Интересные факты из жизни олега борисова
Содержание:
- Звездные фильмы Борисова: «За двумя зайцами» и «Дайте жалобную книгу»
- Дочери Юрия Борисова
- Юрий Борисов: «Не надо относиться к близости как к чему-то особенному»
- «Верные друзья»
- ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
- Артист театра и кино
- БРАТЬЯ-АРТИСТЫ
- «Не вся правда для нас недостаточна»: работа над ролями
- Биография[править | править код]
Звездные фильмы Борисова: «За двумя зайцами» и «Дайте жалобную книгу»
Олег Борисов в роли журналиста Юрия Никитина в художественном фильме Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу» (1965)
Олег Борисов в роли Свирида Голохвостого в художественном фильме Виктора Иванова «За двумя зайцами» (1961)
Олег Борисов в роли журналиста Юрия Никитина и Лариса Голубкина в роли Татьяны Шумовой в художественном фильме Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу» (1965)
В 1960 году Олег Борисов пришел на пробы фильма «За двумя зайцами». Режиссер Виктор Иванов был готов принять на главную роль авантюриста Голохвостова другого актера — Николая Гриценко. Но когда увидел Борисова в гриме, изменил свое решение.
В основу сценария легла пьеса украинского драматурга Михаила Старицкого. По сюжету, Голохвостый обанкротился и решил жениться по расчету, но в это же время встретил другую девушку и влюбился в нее по-настоящему. Работать на площадке было непросто: Иванов был очень требовательным и часто просил переснять сцены. Оператор постановщик Вадим Ильенко рассказывал о взаимоотношениях режиссера и исполнительницы главной роли Маргариты Криницыной: «Он ее доводил часто до слез. Рита убегала за декорации выплакиваться. Он ее искал, находил, извинялся — человек был отходчивый. И она продолжала работать». Конфликты у Иванова возникали и с Олегом Борисовым: актер спорил за право изменять свой текст.
Сначала «За двумя зайцами» хотели выпустить только в одной республике, поэтому снимали на украинском языке. Главные герои: Олег Борисов и Маргарита Криницына в картине говорили на «суржике» — смеси русского и украинского языков. Однако после премьеры фильма в 1961 году картину переозвучили на русском и показали на большом экране во всем Советском Союзе. Лента собирала полные кинотеатры. Актер вспоминал: «После «За двумя зайцами» успех был бурный <…> Афиши по городу: Голохвостый с тросточкой, без тросточки… Песня «Моя мама сэрдцэ добрэ маэ» исполнялась по заказу радиослушателей»</…>.
В 1963 году Олега Борисова пригласили на декаду советского кино в Польше. Там должен был состояться показ картины «За двумя зайцами». Отъезд актера в театре восприняли как «самовольный», и Борисова уволили. Позже выяснилось, что ошибка произошла из-за чиновников министерства культуры: они вовремя не предупредили дирекцию театра. В книге «Абсолютный ноль» Борисов писал: «Когда меня вызвали к министру, я в качестве компенсации за причиненный ущерб потребовал творческий отпуск на год. Для того времени — дерзость!». В «свободный» год Олег Борисов попробовал себя в качестве режиссера и снял комедию «Стежки-дорожки», но картина прошла незамеченной.
В 1964 году Эльдар Рязанов одобрил Борисова на главную роль в своем новом фильме «Дайте жалобную книгу». Актер сыграл журналиста Никитина, который помог директору ресторана улучшить сервис и превратить его в молодежное кафе. Рязанов вспоминал: «Я пытался переломить условность ситуаций и характеров максимально правдивой съемкой и достоверной, без комикования игрой актеров <…> Я привлек актеров, которых скорее можно было бы назвать драматическими»</…>. Главную женскую роль исполнила Лариса Голубкина. Картину посмотрели 30 миллионов зрителей — Борисова стали узнавать на улицах.
После длительного отпуска в Русский драматический театр им. Леси Украинки Олег Борисов не вернулся: актер вместе с семьей решил переехать в Ленинград.
Дочери Юрия Борисова
Следующие большие изменения в личной жизни Юрия Борисова произошли после рождения дочери Марфы.
Позже у актера появилась вторая дочь Марфа, хотя он очень хотел иметь наследника мужского пола. Дети Юрия Борисова играют в его жизни большую и важную роль. Ему нравится водить их в детсад, смотреть за их взрослением и отвечать на самые неожиданные вопросы, которые иногда ставят в тупик взрослого мужчину. Юрий всегда старается отвечать честно, так как с детства не привык врать.
Среди друзей и знакомых Анны и Юрия распространено мнение, что у них идеальная семья.
Шевчук не превратилась в домохозяйку, а вслед за мужем продолжает совершенствовать свое актерское мастерство. Профессиональными соперниками они друг друга не считают.
Юрий Борисов и Анна Шевчук
Жена Юрия Борисова для него – надежный тыл. Она оказывает мужу постоянную поддержку и помогает разобраться в сложных ситуациях, а иногда выступает в роли локомотива. Например, Аня посоветовала супругу пойти на пробы к Федору Бондарчуку, когда тот искал актеров для своего «Вторжения».
Юрий Борисов и Анна Шевчук
Позже Юрий благодарил жену за то, что подтолкнула его к такому поступку.
Свою жену Юрий считает очень целеустремленным человеком. Сам Борисов может быстро «перегореть» и потерять интерес к чему-либо. Но Аня не дает ему отступить.
Юрий Борисов: «Не надо относиться к близости как к чему-то особенному»
Актёр сериала «Отчий берег» оправдывает сцену инцеста брата и сестры.
Сериал «Отчий берег», который только что закончился на Первом канале, окрестили вторым «Вечным зовом». Для зрителя основной приманкой сюжета из жизни уральской деревни оказался, похоже, инцест. Вроде больше зацепиться взглядом, а тем более мыслью и не за что. Скандальная роль Степана, воспылавшего страстью к сестре, досталась 24-летнему актеру Юрию Борисову.
Юрий Борисов сыграл более 20 ролей, в том числе в картинах Андрея Звягинцева и Александра Прошкина,между тем о нем известно крайне мало.
— В моем актерском договоре есть пункт, по которому я не обязан давать интервью ни на телевидении, ни в газете. Вот я им и пользуюсь, — объяснил Борисов.
— Почему уже спустя год ушли из театра «Сатирикон»?
— После выпускного дипломного спектакля в Театральном училище имени Щепкина меня пригласил художественный руководитель театра Константин Райкин. Но репертуарный театр — это привязанность к одному месту, участие даже в тех спектаклях, которые не очень нравятся. Ушел, потому что не хотел, чтобы театр превратился в рутинную работу.
— Сразу определились с выбором профессии?
— Я благодарен родителям, что они даже не пытались влиять на определение моего жизненного пути. Мама и папа боялись, что я мог стать наркоманом, алкоголиком
Для родителей было важно только то, чтобы я попал на бюджетное отделение и получил высшее образование. Я даже маме написал расписку: «Обязуюсь поступить в институт на бюджет»
После школы я ни к какому вузу не готовился, поэтому успел выучить только прозу и стих, ну и пошел в театральный. Если честно, то я хотел именно такой свободной жизни. До сих пор не считаю актерство работой, скорее призванием.
— Что значил для вас дебют в фильме Андрея Звягинцева «Елена»?
— На первом курсе я отправился разносить свои фото по киноагентствам. Желание сниматься было таким сильным и, видать, читалось по глазам, что в коридоре «Мосфильма» меня остановила женщина и, расспросив, предложила роль в сериале «У каждого своя война». А на следующий день я поехал попытать счастья к Звягинцеву, и меня утвердили на небольшую роль в «Елену». Так я выпал на полгода из учебного процесса.
— В вашей фильмографии много картин о войне…
— Я этому не рад, потому что для актеров делать одно и то же не продуктивно. Видать, внешность у меня такая, поэтому режиссеры утверждают на роли солдат. Вот опять лысый из-за того, что играю танкиста в военной драме «Т-34». Зато в «Отчем береге» был при своих кудрях и во время съемок постоянно потел.
— У вас знаменитая актерская фамилия…
— Это материнская фамилия. Папина была Сивуха, он сменил ее после свадьбы.
«Верные друзья»
В жизни любого артиста есть та особенная роль, которая становится его визитной карточкой, благодаря которой его знают и помнят. История о трех взрослых состоявшихся мужчинах, оставшихся в душе мальчишками, вмиг стала популярной в СССР, и большому кругу зрителей стал известен Александр Борисов – актер. «Верные друзья», картина 1950 г., десятки лет оставалась самым просматриваемым фильмом в нашей стране. Даже сейчас показ картины собирает около экранов всю семью.
Такой популярностью лента обязана, в первую очередь, прозвучавшим песням «Что так сердце растревожено» и «Плывет, качаясь, лодочка…». Их исполнил именно Александр Борисов, еще в молодости он увлекался музыкой, о его умении петь ходили легенды. Актер не обладал сильным оперным голосом, но делая акцент на интонацию и эмоциональность, мог затронуть душу любого человека. Так и получилось: со всего СССР артисту посыпались письма с восхищениями и признаниями в любви. Дело было и в самой роли, ведь на экране зрители увидели воссоединение двух влюбленных, расставшихся когда-то по недоразумению. Александр Борисов, актер, личная жизнь которого оставалась для зрителей загадкой, на экране воплощал идеального советского мужчину, супруга или влюбленного.
Удивительно, но фильм не воспринимается как один из «шедевров» соцреализма, все идеологические задумки здесь как-то равномерно дозированы и приправлены отличным юмором и мелодраматизмом. Большое значение имел и выбор актеров. Александр Борисов, Борис Чирков и Василий Меркурьев были настоящими талантами, на тот момент уже состоявшимися и известными артистами. Критики до сих пор гадают, почему такое удачное экранное трио не появлялось больше вместе в других картинах.
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Родиной Олега Борисова стал поселок Яковлевский, недалеко от Иваново, впоследствии переименованный на Приволжск. Именно здесь мальчик и родился 8 ноября 1929 года. Первый раз судьба с ним пошутила сразу после рождения. Когда мама выписывалась из родильного дома, ей вместо новорожденного сына отдали чужую девочку. Ошибка обнаружилась по приезду домой, и матери пришлось изрядно понервничать, пока врачи исправляли свой промах. После этого в жизни артиста эта ситуация будет повторяться не раз – его роли в театре и кино будут играть другие актеры.
Имя, данное ребенку при рождении, было не Олег, а Альберт. В те времена имя было достаточно экзотическим, причем если учитывать, что семья жила в сельской местности. Идея с именем для сына была мамина, оно принадлежало бельгийскому принцу, пожаловавшему с визитом в столицу. С самого детства все звали мальчика просто Алик, в театральном вузе его звали Олегом. Паспорт артист менять не захотел, и официально его имя Альберт.
Творческих людей в семье не было. Папа долгие годы возглавлял сельхозтехникум, мама трудилась в совхозе агрономом. Несмотря на большую загруженность на работе, мама старалась не пропустить репетиции в самодеятельном кружке. Часто Олег сопровождал маму на ее занятия, и постепенно влюбился в театр. Когда Борисов достиг подросткового возраста, то уже точно знал, что пойдет в артисты. Олега тоже начали задействовать в постановках, и он быстро освоился на сцене. Олег стал примером для своего младшего брата Льва, который сумел сделать успешную артистическую карьеру.
Детские годы Олега Борисова прошли в Карабихе под Ярославлем, потом семья Борисовых поселилась в Московской области. Когда началась война, их эвакуировали в Среднюю Азию. Мальчик работал наравне со взрослыми, он умело управлял сенокосилкой и трактором, трудился на лесоповале.
В 1947-м Олег Борисов уехал в Москву и с первого раза стал студентом Школы-студии МХАТ. Учеба давалась ему на удивление легко, преподаватели никогда не имели проблем с прилежным студентом. Диплом об окончании театрального вуза артист получил в 1951-м.
Артист театра и кино
- 1947 – Поступление в школу-студию МХАТ.
- 1951 – окончил учебу и направлен актером в киевский русский драматический театр им. Л. Украинки. За тринадцать лет службы в нем Олег играл более чем в двадцати постановках. Несмотря на то, что это были небольшие роли или второго плана, они были отточены так филигранно, что зритель начал «ходить на Борисова».
- 1955 – дебют в кинематографе, роль рабочего-подпольщика в фильме «Мать» по роману М. Горького.
- 1961 – выход на экраны комедии «За двумя зайцами», в которой Олег виртуозно исполнил свою первую главную роль в кино – Свирида Петровича Голохвостого. Фильм имел оглушительный успех, побил рекорды посещаемости. Свирид Петрович стал нарицательным персонажем, его реплики разошлись на цитаты. Через 38 лет после премьеры картины ее создатели были удостоены Государственной премии Украины, Олег Борисов – посмертно.
- 1963 – приглашен в московский театр им. Пушкина. Здесь Олег проработал один сезон и успел сыграть лишь несколько ролей.
- 1964 – поступил в труппу ленинградского Большого драматического театра им. Горького по приглашению его руководителя Г. Товстоногова. За девятнадцать лет работы в БДТ Борисов был занят в 20-ти постановках. Сыграл центральные роли в ряде культовых спектаклей: принц Гарри («Генрих IV» У. Шекспира), Костерев («Три мешка сорной пшеницы» по произведению В. Тендрякова), Григорий Мелехов («Тихий Дон» по роману Шолохова), Суслов («Дачники» М. Горького), Сиплый («Оптимистическая трагедия» В. Вишневского). В них ярко проявился особенный стиль игры Борисова – с присущими ему психологизмом, аналитичностью и страстностью. Пришло всесоюзное признание замечательного театрального актера. Период работы в БДТ был для него самым плодотворным, но это также годы мучительного и напрасного ожидания ролей.
- 1973 – на телеэкраны вышел сериал «Крах инженера Гарина». Зрителям запомнился блистательно сыгранный Борисовым главный герой – феноменально талантливый изобретатель, переродившийся в авантюриста-технократа, претендующего на мировое господство.
- 1980 – отстранен от работы на Мосфильме на 2 года после отказа сниматься в главной роли в фильме А. Зархи «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского». Олег Иванович покинул проект из-за несогласия с трактовкой режиссером образа писателя.
- 1981 – молодой ленинградский режиссер Л. Додин поставил в БДТ спектакль «Кроткая» по новелле Достоевского. Роль ростовщика, исполненная Борисовым – величайшее достижение, одна из вершин его театрального творчества.
- 1982 – выход кинофильма «Остановился поезд» в постановке Абдрашитова с Борисовым в главной роли. Его персонаж, следователь Ермаков – бескомпромиссный и обреченный на одиночество воин в борьбе против царящей на производстве системы всеобщей безнаказанности и попустительства. Позднее Абдрашитов позвал Олега Ивановича еще в две киноленты: «Парад планет» и «Слуга».
- 1983 – приглашен в МХАТ его главным режиссером, О. Ефремовым. Одна из ролей, сыгранных на знаменитой сцене – доктор Астров в чеховском «Дяде Ване». Ушел из театра в 1988, когда Ефремов сам начал репетировать Астрова и снял Борисова с роли.
- 1983 – создан минисериал «Подросток» по роману Достоевского. Борисов блестяще выразил катастрофическую душевную раздвоенность князя Версилова, одного из самых противоречивых персонажей русской классики.
- 1986 – в фильме П. Тодоровского «По главной улице с оркестром» Борисов воплотил современника – преподавателя сопромата Василия Павловича Муравина. Это один из немногих «добрых, мягких» героев в послужном списке актера. Но и он при ближайшем рассмотрении оказывался драматическим персонажем, прожившим странную, «не свою» жизнь; непонятым даже самыми близкими людьми.
- 1989 – в Центральном театре Советской Армии сыграл роль императора Павла I в трагедии Мережковского. Павел изображался Борисовым сложной, глубоко трагичной фигурой, одиноким, страдающим человеком. Спектакль пользовался огромной популярностью, работу в нем пришлось прекратить из-за состояния здоровья.
- 1994 – Олег Борисов скончался от тяжелой болезни.
Для Борисова реальной ценностью в жизни была семья, он боготворил жену и обожал сына, называл их своими настоящими друзьями.
БРАТЬЯ-АРТИСТЫ
А как ваш отец принял решение стать артистом?
Перед поступлением он съездил в Киев к брату, как бы за благословением, тот уже работал в Театре Леси Украинки. Насколько я знаю, Олег не очень обрадовался тому, что Лев тоже будет актером: «Зачем два артиста в семье? Иди лучше в футбол». Папа серьезно занимался футболом, и ему прочили карьеру вратаря. Маленький, прыгучий, пружинистый, он брал невероятные мячи. Когда мне было месяцев девять, папа положил меня в коляску и пошел играть в футбол. В какой-то момент игры он посмотрел на коляску и увидел меня, вставшую на ножки, державшуюся ручками за края коляски и раскачивавшуюся в стороны. Он в ужасе со скоростью света понесся ко мне и в последний момент подхватил в полете… Но все же отец пошел в творческий вуз. Они с другом, Владимиром Земляникиным, ходили по всем театральным вузам с бидоном капусты, голодные. В Щукинское их взяли сразу. Причем папа с нулевого сразу проскочил на третий тур.
Вы знаете, как познакомились ваши родители?
Моя мама, Мария Александровна, была учительницей французского языка в школе в Черновцах. А папа приехал на гастроли с областным Театром Островского. Мама встала в очередь за пончиками за двумя мужчинами. Папин коллега, увидев молодую красивую девушку, сказал: «Лева, как тебе не стыдно, такая девушка стоит за тобой». Папа оглянулся, пропустил маму, она купила пончик, кофе, села за столик. Они подсели к ней и стали заливать, что авиаконструкторы. Девушка сразу поняла, что парни подбивают клинья. В итоге отец сдался: «Мы всего лишь гастролирующие артисты, приходите вечером на спектакль». Мама пришла, посмотрела и влюбилась. У отца была небольшая роль, но он настолько ярко играл, что мама только на него и смотрела. Отец уехал, они начали переписываться. У мамы не сложилась семья с первым мужем, у папы тоже первый блин комом, к тому времени оба были свободны. Как он часто говорил о них с мамой: «Мы две половинки одной чашки». Мама переехала в Москву, они поженились. Мама начала работать в Союзе писателей СССР переводчицей с румынского и французского… В тысячелетие Крещения Руси, в 1988 году, папа принял твердое решение креститься, выбрав местом для этого святого таинства родину мамы — Буковину. А через год родители обвенчались уже на родине папы — в городе Плес. И началась стезя православной жизни. Мама была старостой храма, а папа ей помогал. Отец часто уходил мыслями в вечность, много читал книг о православии. Дома появились иконы и духовная литература. Мама вообще росла в религиозной семье. Дочь немца-католика Альфреда Франка, который полюбил православную румынку Чионию Андриеш и ради нее поменял вероисповедание. Папа и дядя тоже были воспитаны своей верующей бабушкой. Однако точной уверенности в том, что оба крещенные, не было. Позже Олег Иванович захотел принять крещение. Отец стал его крестным отцом…
А вот по отношению к театру у папы был один завет: «Театр — это вахта, гримерка, сцена, гримерка, вахта». То есть нигде не тусоваться, не распахивать душу, потому что в нее плюнут. Это первое, чему он меня учил: «Не распахивайся, вывернут наизнанку и вытрут ноги».
«Не вся правда для нас недостаточна»: работа над ролями
Олег Борисов в роли принца Гарри в спектакле Георгия Товстоногова «Король Генрих IV». Ленинградский Большой драматический театр имени Горького, Санкт-Петербург. Фотография: ptj.spb.ru
В центре: Олег Борисов (справа) и режиссер Георгий Товстоногов. Фотография: borisovborisov.ru
Олег Борисов в роли Петра Гарина в художественном телевизионном фильме Леонида Квинихидзе «Крах инженера Гарина» (1973)
В 1964 году Олег Борисов устроился в Ленинградский Большой драматический театр имени Горького. Режиссер Георгий Товстоногов сразу задействовал актера в известных спектаклях театра: «Идиот», «Сколько лет, сколько зим», «Мещане», «Дачники». Борисову доверяли сложных и противоречивых героев: в 1969 году он сыграл принца Гарри в постановке «Король Генрих IV». Чтобы понять своего героя, актер зачитывался книгами по анализу Шекспира и много репетировал. В своем дневнике он писал: «Бой с Хотспером, главарем заговорщиков, дается все труднее. Прихожу домой, показываю Алле те места, на которые сегодня приземлялся. Она определяет: царапина, гематома… и прикладывает медные пятачки Мы деремся настоящим оружием — мечами с длинными клинками и кинжалами».
Параллельно с работой в театре Олег Борисов продолжал сниматься в кино. В 1970 году актер сыграл разведчика Виктора Соломина в картине Алексея Германа «Проверка на дорогах». На площадке Борисов встретился с Роланом Быковым и Владимиром Заманским. По сюжету, в плен партизанскому отряду добровольно сдался человек, который сотрудничал с немцами — он раскаялся и хотел воевать против фашистов. Однако киноленту запретили: за то, что она якобы бросает тень на партизанское движение. Впервые картина вышла на большой экран, когда началась перестройка.
В 1973 году на экраны вышел четырехсерийный телевизионный фильм «Крах инженера Гарина» с Олегом Борисовым в главной роли. Фантастическую историю об ученом, который изобрел лазерное оружие массового поражения и хотел захватить мир, сняли по мотивам романа Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». Несмотря на высокие телевизионные рейтинги, критики оценили картину невысоко: персонажи сериала, по их мнению, не совпадали по характеру с авторскими.
Умение переосмыслить персонажа и раскрыть его с новой стороны помогло Борисову во время съемок фильма «Женитьба» в 1977 году. Режиссер Виталий Мельников вспоминал: «В общепринятой трактовке Кочкарев — это легкомысленный, пустой, но очень энергичный человек. Мы с Олегом Борисовым чувствовали, что если в этой широко распространенной концепции есть правда, то это не вся правда и уж, во всяком случае, для нас она недостаточна». Борисов полностью изменил восприятие персонажа зрителями — главный герой в исполнении актера превратился в одинокого и неприкаянного человека.
Биография[править | править код]
Сын актёра Олега Борисова.
Окончил факультет музыкальной режиссуры Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (ныне Санкт-Петербургской). Как вспоминал Борисов, его туда позвал преподававший в консерватории актёрское мастерство друг отца Владислав Стржельчик.
От Бориса Покровского получил приглашение в Москву, в Камерный музыкальный театр, и проработал в этом театре около десяти лет, поставив множество музыкальных спектаклей, в их числе оперы «Игра на воде» Б. Бриттена, «Бедная Лиза» Л. Десятникова, «Дневник сумасшедшего» В. Кобекина, «Военные письма» и «Альбомчик» В. Гаврилина, «Метаморфозы» Овидия на музыку Г. В. Генделя, И. С. Баха, В. А. Моцарта, сценическую композицию «DSCH-играем Шостаковича» и другие.
В Московском академическом театре оперетты (ныне театр «Московская оперетта») Юрий Борисов осуществил первую постановку музыкальной феерии «Клоп» Д. Шостаковича, в Российском фонде культуры — оперу «Мавра» И. Стравинского, кантикла «Авраам и Исаак» Б. Бриттена.
После этого, как вспоминал Юрий Борисов, «нас с отцом… схлестнуло желание работать вместе. Сначала это был его бенефис на телевидении — „Лебединая песня“, его несыгранные драматические роли: Хлестакова, Чичикова, Гамлета (сцены). Дальше два наших спектакля — „Пиковая дама“ и „Человек в футляре“: мы создали свою антрепризу. И закончилось всё совместным фильмом „Мне скучно, бес“. Это — 94-й год. После этого его не стало».
После работы в «Антрепризе Олега Борисова» Юрий Борисов поставил телевизионный фильм-спектакль «Репетиция Пушкина» (с участием Евгения Миронова и Оксаны Мироновой, Студия архивных и фондовых программ телеканала «Культура», 2001 г.), видеоклип «Шаги на снегу» для японского телевидения (Святослав Рихтер исполняет прелюдию Дебюсси, 2000 г.), документально-игровой фильм «Пришельцам новым», посвящённый отцу (1999, с участием Евгения Миронова), телевизионный документальный фильм «Плетнёв» о выдающемся пианисте и дирижёре (2007, премьера состоялась в музее-квартире С. С. Прокофьева).
Составил и подготовил тексты книг, посвящённых его отцу, — «Без знаков препинания» (1999) и «Иное измерение» (2004). Автор книги «По направлению к Рихтеру» (2003) о пианисте Святославе Рихтере, с которым был близко знаком.
Печатался в журнале «Наше наследие», сборниках «Вспоминая Рихтера» и «Среда обитания». Является автором сценариев, эссе, статей о музыке и театре.
В 2003-04 гг. участвовал в передачах радиостанции «Говорит Москва» («Беседы с Юрием Борисовым»), посвящённых выдающимся музыкантам и артистам.
По его либретто (в основе — сказка Х. К. Андерсена) была поставлена опера «Девочка, наступившая на хлеб» В. Копытько (режиссёр Д. Рождественский, «Лентелефильм»).
В 2006 г. в Государственном академическом Большом театре Республики Беларусь (Минск) состоялась премьера ещё одной оперы по его либретто (в основе — рассказ А. Чехова) — «Его жёны» В. Копытько.
В сезоне 2005/06 Юрий Борисов дебютировал в Большом театре в качестве режиссёра балета «Золушка» С. Прокофьева.
Умер от инфаркта 16 ноября 2007 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с отцом, актёром Олегом Борисовым.