным наследником считался сын Ивана III от первого брака Иван Молодой,
имевший даже статус соправителя. Однако с рождением сына Василия София Палеолог включилась в борьбу за его права на трон. Московская элита разбилась на две враждующие партии. В опалу попадали и те, и другие, но в итоге победа осталась за сторонниками Софии Палеолог и ее сына.
Заметки
Византийская царевна Софья (Зоя) была племянницей последнего императора Византии Константина XI, который погиб в 1453 году при взятии Константинополя турками. Отец Софьи, Фома Палеолог, мелкий провинциальный правитель, бежал от турок в Италию вместе с семьей; здесь они пользовалась папским покровительством.
Брак Софии с Иваном III был предложен в 1469 году папой римским Павлом II в надежде на усиление влияния католицизма в Московии и на сближение католической и православных церквей (реставрация флорентийского проекта, так сказать). Мотивы Ивана III, вероятно, были связаны со статусом: род невестны восходил к византийским императорам. Словом, недавно овдовевший монарх согласился на брак с греческой принцессой.
Папский двор, устроивший этот брак, пытался воздействовать на Ивана III через Софью, дабы убедить его в необходимости признать унию. Эта линия провалилась, но Иван III немало потворствовал ересям и еретикам, многим покровительствовал, защищая их от гнева церкви. Позднее, жестко принуждаемый отцами святыми, он вынужден был карать своих бывших фаворитов. Заговорам и интригам искусно способствовала царица Софья, стремившаяся посадить на трон своего сына.
Софья была второй женой Ивана III. Он овдовел в 1467 году, а первая жена Мария, княжна Тверская, оставила ему единственного сына – Ивана. А от брака с Софьей у Ивана III был сын Василий, которому в конце концов и достался престол – исключительно благодаря энергии и интригам Софьи.
Сын Дмитрий у Ивана Молодого и Елены родился в 1483 году. После 1485-го Иван III и Иван Молодой оба именуются «самодержцами Русской земли»
Наследник пользовался громкой славой отважного воеводы; он отличился при взятиях непокорных княжеств и уделов, которые постепенно приводились “под руку Москвы”.
Счастливый брак продлился около 7 лет. В 1490 году наследник престола заболел «камчюгою в ногах» (подагрой; по другим данным, это была проказа). Софья выписала из Венеции лекаря, который обещал Ивану III вылечить его сына, но тот скончался. Врача казнили, а по Москве пошли слухи об отравлении наследника; спустя сто лет это было выдано за подлинный факт в записках Андрея Курбского.
Даже если Софья действительно отравила Ивана-царевича, то на этом этапе она ничего не добилась, кроме вреда для себя. Обвиненная в попытке отравить и сына Елены Дмитрия, она попала за решетку вместе с Василием. Правда, позже их освободили, сняв обвинение.
Но великий князь назначил своим наследником именно Дмитрия – сына Елены и своего внука. И даже венчал его как наследника по полному ритуалу. Это возбудило новые интриги: Софья толковала передачу трона внуку при наличии сына как нарушение династических канонов. Тем более, что византийской линии предпочли отпрыска малоизвестной Молдавии…
После смерти Фомы папа взял его детей на свое попечение. В июне 1466 г. Зоя, принявшая католичество и получившая имя Софья, ещё девочкой вышла замуж за римского аристократа из дома Караччоло, но довольно скоро овдовела. В 1472 г. папа Сикст IV добился, как ему казалось, большого дипломатического успеха, устроив её брак с русским князем Иваном III. Однако, прибыв в Россию Софья снова приняла православие. Дочь Софьи, польская королева Елена умерла бездетной, но род сына Софьи, Великого князя Василия III пресекся лишь сто лет спустя.
Сватовство и замужество
В 1469-м вдовствующий Иван III посватал Софью. Назвать её завидной невестой было трудно. Слава византийской принцессы вряд ли могла помочь её будущему мужу улучшить отношения с османами.
До московского князя Софью сватали дважды. Сперва её руку предложили королю Кипра де Лузиньяну, но тот отказался. Тогда папа Павел II попытался выдать девушку за князя Караччоло, но тот умер. В 1469 папа предложил Ивану III жениться на Палеолог, умолчав при этом про католическую веру Софьи. Павел II надеялся укрепить позиции католичества на Руси. Московский князь, вероятнее всего, польстился громким именем невесты.
«Встреча царевны Софьи Палеолог псковскими посадниками и боярами в устье Эмбаха на Чудском озере», 1883 г. Ф. А. Бронников. (wikipedia.org)
Три года велись переговоры, и в итоге в 1472-м Софью вместе с приданым отправили в Московию. По дороге в разных городах в её честь устраивали праздники. Во главе обоза шествовал представитель папы с большим католическим крестом. Понтифик надеялся, что греческая принцесса привезёт с собой на Русь католичество.
Но планам папства не суждено было сбыться: весть об этом вызвала в Москве настоящий скандал. Митрополит Филипп заявил, что немедленно уедет из города, если католический крест привезут в столицу. Иван III во избежание конфликтов отправил своего посла встретить обоз за 15 вёрст до Москвы. Тот, недолго думая, силой отнял крест у папского священника. Заморская невеста прибыла в город, приняла православную веру, и 22 ноября венчание состоялось в Успенском соборе.