Кто такие «ночные ведьмы»

Ирина Ракобольская

Ирина Ракобольская в октябре 1941 года училась на четвертом курсе физфака МГУ. Девочка из хорошей московской семьи, умница, отличница, комсомолка бросила учебу, чтобы уйти на войну. Закончив летную школу, она стала начальником штаба только что сформированного женского авиаполка. Она вместе с боевыми подругами прошла Северный Кавказ, Кубань, Крым, Белоруссию, Польшу, Восточную Пруссию, а известна стала совсем другим.

В 1946 году она была уволена в запас и восстановлена на физфаке. Словно и не было военных лет, Ирина продолжила научную работу. В том же году она вышла замуж за Дмитрия Линде, впоследствии ставшего автором 15 учебников по радиопередающим устройствам. Сама Ирина стала не менее известным ученым. Специализировалась она на изучении космических лучей. Она создала в МГУ лабораторию изучения космических лучей и руководила ей до 1991 года.

Наряду с боевыми орденами «Орден Красного Знамени», «Орден Отечественной Войны», «Орден Красной Звезды» у Ирины Ракобольской было несколько наград за научную деятельность.

Скончалась она только два года назад, в 2016 году.

Ирина Себрова

Эта девушка — тихая и скромная, как ее характеризовали подруги — совершила 1004 вылета, больше всех в полку. На момент начала войны двадцатисемилетняя Ирина была опытным авиаинструктором, выпустила несколько групп курсантов. Она сама одной из первых обратилась к Марине Расковой с просьбой зачислить ее в формирующийся женский полк.

Ее боевой путь начался в районе Донбасса. Три раза ее награждали орденом Красного Знамени, а ближе к концу войны она стала Героем Советского Союза.

На войне Ирина познакомилась с будущим мужем. Александр Хоменко был инженером в ремонтной мастерской. Ира стала опробовать починенную им машину. Сам Саша сидел во второй кабине — летчица пообещала ему, что не будет делать «петлю», потому он не закрепился в кресле. Правда, увлеченная полетом Ирина в какой-то момент забыла о наличии пассажира. С трудом, но Александр удержался и не выпал из кабины. А вскоре после войны они поженились.

Из восьмидесяти летчиц за время войны погибло 32 девушки. Но хрупкие деревянные самолеты По-2, развивавшие скорость всего до 120 километров в час, стали легендой, не дававшей покоя фашистам. Всего «ночные ведьмы» сбросили на вражеские позиции 5 тысяч тонн бомб.

Евдокия Бочарова (Бершанская)

Капитану Евдокии Бершанской в 1942 году, когда полк отправился на фронт, было 29 лет. Она была красавицей: статная, кудрявая, с открытым волевым подбородком. В небе с девятнадцати лет, с момента, как поступила в Батайскую школу пилотов.

Перед войной она несколько лет проработала инструктором, готовя будущих летчиков. Тогда же она вышла замуж в первый раз, за Петра Бершанского, но брак оказался недолгим. От него у Евдокии остался маленький сын.

Любовь свою Евдокия нашла на войне: 46-му гвардейскому полку часто приходилось работать вместе с 889-м легкобомбардировочным ночным полком, который, в сущности, выполнял те же задачи, что и «Ночные ведьмы», но был мужским. Командовал им майор Константин Бочаров — и вскоре после Победы командиры полков поженились. С Константином Дмитриевичем Евдокия прожила до смерти в 1982 году. Это, кстати, была не единственная свадьба между военнослужащими этих полков.

После войны Евдокия работала в комитете советских женщин и в комитете ветеранов войны.

Вообще послевоенные судьбы «ночных ведьм» складывались по-разному. Многие из них стали более известны как деятели науки и искусства, чем как летчицы знаменитого подразделения. И все же в первую очередь они остались для истории бойцами 46-го гвардейского полка.

Евгения Руднева

С Евгенией Рудневой Ирина была знакома еще в университете: Ира училась на физфаке, а Женя — на мехмате. Они были подругами, когда узнали о том, что начинается призыв девушек в военные части — вместе пошли, не раздумывая. Только по факту уже узнали, что это Марина Раскова ведет набор в женские авиационные полки. Вместе учились в авиационном училище. Вместе стали штурманами в легендарном полку.

Ирина Вячеславовна позднее вспоминала, что Евгения была мечтательницей и фантазеркой. Одна из лучших студенток курса, она совмещала учебу с работой в отделе Солнца Всесоюзного астрономо-геодезического общества. Потом в полку ее называли «звездочетом». А она мечтала заниматься исследованиями Солнца, быть астрономом.

Первую и единственную свою любовь она встретила в 1943-м, когда на 11 дней отпросилась к родителям. С танкистом Славой она познакомилась по дороге. Больше они не виделись — только переписывались.

«Огромное тебе спасибо за то, что сама сказала о своем дорогом чувстве ко мне… Самое лучезарное воспоминание у меня — это то, когда я вспоминаю тебя, какой ты была в день своего рождения; веселая, разрумянившаяся, легкий след загара на нежной шее, золотистые волосы и чудесные глаза», — писал ей Слава.

В апреле 1944 года летчицы готовились к наступлению на Крым. Боевое задание тогда было — бомбить немецкие позиции севернее Керчи. Женя сама предупредила подруг: вражеская ПВО хорошо работает, нужно быть осторожнее

Самой же ей, по свидетельствам «ночных ведьм», осторожности как раз не хватало. Деревянный самолет По-2, который вела Женя, попал в луч прожектора и сразу же загорелся

На глазах у всех он упал, разваливаясь на части. Через два дня советские войска вошли в Крым. В Керчи Женю и похоронили.

Посмертно ей присвоено звание Героя Советского Союза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector