Пифагор (pythagoras), 570-495 до н. э

Достижения и учения Пифагора

Все мы знаем основное учение Пифагора о душе (хоть и не все об этом слышали). Оно заключается в том, что душа бессмертна, душа совершает так называемый «круг неизбежности», тем самым каждый раз перерождаясь в новую жизнь. Поэтому как душа, так и тело нуждаются в очищении. Очищение для тела — это воздержание от животной пищи (вегетарианство), а для души — познание музыкально-числовой структуры космоса.

В научных достижениях Пифагор прославился своей теоремой (известной нам по школе): «Квадрат гипотенузы треугольника равняется сумме квадратов катетов», а также учениями о числах. Он развил теорию о четности и нечетности числа, изучил свойства целых чисел, создал теорию пропорций, внес большой вклад в развитие планиметрии.

Кстати, из его теории о четности числа он вывел, что каждая вещь, подобно числам, имеет в себе две противоположности: «предел» и «беспредельное». А примирение или уравновешивание этих двух противоположностей он назвал «гармонией».

Пифагор считал, что секрет всего сущего на земле состоит в числах, одним из его высказываний было: «Бог — это число чисел, числу же все подобно». Ему первому принадлежит идея о том, что Вселенная и Земля имеют шарообразную форму (подобны сфере), а планеты (включая Землю) осуществляют движение вокруг центрального огня, так называемого «источника света».

В заключение хочу рассказать о смерти Пифагора. Она, как и вся его жизнь, тоже окутана тайной, потому что достоверно сказать, как именно умер Пифагор, невозможно. Описание смерти Пифагора его ученики и философы тех времен приводят противоречивые.

Одни говорят, что он погиб в Метапонте, когда кто-то из знакомых ему людей поджег дом, в котором он находился со своими учениками. Когда Пифагор выбежал из горящего дома, у него была возможность скрыться вместе с остальными, но он остановился и сказал: «Лучше смерть, чем прослыть пустословом». Его настигли и убили, с ним же погибло около сорока его учеников.

По другим данным, Пифагор умер от истощения в метапонтском святилище Муз: «Сорок дней ничего не евши» (Дикеарх). Есть еще одна версия, в которой говорится о том, что Пифагор был убит в уличной схватке, во время народного восстания.

Где здесь правда, а где ложь, уже не разобраться. Вся его жизнь обросла легендами и былинами.

«Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом» (Пифагор).

Нумерология Пифагора

В биографии Пифагора имеется примечательная вещь: его всю жизнь чрезвычайно сильно интересовали числа. С их помощью он старался познать природу вещей и явлений, жизни и смерти, страданий, счастья и прочих важных вопросов бытия.

Цифру 9 он связывал с постоянством, 8 – со смертью, а еще уделял огромное внимание квадрату чисел. В этом смысле совершенным числом была 10

Десятку Пифагор называл символом Космоса.

Пифагорейцы первыми разделили числа на четные и нечетные. У четных чисел, по мнению математика, было женское начало, а у нечетных – мужское.

В те времена, когда не существовало науки как таковой, люди познавали жизнь и мироустройство, как могли. Пифагор, как великий сын своего времени, старался искать ответы на эти и другие вопросы с помощью цифр и чисел.

Философское учение

Учение Пифагора следует разделить на две категории:

  • Научный подход
  • Религиозность и мистика

К сожалению, далеко не все труды Пифагора удалось сохранить. А все из-за того, что ученый практически не делал никаких записей, передавая знания ученикам в устной форме.

Кроме того, что Пифагор был ученым и философом, его можно по праву назвать и религиозным новатором. В этом на него немного был похож Лев Толстой (интересные факты о Толстом мы публиковали в отдельной статье).

Пифагор был вегетарианцем и побуждал к этому своих последователей. Он не разрешал ученикам употреблять пищу животного происхождения, запрещал им пить спиртные напитки, сквернословить и вести себя непристойно.

Философ проповедовал, что человек может сохранить свою душу лишь при условии физического и нравственного очищения.

Интересен и тот факт, что Пифагор не обучал простых людей, которые стремились получить лишь поверхностные знания. Он принимал в ученики только тех, в ком видел избранных и просвещенных индивидов.

Личная жизнь

Изучая биографию Пифагора, может сложиться ошибочное впечатление, что времени на личную жизнь у него не было. Однако это не совсем так.

Когда Пифагору было около 60 лет, на одном из своих выступлений он повстречал красивую девушку по имени Феана.

Они поженились, и от этого брака у них родились мальчик и девочка. Так что выдающийся грек был семейным человеком.

Смерть

Как это ни удивительно, но ни один из биографов не может однозначно сказать, каким образом умер великий философ и математик. Существует три версии его смерти.

Согласно первой, Пифагора убил один из учеников, которого он отказался обучать. В порыве гнева, убийца поджег Академию ученого, где тот и погиб.

Вторая версия рассказывает о том, что во время пожара, приверженцы ученого, желая спасти его от смерти, создали мост из собственных тел.

Но самой распространенной версией кончины Пифагора считается его гибель во время вооруженного конфликта в городе Метапонт.

Великий ученый прожил более 80 лет, умерев в 490 г. до н. э. За свою долгую жизнь он успел сделать очень многое, и его вполне справедливо считают одним из самых выдающихся умов в истории.

Если же вам вообще нравятся краткие биографии, истории из жизни великих людей и просто интересные факты – обязательно подписывайтесь на InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Биография

Современной науке неизвестна точная дата, когда родился Пифагор. По мнению историков, наиболее вероятным можно считать 580 год до нашей эры. Местом рождения стала Греция, остров Самос. Известны имена его родителей: отца звали Мнесархом, и он занимался обработкой золота, а мать – Партенией, или Пифиадой. Есть мнение, что у философа было еще два младших брата, которых звали Тиррен и Эвност, чья биография не была задокументирована.

Существует легенда, которая гласит, что родители будущего мыслителя во время свадебного путешествия отправились в Дельфах, где им повстречался местный оракул. Тот сообщил им, что вскоре у пары родится сын, которому предречено стать мудрецом. Пророчество быстро сбылось, и сына нарекли Пифагором в честь Пифии – жрицы бога Аполлона. Чтобы способствовать осуществлению пророчества, отец мальчика окружил его заботой и помог получить лучшее образование, а также создал алтарь богу Солнца.

С раннего детства, Пифагор заинтересовался наукой и проявлял уникальные способности. Обучал его музыке, живописи, риторике, чтению и письму – Гермодамант. Когда мальчику исполнилось 18 лет, его следующим наставником был Ферекид Сиросский, от которого будущий философ получил знания по медицине, физике, космологии и другим наукам.

Прожив несколько лет на Лесбосе, Пифагор отбыл в город Милет, чтобы брать уроки у Фалеса, который был основателем первой греческой школы, где преподавали философию. Затем, Пифагор продолжил образование в Египте, приобщаясь к тайнам жрецов и сам становясь одним из них.

Начало Персидской войны остановила путь развития и образования философа, потому что он был пленен и провел время плена в Вавилоне. Там он познакомился с персидскими магами, приобщившими его к мистическим ритуалам, астрономии и арифметике. В этот же период он изучает взгляд восточных народов на медицину и врачевание. Персы считали, что перечисленные науки имеют магическое происхождение, и это мнение перенял и Пифагор, основав на нем философские и математические теории.

Узнав про ученого пленника, спустя 12 лет после начала войны, персидский хан освободил Пифагора. Тогда мудрец вернулся в родной город, чтобы учить современников наукам. Он давал уроки на открытом воздухе, и присутствовать на них мог каждый желающий. Но ученики получали испытательный срок, который продолжался до пяти лет. Во время этого срока им запрещалось задавать вопросы во время занятий. Многие видные политики, историки, астрономы и ученые того времени были воспитанниками Пифагора. Современные математики до сих пор пользуются открытиями философа: теоремой Пифагора и таблицей умножения, которая изначально именовалась таблицей Пифагора.

В это же время, на шестом десятке лет, он встречает будущую супругу – Феану. Позже она родила ему сына и дочь. По некоторым источникам, жена Пифагора была дочерью его друга, мыслителя Бронтина.

Во время демократического восстания в Кротоне, где находилась школа Пифагора, философ уехал в город Метапонт. Как он погиб, неизвестно. По одной из версий, его убил тот, кому он отказал в проведении оккультического обряда. По другой версии, его убили во время стычек с мятежниками. Считается, что смерть настигла его в возрасте около 90 лет.

Античная философия Пифагора

Пифагор во многих произведениях «любителей» слывет чуть ли не божеством, которому приписано наличие золотого бедра и многочисленные победы на олимпийских играх. Пифагор по сути своей весьма тайная личность, т.к. о нем мало что известно. Исследователи классифицируют все философские идеи Пифагора, которые он проповедовал в течение всей своей жизни следующим образом:

  1. Научный подход
  2. Мистико-религиозный культ.

О первой части известно подлинно немного, в виду того, что масса различного рода учений пифагорейцев затмила собой оригинальные учения самого философа, и зачастую то, о чем учили пифагорейцы приписывают и Пифагору, хотя, примерно понимая и учитывая конверсию относительности полноты и качественности знания и процент совпадения учений Пифагора и его последователей, уже сложно что-либо утверждать.

Аристотель считал Пифагора создателем полурелигиозного культа. Платон же глубоко уважал и почитал Пифагора.Основа всей научной части философии Пифагора — это учение о числах. Все состоит из чисел. С помощью числа можно просчитать точное время восхода Солнца, Затмения и движение Планет. Из чисел состоит даже природа. Пифагор объяснял с этой точки зрения даже природные явления, музыку, движение тел в пространстве и тд. Пифагор так же проповедовал аскетичный образ жизни и ограничивал себя в еде. Чем занимались и его последователи.

Пифагор мистик

Далее, относительно мистико-религиозной составляющей учения философа, необходимо заметить, что присутствует концепция переселения душ и их круговорота. Душа вечна. Бренные души спускаются с небес и вселяются в иные объекты (животные или люди) и пребывают там до тех пор, пока не очистятся в достаточной степени, что бы переселиться обратно на небеса.

Определяющую роль в жизнедеятельности Пифагора и его учениях играло некое тайное общество (необходимо дополнить, что это общество очень сильно влияло и на политику), в котором центральное место занимало как раз тайное учение о переселении и круговороте душ.

В сборниках изречений Пифагора содержится множество ритуалов, тексты о жертвоприношении, поведении последователей, морали и тд.

Следующий уровень философских теорий, включающий в себя философию чисел и концептуальное их объяснение, последовательность философских закономерностей, должен быть доступен только тем (избранным), кто осознал и научился соблюдать все «каноны» и требования предыдущих учений. Таким образом, Пифагор создал целый религиозный культ, покрытый тайнами. Относительно этого культа и самого тайного общества есть множество мнений и различных гипотез…

Научная же составляющая философских учений Пифагора далее была объяснена уже пифагорейцами, но не взята за основу и постепенно утратила свое значение. А мистико-религиозный элемент получил свое дальнейшее развитие в рамках течения неопифагореизма.

Сам Пифагор не писал больших трудов. Из его произведений выделяют только его изречения, философские и так же религиозно-мистические учения записанные его последователями.

Золотые стихи Пифагора

Так называемые «Золотые стихи» Пифагора — это компиляция его изречений (изначально известная, как «Священное слово»), возникшая в III веке до н.э. Впервые были процитированы Хрисиппом. Ниже приведен конечный фрагмент «Золотых стихов»:

Что говорил Пифагор о душе человека

Указывая на небо, Пифагор говорил своим эзотерикам, что вечная душа зарождается в дальних высотах, на небесах.

Оттуда, с высот, она спускается на землю, ищет подходящее тело человека или животного и вселяется в него. После смерти начинается переселение души от умершего человека к вновь рожденному.

Для наглядности он чертил на песке схемы и числа и почти всегда добавлял свое любимое — 207. Почему? Он утверждал, что хорошо помнит тех людей, в которых жила его душа последние 207 лет…

Он якобы помнил, как жил 207 лет назад, помнил, как в него вошла чужая душа.

Обращаясь к ученикам, Пифагор утверждал, что главная задача математики состоит в том, чтобы не только найти божественный смысл каждого числа, но и его суть, так как число определяет сущность каждой души.

Поэтому каждому человеку надо найти свое число, которое обеспечит бессмертие души. Кто найдет, тот обрыщет.

Информационные источники

Доклад или сообщение о Пифагоре разумно начинать с биографии мыслителя. Однако в этом и заключается основная трудность, поскольку в настоящее время неизвестен ни один полный письменный источник, который можно отнести к жизни этого великого философа. Не существует ни одной автобиографии, более того, ни один непосредственный ученик Пифагора не написал о нем ни строчки.

Первые письменные свидетельства о жизни этого древнего грека появились спустя 150−250 лет после его смерти. Основаны они на легендах, рассказах и анекдотах, которые ходили в устной речи того времени, что говорит об их сомнительной достоверности. Отсутствие биографии Пифагора, которая была бы написана его современниками, связано с основными принципами, которые философ пропагандировал при жизни:

  • герметизм и аскетизм среди своих учеников;
  • существование эзотерических обычаев и мистических символов;
  • запрет на распространение получаемых знаний среди простого люда.

Также существует еще одна работа философа Ямблиха, которая называется «О жизни Пифагоровой». Можно смело сказать, что за несколькими исключениями эти произведения являются единственными о Пифагоре, которыми располагает современный мир. При этом Диоген, в отличие от Порфирия и Ямблиха, придерживался некоторой исторической строгости в своем труде.

Обе работы относятся к такому периоду в жизни Античной Греции, когда пифагоровой фигуре приписывались почти сверхъестественные способности. Полагалось, что этот философ единственный, кто владел «правдивыми знаниями», которые впоследствии были присвоены Аристотелю и Платону. Как бы там ни было, оба ученых в своих работах действительно признают величие Пифагора и его огромный вклад в развитие многих отраслей науки.

Он был одним из первых вегетарианцев


Подношение даров математику

Интересный факт о жизни философа, в который мало кто верит: Пифагор был одним из первых людей в западной истории, который воздерживался от употребления мяса по моральным убеждениям. Тот , кто есть мёртвых, учил он своих последователей, загрязняет своё тело и разум. Поэтому человек, по его представлениям, никогда не должен убивать живое существо.

Однако его правила были немного странными и избирательными: принесение в жертву волов никто не отменял. В непреложном правиле отказа пифагорейцев от мясоедства были лазейки (вроде веганов, которые едят рыбу).

Основная идея была в том, что курицы, козы и свиньи считались пифагорецами неодушевлёнными, а значит, их можно было употреблять в пищу. При этом Диоген запрещал есть ягнят. И таких спорных моментов было достаточно много, так что даже греки воспринимали идеи такого своеобразного отказа от мяса как некую придурь.

Краткая биография

Пифагор – древнегреческий философ-идеалист, математик, основатель пифагореизма, политический, религиозный деятель. Его родиной был остров Самос (отсюда и прозвище — Самосский), где он появился на свет приблизительно в 580 г. до н. э. Его отцом был резчик по драгоценным камням. Согласно древним источникам, Пифагор с рождения отличался удивительной красотой; когда стал взрослым, носил длинную бороду и диадему из золота. Его одаренность также проявилась в раннем возрасте.

Образование у Пифагора было очень хорошим, юношу обучало много наставников, среди которых были Ферекид Сиросский и Гермодамант. Следующим местом, где Пифагор совершенствовал познания, стал Милет, там его ждало знакомство с Фалесом, ученым, посоветовавшим ему поехать в Египет. У Пифагора было с собой рекомендательное письмо самого фараона, однако жрецы поделились с ним секретами только после успешного прохождения трудных испытаний. Среди наук, которых он хорошо освоил в Египте, была и математика. Следующие 12 лет он прожил в Вавилоне, где также с ним делились своими познаниями жрецы. Согласно легендам, Пифагор побывал и в Индии.

Возвращение на родину состоялось примерно в 530 г. до н. э. Статус полупридворного-полураба при тиране Поликрате не казался ему привлекательным, и он какое-то время жил в пещерах, после чего переехал в Протон. Возможно, причина его отъезда крылась в философских взглядах. Пифагор являлся идеалистом, приверженцем рабовладельческой аристократии, а в его родной Ионии были весьма популярны демократические взгляды, их приверженцы имели немалое влияние.

В Кротоне Пифагор выступил организатором собственной школы, которая была одновременно и политической структурой, и религиозно-монашеским орденом со своим уставом и очень строгими правилами. В частности, все члены пифагорейского союза не должны были употреблять мясную пищу, раскрывать другим учение своего наставника, отказывались иметь личную собственность.

Прокатившаяся в то время волна демократических восстаний в Греции и колониях докатилась и до Кротона. После победы демократии Пифагор с учениками переселяется в Тарент, позднее в Метапонт. Когда они прибыли в Метапонт, там бушевало народное восстание, и в одном из ночных побоищ Пифагор погиб. Тогда он был глубоким старцем, ему было почти 90. Вместе с ним прекратила существование и его школа, ученики рассредоточились по всей территории страны.

Поскольку Пифагор считал свое учение тайной и практиковал только устную передачу его ученикам, собрания сочинений после него не осталось. Некоторые сведения все-таки стали явными, однако разграничить истину и выдумки невероятно сложно. Ряд историков сомневаются в том, что знаменитая теорема Пифагора была доказана именно им, аргументируя это тем, что она была известна другим древним народам.

Имя Пифагора всегда было окружено большим количеством легенд даже при жизни. Считалось, что он мог управлять духами, умел прорицать, знал язык животных, общался с ними, птицы под влиянием его речей могли изменить вектор полета. Предания приписывали Пифагору и умение исцелять людей, в том числе с помощью прекрасного знания лекарственных растений. Его влияние на окружающих было сложно переоценить. Рассказывают такой эпизод из биографии Пифагора: когда однажды он рассердился на ученика, тот от горя покончил жизнь самоубийством. С тех пор философ взял за правило больше никогда не выплескивать на людей свое раздражение.

Помимо доказательства теоремы Пифагора, этому математику приписывают подробное изучение целых чисел, пропорций и их свойств. Пифагорейцам принадлежит значительная заслуга в придании геометрии характера науки. Пифагор являлся одним из первых, кто был убежден, что Земля – это шар и центр Вселенной, что планеты, Луна, Солнце движутся по-особому, не как звезды. В определенной степени идеи пифагорейцев о движении Земли стали предтечей гелиоцентрического учения Н. Коперника.

Детство

Ребенок рос любопытным, всеми любимым. Учитель мальчика учил риторике, музыке, письму. Он изучал поэзию, поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» заучивал наизусть.

История теоремы Пифагора

Связанная с именем Пифагора, теорема была известна задолго до рождения великого философа. Так, в Египте, при строительстве сооружений, учитывалось соотношение сторон прямоугольного треугольника пять тысячелетий назад. В вавилонских текстах упоминается о все том же соотношении сторон прямоугольного треугольника за 1200 лет до рождения Пифагора.

Возникает вопрос, почему тогда гласит история — возникновение теоремы Пифагора принадлежит ему? Ответ может быть только один — он доказал соотношение сторон в треугольнике. Он сделал то, что века назад не делали те, кто просто пользовался соотношением сторон и гипотенузы, установленным опытным путем.

Основные достижения

Пифагор считал, что в основе любой вещи лежит число, и изучить мир – значит изучить управляющие им числа. Он был великим математиком и создал одну из самых известных теорем: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Считается, что сам Пифагор не доказывал эту теорему, он лишь передал людям знание. И вполне успешно! На данный момент в современном научном мире существует уже более 300 доказательств теоремы Пифагора, которая приняла основополагающее значение для геометрии.

Ещё одним фундаментальным трудом греческого философа стала «таблица Пифагора», проще говоря, таблица умножения. Она актуальна для миллионов людей по всему миру и в наши дни. Помимо математики Пифагор большое количество времени уделял нумерологии, философии и  астрономии. В некоторых источниках говорится, что он был одним из первых учёных, кто установил, что Земля круглая.

Он много говорил о космосе, о разных способах движения небесных сфер и светил, о  затмениях, об отклонениях от пра­вильного движения, об эксцентриситетах, эпициклах и дифферентах.

Своим ученикам он старался донести: «Прекрасно зре­лище небосвода и движущихся по нему светил для тех, кто способен усмотреть порядок в этом движении, причастность к первосущему и умопостигаемому — числам и пропорциям».

Пифагор учил, что Солнце и другие звезды — бо­ги, и в них преобладает тепло — причина жизни.

Пифагор также говорил, что движутся не только планеты, но и неподвижные звезды, однако они движутся и совершают собствен­ное круговращение таким же образом, как Вселен­ная, т. е. не поступательно, а крутясь на месте подоб­но бураву.

Пифагору приписывают книги, связанные с природой, государством и воспитанием, однако большинство его работ не удалось сохранить. Великий философ практически ничего не записывал, он предпочитал передавать свои учения устно, да и допускал к ним далеко не всех, только избранных и «просвещённых» личностей. Кстати, именно на одной из лекций Пифагор познакомился со своей будущей супругой, которую звали Феано. Предполагается, что ему тогда было уже за 50 лет, а то и за 60 лет. У пары в браке появились двое детей, сын и дочь, точные их имена неизвестны.

Таблица Пифагора

Смерть

Школа Пифагора была расположена в греческой колонии города Кротон (Южная Италия). Здесь произошло демократическое восстание, в результате чего Пифагор вынужден был покинуть место. Он отправился в Метапонт, но военные столкновения добрались и в этот городок.

На этом берегу располагалась школа Пифагора

У известного философа было множество врагов, не разделяющих его принципов жизни. Существует три версии смерти Пифагора. Согласно первой, убийцей стал человек, которому математик однажды отказал в учении тайным оккультным методикам. Пребывая в чувствах ненависти, отвергнутый поджег строение Академии Пифагора, и философ погиб, спасая учеников.

Памятник Пифагору

Вторая легенда гласит, что в горящем доме приверженцы ученого создали мост из собственных тел, желая спасти своего учителя. А умер Пифагор от разрыва сердца, недооценив свои усилия в развитии человечества.

Распространенной версией ухода из жизни мудреца считается его гибель при случайных обстоятельствах во время стычки в Метапонте. На момент кончины Пифагору было 80-90 лет.

Пифагор Самосский, биография

Родился Пифагор в семье камнереза Мнесарха и Партениды на острове Самос. В годы пелопонесской войны дед Мнесарха бежал на Самос и в скорее получил там гражданство (так же исследователям известна точка зрения Порфирия на происхождение Пифагора, утверждающая о том, что его отец, Мнесарх был аристократом и богатым купцом). Партенида являлась дочерью представителя высокого рода Анкея, основавшего греческую колонию на Самосе (Партенида позже была переименована мужем в Пифаиду).

Рождение Пифагора в Дельфах предсказала жрица-прорицательница Пифия (от греч. – змея «Pithon»). Она также сообщила о том, что будущий ребенок принесет всему человечеству огромную пользу, с которой мало что может сравниться. После рождения сына, отец будущего гения — Мнесарх назвал мальчика Пифагор (что дословно означает: «тот, о ком объявила Пифия»), а жену переименовал в Пифаиду.

Жизненный путь Пифагора

Пифагор уже с ранних лет был невероятно одаренным в постижении наук мальчиком. Он много путешествовал и учился. Философ был лично знаком практически со всеми его современниками-философами, самыми известными в то время. Во многих, иногда, даже в научных трудах, нередко путают Пифагора-философа с его тезкой  — Пифагором, сыном Кратета с острова Самос, присуждая первому победу на Олимпийских играх в боксе. Еще будучи совсем юным молодым человеком (в возрасте 18-ти лет) Пифагор ушел из дома и пошел смотреть мир. Необходимо заметить, что Пифагор был не только медиком, философом и блестящим математиком, но и мистиком. Философ обладал большими знаниями в области мистики. Побывав в Египте, обучаясь у местных жрецов и мудрецов в течение 22 лет, он впитал в себя знания недоступные для иных жителей Египта. Еще 12 лет Пифагор обучался в Вавилоне у магов, позже вернулся на Самос, где был удостоен чести и признания статуса мудреца от соотечественников.

Пифагор за время своих путешествий проповедовал и поучал здоровой морали и нравственности «невежественный люд». Он собрал своих последователей и создал некий религиозный орден, главой которого сам и стал. Его единомышленники практически обожествляли своего учителя. В числе его последователей были и представители политических и государственных структур, занимающие высокие должности и желающие вывести учения Пифагора на законодательный, государственный уровень, что сильно не приняла иная сторона, определенный круг лиц, противников Пифагора. Из-за этой навязчивой инициативности последователей философа начались междоусобицы, позже переросшие в полномасштабную гражданскую войну на Кротоне и Таренте. В связи с этим философ был вынужден покинуть Кротон и окончил свои дни в греческой колонии  — Метапонте.

Философское учение

Пифагор на фреске Рафаэля (1509 г.)

Учение Пифагора следует разбить на две составляющие части: научный подход к познанию мира и религиозно-мистический образ жизни, проповедуемый Пифагором. Доподлинно неизвестны заслуги Пифагора в первой части, так как ему позднее приписывали всё, созданное последователями в рамках школы пифагореизма. Вторая часть превалирует в учении Пифагора, и именно она осталась в сознании большинства античных авторов.

Достаточно полные сведения о развиваемых Пифагором представлениях о переселении душ и основанных на них пищевых запретах даёт поэма Эмпедокла «Очищения».

В сохранившихся работах Аристотель никогда прямо не обращается непосредственно к Пифагору, но лишь к «так называемым пифагорейцам». В потерянных работах (известных по выдержкам) Аристотель рассматривает Пифагора как основателя полурелигиозного культа, который запрещал есть бобы и имел золотое бедро, но не принадлежал к последовательности мыслителей, предшественников Аристотеля.

относился к Пифагору с глубочайшим почтением и уважением. Когда пифагореец Филолай впервые опубликовал 3 книги, излагающие основные положения пифагореизма, Платон по совету друзей немедленно их купил за большие деньги.

Деятельность Пифагора как религиозного новатора VI в. до н. э. заключалась в создании тайного общества, которое не только ставило перед собой политические цели (из-за чего пифагорейцев разгромили в Кротоне), но, главным образом, освобождение души путём нравственного и физического очищения с помощью тайного учения (мистическое учение о круговороте переселений души). По Пифагору, вечная душа переселяется с небес в бренное тело человека или животного и претерпевает ряд переселений, пока не заслужит права вернуться обратно на небеса.

Шартрский собор, статуя Пифагора

В акусматах (изречениях) Пифагора содержатся обрядовые наставления: о круговороте человеческих жизней, поведении, жертвоприношениях, погребениях, питании. Акусматы сформулированы лаконично и доступно для понимания любого человека, в них содержатся также постулаты общечеловеческой морали. Более сложная философия, в рамках которой развивалась математика и другие науки, предназначалась для «посвящённых», то есть избранных людей, достойных владеть тайным знанием. Научная составляющая учения Пифагора развивалась в V в. до н. э. усилиями его последователей (Архит из Тарента, Филолай из Кротона, Гиппас из Метапонта), но сошла на нет в IV в. до н. э., в то время как мистическо-религиозная составляющая получила своё развитие и второе рождение в виде неопифагореизма во времена Римской империи.

Заслугой пифагорейцев было выдвижение мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. В основе вещей лежит число, учил Пифагор, познать мир — значит познать управляющие им числа. Изучая числа, пифагорейцы разработали числовые отношения и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние.

Как отмечал И. Д. Рожанский: «Несмотря на пережитки магического мышления, основная идея Пифагора о том, что в основе всех вещей лежат числа или отношения чисел, оказалась очень плодотворной». Как отмечал Стобей: «Судя по всему, больше всех (наук) Пифагор почитал науку о числах, он продвинул её вперёд, выведя её за пределы употребления в торговле и выражая, моделируя все вещи числами» (1, «Проэмий», 6, с. 20).

Несмотря на встречающееся мнение о том, что Пифагор будто бы был вегетарианцем, Диоген Лаэртский пишет, что Пифагор изредка ел рыбу, воздерживался только от пахотных быков и от баранов, а остальных животных дозволял в пищу.

В качестве критика Пифагора выступал его современник : «Пифагор, Мнесархов сын, занимался собиранием сведений больше всех людей на свете и, понадергав себе эти сочинения, выдал за свою собственную мудрость многознайство и мошенничество».По Диогену Лаэртскому, в продолжении известного изречения Гераклита «Многознание уму не научает» упоминается среди прочих и Пифагор: «а не то научило бы и Пифагора, равно как и Ксенофана с Гекатеем».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector