Картина мона лиза
Содержание:
- Загадка Моны Лизы
- Похищение
- Много PR
- Улыбка Моны Лизы
- История
- Факты о Мона Лизе
- Мона Лиза и её влияние
- Флора из Эрмитажа
- Другие- Мона Лиза
- Преступление века. Похищение Моны Лизы из Лувра
- Изучение работы да Винчи в школе
- Научные исследования «Мона Лизы»
- «Мона Лиза» — это не «Джоконда»?
- Брови Джоконды
- «Руки противятся ему» – страшилка современности
- «Руки противятся ему» – страшилка современности
- Кто такая Мона Лиза?
- Чем болела Джоконда?
- Купить входные билеты в парижский Лувр
Загадка Моны Лизы
Август 1911 года, в парижском Лувре, в галерее Ренессанса висит небольшой портрет «Мона Лизы», который пока малоизвестен. Но вскоре он станет притчей во языцех. После закрытия музея, один из работников Винченцо Перуджи подходит к картине и вынимает ее из рамы. Он прекрасно знаком с экспозицией музея, незадолго до этого его приняли на должность реставратора.
Перуджи тщательно заворачивает бесценную деревянную раму в ткань, на следующее утро у всех на виду он покидает музей, неся под мышкой «Мону Лизу». Пропажу картины обнаружат только к вечеру и о ней начнут писать все газеты. До кражи об этой работе Леонардо знали, разве что эксперты.
Имя «Мона Лиза» в одночасье стало известно, в каждом доме. Скандал превращает ее в суперзвезду, полицейские допрашивают подозреваемых, но так и не находят сотрудника Лувра. «Мона Лиза» пропала. Никто не знал, найдется ли она.
В это время торговец произведениями искусства путешествует по Англии в поисках редких работ и по его утверждению, получает в графстве Сомерсет интересное предложение. Единственное, что удалось узнать это имя покупателя — Хью Блейкер.
Похищение
В 1911 году портрет похитил итальянец Винченцо Перуджа, который являлся сотрудником Лувра. Он полагал, что Наполеон Бонапарт украл картину у Флоренции и желал видеть её возвращенной на родину.
На протяжении целых двух лет местонахождение картины было покрыто тайной. В это время СМИ по всему миру делало предположения о причинах ее отсутствия и возможной локации. В 1913 году Перуджа вышел на связь с итальянским торговцем произведениями искусства Альфредо Джери и запросил награду от итальянского правительства за возвращение Моны Лизы во Флоренцию.
Но даже после возвращения картины появлялись различные предположения об инциденте. Ведь за возврат картины в Италию вор требовал весьма скромную сумму. Поэтому общественность задавалась вопросом о том, не была ли кража лишь хитрым трюком для привлечения внимания к галерее.
Позже выяснилось, что Перуджа был лишь исполнителем, а заказчиком выступал аргентинский коллекционер Эдуардо де Вальфьерно. Он заказал шесть копий Моны Лизы незадолго до похищения и потом продал их за большие суммы, выдавая за оригинальное произведение.
Много PR
Сегодня «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» занимает главное место в ключевом художественном музее мира. И даже человек, очень далекий от искусства, знает о загадке личности Джоконды, о тайнах ее улыбки и о странностях, происходивших с ее бровями. Безусловно, Леонардо далеко отошел от своих тогдашних конкурентов в искусстве живописи, и детальность, мастерская игра теней в его полотне поражает
Но главное, что привлекает внимание к портрету – это, все же, атмосфера тайны, которая лишь усилилась после двух интересных случаев
Первый произошел в 1911 году. Полотно, доселе не имеющее особой популярности среди посетителей Лувра, было украдено. Как выяснилось позже, одним из сотрудников музея. Винченцо Пруджиа мечтал вернуть картину в родную Италию. Но спустя год Пруджиа по глупости откликнулся на объявление о покупке «Джоконды» и был пойман. Картина вернулась уже на почетное место в галерее, а самого Винченцо на 2 года посадили в тюрьму (весьма мягкое наказание, власти отнеслись с уважением к патриотичному итальянцу).
После истории с похищением на картину Леонардо обратила пристальное внимание пресса. Стали всплывать удивительные истории о том, как Джоконда пленит и пугает людей
Один из посетителей Лувра пытался облить картину серной кислотой, другой кинул в нее камнем. Одна женщина, долго смотревшая на картину, пыталась облить ее краской. Трое поклонников шедевра итальянского живописца покончили с собой. Часть историй, которые все возникают и возникают вокруг Джоконды – безусловные мистификации, по мнению некоторых исследователей, созданных самим руководством Лувра для привлечения интереса к музею. Есть даже мнение, что сам директор и организовал кражу полотна.
scientificamerican.com
Увы, администрация Лувра после похищения портрета была уволена (из-за недостаточного внимания к вопросам охраны лучших шедевров мировой живописи). Но если кража и последующий скандал действительно были придуманы директором и его командой, то этот PR-ход был просто гениальным. Ведь плохой рекламы, как известно, не бывает. А с 1911 года «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» можно смело назвать одной из самых известных картин всех времен.
Наш материал показался вам интерсным? Тогда, уверены, вам понравится и другая статья, посвященную искусству, на сей раз современной скульптуре. Посмотрите на самые красивые и необычные произведения мастеров 21 века!
Улыбка Моны Лизы
Улыбка Моны Лизы – это уже крылатое выражение, обозначающее обманчивое и загадочное выражение лица, некую тайну. Действительно, каждый турист, оказавшись в заветном зале центрального парижского художественного музея, подолгу рассматривает картину, пытаясь понять: так улыбается ли женщина? Мы можем ответить вам на этот вопрос. Нет, Джоконда не улыбается. Даже рентгеновские снимки, сделанные учеными для изучения всех слоев краски полотна, показали, что женщина, изображенная Леонардо, вполне серьезна. Тем не менее, картина «обманывает» периферийное зрение человека – если смотреть на нее под углом, кажется, что плотно сжатые губы Моны Лизы искривила улыбка. Не столь веселая, сколько таинственная.
История
Леонардо да Винчи начал рисовать Мона Лизу около 1503 года, и он умер в своей студии в 1519 году. Вероятно, он работал над ней несколько лет, добавляя несколько слоев тонкой масляной глазури в разное время. Небольшие трещины в краске, называемые кракелюрами, появляются на всем протяжении картины, но они более мелкие на руках, где более тонкие глазури соответствуют позднему периоду Леонардо.
Французский король Фрэнсис I, при дворе которого Леонардо провел последние годы своей жизни, приобрел произведение после смерти художника, и оно стало частью королевской коллекции. На протяжении веков портрет был уединен во французских дворцах, пока повстанцы не объявили королевскую коллекцию достоянием народа во время Французской революции (1787–99). После периода, висящего в спальне Наполеона, Мона Лиза была установлена в Лувре на рубеже 19-го века.
В 1911 году картина была украдена, что было сенсацией в СМИ. Люди стекались в Лувр, чтобы посмотреть на пустое место, где когда-то висела картина, директор музея подал в отставку, а поэт Гийом Аполлинер и художник Пабло Пикассо даже был арестован как подозреваемый. Два года спустя торговец произведениями искусства во Флоренции предупредил местные власти, что мужчина пытался продать ему картину. Полиция нашла портрет, спрятанный в ложном основании багажника, принадлежащего Винченцо Перудже, итальянскому иммигранту, который некоторое время работал в Лувре над подборкой картин, включая «Мону Лизу». Он и двое других рабочих сняли портрет со стены, спрятали его в шкафу на ночь и убежали с ним утром. Перуджа был арестован, судим и заключен в тюрьму, а Мона Лиза совершила турне по Италии, прежде чем триумфально возвратиться во Францию.
Во время Второй мировой войны Мона Лиза, выделенная как наиболее опасное произведение искусства в Лувре, была эвакуирована в места сельской местности Франции, вернувшись в музей в 1945 году после объявления мира. Позднее она путешествовала по Соединенным Штатам в 1963 году, собирая около 40 000 человек в день во время своего шестинедельного пребывания в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке и в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия. Она также гастролировала в Токио и Москве в 1974 году.
Факты о Мона Лизе
- Приставка Мона означает «мадонна» или «миледи», а Лиза – это просто имя.
- Личность человека на картине навсегда осталась загадкой. Часть исследователей склонны думать, что это автопортрет Леондардо да Винчи в женском образе, однако большинство считают Мона Лизу 24-х летней Лизой Геральдиной, известной также под именем Лиза дель Джокондо, которая была женой купца Франческо дель Джокондо. Также, возможно, что это портрет матери художника.
- В 1956 году в Лувре произошло чрезвычайное происшествие. Хьюго Унгаза кинул камнем в портрет, от чего шедевр получил повреждение около левого локтя Мона Лизы.
- Как вы думаете, сколько стоит эта картина? Сотни тысяч долларов? Миллионы? Миллиарды? Нет! Она бесценна! И именно поэтому шедевр всё ещё без страховки.
- Интересные факты о Мона Лизе Леонардо да Винчи нужно обязательно дополнить тем, что женщина, изображённая на картине, не имеет бровей. Достоверно не известно, почему так случилось. Считают, что брови они стёрты во время одной из реставраций в средние века, так как тогда полностью удалять брови было в моде. Также есть мнение, что картинка преднамеренно незакончена автором.
- Картина распологается в специальном зале в Лувре. Эта комната была создана за 7 млн. долларов именно для Мона Лизы. Шедевр находится под бронированным стеклом, а необходимая температура поддерживается с помощью компьютера и сложной системы датчиков.
- Мона Лиза была завершена в замке Амбуаз во Франции приблизительно в 1505 году. По одной из гипотез Леонардо да Винчи похоронен в этом замке.
- В зрачках Мона Лизы нарисованы микроскопические цифры и буквы. Их видно только с помощью специального оборудования. Считается, что это дата завершения картины и инициалы автора.
- Мона Лиза считается одной из самых разочаровавших достопримечательностей. Столько шума и легенд, а приходишь в музей, она спрятана под стекло, и так далеко от тебя… всего лишь картина…
- Особая волна популярности Моны Лизы возникла после похищения. 21 августа 1911 года картина была украдена Винченцо Перуджо, сотрудником парижского музея. В ходе расследования было уволено руководство Лувра, под подозрением оказались известные люди, такие как Пабло Пикассо и Гийом Аполлинер. Картина в результате была обнаружена 4 января 1914 года в Италии. После этого с ней было проведено несколько выставок, и затем она была возвращена в Париж. Мотивы преступления достоверно неизвестны, вероятно, что Перуджо хотел вернуть шедевр на родину Леонардо да Винчи.
https://youtube.com/watch?v=sNwsYks-9-U%3F
- В годы Второй мировой войны Адольф Гитлер создал комиссию, которую возглавил искусствовед Ганс Поссе. Цель комиссии – захватить как можно больше произведений искусств для грандиозного музея фюрера. Однако Мона Лиза была укрыта в замке Шамбор. Точное местоположение хранилось в строгом секрете. Это спасло картину от очередного похищения.
- Рассказывая про интересные факты о Мона Лизе Леонардо да Винчи, нужно упомянуть о пейзаже за этой женщиной. Скорее всего, это несуществующая местность. Однако, есть гипотезы, что это итальянские районы Монтефельтро или Вальдарно.
- Секрет Мона Лизы кроется в её улыбке. Если смотреть на портрет в целом, то кажется, что женщина улыбается. Однако, если опустить взгляд ниже, убрав её глаза из поля зрения, иллюзия улыбки пропадает.
- Сегодня картина находится в плохом состоянии. Её краски значительно потемнели, что произошло из-за склонности Леонардо да Винчи к экспериментам (он использовал не традиционный состав красок). Также на полотне образовались трещины, некоторые из которых видны невооружённым взглядом. В связи с этим теперь Мона Лиза не покидает стен Лувра, сотрудники музея не отправляют её на выставки.
Мона Лиза и её влияние
Влияние Моны Лизы на Ренессанс и более поздние времена были огромны, революционизировав современную портретную живопись. Поза в три четверти стала не только стандартом, но и предварительные рисунки Леонардо побудили других художников больше и свободнее изучать свои картины и стимулировали ценителей собирать эти рисунки. Благодаря рисункам его миланские работы стали известны флорентийцам. Кроме того, его репутация и авторитет как художника и мыслителя распространились на его коллег-художников и гарантировали им свободу действий и мысли, подобно его собственной. Одним из таких художников был молодой Рафаэль, который набросал работы Леонардо в процессе и принял формат Моны Лизы для своих портретов; это послужило ясной моделью для его Портрета Маддалены Дони ( ок. 1506).
Леонардо даже повлиял на моду, в которой художники одевали свои предметы. В своем «Трактате о живописи», опубликованном спустя много лет после его смерти, он писал, что искусству следует избегать моды:
По возможности избегайте костюмов своего дня… Костюмы нашего периода не должны изображаться, если они не на надгробных плитах, так чтобы мы могли быть избавлены от насмешек наших преемников за безумные моды людей и оставить после себя только то, чем можно восхищаться за их достоинство и красоту..
Мона Лиза прекрасно демонстрирует этот аспект своего трактата в том, что Джоконда одета в цветную рубашку, свободно складывающуюся на шее, вместо обтягивающей одежды, которая была тогда популярна
Флора из Эрмитажа
Франческо Мельци. Флора (Коломбина). 1510-1515 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Флора очень подходит под описание Вазари. Юная, очень красивая, с необыкновенно приятной улыбкой алых губ.
К тому же именно так описывал сам Мельци любимую работу своего учителя Леонардо. В своей переписке он называет её Джокондой. На картине, по его словам, была изображена девушка невероятной красоты с цветком Коломбины в руке.
Однако мы не видим её “влажных” глаз. К тому же вряд ли синьор Джокондо позволил бы своей супруге позировать с оголенной грудью.
Так почему же Мельци её называет Джокондой? Ведь именно это имя наводит некоторых экспертов на мысль, что настоящая Мона Лиза находится не в Лувре, а в Эрмитаже.
Возможно, за 500 лет произошла путаница. С итальянского “Джиоконда” переводится, как “Веселая”. Может так и называли ученики и сам Леонардо свою Флору. Но так получилось, что это слово совпало с фамилией заказчика портрета, Джокондо.
Другие- Мона Лиза
Существует, по крайней мере, дюжина превосходных копий Моны Лизы, многие из которых сделаны учениками Леонардо. Считалось, что одна такая копия в музее Прадо в Мадриде была написана спустя много лет после оригинала. Однако во время реставрации картины в начале 2010-х годов, которая включала использование инфракрасной рефлектологии для исследования работ под поверхностью, рестовраторы обнаружили, что картина имела изменения, которые отражали изменения оригинала. Результаты показали, что художник — вероятно, один из помощников мастера — написал копию, когда Леонардо работал над Мона Лизой в своей студии. Таким образом, версия Прадо стала единственной известной копией, завершенной при жизни Леонардо. Реставраторы очистили всю картину и удалили ее черный фон, открыв детальный пейзаж, напоминающий версию Леонардо, и яркие цвета, возможно, напоминающие те, что были на оригинале до того, как лак, нанесенный ранними реставраторами, потемнел со временем.
Другие копии Моны Лизы включают в себя так называемые Isleworth Mona Lisa, как утверждали некоторые, была первой версией знаменитого портрета Леонардо. Это утверждение было спорным, и несколько ведущих ученых Леонардо категорически отрицали это. Многочисленные полуобнаженные интерпретации, часто называемые «Монна Ванна», также существуют и, вероятно, были выполнены учениками Леонардо при случайном участии их мастера. Распространение Моны Лизы отражает, по крайней мере частично, почти непосредственное воплощение субъектом идеальной женщины — красивой, загадочной, восприимчивой и все еще просто недосягаемой.
На протяжении веков эта квинтэссенция женщины обрела новую жизнь в массовой культуре. Только в 20-м веке ее культовый статус был высмеян школьным способом — добавление усов и бородки к репродукции открытки – в книге Марселя Дюшана «readymade L. H. O. O. Q.» (1919). Его непочтительная порча этой самой известной из культовых картин выражала неприятие дадаистами искусства прошлого, которое в их глазах было частью позора цивилизации, породившей ужасы только что закончившейся Первой мировой войны. Энди Уорхол тоже нацелился на статус картины в таких сериграфах, как «Тридцать лучше одного» (1963).
Мона Лиза со стены
Ссылки в области изобразительного искусства были дополнены музыкальными экзаменами. Личность и причуды Ла-Джаконды были исследованы в опере Макса фон Шиллингса в 1915 году. Портрет Леонардо также является источником вдохновения для классической песни «Мона Лиза» от американского автора текстов Рэя Эванса и автора песен Джея Гарольда Ливингстона:
Мона Лиза, Мона Лиза.Люди назвали тебяТы так похожа на даму с загадочной улыбкой.Это только потому, что ты одинок?Они обвинили тебяДля этого Мона Лиза странности в твою улыбку
Ты улыбаешься, чтобы соблазнить любовника, Мона Лиза?Или это твой способ спрятать разбитое сердце?Многие мечты были принесены к вашему порогуОни просто лежат и умирают там.Ты теплая, ты настоящая, Мона Лиза?
Или просто холодное и одинокое, прекрасное произведение искусстваОна была прекрасно записана в 1950 году джазовым пианистом и вокалистом Нэтом Кингом Коулом, а позже его дочерью Натали, а также многими другими.
Были фильмы, в частности, «Мона Лиза» (1986) и несколько романов, в том числе киберпанк Уильяма Гибсона «Мона Лиза Овердрайв» (1988) и канадская писательница Рэйчел Уайетт «Мона Лиза улыбнулась немного» (1999), связанные с картиной. В романе аргентинского писателя Мартина Капарроса «Вальфьерно» (2004) оживляет человека, который был вдохновителем кражи Моны Лизы из Лувра в 1911 году.
И изобразительное искусство, и китч продолжают ссылаться на портрет Леонардо. Банные полотенца, гобелены, зонты и многие другие предметы домашнего обихода несут ее образ, и этот образ воспроизводится с помощью всего, от железнодорожных билетов до рисовых растений. Спустя пять столетий после своего создания Мона Лиза остается пробным камнем для людей во всем мире.
Преступление века. Похищение Моны Лизы из Лувра
Может в Лувре висит и настоящая Мона Лиза. А Вазари слишком неточно её описал. И Леонардо не имеет никакого отношения к трём приведённым картинам.
Однако в 20 веке произошёл один случай, который все-таки заставляет усомниться, что в Лувре висит настоящая Джоконда.
В августе 1911 года Мона Лиза исчезла из музея. Её искали 3 года. Пока преступник не выдал себя наиглупейшим образом. Разместил объявление в газете о продаже картины. Картину пришёл посмотреть коллекционер и понял, что подавший объявление не сумасшедший. Под его матрасом на самом деле пылилась Мона Лиза.
Лувр. Фотография с места преступления (Мона Лиза исчезла). 1911 г.
Преступником оказался итальянец Винченцо Перуджиа. Он был стекольщиком и художником. Работал несколько недель в Лувре над стеклянными защитными коробами для картин.
По его версии в нем проснулись патриотические чувства. Он решил вернуть Италии картину, украденную Наполеоном. Он почему-то был уверен, что все картины итальянских мастеров Лувра украдены этим диктатором.
История очень подозрительная. Почему он не давал знать о себе 3 года? Вполне возможно, что ему или его заказчику нужно было время, чтобы сделать копию Моны Лизы. Как только копия была готова, вор дал объявление, которое очевидно должно было привести его к аресту. Кстати, осудили его на смехотворный срок. Меньше чем через год Перуджиа уже был на свободе.
Так что вполне может быть, что Лувр получил обратно очень качественную подделку. К тому времени уже научились состаривать искусственно картины и выдавать их за подлинники.
***
Работники Лувра не называют самый знаменитый портрет мира Моной Лизой. Между собой они обозначают её как “Флорентийская дама”. Видимо, многие из них уверены, что вряд ли она была женой синьора Джокондо. Значит, настоящая Мона Лиза находится где-то ещё..?
О других титанах живописи читайте в статье “Художники Эпохи Возрождения. 6 великих итальянских мастеров”.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Перейти на главную страницу
Изучение работы да Винчи в школе
В рамках школьной программы сочинение «Чему улыбается Джоконда» (тема может быть и другой, но похожей) учащиеся пишут в 4 или 5 классе. В такой работе будет уместно передать краткое или подробное смысловое содержание произведения.
О чём думает улыбающаяся женщина, доподлинно неизвестно, поэтому ученикам можно пользоваться подсказками воображения.
По сути, каждый способен увидеть в полотне что-то своё.
Варианты письменных работ могут быть разными, например:
- сообщение;
- доклад;
- реферат;
- рассказ;
- мини-эссе.
От выбранной формы зависит содержание. Например, в реферате будет уместна характеристика изображённых предметов. В эссе можно кратко изложить свои впечатления от картины, донести до читателя настроение, которое она создаёт.
Научные исследования «Мона Лизы»
Новая технология фотографии поможет узнать, что скрыто под слоями краски. Французский инженер Паскаль Код, использует ультрасовременные камеры, чтобы выяснить, почему у Джоконды нет бровей. Прибор с высоким разрешением делает снимки в разном диапазоне световых волн.
исследование картины «Мона Лиза»
«Я обнаружил брови, используя всего три фильтра в видимом глазу диапазоне, нам даже не пришлось применять инфракрасный диапазон, потому что слои краски на поверхности картины очень тонкие. Нет ясного научного ответа, как брови исчезли. Мы можем только предположить, что реставратор, который работал с полотном «Мона Лизы» удалил брови, потому что они были нарисованы на слое лака», — инженер Паскаль Код.
Ученые не нашли подтверждения восторженным отзывам Вазари, возможно он видел другую версию «Мона Лизы». Многие знаменитые картины после нескольких этапов реставрации сильно изменились.
Реставратор Эрнст Люкс спас множество шедевров и прекрасно знает о недостатках старинных методов восстановления картин: «Только представьте себе, сколько раз их реставрировали, используя раствор из скипидара, спирта и аммиака, в который могли добавить лавандовое масло и луковый сок. Все эти растворы объединяет то, что они очень едкие».
Может это и есть, описанная Вазари «Мона Лиза», просто ее великолепные брови ресницы исчезли в процессе многочисленных реставраций. Однако Вазари указывает на еще одну особенность портрета, который отсутствует у «Моны Лизы» из Лувра. Он был не завершен. Может быть, автор описывает Айзелуортскую Мону Лизу, английское приобретение Хью Блейкера?
Сегодня это полотно хранится в секретном месте в Швейцарии в бронированном сейфе. С момента появления портрет сменил нескольких владельцев, в 2008 году ее приобрела группы международных инвесторов. Имена покупателей и цена, которую они заплатили за картину, держится в тайне. Еще одна деталь подтверждает описание Вазари, задний план не прорисован.
не прорисованный задний план в картине Айзелуортская Мона Лиза
Пейзаж на картине почти отсутствует, но даже в таком виде полотно может оказаться работой Леонардо, а то, что она не завершена, объясняется занятостью художника.
Беспокойный ум Леонардо, его неустанный интерес к окружающему миру, нестандартный образ мыслей, новые области исследований, замыслы полотен — сделали его человеком, который откладывал работу над картинами, так и оставляя их незавершенными, брался за новый проект.
«Мона Лиза» — это не «Джоконда»?
Считается, что картина была написана около 1503—1505 года. Моделью для нее, по официальной версии, послужила современница великого живописца, в девичестве Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, портрет которой якобы заказал её супруг, флорентийский торговец шелком Франческо дель Джокондо. Полное название полотна – «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» — «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Джоконда (la Gioconda) также означает «веселая, играющая». Так что, возможно, это прозвище, а не фамилия.
Впрочем, в искусствоведческой среде ходят слухи о том, что знаменитая «Мона Лиза» кисти Леонардо да Винчи и его же «Джоконда» — это две совершенно разные картины.
Дело в том, что никто из современников великого живописца не видел портрет завершенным. Джорджо Вазари в книге «Жизнь художников» утверждает, что Леонардо работал над картиной четыре года, но так и не успел ее закончить. Однако портрет, выставленный сейчас в Лувре, полностью завершен.
Другой художник, Рафаэль, свидетельствует, что видел «Джоконду» в мастерской да Винчи. Он сделал набросок портрета. На нем натурщица позирует меж двух греческих колонн. На известном всем портрете колонны отсутствуют. Судя по источникам, «Джоконда» также была большего размера, чем известный нам оригинал «Моны Лизы». Кроме того, есть свидетельства, что незаконченное полотно было передано заказчику – мужу модели, флорентийскому коммерсанту Франческо дель Джокондо. Затем она переходила по наследству из поколения в поколение.
На портрете же, называемом «Мона Лиза», предположительно изображена фаворитка герцога Джулиано Медичи Констанция д’Авалос. В 1516 году художник привез это полотно с собой во Францию. До самой кончины да Винчи картина находилась в его поместье под Амбуазом. В 1517 году она очутилась в коллекции французского короля Франциска I. Именно ее сейчас можно лицезреть в Лувре.
В 1914 году один британский антиквар всего за несколько гиней приобрел на вещевом рынке города Бас изображение Моны Лизы, которое счел удачной копией творения Леонардо. Впоследствии этот портрет стал известен как «Айуорская Мона Лиза». Он выглядит незаконченным, на заднем плане – две греческие колонны, как в воспоминаниях Рафаэля.
Затем полотно попало в Лондон, где его в 1962 году выкупил синдикат швейцарских банкиров.
Неужели между двумя разными женщинами существует такое сходство, что их перепутали? Или картина все-таки одна, а вторая – лишь копия, выполненная неизвестным художником?
Брови Джоконды
Человека, не знакомого с историей моды и культуры 16-го века, может удивить тот факт, что у изображенной на картине женщины полностью отсутствуют брови. На самом деле это вовсе не странно. Наоборот, в начале 16 века отсутствие бровей и волос на верхней части лба (так называемый «кватроченто») свидетельствовали о том, что женщина следит за модой и относится к высшему слою населения. Потому вплоть до 2013 года ученые были уверены и не удивлялись тому, что у женщины на портрете полностью сбриты брови. А вот в 2013-ом французский инженер Паскаль Котэ, проведя ряд исследований, определил, что брови у нее все-таки были – высокоточное сканирование показало следы кисти на месте, где должны быть волоски. Почему они исчезли? Некоторые считают, что от времени. Другие уверены: дело в чересчур трепетном отношении слуг королевского дворца, где десятилетиями висела картины. Желая сохранить ее красоту, они чистили и мыли «Джоконду», вот и счистили ее брови. Некоторые исследовали склонны считать, что все дело в неудачной реконструкции полотна, произведенной пару столетий назад.
scientificamerican.com
«Руки противятся ему» – страшилка современности
Картину Билла Стоунхэма «The Hands Resist Him», написанную в 1972 году, конечно, нельзя причислить к шедеврам мировой живописи, но она имеет довольно интересную историю. Художник уверяет, что на картине изображен он сам в возрасте пяти лет, дверь – представление разделительной линии между реальным миром и миром снов, а кукла – проводник, который сможет провести мальчика через этот мир. Руки – это альтернативные жизни или возможности. Возможно, о полотне бы так никто и не узнал, если бы в 2000 году его не выставили на продажу на eBay. Продавцами оказалась женатая пара, которая обнаружила картину в заброшенной пивоварне и забрала ее с собой. Они не придумали ничего лучше, как повесить ее в комнату своей дочери. Постепенно в их жизни стали происходить ужасные события.
«The Hands Resist Him» Билл Стоунхэм
«Однажды утром наша дочь, которой было 4,5 года, принялась нас убеждать, что ночью дети на картине дрались и вышли прямо в комнату», – утверждала семья.
После чего родители решили установить в комнату камеру с датчиком движения и заметили, что девочка-кукла на картине меняет свое местоположение, вынимает пистолет и направляет его на мальчика. Впрочем, семья все равно уверяла, что ничего сверхъестественного в этом нет и, скорее всего, это просто игра освещения. Картина была выставлена на аукцион, на странице которого побывало большое количество людей. Особо впечатлительные писали, что при одном взгляде на картину с ними происходили странные вещи: кто-то терял сознание, а кого-то бросало в жар.
Сам автор картины, Стоунхэм, только посмеивается над чересчур мнительными людьми.
«Руки противятся ему» – страшилка современности
Картину Билла Стоунхэма «The Hands Resist Him», написанную в 1972 году, конечно, нельзя причислить к шедеврам мировой живописи, но она имеет довольно интересную историю. Художник уверяет, что на картине изображен он сам в возрасте пяти лет, дверь – представление разделительной линии между реальным миром и миром снов, а кукла – проводник, который сможет провести мальчика через этот мир. Руки – это альтернативные жизни или возможности. Возможно, о полотне бы так никто и не узнал, если бы в 2000 году его не выставили на продажу на eBay. Продавцами оказалась женатая пара, которая обнаружила картину в заброшенной пивоварне и забрала ее с собой. Они не придумали ничего лучше, как повесить ее в комнату своей дочери. Постепенно в их жизни стали происходить ужасные события.
«The Hands Resist Him» Билл Стоунхэм
«Однажды утром наша дочь, которой было 4,5 года, принялась нас убеждать, что ночью дети на картине дрались и вышли прямо в комнату», – утверждала семья.
После чего родители решили установить в комнату камеру с датчиком движения и заметили, что девочка-кукла на картине меняет свое местоположение, вынимает пистолет и направляет его на мальчика. Впрочем, семья все равно уверяла, что ничего сверхъестественного в этом нет и, скорее всего, это просто игра освещения. Картина была выставлена на аукцион, на странице которого побывало большое количество людей. Особо впечатлительные писали, что при одном взгляде на картину с ними происходили странные вещи: кто-то терял сознание, а кого-то бросало в жар.
Сам автор картины, Стоунхэм, только посмеивается над чересчур мнительными людьми.
Кто такая Мона Лиза?
Достоверная личность женщины на изображении неизвестна и по сей день. Многие мыслители верят, что портрет принадлежит 24-летней итальянской дворянке Марии де Герардини (Лиза дель Джокондо). Она была рождена во Флоренции в 1479 году.
Картину заказал её муж, Франческо дель Джокондо, который занимался продажей шелка и тканей. Пара вела зажиточную жизнь. У них было пятеро детей.
Другая гипотеза гласит, что это лицо принадлежит Катерине Сфорца, графине Форли, которая рьяно боролась за свои владения во времена военных сражений. Также предполагают, что молодая леди на портрете являлась любовницей Джулиано Медичи, соправителя Флоренции, или маркизой Мантуи Изабеллой д’Эсте. Бытует мнение, будто на картине изображена мать художника либо же он сам.
Чем болела Джоконда?
Сразу после того, как Котте опубликовал результаты своей работы, вышла статья бельгийских ревматологов и эндокринологов, которые рассмотрели во внутреннем уголке глаза у левого верхнего века Мона Лизы плоское желтоватое пятно, представляющее собой локальное подкожное отложение жиров, которое возникает из-за того, что в организме нарушается их обмен.
Ученые долго изучали картину и заметили на правой руке женщины выпуклость, напоминающую липому (по-простому жировик). Это доброкачественное образование.
По результатам этих наблюдений медики предположили, что Джоконда страдала тяжелым нарушением обмена жиров – гиперхолистеринемией, при которой в крови сильно повышаются уровни холестерина, а это, в свою очередь, приводит к многочисленным жировым отложениям, в том числе и в сосудах. Но эту идею обычно отметают, так как Лиза Герардини умерла в старости, а не от инфаркта миокарда, который обычно развивается на фоне такого заболевания.
Американский оториноларинголог Кристофер Адур считал, что загадочная улыбка – не что иное как результат паралича Белла – паралича лицевого нерва, от чего развилась контрактура (спазм) мышц лица.
Искусствовед-стоматолог Джозеф Борковский высказал мысль, что улыбка Джоконды — следствие того, что у нее не хватает 4-8 передних зубов. Однако, критиков этой работы оказалось в разы больше, чем согласных.
Якобы непропорциональность пальцев и будто гримаса на одной стороне лица для некоторых врачей служили поводом «наградить» Джоконду диагнозом идиотии, поговаривали и о косоглазии из-за небольшой расфокусировки взора.
Вачи из Медицинской школы Гарварда и Университета Калифорнии в Санта-Барбаре решили поставить точку в череде этих диагнозов. Они «поставили» героине гипотиреоз – заболевание, которое обусловлено недостатком в организме гормонов щитовидной железы (развивается, когда в рационе не хватает йода). Ученые предположили, что в пользу этого говорит желтоватый цвет лица, сдвинутая назад линия роста волос, одутловатое лицо, характерное для патологии, и отсутствие бровей.
В качестве других доказательств исследователи приводят чуть заметное увеличение охвата шеи в области самой щитовидной железы (зоб), что при гипотиреозе тоже бывает, поскольку ткани в условиях йододефицита разрастаются, пытаясь захватить из крови те крохи, которые в ней все-таки оказываются. Плюс к этому, если все-таки придерживаться лидирующего мнения о том, что изображена на полотне изображена именно Лиза Герардини, известно, что купец заказал портрет беременной жены в честь будущего рождения их сына. А беременные гораздо более чувствительны к нехватке йода, поэтому и гипотиреоз развивается у них чаще.
В эту теорию отлично вписываются нарушения обмена жиров и наблюдаемые у женщины ксантелазма и липома, которые тоже часто встречаются при этом заболевании. А слабая улыбка – признак мышечной слабости.
Но вполне возможно, что Мона Лиза ничем не болела. Может всему виной выцветшие краски и мода на отсутствие бровей.
По материалам med-history
Купить входные билеты в парижский Лувр
Готье очень высоко оценил картину и назвал её «восхитительной Джокондой»: «На губах этой женщины всегда играет чувственная улыбка, она как бы насмехается над своими многочисленными поклонниками. Ее безмятежное лицо выражает уверенность в том, что она будет всегда удивительна и прекрасна».
Несколькими годами позже неизгладимое впечатление, которое картина Джоконда произвела на Готье, стало ещё более глубоким, и он смог окончательно сформулировать особенность данного шедевра: «её извилистый, змеевидный рот, уголки которого приподняты вверх в лиловой полутени, смеётся над вами с такой грацией, нежностью и превосходством, что, глядя на неё, мы робеем, как школьники в присутствии знатной дамы».
В Великобритании картина стала известна в 1869 году благодаря прозаику Уолтеру Патеру. Он писал: Это ощущение, которое таким странным образом возникает у воды, выражает то, к чему мужчины стремились в течение тысячелетий…
Эта женщина старше, чем скалы, рядом с которыми она находится; подобно вампиру, она уже много раз умирала и познала тайны загробного мира, она погружалась в пучину моря и хранила воспоминание об этом. Вместе с восточными купцами она отправлялась за самыми удивительными тканями, она была Ледой, матерью Елены Прекрасной, и Святой Анной, матерью Марии, и все это происходило с ней, но сохранилось лишь как звучание лиры или флейты и отразилось в изысканном овале лица, в очертаниях век и положении рук.
Когда 21 августа 1911 года картина Мона Лиза была украдена итальянским охранником, а вскоре найдена в декабре 1913 года, «примадонне» эпохи Ренессанса было отведено в музее Лувра отдельное место.