Кир булычев: через тернии к звездам

Новая версия фильма

Кадр фильма «Через тернии к звёздам» (новая версия, 2001). Космодром.

В 2001 году сыном режиссёра Николаем Викторовым была выпущена переработанная версия фильма. Проведена цифровая обработка изображения, восстановление цвета, переработаны некоторые спецэффекты, записана полностью новая звуковая дорожка в формате Dolby Digital. Продолжительность фильма приведена в соответствие со стандартами современного кинопроката, в результате он сокращён на 20 минут. По утверждениям авторов, в переработанной версии сокращены растянутые эпизоды, снижавшие динамику фильма, и выброшены эпизоды, нёсшие в себе советскую идеологическую окраску. В новой версии фильма добавлены, в частности, кадры парящих в облаках над космопортом звездолётов (посадочная площадка в точности копирует знаменитую «рюмку» аэропорта Шереметьево-1), кадры висящего в космическом пространстве корабля с Дессы «Гайя».

Кир Булычёв писал: «Когда фильм снимался, у Ричарда возникла мысль, вместо слово „конец“ написать „Все кадры мёртвой планеты Десса сняты на Земле сегодня“. Жаль, что в Госкино испугались, и картина завершается как принято». Только в новой версии фильма в финальных титрах мы можем увидеть фразу: «Все кадры гибнущей планеты Десса сняты на планете Земля».

Сокращению подвергался практически весь фильм, особенно «пострадала» первая серия. Заметно сокращены следующие сцены:

«Нийя — искусственный человек» (1 серия)
  • Совещание комиссии по контактам на карантинной околоземной станции, на котором определялась дальнейшая судьба Нийи (00:06:30).
  • Упоминания Петра Петровича о земном адепте клонирования Загорском (00:07:58; 00:20:57)
  • В доме Лебедевых во время трансляции по телевидению комиссии по контактам Нийя чихает (00:08:04)
  • Эпизод с бранзулитом, который Сергей привез Степану с планеты Сеник (00:13:53).
  • Разговор Марии Павловны с роботом Глашей о Нийе (00:21:01).
  • Сцена установления контакта с Нийей в кабинете Сергея (00:21:20)
  • Быстрые кувырки Нийи по траве и недовольство Глаши беспорядком в доме: «Если бы я видела, я бы этого безобразия не допустила!» (00:22:54; 00:24:12)
  • Эпизод на пляже о моральных нормах землян и вид обнаженной Нийи (00:36:45)
  • Часть разговора между Сергеем и Надеждой о «центре послушания» (00:37:34)
  • Диалог Степана и экзобиолога Климова о значении работы экипажа «Астры» (00:59:25)
«Ангелы космоса» (2 серия)
  • Визит Бармалея и Степана в лабораторию к Нийе после того, как она приходит в сознание (00:02:10)
  • Доклад Ивановой и Климова об исследовании Дессы Дрейеру с видеорядом общих планов пустующих коридоров «Астры» (00:22:54)
  • Финальная часть совещания землян перед проведением первой фазы очистки (тоннельная абсорбция) (00:30:05)

Также авторы новой версии местами перемонтировали порядок эпизодов согласно литературному и режиссёрскому сценарию.

Композитор Алексей Рыбников частично использовал одни и те же музыкальные темы для оперы «Юнона и Авось» и х/ф «Через тернии к звёздам». В новой версии большинство тем было заменено музыкой Дмитрия Рыбникова, сына Алексея Львовича. Однако основной темой новой версии становится так называемая тема «Гроза», написанная Алексеем Рыбниковым исключительно для «Терний». Кроме того, обе версии фильма начинаются с известной темы «Свет звёзд», в новой версии лишь немного изменена аранжировка.

Терновый венец

В заключение изучения того, что это – «тернии», стоит сказать и о венце, состоявшем из веток растений с шипами. Согласно трем евангельским повествованиям, таковой римские воины возложили на голову Спасителя во время его поругания.

Так, например, в Евангелии от Матфея сказано следующее. Римские солдаты сплели венец из терна и возложили Иисусу на голову, дав в правую руку трость. Они становились перед ним на колени, насмехаясь над ним, и говорили: «Радуйся, Царь Иудейский».

Сведений о том, когда терновый венец был снят с головы Иисуса, в канонических Евангелиях не обнаружено. На полотнах некоторых художников Христа, распятого на кресте, можно увидеть с венцом.

Прима Дома моделей

А потом девушку заметили на улице, и пригласили сняться для журнала моды. Утончённая, изысканная красота девушки бросалась в глаза не только утомлённым знаньями книголюбам

Её фотографии, попавшие в журнал мод, который тогда базировался на Кузнецком мосту, вскоре привлекли внимание модельеров. И вот ей поступило предложение работать на подиуме в ГУМе

Лена стала демонстратором одежды Московского Дома моделей.

За несколько лет она стала примой Дома моделей. Все понимали, что она уникальна. Её фигура была такая, что многие платья и наряды могла носить на показах только она. Другие манекенщицы в эти наряды не влезали

На её необычную внешность вскоре обратили внимание кинодеятели

PER ASPERA AD «АСТРА»

Пожалуй, главное достижение Кира Булычёва как сценариста — вышедший в 1981 году двухсерийный фильм Ричарда Викторова «Через тернии к звёздам» по оригинальному сценарию писателя. Викторов уже был известен любителям фантастики как автор картин «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», но эта дилогия предназначалась скорее подросткам. «Через тернии к звёздам» — совсем другая работа, взрослая, зрелая, бьющая по нервам.

Игорь Ясулович сыграл в фильмах по Булычёву шесть ролей: сикки Торки в «Терниях», Электрона Ивановича в «Гостье из будущего», Кащея в «Лиловом шаре», Конрада в «Подземелье ведьм» и Грубина в двух «гуслярских» лентах

Фильм разделён на две серии и распадается на две части; можно спорить о том, что именно здесь от Булычёва, а что от Викторова, однако нельзя не признать, что половинки удачно дополняют одна другую и визуально, и на уровне концепции. «Земная» часть напоминает мир Полдня братьев Стругацких: счастливое будущее, почти всесильная наука, люди как боги, помогающие другим расам… В эту идиллию попадает инопланетянка Нийя, искусственный человек, созданный учёным Гланом с планеты Десса. Планета не похожа на Землю будущего, зато из нашего настоящего до Дессы рукой подать (что вскоре подтвердили события в Чернобыле). Её обитатели истощили природные ресурсы, загрязнили всё, что могли, живут в подземельях и наружу, под кислотные дожди, выходят только в противогазах.

Сикки Туранчокс и сикки Торки, главные злодеи «Терний» — но не их сценария

Родина Глана гибнет, но его «дети», обладающие сверхспособностями, должны спасти Дессу. Увы, Глан с «детьми» вынужденно удаляются в космическое изгнание и погибают при взрыве на корабле. Нийю спасают земляне, она живёт в доме специалиста по контакту Лебедева, чей сын Степан влюбляется в инопланетянку. Во второй серии Нийя летит на Дессу на корабле «Астра», экипаж которого должен спасти планету от экологической катастрофы. Коварный сикки (что-то вроде «сэра») Туранчокс, главный олигарх Дессы, торгующий противогазами, воздухом и водой, находит пульт, позволяющий управлять Нийей, и хочет помешать землянам. Сикки Ракан, друг Глана, ценой жизни затапливает резиденцию Туранчокса биомассой, которая грозит поглотить всё живое на планете…

Манекенщица Елена Метёлкина предельно органична в роли Нийи

Даже из этого сумбурного описания видно, что до Булычёва и Викторова ничем похожим отечественная кинофантастика зрителей не баловала. Пожалуй, это единственный советский фильм, в котором люди будущего всецело реалистичны, хотя и обладают в сравнении с нами иной, коммунистической психологией. Тут нет такой напыщенности, как в «Туманности Андромеды» и других советских утопиях, зато в избытке человечность, юмор и доброта. Один космонавт может дружески шлёпнуть другого по заднице за то, что тот опоздал с запуском зонда на девятнадцать секунд, — и пусть станет стыдно тому, кто плохо об этом подумает! Складывается ощущение, что для здешних землян всё происходящее сродни игре. Может, так и должно быть в мире торжествующего разума? Из нашей эпохи этот мир видится совсем сказочным, но Кир Булычёв и Ричард Викторов, похоже, верили в его реальность.

Критика

Критик А. Плахов отметил, что «Через тернии к звёздам» обращены к зрителю всех возрастов, в отличие от дилогии «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной». Он похвалил удачный дебют Метёлкиной, тип внешности и пластика которой согласуются с представлением о космическом существе. Поднятая режиссёром экологическая проблема, по мнению Плахова, звучит как предупреждение. Критик отметил достоверное изображение домов людей будущего, звездолётов, но ему показалось, что в облике жителей Дессы присутствуют эклектичность, черты «расхожей инфернальности».

С точки зрения рецензента журнала «Искусство кино» С. Истратовой, Викторов в своих фильмах «Москва — Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Через тернии к звёздам» создал собственный вариант фантастики — психологически конкретную «земную фантастику». Тема контакта с внеземной цивилизацией традиционна для фантастики, но в фильме Викторова психологическим стержнем сюжета становится превращение главной героини из полуробота в человека. Истратова похвалила удачный выбор исполнительницы главной роли, которой свойственны пластичность, экзотическая внешность, естественность поведения. Режиссёр использовал зрелищность и увлекательность для постановки серьёзных проблем. В образе умирающей Дессы он изобразил один из страшных вариантов развития человечества, к которому может привести экологическое загрязнение, что позволяет отнести фильм к жанру антиутопии. При этом режиссёр показал идеальное будущее Земли, где люди живут в гармонии с природой, путешествуют по космосу, увлечённо занимаются своей работой. Истратова отметила достоверность изображения как Земли будущего, так и Дессы.

Критик В. Ревич, обозревая письма читателей, пришедшие в журнал «Советский экран», пишет, что если объединить эти письма, то получится квалифицированная рецензия на фильм. Читатели дали восторженную оценку и фильму в целом («Этот фильм перевернул нас!»), и актрисе Метёлкиной, и убедительному изображению Дессы

Отдельные читатели обратили внимание на «несуразные „мелочи“»: произведённые в СССР противогазы на жителях другой планеты, жевательная резинка и пиво «Золотое кольцо» в мире будущего, современный аэропорт, который выдаётся за космопорт.

Через тернии к звездам: что это значит и почему?

Русский язык богат различными фразеологизмами. Есть огромное множество выражений, которыми пользуются, интуитивно понимая, что они означают, но очень редко задумываются о действительном происхождении или правильном произношении, не говоря уже об адекватном литературном применении. Ярким примером является крылатая фраза: «Через тернии к звездам». Что это значит и почему именно так сложились эти слова в оборот? Эти вопросы довольно интересные как с точки зрения употребления в разговорной речи, так и применительно к литературному использованию.

Происхождение

Корни этого выражения обычно относятся к известному латинскому Per aspera ad astra, которое, в свою очередь, приписывается Луцию Сенеке, использовавшему его в своем сочинении «Неистовый Геркулес». Римский философ, живший в начале первого века нашей эры, был одним из ярчайших представителей стоицизма.

Данное направление мысли обязует последователей сохранять твердую позицию, несмотря на любые удары судьбы. Видимо, это и склоняет ученых к тому, чтобы указывать источником именно слова Сенеки, который, как известно, не только был строгим последователем учения стоицизма, но и пошел на смерть, дабы не изменить своим убеждениям, прихватив заодно и жену. Действительно, не часто в наши времена встретишь подобную убежденность в своей философской позиции.

Через тернии к звездам: что это значит?

Возвращаясь к цитируемой фразе: Per aspera ad astra, можно увидеть изначально вложенный в нее смысл. В переводе это звучит примерно так: «к звездам, преодолевая трудности на пути». Действительно, чувствуется четкая стоическая позиция. Еще один вариант, встречающийся в переводах «Геркулеса», это «не гладок путь от земли к звездам». Однако это уже нюансы толкования в рамках языка, на который переводится литературное произведение. Как бы то ни было, отсюда и вытекает основной смысл фразеологического оборота «Через тернии к звездам». Что это значит для самого Сенеки, догадаться можно уже просто исходя из стоического образа мышления и соответствующего отношения к жизнедеятельности автора.

Очевидно, это движение вверх, к цели своего существования, ее достижение с привлечением всех сил, отпущенных человеку природой, несмотря на препятствия, большие или малые. Ведь это и есть смысл жизни для истинного стоика. Также следует упомянуть о появлении в русской версии оборота интересного слова «терние». Оно означает колючку, растение с шипами, а также в переносном смысле трудность, невзгоду и т. д. Не так просто пройти по дороге, заросшей подобными растениями. Видимо, для усиления эффекта и было добавлено это слово. В русском языке закрепился именно данный вариант.

Рассмотрим следующий нюанс, связанный с крылатым выражением «Через тернии к звездам». Что это значит, если представить, что звезды — это не цель, а нечто практически недостижимое, фантазия? Чем, в общем-то, и являются звезды для человека на современном этапе развития технологий. В таком случае появляется еще одна трактовка, о которой редко упоминают фразеологические словари. А именно: достойная, но, казалось бы, недостижимая цель порождает еще более трудные препятствия.

Однако моменты трактовки — это еще не весь материал, который можно рассмотреть в рамках заглавия статьи. Действительно, пока акцент был лишь на значении фразы «Через тернии к звездам» (что это значит).

Произношение

В разговорной речи, да и не только, часто встречается разновидность этого фразеологизма. Вместо «через» употребляется «сквозь». В целом вариация достаточно правомерная, хотя иногда считается некорректной, поскольку в словарях предлагается именно первая. Не стоит обманывать читателя, отвечая однозначно, как правильно, а как — нет. Ведь это всего лишь устойчивое выражение, причем изменения в языке зачастую настолько скоротечны, что и эта стабильность фразеологизмов на поверку оказывается довольно зыбкой.

Но вернемся к нашему высказыванию «Через тернии к звездам». Что это значит? Свойство сочетания слов, с точки зрения произношения, очень неустойчиво. Как правило, в разговоре люди редко употребляют это изречение в таком виде, как мы его представили. Наша фраза лучше звучит именно со словом «сквозь», как это ни парадоксально.

Заключение

Данный материал не претендует на полновесный разбор всех нюансов при ответе на вопрос: «Через тернии к звездам: что это значит?». Тип предложенной информации не имеет назидательной цели, а лишь дает общепринятую трактовку.

fb.ru

ИНЫЕ «ТЕРНИИ»

«Через тернии к звёздам» существует в трёх версиях: сценарий Булычёва, оригинальный фильм 1981 года и переделка, выпущенная сыном Викторова Николаем в 2001 году. Сценарий отличается от фильма довольно сильно. Скажем, «коллега Пруль», капризный житель планеты Океан, которого «Астра» доставляет домой, в фильме — учёный, пусть и (цитата) «своеобразный», а в сценарии — вельможа. Поэтому реплика Пруля «Ох уж мне эта современная молодёжь! Забывает, что забота обо мне облагораживает!» звучит как сатира на советских бонз. Эпизоды, в которых «Астра» приводняется на Океане и принимает участие в войне с каррушами, «хищниками, похожими на одеяла», в картину не вошли вообще (выбивались из темпоритма?), хотя и могли её украсить. Вообразите эту сцену: «Фигура Нийи, разложившись на множество фигур, как овеществлённые радиоволны, вылетает через иллюминатор в океан…» Вырезали из фильма слова, которые бывшая девушка Степана бросает Нийе: «У тебя же пупка нет!» Интересно, отчего отсутствие пупка показалось цензорам безнравственным? Может, из-за пошлого анекдота о девушке, у которой он «стёрся»?

Что-то с телефоном (1979) По рассказу «Можно попросить Нину?» (1973)

Этот фантастический мир, выпуск 4 (1981) По рассказу «Снегурочка» (1973)

Этот фантастический мир, выпуск 5 (1981) По рассказу «Выбор» (1971)

Через тернии к звёздам (1981) Оригинальный сценарий

Совсем иначе в сценарии решён финал. Биомассу останавливают не телекинетические способности Нийи и землян, а силовое поле «Астры», при этом робот Бармалей «выдвигает из правой руки лазерный тесак и режет массу. Куски её чернеют, отваливаются. Из неё выкатывается череп Ракана…» — красиво, согласитесь! В фильме персонажи стали куда проще, тот же Туранчокс сделан убийцей Глана, хотя в сценарии он никого не убивал: «Неужели ты подумал, что мне выгодно было убить Глана и его детей? Они мне были нужны живыми». Настоящий убийца — «друг» Глана сикки Ракан. Другой пример: в фильме землянин Климов говорит Нийе, что Глан «стал бы жертвой палачей», в сценарии — что «логика событий сделала бы его палачом»; почувствуйте разницу. А вот сцены, где Туранчокс чуть не погибает от щекотки, в сценарии нет.

Версия 2001 года оцифрована, очищена, переозвучена, так что не все актёры разговаривают своими голосами, а главное, сокращена. Среди прочего пропала отменная реплика деда Степана про космос: «И там не без урода!» Ещё Николай Викторов вырезал сцену с раздевшейся Нийей на берегу моря; в СССР, где «секса не было», обнажённая инопланетянка никого не смутила (странная была эпоха: пупок цензоров волновал, женская грудь — нет), а в новой России ей места не нашлось. Добавлены всего два кадра — вид космопорта и надпись «Все виды гибнущей планеты Десса сняты на планете Земля», которую Ричард Викторов и в самом деле хотел поместить вместо слов «Конец фильма».

В роли негостеприимной Дессы — жёлтый светофильтр и окрестности нефтеперерабатывающего завода в Исфаре, Таджикистан

«Через тернии к звёздам» — кино передовое, даже провидческое. Если бы Викторову дали больше денег, фильм, весьма возможно, покорил бы не только СССР, но и весь мир. Мёртвый корабль Глана с плавающими в невесомости клонированными эмбрионами визуально предвосхищает четвёртого «Чужого» с клонами Рипли; встречающие «Астру» жители Дессы в противогазах и с граммофонами сделали бы честь любому фильму-катастрофе. Пейзажи, снятые около заброшенного нефтеперерабатывающего завода возле таджикской Исфары, явно вспоминались Георгию Данелии, когда он создавал планету Плюк для фильма «Кин-дза-дза». Даже скверное качество советской плёнки, благодаря которой Десса выглядит словно бы погружённой в вечный полумрак, лишь усугубляет ощущение тотального бедствия (в версии 2001 года картинка осветлена, и это не идёт фильму на пользу). Режиссёр оглушает зрителя контрастом: куда вы хотите попасть — в светлое будущее или в тёмное?

Булычёв писал о Викторове, что тот был, по сути, проповедником: «Для Ричарда был важен не столько процесс создания фильма, сколько его конечный воспитательный результат». Если так, «Через тернии к звёздам» — самая мощная из его проповедей. И она ещё долго будет актуальной.

Капитан Кучкин (Анатолий Кузнецов) вспоминает молодость

Значение этой татуировки

Дельфина

скорпион ищущий путь к звездам ((((((( Навигационная звезда или роза ветров — древний, и, тем не менее ничуть не устаревший тату — мотив, известный еще столетие назад. Звезды на небе часто служили ориентиром для моряков, особенно Северная, или Полярис, в Северном полушарии, а также Южный Крест в Южном. Моряки татуировали себе навигационные звезды, потому что они полагались на них: от звезд зависела их жизнь, они должны были указать путь домой. Мореплаватели были весьма суеверными людьми и надеялись, что их татуировки в форме звезды послужат амулетом благополучного пути. Приблизительно в то же время морская звезда стала обозначаться на компасах. В более позднее время подобные звезды стали символизировать жизненный путь, его поиск. Их стали делать те, кто хотел не сбиться с избранного пути. Таким образом, звезда стала путеводной — ее образ помогал не сбиться с избранного пути, когда человек потерян или испуган. Позже такие звезды стали символами награды, высокого поощрения, признаком отличия. Татуировки скорпион — выглядит стильно, мужественно, красиво в большей степени подойдет мужчинам, которые предпочитают агрессивную тату. Значение татуировки скорпион: Cкорпион иногда — оберегающий талисман. В Европе скорпион является символом насилия, ненависти и мести. В Японии скорпион — олицетворение мудрости, а в сочетании с цветами — символ любви и долгой супружеской жизни. В Древнем Египте он был атрибутом покровительницы мертвых богини Селкет. В Африке считалось, что скорпион сам выделяет средство против своего яда, поэтому его символика носила двойственный характер — он был символом как врачевания, так и убийства. В Библии скорпион — демоническое существо, в средневековом искусстве — знак смертельного предательства, иногда зависти или ненависти. Вот какие значения имеет символ скорпиона в разных традициях: Христианство: зло, мучение, предательство, Иуда Искариот.

Египет: атрибут Сета в тифонической ипостаси, Селка, или Селкета, защищающего мертвых. Семь скорпионов сопровождали Изиду во время поисков Озириса. Еврейская традиция: яд, смерть. Митраизм: дадофоры (факелоносцы) , держащие направленный вверх и вниз факелы, — это Бык и Скорпион как символы жизни и смерти, восходящего и заходящего Солнца и т. д. Шумеро-семитская традиция: скорпионы или человеко-скорпионы были стражами Ворот Солнца, Гор Запада и Двойных Ворот. Скорпионы были связаны с Иштар или Ниной. Атрибут Сабазия Фригийского. В греческой мифологии охотник Орион, который дерзко вызвал на поединок богиню Артемиду, был смертельно ужален скорпионом.

Игорь-никита никитин

Значения нет. Просто татуха которых очень много. Да и какая разница кто чего себе сейчас колет. В данное время нет спроса за наколки. Так что можешь набить себе хоть танк, хоть кочегаров. Но с кочегарами будут иметь тебя.

Максим

в прошлом скорпиона носили участники боевых действий (армейская сфера) или зэки-беспредельщики (буквальное значение: «Выживу в любых условиях»), отбывавшие сроки на т. н. «красных зонах» — усиленного режима с жесткой не воровской, а конвойной дисциплиной. Там было значительно труднее существовать «ворам». Иногда скорпиона берут в свои особые символы отдельные отряды спецподразделений или просто армии, и тогда они начинают кочевать с нашивок на тела самих людей, в них служащих или служивших. Перевод — через тернии к звездам. Роза ветров — аналогично подкове — удача, форт. Если эта тату на твоей спине, то можно сказать, что она значит из прапорщиков в генералы))) ) раз звезда одна, то в генерал майоры.

Версия 2001 года[править]

Сын Ричарда Викторова Николай решил восстановить лучшую работу своего отца. Однако выяснилось, что ещё в начале 90-х новоявленные Туранчоксы, выкупившие павильоны Совэкспортфильма, натурально вышвырнули ящики с плёнками под дождь. Энтузиасты перетащили их в неотапливаемые ангары, где они и хранились, портясь от холода и времени. Словом, нормально отреставрировать фильм на основе имеющихся материалов оказалось невозможным — сильнее же всего пострадал звук. Николай Викторов принял волевое решение полностью переписать его, пригласив для переозвучания актёров, которые на тот момент были ещё живы, а также задействовав новых. Ну а дальше, решив уж не мелочиться, доработал спецэффекты, переснял некоторые сцены, а другие вообще убрал (в том числе, обрезал сцену купания), в результате чего фильм сократился на целых двадцать минут. Утверждения Николая Викторова о том, что он-де выбрасывал лишь ненужные эпизоды с идеологической окраской оставим на его совести: никакой советской пропаганды в фильме отродясь не было. В результате получился натуральный эффект Йетса пополам с пыткой увеболлом, где сюжет распадался на части из-за кривых монтажных решений Викторова-младшего (кстати, обнажёнка, благополучно пережившая советскую цензуру, была им безжалостно вырезана — для расширения аудитории, что ли?), а дубляж, выполненный в худших традициях озвучки голливудского ширпотреба, но вперемешку с голосами оригинальных актёров, резал слух. Пришлось к тому же и записывать новый саундтрек, поскольку часть музыкальных тем Алексей Рыбников использовал для рок-оперы «Юнона и Авось», что создало путаницу с правами; новую музыку написал сын композитора Дмитрий, на котором природа всё же несколько отдохнула. Тем не менее, из-за ужасного качества оригинальной версии (звук был такой, что казалось, будто головы всех героев обмотаны стегаными одеялами) автору статьи пришлось начинать своё знакомство именно с этого недоразумения. Некоторые фанаты создавали комбинированные версии.

Что не вошло в фильм

Расхождения между сценарием и фильмом обусловлены в основном урезанием бюджета и требованиями цензуры Госкино.

В фильме отсутствуют (или имеют отличия) эпизоды
  • полёт Сергея и Нийи с орбиты к дому Лебедевых на флайере;
  • прилёт на флайере к Лебедевым бригады специалистов во главе с Надеждой и с аппаратурой для биоконтроля;
  • домашний робот Гришка в фильме переименован в робота Глашу;
  • ночная сцена в доме Лебедевых;
  • отсутствует в сценарии: игра бабушки и Нийи в «ладушки» («ласточка, ласточка, чёрненький хвостик»);
  • перед отъездом к Надежде в институт Нийя ломает стабилизатор флайера;
  • на пляже Селена удивлена отсутствием у Нийи пупка;
  • в сценарии: агрессию по отношению к Селене останавливает приказ Надежды через центр управления, Надежда не согласна с Сергеем и считает свои действия верными;
  • в фильме: приказ Надежды звучит секундой после того, как Нийя сама отпускает Селену, Надежда раскаивается в своих действиях;
  • сцена второго созыва Комиссии по контактам;
  • сцена в роддоме;
  • в Чичен-Ицу (в фильме плато «Южный крест») после экзаменов приезжает и Степан; Нийя испугана инсценировкой местной труппы у жертвенного колодца; Степан дарит Нийе половинку бранзулита на память; после телерепортажа с посланниками из Дессы Нийя сбегает из Мексики, Степан в поисках Нийи опаздывает на свой корабль;
  • диалог Степана и Пруля («расстраиваться вредно»)
  • земная биостанция на планете Океан, нападение карруш, Нийя спасает Степана;
  • отсутствует в сценарии: эпизод с ручкой Колотуна («Виктор, это не моя ручка?»)
  • сцены диалога Лия с землянами о Туранчоксе, пещеры с хищниками и исследования дессианского водоёма изменены;
  • сцена «Оплошности землян»;
  • отсутствует в сценарии: эпизод совещания землян перед ассенизацией;
  • эпизод следования Бармалея за Нийей;
  • Нийя после гибели Надежды угоняет планетарный катер землян, и переборов звучащий в её мозгу приказ «пульта управления», уводит катер от «Астры» и разбивает его.

НАМ НЕ СТРАШЕН КОСМИЧЕСКИЙ ГОСТЬ!

Двумя годами позже, когда ветры перемен уже подули, но ещё не превратились в ураган, Горовец снял полнометражный фильм «Поляна сказок» якобы по повести «Недостойный богатырь». Якобы — потому что для сценария Булычёв измыслил совершенно новый сюжет, оставив от прежнего одну-единственную деталь. В повести директор дома отдыха Иван Дегустатов натыкается на пещеру со скелетом дракона и царевной в хрустальном гробу, целует её и становится женихом проснувшейся Елены. Проблема в том, что Дегустатов — вор и корыстолюбец. Спасает царевну пожарный Эрик — тот самый, из «Золотых рыбок».

Ни Дегустатова, ни Эрика в «Поляне сказок» нет. Есть резчик по дереву Кузьма, разбудивший царевну Марью и выстроивший для неё дом в лесу, куда ездит охотиться товарищ Батыев, главный функционер Великого Гусляра (Батыева играет Юрий Потёмкин, его верного слугу — Владимир Николенко, в «Родимом пятне» исполнившие роли участкового и Семенского сооттветственно). Поляной сказок называется место, где Кузьма работает над деревянными скульптурами. Батыев призывает Кузьму «смелее вторгаться в реальность», обещает молодожёнам квартиру и делает из честного резчика такого же, как он, зазнавшегося функционера, занятого бессмысленной работой вроде организации соревнований по домино (о них фантаст позднее написал отдельный рассказ).

Кузьма да Марья: временной мезальянс

Превращение сюжета о тщете стяжательства в злободневную (и малоинтересную) историю о грехопадении Кузьмы могло казаться уместным в 1988 году, когда разрешили критиковать власть и грех было этим не воспользоваться. Но, кажется, и сам Булычёв понимал, что глупец Кузьма, функционер Батыев и серая как мышь царевна Марья никого не взбудоражат. В «Недостойном богатыре» была масса колоритных персонажей второго плана — царевнина свита, но в фильме Марья просыпается одна-одинёшенька. Что делать? Оживлять сюжет! Так в «Поляне сказок» появляются тупиковые линии второго плана. Вот летающий памятник основателю Великого Гусляра, каменный богатырь «на дирижабле» (вообще-то на воздушном шаре), который, как говорят по местному радио, «облетел Норвегию и Исландию и возвращается теперь на родину». Вот демоническая Баба Яга с «венчальным яблочком», она же — стюардесса в туристическом автобусе. Вот прораб, гипнотизирующий работниц…

Получается, увы, не гремучая смесь, а сюрреалистичная каша. Финал смазан напрочь: царевна, вкусив с горя отравленного яблока, ложится обратно в гроб, Батыева арестовывают, за тем, как его и других чиновников уводит милиция, наблюдает Баба Яга. Рядом с ней в детской коляске — внучка с панковской причёской (толстый намёк на поколение неформалов). «Ты никогда не будешь как эти дяди?» — спрашивает Баба Яга. Внучка мотает головой. Мораль, поданная настолько в лоб, совершенно не впечатляет. Ветер перемен носит по улицам Гусляра обрывки газет, а Кузьма к вящему недоумению зрителя… просыпается.

По удивительному совпадению со сцены, в которой ветер перемен носит по площади обрывки газет, начинается и пятый гуслярский фильм. Он называется «Районные соревнования по домино»; его снял в 1989 году некто М. Борщевский. Эта короткая рок-опера (sic!) превосходит по сюрреализму даже «Поляну сказок». В рассказе Удалов и Грубин организуют чемпионат по домино, не замечая, что в мире начинается атомная война, меняется климат, идут дожди из лягушек, наступает чуть не конец света… Киноверсия доводит ситуацию до абсурда: её герои не говорят — они поют! Даже диктор в телевизоре — и тот читает рэп. Песни примерно следующие: «С таким народом не страшен / внезапный космический гость, / с таким народом не важен / в сапог воткнувшийся гвоздь…» Или: «Зажигай всё, что может гореть / на путях к путеводной звезде, / как указано сам знаешь кем, / как написано сам знаешь где…»

Жаль, песнями плюсы «Районных соревнований…» практически исчерпываются. Чёрно-белый, неуклюже смонтированный, не к месту перебивающий действие кадрами кинохроники фильм пытается высмеивать советские демонстрации и партсобрания, но получается это у него слишком натужно.

***

Этимология

Происходит от названия небольшого колючего кустарника, у которого имеются такие варианты, как терн, терновник, слива колючая. Он относится к виду рода слив, подсемейства сливовых, семейства розовых.

Существительное «терн» в свою очередь берет начало в праславянском языке от слова tern, обозначающего колючку, от которого образовались также:

  • древнерусское «тьрнъ»;
  • старославянское «трънъ»;
  • украинское «терен»;
  • болгарское «трън»;
  • сербохорватсое «тр̑н»;
  • словенское tŕn;
  • чешские trn – «колючка», «шип», trní – «колючий кустарник»;
  • словацкие tŕň – «колючка», tŕnie – «колючий кустарник»;
  • польские tarn, cierń;
  • древнепольские tarn, cirznie;
  • верхнелужское Ćerń;
  • нижнелужское śerń.

По одной из версий, праславянское существительное происходит от древнеиндийского существительного tŕ̥ṇam, которое переводится как «трава», «стебелек». И является родственным готскому þaúrnus – «терн», «колючка». Но также существует предположение, что существительное «терн» происходит от татарского глагола «тырн-ау», значение которого — «царапать».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector