В чём смысл «чёрного квадрата» просто и кратко
Содержание:
- «Чёрный квадрат» не так прост, как кажется.
- Смысл и глубина творения Малевича
- Общественные стереотипы
- «Черный квадрат» — это политический ход
- Автор о своем произведении
- В чём секрет созданной картины?
- «Черный квадрат» — это разноцветный куб
- Сколько стоит Черный Квадрат
- Доводы за и против Черного квадрата
- Другие работы Казимира Малевича
- Революционный символ и динамический супрематизм
- «Черный квадрат» — икона русского авангарда
- Кратко о создателе шедевра
- Посыл обществу
- Другие работы Казимира Малевича
- Зашифрованный смысл или бессмыслица?
- «Чёрный квадрат»[править]
- Черный квадрат, или:
- Идея создания картины «Чёрный квадрат»
- Возникновение идеи создания картины
- Заключение
«Чёрный квадрат» не так прост, как кажется.
Это только на первый взгляд кажется, что такой шедевр мог бы создать каждый. И ребёнок, и взрослый без художественного образования.
Ребёнку не хватило бы терпения закрасить одним цветом такую большую поверхность.
А если серьёзно, то и взрослый вряд ли смог бы повторить «Чёрный квадрат», потому что не все в этой картине так просто.
Черный квадрат на самом деле НЕ чёрный
«Чёрный квадрат» на самом деле квадратом не является. Его стороны НЕ равны друг другу. И противоположные стороны НЕ параллельны друг другу.
К тому же «Чёрный квадрат» НЕ совсем чёрный.
Химический анализ показал, что Малевич использовал три самодельные краски. Первая — жженая кость. Вторая — чёрная охра. А третья — ещё один природный компонент … темно-зеленого оттенка. Ещё Малевич примешал МЕЛ. Чтобы убрать эффект глянца, присущий масляным краскам.
То есть художник не просто взял первую попавшуюся чёрную краску и закрасил начерченный квадрат. Как минимум он день потратил на подготовку материалов.
Существует четыре «Чёрных квадрата»
Если бы это была случайно написанная картина, художник не стал бы ее копировать. В течение последующих 15 лет он создал ещё 3 «Чёрных квадрата».
Если вы видели все 4 картины (две хранятся в Третьяковке, одна в Русском музее, ещё одна — в Эрмитаже), то наверняка обратили внимание на то, насколько они НЕ похожи. Да-да
Несмотря на всю их простоту, они разные. Первый «Квадрат» 1915 года считается самым энергетически заряженным. Все дело в удачном подборе оттенков чёрного и белого, а также в составе красок
Да-да. Несмотря на всю их простоту, они разные. Первый «Квадрат» 1915 года считается самым энергетически заряженным. Все дело в удачном подборе оттенков чёрного и белого, а также в составе красок.
Все четыре картины не похожи ни размером, ни цветом. Один из «Квадратов» больше по размеру (1923 года создания, хранится в Русском музее). Другой — намного чернее. По цвету он самый глухой и всепоглощающий (также хранится в Третьяковке).
Ниже — все четыре “Квадрата”. Разницу по репродукциям сложно понять. Но вдруг это вдохновит вас посмотреть их вживую!
Слева направо: 1. Чёрный квадрат. 1929. 79,5 х 79,5 см. Третьяковская галерея. 2. Чёрный квадрат. 1930—1932. 53,5 х 53,5 см. Эрмитаж. 3. Чёрный квадрат. 1923. 106 х 106 см. Русский музей. 4. Чёрный квадрат. 1915. 79,5 х 79,5 см. Третьяковская галерея.
«Чёрный квадрат» закрывает ещё две картины
На «Квадрате» 1915 года вы наверняка заметили трещины (кракелюры). Сквозь них виден нижний слой краски. Это цвета другой картины. Она была написана в протосупрематическом стиле. Что-то вроде «Дамы у фонарного столба».
Казимир Малевич. Дама у фонарного столба. 1914. Городской музей Стеделек, Амстердам
Это ещё не все. Под ней — другое изображение. Уже третье по счёту. Написанное в стиле кубофутуризма. Вот так этот стиль выглядит.
Казимир Малевич. Точильщик. 1912. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен.
Поэтому кракелюры и появились. Слишком толстый слой краски.
Зачем же такие сложности? Целых три изображения на одной поверхности!
Возможно, это случайность. Так бывает. Художника осеняет идея. Он хочет ее выразить сразу. Но под рукой может не оказаться холста. Но даже если холст есть, его нужно готовить, грунтовать. Тогда в ход идут малозначимые картины. Или те, которые художник считает неудачными.
Получилась этакая живописная матрёшка. Эволюция. От кубофутуризма к кубосупрематизму и к чистому супрематизму в «Чёрном квадрате».
Смысл и глубина творения Малевича
Как и любой художник-супрематист, Малевич в своей работе взывает людей увидеть, что основой искусства является чувство – и ничего более. Эмоции, что загораются в человеке, играют гораздо более важную роль, чем определённые образы или даже сама личность. «Чёрный квадрат» – картина, что способна не только отразить эмоции мастера, но и вызвать их в публике.
Простота «Чёрного квадрата» – это лишь первое впечатление. На самом деле картина наполнена глубоким напряжением, что ощущает каждый человек, рассматривающий изображение. Интересно, что сам рисунок можно воспринимать в двух вариантах – или как чёрный квадрат на белом фоне, или как чёрную затягивающую дыру, обрамлённую белой каймой.
Несмотря на статичность изображения, в нём присутствуют и динамические черты, некий элемент сдерживаемого движения. Стоя на пороге нового времени и нового развития искусства, Малевич не собирался изображать какой-либо конкретный образ. Нет – художник стремился выразить нечто большее, что ему, несомненно, удалось.
Чёрный квадрат в «красном углу» выставки «0,10». 1915 г.
О «Чёрном квадрате» не перестают говорить, а искусствоведы продолжают жаркие споры. Кто-то считает картину излишне простой и поверхностной, кто-то причисляет её к шедеврам. Я не стану присоединяться ни к одной из сторон, но, согласитесь, некий элемент притягательности в творении Малевича есть. Быть может, именно потом, что художник заключил чувства в строгую форму, а чувства всегда останутся неотъемлемой частью жизни любого человека.
Общественные стереотипы
Еще одним фактором взлета Малевича стало его репутация художника. Если бы геометрические фигуры написал пятиклассник и организовал их выставку, над ним бы все посмеялись
А вот когда это делает известный художник, в этом что-то есть… Надо обязательно обратить внимание
Малевич с легкостью продемонстрировал, что порой в искусстве и жизни главное не объективная форма, а субъективное восприятие. Ценитель должен знать, что эту картина написал художник, а не пятиклассник на уроке изобразительного искусства. Успех творческого человека не в мастерстве, а в репутации.
И Малевич до сих пор заставляет нас задумываться об этом. Его действия посланы в далекое будущее. Мы и сегодня воспринимаем информацию не только по качеству и смыслу, но и по репутации автора. Простой пример: спич политиков. Порой политик говорит вполне умные вещи, но обществом все его идеи отторгаются, потому что у него плохая репутация. А другой политик, пользующийся блистательной поддержкой народа, ляпнет чушь несусветную, а ему все рукоплещут. Вот она – сила репутации и стереотипов.
«Черный квадрат» — это политический ход
Казимир Малевич у своих работ в Музее художественной культуры в 1924 году
Казимир Малевич, являясь очень тонким стратегом, знал, как можно найти выход из любого положения, которое постоянно менялось в стране. Большое количество авторов царской России рисовали похожие «черные квадраты», но они были незаметными и малоизвестными. Когда же в 1915 году в свет вышел «Черный квадрат», он смог обрести абсолютно другой и актуальный смысл: автор представил революционное искусство ради блага новой эпохи и нового народа.
Но если рассмотреть более детально «Квадрат», то можно прийти к выводу, что рисунок к искусству и творчеству не относится. «Черный квадрат» был декларацией окончания традиционного искусства. Малевич был большевиком в искусстве и культуре, поэтому шел по стопам новой власти, а власть, соответственно, верила ему. Пока к управлению страной не пришел Сталин, у Малевича было несколько довольно почетных должностей, а в перспективе – будущий комиссар Наркомпроса ИЗО.
Автор о своем произведении
Малевич говорил, что в 1913 году, в отчаянной попытке освободить искусство от балласта объективности, он укрылся в квадратной форме и показал картину, которая состояла только из черного квадрата на белом холсте. Критики и публика только вздохнули, ведь все, что они любили, утрачивается, они чувствовали себя в пустыне… Перед ними был только черный квадрат на белом фоне!
Малевич сокрушался, что квадрат оказался непонятным и опасным для критиков и публики… Но он этого ожидал: контуры объективного мира исчезали все больше и больше, и так далее, шаг за шагом, пока, наконец, мир и все, что любили и чем жили, потерялось из виду. Но пустыня наполнена духом необъективного ощущения, которое пронизывает все. Блаженное чувство освобождения необъективности привлекло художника обратно в пустыню, где нет ничего реального, кроме чувства… Так чувство стало главным в его жизни.
В чём секрет созданной картины?
При первом взгляде на изображение геометрической фигуры создаётся впечатление, что её нарисовал ребёнок. Сложно изначально в четырёх линиях обнаружить сложный подтекст.
Казимир решил удивить эстетов самым интересным образом. Минимализм не всегда означает ограниченность в искусстве. Инновация Малевича заключается в следующих пунктах, которые сто́ит озвучить:
Отказ от линейки. Прошло время измерять объекты исключительно таким способом. Прицельный выстрел белку в глаз бьёт. Линейкой дело не обошлось. За чёткими гранями «Чёрный квадрат» таит гораздо большее, чем соблюдение строгих стандартов.
Супрематизм. Фрукты на блюде никогда не останутся невостребованными, если их изобразил на полотне гений. Эффектно будут выглядеть любые персонажи при мастерском их изображении. Супрематизм таких вольностей не подразумевает. Его основа заключается в беспредметности с интересным посылом. «Чёрный квадрат» художника вписался в этот формат по всём его чётким критериям.
Интересная подача. В той же улыбке Джоконды хочется что-то расшифровать. При прочтении «Маленького принца» от Экзюпери начинаешь понимать силу подтекста при помощи образов. Малевич чёрный четырёхугольник создал с целью доказать, что невозможное реально.
Контраст элементов. Сложно с этим аспектом поспорить, когда на кону стоит понятие «самобытность»
Сто́ит обратить внимание на то, что квадрат чётко расположился на белом фоне. Такая подача напоминает Верлена с его стихотворением «Альбатрос»
В озвученной аллегорической истории моряки насмехались над могучей птицей, которую удалось поймать. Казимир также сделал акцент на контрасте чёрного и белого.
Наследием Альфонса Алле знатоки называют произведение Малевича. «Битва негров в пещере ночью» по максимуму похожа на знаменитое произведение от Казимира Севериновича.
«Черный квадрат» — это разноцветный куб
Множество раз Казимир Малевич давал понять, что создание картины происходило под воздействием «космического сознания». У большей части людей слабо развито воображение, поэтому в «Черном квадрате» они видят просто черный квадрат. Стоит попробовать включить свое воображение вместо классического восприятия при рассмотрении полотна, и тогда можно понять, что там изображен разноцветный куб.
В картину вложен определенный тайный смысл – мир, который нас окружает, кажется черно-белым и плоским только, если смотреть на него поверхностно. Человеку следует воспринимать мир объемно, во всех его красках, и тогда жизнь кардинально измененится. Большое количество людей инстинктивно притягивала эта картина, и они на подсознательном уровне начинали чувствовать ее разноцветность и объемность.
Черный цвет настолько сильный, что способен поглотить все вокруг, включая и цвет других красок, поэтому очень сложно увидеть в изображенном черном квадрате разноцветный куб. Еще тяжелее рассмотреть белое за черным, правду за ложью, а жизнь за смертью. Если найдутся люди, которым удастся этого достичь, они смогут открыть настоящую философскую формулу.
Сколько стоит Черный Квадрат
Картина не продается, но…
Оригинал картины находится в Государственной Третьяковской галерее и продавать его никто не собирается. По словам сотрудников музея работа Казимира Малевича застрахована всего лишь на миллион рублей. Естественно знаменитое полотно стоит дороже.
Эксперты аукционного дома Sotheby’s специализирующегося на русском искусстве не так давно дали приблизительную оценку Черному квадрату. По их словам стартовая цена картины составила бы 20 миллионов долларов. Какой бы была итоговая стоимость Черного квадрата сказать с большой долей вероятности не сможет никто. По мнению тех же экспертов она вполне могла бы приблизиться к 100 миллионам долларов.
Факторы, влияющие на цену работы
Доводы за и против Черного квадрата
Те искусствоведы которым нравится «Черный квадрат говорят обычно о том, что он вобрал в себя все живописные представления, существовавшие до этого, он одновременно форма, содержание и смысл. Что Малевич предпринял рискованную, но увенчавшуюся успехом попытку выйти за границы здравого смысла. Художник своей работой объявляет войну логизму и мещанским смыслам и предрассудкам, которых в искусстве начала XX века скопилось очень много.
Противники иконы супрематизма утверждают, что эта работа открыла «ящик Пандоры». Что поднятое Малевичем знамя десакрализация художественного искусства собрало под собой сборище неучей и бездарностей. Что все самое бессмысленное и беспощадное в современном искусстве вышло как раз из черноты квадрата Малевича. За то, что основной принцип современного искусства – это эпатаж, также нужно сказать спасибо Черному квадрату.
Черный квадрат – великий и ужасный
Другие работы Казимира Малевича
Иная геометрия Малевича
Черный квадрат был написан Малевичем для петербургской футуристической выставки под названием «0,10». Коллективная выставка состоялась в конце 1915 года. Супрематическим работам был отведен отдельный зал. Малевич выставил три своих полотна. Кроме Черного квадрата посетители увидели Черный круг и Черный крест. По замыслу создателя эти три геометрические формы были эталонными основными элементами супрематической системы. Черный квадрат висел в парадном «красном углу» в том месте, где обычно в домах вешали икону.
Впоследствии Малевич написал еще Красный квадрат и Белый квадрат. Три этих работы, составили по замыслу автора, художественно-философскую триаду.
Авторские повторы Черного квадрата
Казимир Малевич нарисовал несколько копий Черного квадрата. В настоящее время известны четыре варианта Черного квадрата, немного различающиеся между собой фактурой и оттенком черного. Все работы хранятся в российских музеях. Два в Третьяковской галерее, одна в Русском музее, одна в Эрмитаже. Квадрат вообще очень важная фигура и для автора и для направления супрематизма в целом. Художник часто вписывал его в свои сложные многофигурные композиции.
Супрематическая композиция Казимира Малевича
Цена картин Малевича
Казимир оставил довольно обширное художественное наследие. Некоторые из его работ были проданы с аукционов устроенных домом Sotheby’s. Вот три самых дорогих лота:
- Супрематизм. Полотно 1920-го года. Продана на торгах в Лондоне в 2015 году за 33,76 миллионов долларов.
- Мистический супрематизм. Художник писал картину около двух лет и закончил в 1922-м году. Картина одно время была утеряна и прошла непростой путь по возвращению к официальным наследникам. В 2015 году в Нью-Йорке картину купили за 37,7 миллионов долларов.
- Супрематическая композиция. Это самая дорогая из проданных картин художника. Работа была закончена в 1916-м году, но стала известна публике только после выставки в немецкой столице в 1927 году. Супрематическая композиция принадлежала наследникам Малевича и в 2008-м году была выставлена на торги и продана за 60 миллионов долларов.
Ролик о том почему некоторые объекты искусства такая высокая цена. Сколко стоит стоит квадрат?
Революционный символ и динамический супрематизм
Так что же такое супрематизм? Понятие, созданное Малевичем, в первую очередь отражает превосходство цвета в живописи. Художник взял геометрические фигуры, ограниченную палитру и создал особый акцент на окрашенных формах, существующих на холсте в чистом виде, без сцен, пейзажей и людей.
Картина «Черный квадрат» Малевича (фото можно увидеть в статье) не является первой в новом движении, здесь был выбран совершенно другой вид объекта, нежели раньше. Несмотря на уверения автора в том, что это была первая супрематическая картина, так называемый чистый ноль, чистое начало, современная наука и рентгеновские лучи могут пролить свет на эту темную историю.
«Черный квадрат» — икона русского авангарда
Супрематизм был одним из самых влиятельных направлений в абстрактном искусстве ХХ века. Для него были характерны простые геометрические формы: прямая линия, прямоугольник, круг, квадрат на светлом фоне означали бесконечность пространства. Идеи супрематизма успешно были воплощены в архитектуре, сценографии, графике и промышленном дизайне. В отличие от многих других «…измов», названия для которых были изобретены постфактум искусствоведами, супрематизм обязан своим рождением, существованием, развитием, теоретическим обоснованием, продвижением в массы и даже спекулятивно-космическим перспективам всего одному человеку — Казимиру Севериновичу Малевичу.
Супрематизм — это искусство, которое изо всех сил пытается вырваться из естественных форм в направлении геометрической абстракции. Рождение «Черного квадрата» не было актом рационального сознания или результатом тщательно спланированной стратегии — его появление было неожиданным и мистического даже для самого художника. Как вспоминает один из его учеников, он не мог ни есть, ни спать целую неделю с тех пор, как написал картину.
Такую простую картину смог бы написать и ребенок, хотя детям не хватило бы терпения, чтобы заполнить такую большую площадь одним цветом. Эту работу мог выполнить любой чертежник, но рисовальщики не заинтересованы в простых геометрических формах. Аналогичная картина может быть выполнена душевнобольным, но если бы он и сделал это, то маловероятно, что у него был бы малейший шанс попасть на выставку и оказаться в нужное время и в нужном месте. Именно Малевич стал автором «Черного квадрата», одного из самых знаменитых, таинственных и пугающих произведений искусства в мире.
Кратко о создателе шедевра
Нерон спалил Рим, и этому безумному поступку посвящены многие главы в истории человечества. В качестве созидания против разрушения сто́ит рассмотреть шедевры Малевича. Начинал свой творческий путь с картины, которую с успехом продали за 5 рублей.
Сложно назвать озвученную сумму копейками, но и баснословной расценкой нельзя охарактеризовать отдачу в чужие руки «Лунной ночи». Картина Малевича любого формата на аукционе стоит больших денег. «Лунная ночь» бесследно исчезла, зато заблистала другая его импровизация.
Озвученные успехи пришлись на время вступления художника в почётный союз «Ослиный хвост». Само название свидетельствует о том, что речь идёт об объединении юных дарований. Казимира Севериновича такой явно скромный статус не остановил. Хотя сложно категорично рассуждать на этот счёт.
Параллельно с обработкой холста гений писал статьи. В те времена он даже не догадывался, что со временем одна из его картин будет стоить баснословных денег. Подобная застенчивость похвальна, потому что тот же Пушкин открыто называл себя редким дарованием.
Малевич Казимир Северинович
Посыл обществу
Малевич прославился на весь мир еще благодаря своему знаковому акту. Традиционное искусство устарело и всем надоело, традиционное искусство скучно, живописцы стремятся передать окружающий мир в его мельчайших подробностях, забыв о творчестве и полете фантазии, даешь абстракцию! Возможно, это был бунт и против коммерциализации искусства, отрицание старой школы. Ну и, конечно, все это было своевременно. Начало 20 века как никогда подходило для революционных экспериментов и нарушения вековых традиций
Это было время, когда было очень легко привлечь к себе внимание. Не то что наш просвещенный век, когда кляксу могут почитать за высокое авангардное искусство «не для всех»
Выходит, Малевич стал не только родоначальником нового направления, но и революционером в мире живописи, кардинально изменив роль искусства в обществе. Теперь картина может восприниматься не как объективная форма, одинаково понятная каждому, а как субъективное восприятие. Черный квадрат у каждого человека вызывает собственные, отличные от чувств других людей, порой противоречивые, чувства. Ноги современной абстракции, когда на высокохудожественных выставках можно повстречать кляксы на холсте, как-раз из черного квадрата и растут. Плоды революции, батенька.
Супрематическая композиция К. Малевича, проданная в 2008 году за 60 миллионов долларов. Фото: lenta.ru
Другие работы Казимира Малевича
Иная геометрия Малевича
Черный квадрат был написан Малевичем для петербургской футуристической выставки под названием «0,10». Коллективная выставка состоялась в конце 1915 года. Супрематическим работам был отведен отдельный зал. Малевич выставил три своих полотна. Кроме Черного квадрата посетители увидели Черный круг и Черный крест. По замыслу создателя эти три геометрические формы были эталонными основными элементами супрематической системы. Черный квадрат висел в парадном «красном углу» в том месте, где обычно в домах вешали икону.
Впоследствии Малевич написал еще Красный квадрат и Белый квадрат. Три этих работы, составили по замыслу автора, художественно-философскую триаду.
Авторские повторы Черного квадрата
Казимир Малевич нарисовал несколько копий Черного квадрата. В настоящее время известны четыре варианта Черного квадрата, немного различающиеся между собой фактурой и оттенком черного. Все работы хранятся в российских музеях. Два в Третьяковской галерее, одна в Русском музее, одна в Эрмитаже. Квадрат вообще очень важная фигура и для автора и для направления супрематизма в целом. Художник часто вписывал его в свои сложные многофигурные композиции.
Супрематическая композиция Казимира Малевича
Цена картин Малевича
Казимир оставил довольно обширное художественное наследие. Некоторые из его работ были проданы с аукционов устроенных домом Sotheby’s. Вот три самых дорогих лота:
- Супрематизм. Полотно 1920-го года. Продана на торгах в Лондоне в 2015 году за 33,76 миллионов долларов.
- Мистический супрематизм. Художник писал картину около двух лет и закончил в 1922-м году. Картина одно время была утеряна и прошла непростой путь по возвращению к официальным наследникам. В 2015 году в Нью-Йорке картину купили за 37,7 миллионов долларов.
- Супрематическая композиция. Это самая дорогая из проданных картин художника. Работа была закончена в 1916-м году, но стала известна публике только после выставки в немецкой столице в 1927 году. Супрематическая композиция принадлежала наследникам Малевича и в 2008-м году была выставлена на торги и продана за 60 миллионов долларов.
Зашифрованный смысл или бессмыслица?
Некоторые исследователи считают, что всякого рода истолкования о философско-психологическом значении картин Казимира Малевича, в том числе и его квадратов, являются надуманными. А на самом деле никакого высокого смысла в них нет. В качестве примера таких мнений можно привести историю о «Черном квадрате» Малевича и белых полосках на нем.
19 декабря 1915 года в Петербурге готовилась футуристическая выставка, для которой Малевич обещал написать несколько картин. Времени у него оставалось мало, он или не успевал закончить полотно к выставке, или был недоволен результатом, что сгоряча замазал его черной краской. Так и получился черный квадрат.
В это время в мастерской появился друг художника и, посмотрев на полотно, воскликнул: «Гениально!» И тогда Малевичу пришла мысль об уловке, которая могла быть выходом из создавшейся ситуации. Он решил придать получившемуся черному квадрату некий загадочный смысл.
Этим может быть объяснен и эффект растрескавшейся краски, имеющийся на полотне. То есть никакой мистики, просто залитая черной краской неудавшаяся картина. Нужно отметить, что неоднократно были совершены попытки исследования полотна на предмет обнаружения первоначального варианта изображения. Но успехом они не завершились. На сегодняшний день они прекращены, дабы не повредить шедевр.
При внимательном рассмотрении сквозь кракелюры можно увидеть намек на другие тона, цвета и узоры, а также белые полоски. Но это не обязательно картина, находящаяся под верхним слоем. Это вполне может быть нижним слоем самого квадрата, который образовался в процессе его написания.
Нужно отметить, что подобных версий относительно искусственного ажиотажа вокруг всех квадратов Малевича имеется очень большое количество. А что же на самом деле? Скорее всего, тайна этого художника никогда не будет раскрыта.
«Чёрный квадрат»[править]
История создания картины
Неудачная попытка Малевича нарисовать картину «Чёрный квадрат». Ещё одна неудачная попытка Малевича нарисовать картину «Чёрный квадрат». Конечный вариант картины. Казимир Малевич после заманчивого предложения деда долго думал над тем, что ему нарисовать. Все существовавшие на тот момент картины были созданы в процессе длительного труда опытными художниками, с которыми Казимир не мог сравниться. Наконец он решил нарисовать что-нибудь попроще, но в то же время вызывающее неоднозначное восприятие, и ему пришла в голову мысль нарисовать обычный чёрный квадрат на листе бумаги.
Несмотря на кажущуюся простоту картины, Казимир рисовал её почти 100 лет методом тыка и ошибок. Сначала он пытался нарисовать её от руки, но у него не получалось. Потом юный художник решил использовать фломастеры, но это также не дало желаемого результата. В конечном итоге он решил воспользоваться компьютером, который принадлежал Леонардо, и нарисовать «Чёрный квадрат» с помощью проги Paint, и это ему удалось. Казимир тут же распечатал картину и показал её своему деду. Тот похвалил внука и отдал картину на выставку, на которой он сам присутствовал, как известный художник. Все люди восхищались «Чёрным квадратом» и говорили, что это мировой шедевр искусства в противном случае всех этих людей Леонардо избил бы на месте.
Что представляет собой картина «Чёрный квадрат»?
Многие люди, в том числе и учёные, после написания картины Малевичем долго ломали голову над этим вопросом. Было много споров по этому поводу, и до сих пор пока нет единой версии о том, что представляет собой картина «Чёрный квадрат». Ниже представлены основные версии об этом.
- На картине находится запрещённое изображение, которое в качестве цензуры закрыли чёрным квадратом.
- На картине отображается соотношение чернокожих и всех остальных жителей Земли.
- Это на самом деле ультрафиолетовый или инфракрасный квадрат, настоящий цвет которого люди видеть не могут.
- Чёрный квадрат — мельчайшая частица каждой буквы печатного текста, увеличенная в 1000 раз.
- Это изображение одного из полигональных квадратов, созданных Пифагором.
- Есть также Неизвестные названия картины «Черный квадрат».
На самом деле ни одна из вышеперечисленных версий неверна. Казимир нарисовал эту картину по той причине, что принтер, которым он воспользовался для распечатки, был чёрно-белым и имел крайне низкое рарешение 3*3.
Черный квадрат, или:
…квадратура кубизма
В начале XX века фотография, позволяющая получить абсолютно точное отражение физических объектов на бумаге, создала серьезную конкуренцию работающим в реалистическом стиле живописцам. Это послужило толчком к поиску художниками более ярких способов самовыражения. Именно в этот период родились новые направления живописи: позволяющие отразить впечатления и эмоции импрессионизм и экспрессионизм, а также показывающий элементарную суть сложных вещей кубизм.
Каким мог бы быть финал таких исканий? Как далеко могли бы зайти художники в поисках простого и всеобъемлющего? Показав свой «Черный квадрат», Малевич словно заглянул в будущее, предупредив собратьев по кисти: впереди всепоглощающая пустота. Ведь она ничто и одновременно все.
Есть версия, согласно которой Пикассо охладел к кубизму после того, как увидел «квадрат Малевича».
…«Победа над Солнцем»
В 1913 году Казимир Малевич рисовал декорации к авангардной опере «Победа над Солнцем». По замыслу художника, над сценой поднималось черно-белое квадратное «солнце» — символ победы активного творчества над пассивными проявлениями природы. Вероятно, уже тогда Малевич видел в квадрате отражение вершины (или тупика?) творческого пути.
…вершина всего
При всей своей визуальной лаконичности «Черный квадрат» остается, пожалуй, наиболее емким воплощением идей супрематизма (от лат. supremus — ‘наивысший’). Стремясь отразить динамичность и гармонию окружающего мира, Малевич создавал супрематические композиции, комбинируя разноцветные геометрические фигуры. Позволяя цвету и форме доминировать над остальными характеристиками живописи, художник стремился показать, что творческие силы человека и природы могут быть равны. Квадрат (точнее, сбалансированно асимметричный прямоугольник), по мнению Малевича, — это идеальное отражение баланса, его высшее проявление.
…философское продолжение неудавшейся шутки
Любопытно, что больше чем за 20 лет до появления «Черного квадрата», в 1893 году, французский журналист Альфонс Алле, славящийся своим черным юмором, написал похожую картину — «Битва негров в глубокой пещере темной ночью». Ни оригинальная идея, ни ироничное название не обеспечили «шедевру» коммерческого успеха. А наполненный философским смыслом «Черный квадрат» взбудоражил умы и стал столь востребованным, что автор лично «размножил» его, создав несколько (предположительно 4 или 7) авторских копий.
…зловещая загадка
Изначально «Черный квадрат» назывался «Четырехугольником» и был составляющей триптиха (наряду с «Черным кругом» и «Черным крестом»), написанного в числе многих других супрематических полотен перед выставкой «0,10». Выразительность «Квадрата» оказалась столь впечатляющей, что ему отвели почетное место «иконы» — главной картины выставки.
Как сказал сам Малевич, своим квадратом он «свел всё в нуль». Та простота, с которой можно выразить пропасть между старым и новым, границу между жизнью и смертью, стремления всех и вся к нулю, оказалась пугающей. Многие по сей день видят в «Черном квадрате» зловещую тайну абсолютного нуля.
Написав свой «Черный квадрат», Казимир Малевич открыл многим поколениям художников и ценителей живописи массу возможностей: кое-кто решил поупражняться в остроумии, другие дали волю творческой фантазии, а некоторые нашли в картине основу для создания новой философии. Точно так же, глядя на кусочек неба в квадрате форточки, каждый думает о своем. А о чем подумалось вам?
Идея создания картины «Чёрный квадрат»
Но что же вдохновило мастера на создание творения? Неужели только революционные настроения того времени подвигли Малевича на начало новой работы? Как писал он сам, “Чёрный квадрат” стал попыткой укрыться от всеобщей угнетённости и мрачных мыслей в жестких рамках квадрата.
Он хотел лишить критиков и публику привычных форм, очертаний и сюжетов. Всё, что им нравилось, исчезало, а суть сводилась лишь к строгой геометрической фигуре – чёрной на белом фоне. Большую лаконичность сложно и представить.
После представления работы публике Малевич был огорчён, что далеко не все сумели понять и оценить его работу. Впрочем, как он сам замечал, ожидание подобной реакции у него было ещё в момент создания картины. На своём полотне он хотел показать, как постепенно исчезают контуры привычного мира. Они становятся размытыми, затем приобретают узость, сжимаясь до чёткого чёрного квадрата. Поразительно, но эта фигура напоминает бесконечный провал, пустыню, ощущение потерянности, что пронизывает всё. И подобное настроение было очень близко к атмосфере того времени.
«Черный квадрат» Малевича, 1915 год
Малевич желал отразить, насколько близок он к миру “пустоты”, где нет образов или сюжетов, где правит лишь одна сила – чувства (а их ведь нельзя выразить красками и формами). Художник был далёк от реального мира, и «Чёрный квадрат» ярко демонстрирует это.
Абсолютное ощущение пространства – важная черта супрематических творений, и работа Малевича – икона данного направления. Классическое сочетание цветов (белый и чёрный) создают впечатление противостояния за счёт насыщенности и толстого слоя красок. Белый фон придаёт лёгкости, символизирует чистоту и искренность, а непосредственно центральная чёрная фигура максимально притягивает взгляд к себе.
Возникновение идеи создания картины
Рубенс вдохновение черпал в женщинах с цветущей красотой в виде излишне пышной фигуры. Леонардо да Винчи довольствовался подсказками в своих картинах, которые разгадать и по сей день не получается. Что же вдохновило Казимира Севериновича?
Сложно сопоставить картину при наличии чёрной геометрической фигуры с каким-либо душевным порывом автора. Джоконда на полотне Леонардо да Винчи хотя бы таинственно улыбалась, чтобы создать почву для обсуждений критиков. Творение Малевича такими свойствами не обладает.
Сложно пояснить слово «мертвопись», но именно его и озвучил в знак протеста Малевич. Вернёмся на мгновение в ту же поэзию. Кубизм стал интересной заявкой на оригинальность и эстетику в искусстве. К чему картины в старомодных рамах, когда грядёт авангард со всеми его последствиями?
Художник в 1915 году с такими тонкостями разбираться не стал и создал свой шедевр. «Кубизм» в этом плане станет главным ориентиром для гения Малевича. Более интересной версии по созданию объекта для описания действительности история ещё не знает. Коротко и ясно, но всё равно прекрасно. С художником может соперничать Сальвадор Дали, чьи работы вызывают только изумление.
Заключение
Как видно, успех Казимира Малевича был неслучайным и сильнейшим образом повлиял на дальнейшее развитие искусства. Роль традиционного творчества была унижена, и столь незавидное положение у него сохраняется вплоть до наших дней. Сегодня творцы излишне субъективизировали свои произведения и пытаются навязать обществу их как авангард для избранных. Холст с набором разноцветных клякс ты должен воспринимать как экзистенциальную картину бытия или утренний пейзаж на берегах Женевского озера. Не воспринимается? Тогда ты еще не дорос до высокого авангарда. Подобная субъективизация привела к тому, что сегодня искусством можно воспринимать абсолютно все… Роль мастерства и умения переместилась на второй план, уступив место пиару и рекламе.
К тому же, успех Черного квадрата стал лакмусовой бумажкой для общества
У банальной примитивщины сразу появились свои ценители, критики стали привлекать к картине внимание, слава пришла к художнику без помощи всемогущих интернета и телевидения. Общество, можно сказать, подсело на супрематизм, что говорит о том, что традиционные формы изобразительного искусства действительно устарели и утратили свою актуальность с появлением фотографии
Интересно, что подобные лакмусовые бумажки были опущены в общество и ранее, с 17 века. Это и Роберт Фладд с его «Великой тьмой», и «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда, «Битва негров в пещере темной ночь» Альфонса Алле и некоторые другие. Однако все они остались не замечены. Общество 17-19 веков было не готово к примитивизму. И только предреволюционная Россия, погрязшая в бунтах, Первой Мировой и готовившаяся к огромным переменам, восприняла Малевича как оригинального автора
Малевич раскусил суть разлагающегося общества того времени и будущего искусства вплоть до наших дней: неважно, что – главное, как подать и продать