Гжель
Содержание:
- Краеведческий музей
- Экскурсии
- Фабрика «Гжель»
- Развлечения и достопримечательности
- Элементы гжельской росписи
- Поэтапное рисование
- Развлечения и достопримечательности
- Святой источник Феодоровской иконы Божией Матери
- Общие сведения
- Архитектурные сокровища Гжели
- Кафе и рестораны Гжели
- Цветовая гамма гжельской росписи
- Роспись
- Церковь Успения Пресвятой Богородицы
- Из истории села
- Кафе и рестораны Гжели
- Снежный фон и синие узоры. Гжель
- Святой источник Феодоровской иконы Божией Матери
- Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Краеведческий музей
Сайт: ruzamuseum.ru Адрес: площадь Партизан, дом 14. Часы работы: с 8.30 до 17.30, в субботу с 9 до 17.30, в воскресенье с 10 до 17.00, выходной — понедельник, последний четверг месяца санитарный день. Стоимость билета: 50 рублей, детям и пенсионерам — 40 рублей.
Рузский краеведческий музей является старейшим музеем Подмосковья. Он был создан в 1906 году при библиотеке-читальне по инициативе местной интеллигенции и учителей, как музей местного края. К началу Великой Отечественной Войны за несколько десятилетий в музее была собрана обширная коллекция экспонатов об истории и культуре Рузского края.
Во время фашисткой оккупации Рузы в декабре 1941 года музей был полностью сожжен немцами. Восстановление музея растянулось на долгие годы. Музей был отстроен по старым чертежам на старом месте в 60-х годах прошлого века. Вновь открылся для посетителей только в 1973 году.
Сейчас краеведческий музей Рузы обладает археологической, естественнонаучной и нумизматической коллекциями. Здесь есть старинные иконы, кресты, книги, оружие, изделия прикладного искусства и другие экспонаты. В музее можно посмотреть макет Рузского городища.
Экскурсии
Село, название которого давно стало одним из символов русского промыслового творчества, сохранило древний облик. В этом можно убедиться, съездив на экскурсию в Гжель. Сегодня здесь стоят небольшие домики, над ними возвышаются скромные церквушки.
Другие села, имеющие отношение к производству кухонной утвари, — Глебово, Трошково, Фенино, Речица, Турыгино, Ново-Харитоново. Добраться до этих легендарных мест несложно. Но лучше это сделать в рамках экскурсии по Гжели. Из столицы на дорогу уйдет примерно полтора часа. В пути гид расскажет интересные факты из истории народного промысла. Стоимость экскурсии по селу Гжель Раменского района зависит от туроператора, продолжительности, количества человек в группе.
Самостоятельно добраться до деревни, где расположен фарфоровый завод, можно на электричке, которая идет от Казанского вокзала. Время в пути – 2 часа 20 минут. Стоимость билета — примерно 150 рублей. До Гжельского фарфорового завода также идут автобусы от станции метро «Котельники».
Во время экскурсии по можно узнать много интересных нюансов о творческом процессе мастеров. А именно:
- как изготовить фарфоровую массу;
- как правильно высушить и обжечь изделия;
- почему необходимо два или даже три обжига;
- что представляет собой процесс глазуровки.
Во время экскурсии по главной и единственной достопримечательности Гжели можно не только увидеть своими глазами рождение фарфорового чуда, но и сделать кое-что своими руками. Обжигать и формовать, конечно, никто не позволит. Однако для экскурсантов организовывают интересные мастер-классы по росписи. Проводятся они под руководством опытного мастера. Экскурсия продолжается два часа.
В завершение можно посетить склад и фирменный магазин, где в продаже более тысячи изделий по заводским ценам.
Есть еще одна экскурсия в Гжель, которая предполагает посещение не только этого села, но и соседнего, в котором располагается один из старейших заводов по производству фарфоровых изделий. Деревня называется Турыгино. Предприятие, которое находится на его территории, – «Объединение Гжель». Посетители могут стать свидетелями творческого процесса – от создания наброска до росписи. На территории фабрики действует музей, в котором собрано около двух тысяч экспонатов. Здесь также проводятся мастер-классы.
Фабрика «Гжель»
Она возникла в 1818 году в Новохаритоново, постепенно небольшое предприятие переросло в огромный, известный всему миру, завод. Это самое крупное в Российской Федерации производство традиционного фарфора с кобальтовой ручной росписью. Над изделиями трудятся талантливые потомки первых мастеров этого дела.
В огромный дружный коллектив акционерного общества «Гжельский фарфоровый завод» входят:
- технологи;
- художники;
- мастера производства;
- руководители.
Ассортимент фабрики постоянно пополняется. На сегодняшний день это более 600 наименований продукции. Сюда входят:
- масленки;
- шкатулки;
- вазы;
- лампы;
- часы;
- подсвечники;
- кумганы;
- чайники.
Работники завода бережно хранят традиции, используют передовые технологии в изготовлении продукции.
Посмотреть на процесс изготовления фарфоровых изделий с традиционной синей росписью можно во время экскурсии. Они постоянно проводятся на территории предприятия.
Несмотря на то что техническое оснащение завода сегодня просто великолепно, все этапы росписи изделий до сих пор проходят только вручную. У каждого художника-керамиста есть собственный неповторимый стиль. Большинство мастеров, которые трудятся здесь, являются заслуженными художниками Российской Федерации.
Развлечения и достопримечательности
Гжель сохранила свой древний колорит, поэтому самые красочные и интересные развлечения здесь — празднования русских праздников. Особенно хороша Гжель зимой, когда для гостей организуют катания на санях.
Завод Гжели
Производство знаменитого фарфора — основа жизни Гжели. Неудивительно, что посещение завода — это обязательный пункт программы любого гостя села. Здесь можно познакомиться с процессом изготовления керамики (ведь каждая вещь Гжели — ручная работа!), узнать разницу между заводским и штучным, мастерским производством, а также попробовать самостоятельно сделать что-нибудь в духе небесно-синего ремесла.
Посещение музея возможно только по предварительной записи. Стоимость экскурсии зависит от ее состава (с мастер-классом или нет) и количества участников, а также цена увеличивается в выходные дни.
«Синь России»
«Синь России» (или Гжельский завод художественной росписи) порадует как взрослых, так и детей. На территории предприятия — пруд с фонтаном и водяной мельницей, зимний сад, стилизованная под русскую избу комната отдыха, бассейн «с живой водой», а также множество животных: горный козел, пони, ослики, павлины, страусы и другие обитатели, с которыми можно пообщаться.
В ходе экскурсии непосредственно по заводу посетители смогут увидеть весь процесс изготовления фарфоровых изделий и принять участие в мастер-классе по гжельской росписи. А в конце всех ждет угощение — чай с баранками из настоящего самовара у русской печи.
«Объединение Гжель»
«Производственные» экскурсии предлагает и расположенная всего в нескольких километрах от Гжели деревня Турыгино. Здесь находится «Объединение Гжель» — один из крупнейших и старейших производителей фарфоровых изделий с гжельской росписью. Посетители могут увидеть весь процесс изготовления поделок: от создания эскиза до украшения почти готовой фигурки. Кроме того, при объединении открыт музей, коллекция которого насчитывает порядка 2000 экспонатов. Проводятся тут и мастер-классы: желающие могут самостоятельно вылепить, расписать фигурку и, конечно, забрать ее с собой.
Посещение «Объединения Гжель» возможно исключительно по предварительной записи.
Святой источник иконы Феодоровской Божией Матери
В народе этот источник называют Кунай-колодец и связывают с ним огромное количество верований, но в первую очередь это место идеально для тех, кто ищет спокойствия и красоты. Кунай-колодец — так же, как и все село Гжель, — сохранил дух древности и чистоты. Здесь оборудована удобная купель для желающих окунуться, хотя людей чаще всего немного.
Добраться сюда можно, обойдя с любой стороны Храм Успения Богородицы, выйдя к реке Гжель. Дальше нужно перейти реку, по тропинке пройти через поле к речке Карповке. Снова перейти речку, пройти мимо одинокого домика, окруженного забором и похожего на сторожку. Далее — по левому берегу реки.
Часть окружающей земли отдали под дачную застройку. Пусть вас не пугают периодически встречающиеся на пути заборы.
Элементы гжельской росписи
Народ в своем творчестве отражает сюжеты окружающей действительности. Элементы росписи гжель имеют ярко выраженные сюжеты:
- Растительные. Классический стилизованный вид растений с четко прорисованными деталями.
2. Животные в основном представлены пернатыми.
3. Орнаментальная стилистика. Узоры наносятся в виде сеток: «капли», «усики», «гребенки», «травинки» и другое. Типично по кромке досок с росписью гжель пускают «шашечки»
4. Сюжетные композиции. Типичные рисунки из жизни народа: ярмарки, зимние катания на тройках, крестьянские избы, церкви, тематика современности.
Поэтапное рисование
Этот вид искусства зародился в шестидесяти километрах от Москвы в деревне Гжель. Её жители славились умением делать сувениры и игрушки из глины. С ростом популярности таких изделий местные умельцы стали расписывать их и украшать различными рисунками и узорами. Именно они и прославили Гжель на всю страну.
Главные элементы
Внимательно рассматривая изделия, расписанные гжельской росписью, можно увидеть, что во всех работах повторяются одни и те же мазки, а также линии с цветочными узорами. Это объясняется тем, что большинство гжельских работ выполнены в орнаментной и природной тематике (листочки, цветы и другое).
Основные приёмы в такой росписи отличаются друг от друга направлениями линий, положением кисти, длиной её ворса. Базовыми движениями являются:
- Ситчик. Для этого движения используется кисточка с удлинённым тонким ворсом, у которой активно используется только кончик. С помощью такой технологии мастера изображают мелкие детали орнамента. Для них характерен чистый цвет и очень редкое использование цветовых переходов.
- Китайский мазок. Этот приём является самым интересным, но наиболее сложным для исполнения. Это обусловлено тем, что на рабочую кисть наносятся сразу два цвета или один, но со стягиванием по ворсу. Рисование выполняется непрерывным движением кисти с постепенным уменьшением насыщенности. После этого, весь процесс повторяется заново.
- Мазок с тенью. Такой приём является разновидностью «китайского мазка». В нём также используется два цвета, которые одновременно наносятся на кисть. Единственным отличием является то, что синяя часть кисти делается более густой и толстой, а белая — тонкой. При рисовании ею образуется широкая синяя полоса, окружённая небольшим белым дополнением, которое немного рассеивает цвет.
Техника теневых мазков
Перед тем как делать сложные узоры, необходимо потренироваться на простых, и поэтапно рассмотреть роспись гжель и мастер-класс по её созданию. Для этих целей прекрасно подойдёт техника двойного мазка. Готовые элементы будут эффектно смотреться не только в общепринятых бело-голубых цветах, но и в любых других оттенках. Новичкам лучше брать простые фигуры, например, цветок, и тренироваться на них. Для того чтобы его нарисовать, понадобятся такие материалы и инструменты:
- акриловая краска стандартного цвета (белая и синяя);
- палитра для смешивания и получения нужного оттенка цвета;
- стакан с водой;
- лист плотной бумаги (для тренировки) или оформляемая поверхность (тарелка, игрушка, сувенир);
- плоские кисти разных размеров (желательно выбирать с таклоновым или беличьим ворсом).
Развлечения и достопримечательности
Гжель сохранила свой древний колорит, поэтому самые красочные и интересные развлечения здесь — празднования русских праздников. Особенно хороша Гжель зимой, когда для гостей организуют катания на санях.
Завод Гжели
Производство знаменитого фарфора — основа жизни Гжели. Неудивительно, что посещение завода — это обязательный пункт программы любого гостя села. Здесь можно познакомиться с процессом изготовления керамики (ведь каждая вещь Гжели — ручная работа!), узнать разницу между заводским и штучным, мастерским производством, а также попробовать самостоятельно сделать что-нибудь в духе небесно-синего ремесла.
Посещение музея возможно только по предварительной записи. Стоимость экскурсии зависит от ее состава (с мастер-классом или нет) и количества участников, а также цена увеличивается в выходные дни.
«Синь России»
«Синь России» (или Гжельский завод художественной росписи) порадует как взрослых, так и детей. На территории предприятия — пруд с фонтаном и водяной мельницей, зимний сад, стилизованная под русскую избу комната отдыха, бассейн «с живой водой», а также множество животных: горный козел, пони, ослики, павлины, страусы и другие обитатели, с которыми можно пообщаться.
В ходе экскурсии непосредственно по заводу посетители смогут увидеть весь процесс изготовления фарфоровых изделий и принять участие в мастер-классе по гжельской росписи. А в конце всех ждет угощение — чай с баранками из настоящего самовара у русской печи.
«Объединение Гжель»
«Производственные» экскурсии предлагает и расположенная всего в нескольких километрах от Гжели деревня Турыгино. Здесь находится «Объединение Гжель» — один из крупнейших и старейших производителей фарфоровых изделий с гжельской росписью. Посетители могут увидеть весь процесс изготовления поделок: от создания эскиза до украшения почти готовой фигурки. Кроме того, при объединении открыт музей, коллекция которого насчитывает порядка 2000 экспонатов. Проводятся тут и мастер-классы: желающие могут самостоятельно вылепить, расписать фигурку и, конечно, забрать ее с собой.
Посещение «Объединения Гжель» возможно исключительно по предварительной записи.
Святой источник иконы Феодоровской Божией Матери
В народе этот источник называют Кунай-колодец и связывают с ним огромное количество верований, но в первую очередь это место идеально для тех, кто ищет спокойствия и красоты. Кунай-колодец — так же, как и все село Гжель, — сохранил дух древности и чистоты. Здесь оборудована удобная купель для желающих окунуться, хотя людей чаще всего немного.
Добраться сюда можно, обойдя с любой стороны Храм Успения Богородицы, выйдя к реке Гжель. Дальше нужно перейти реку, по тропинке пройти через поле к речке Карповке. Снова перейти речку, пройти мимо одинокого домика, окруженного забором и похожего на сторожку. Далее — по левому берегу реки.
Часть окружающей земли отдали под дачную застройку. Пусть вас не пугают периодически встречающиеся на пути заборы.
- https://kudarus.ru/centralniy-okryg/moskovskaja-oblast/istoriya-razvitiya-gzheli-chem-slavitsya-selo.html
- https://101mesto.com/geografiya-strany/selo-gzhel.html
- https://manezh-saratov.ru/mo-i-moskva/gzhel-gorod-dostoprimechatelnosti-foto-s-opisaniem.html
- https://tonkosti.ru/гжель
Святой источник Феодоровской иконы Божией Матери
Другое название этого известного места в Гжели – Кунай-колодец. Общеизвестно, что в дореволюционные годы в этом местности была расположена купальня. Согласно своей вере, этот колодец принимал множество людей, что искренне хотели исцелиться. Вода этого источника была особенно благодатна для вылечивания маленьких жителей. Искупавшись в целебных водах, дети одевались во все новое, а старые вещи хранились у самого колодца и впоследствии уничтожались в огне.
Вода имеет сильную струю и приятна на вкус. Правда многие горожане ее не применяют для питья в силу присутствия накипи в большом количестве. Тем не менее источник популярности не теряет, и многие приезжают к нему с несколькими вариантами тары. Территория располагает колодцем, эстетически привлекательным, и купальней.
Местоположение: улица Центральная — 154.
Общие сведения
С 18 столетия в этих землях обнаружили белую глину, по своей структуре не уступавшая фарфору. С тех пор, местные жители стали изготавливать посуду, а после обжига, расписывать синими узорами. Именно в честь старинного названия процесса обжига, село и получило свое название «Гжель». А Гжельская синяя роспись посуды, стала характерным почерком этой местности, которая прославила ее на всю страну и далеко за ее пределами.
Именно развитие промышленности по производству и росписи посуды повлияло на развитие инфраструктуры в регионе с 19 столетия. Здесь масштабно строили предприятия и проложили железную дорогу, для удобства вывоза продукции.
До сих пор, во многих семьях можно увидеть тарелки, кувшины, чайники и даже свистелки, с синими мазками в виде цветов, птиц и других природных элементов живописи.
Гжель — это не только название села, но и название производственного округа фарфоровых изделий, объединенного из 30ти близлежащих сел.
К сожалению, производство фарфора во время правления советской власти пришло в упадок, но к сегодняшнему дню два предприятия, все таки удалось возродить. Посетить предприятия с экскурсией, ознакомиться с историей промысла приезжают тысячи туристов, целыми семьями.
Помимо знакомства с производством, Гжель имеет множество других достопримечательностей, достойных внимания, подробно с описанием которых ознакомимся далее.
Архитектурные сокровища Гжели
Успенская церковь и целительный источник
Быть в Гжели и не посмотреть её достопримечательности — как минимум достойно сожаления. Ведь, совсем рядом по ул. Центральной 154-а вашему взору откроется шестистолпный каменный храм Успения Пресвятой Богородицы 19 века.
По красоте строения и иконостаса его предшественника величали в Гжели Успенским собором. Среди жертвователей — купцы, простой люд и царская семья. После многочисленных реорганизаций храм отдан Епархии, в нём ведутся восстановительные работы. Достояние храма — мощи самых почитаемых православных святых.
Церкви на территории Гжели строили в основном владельцы керамических и гончарных заводов. Например, известный заводчик И.Е.Кузнецов. Строили основательно, с приглашением известных зодчих, из кирпича, в старообрядческой традиции, очень необычной архитектуры.
Недалеко от подножия Успенской церкви освящен и действует святой источник — Кунай-колодец. Его история насчитывает десятки исцелений детей, которых купали в целебных водах. Каждый получал по вере своей. Святому месту покровительствует Богоматерь Феодоровская, в честь которой он был освящен, — хранительница семейного очага.
Храм во славу Великомученика Георгия Победоносца в Игнатьево
Нарядный и светлый храм из кирпича в селе Игнатьево во славу Великомученика Георгия Победоносца в те же сроки встал на месте сгоревшего деревянного. Он по благословению Митрополита Филарета имел три престола — во имя Живоначальной Троицы, во имя великомученика Георгия и во имя мученицы Параскевы. Постройку начал заводчик Игнатьев, задумав церковь как приход для работников завода. Драматическая судьба этого храма отразила судьбу православия в России в годы великих перемен.
Храм-памятник в честь Победы над Наполеоном
Еще один храм, посвященный Георгию Победоносцу, стоит посетить в с. Ново-Харитоново. Трёхпрестольная церковь, построенная в стиле модерн по проекту архитектора Н.Фетисова, стала памятником в честь победы русского оружия над Наполеоном через сто лет после этого события. Постройка велась на средства заводчика И.Кузнецова. Церковь невольно привлекает взгляд шатровым покрытием и высокой звонницей. Ныне действует. Находится слева от Егорьевского шоссе перед запрудой реки Дорки.
Церковь Покрова Божией Матери в селе Карпово
Жемчужина гжельской земли — кирпичная с белокаменной отделкой четырёхстолпная Покровская церковь в Карпово. Историю свою ведёт от Смоленских князей Карповых. Построена на средства купца Гладкова и освящена в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Претерпев полное разрушение и потерю колоколов, она была взята на попечение общины верующих. Находится слева от Егорьевского шоссе за запрудой реки Дорки.
Кафе и рестораны Гжели
Предприятий общественного питания в самой Гжели мало, но голодными путешественники не останутся. Привокзальное кафе есть прямо на железнодорожной станции. Кроме того, если вы отправляетесь в Гжель на экскурсию, то наверняка одним из пунктов вашего маршрута станет фабрика «Синь России». А там и чаепитие с баранками (обязательный элемент программы), и небольшое кафе, где можно вкусно пообедать.
Вообще, в глубине поселений заведения общепита встречаются далеко не так часто, как хотелось бы. Зато вдоль Егорьевского шоссе, в которое переходит Центральная улица Гжели, можно найти большое количество придорожных кафе и небольших ресторанчиков. Это, например, кафе «Семь пятниц» в селе Ново-Харитоново или «Подсолнух» в поселке Электроизолятор. А на 10-м км Егорьевского шоссе прямо на берегу озера расположен небольшой ресторан с незамысловатым названием «У озера». Здесь путешественники смогут подкрепиться блюдами русской кухни, а при желании еще и порыбачить, практически не отходя от столика.
Цветовая гамма гжельской росписи
Гжельская роспись изначально выполнялась исключительно синей краской (допускается использование оттенков). Именно такая черта этого вида художественного искусства делает его сложным для исполнения новичками даже в настоящее время. Создать красивый рисунок, используя ограниченное количества цветов колеров сможет далеко не каждый художник.
Основными цветами, используемыми мастерами в рамках гжельской росписи, являются:
- белоснежный цвет (всегда используется в качестве фонового оттенка, так как не оттеняет контрастную краску, с помощью которой создается основной орнамент);
- все оттенки синего цвета, наиболее популярными из которых являются насыщенный синий и бледно-голубой;
- кобальтовый цвет (темный оттенок);
- белый цвет краски (используется при зеркальной росписи, когда орнамент создается на синем фоне – наоборот, в сравнении с классической гжельской росписью);
- золотой (современное нововведение художников, стремящихся с помощью благородного оттенка золота расставить акценты на собственноручно созданном изображении);
- платиновый (используется редко, также для акцентирования внимания зрителя на конкретных деталях орнамента).
Традиционная роспись
И всё же, традиционной признана бело-голубая гжель. Не даром её прозвали «Синь России». Рисунок выполняется специальным красочным составом на основе оксида кобальта кистевым мазком.
Чайник с золотом
Расписанное изделие окунают в белую глазурь и обжигают в печи при температуре около 1400оC. После обжига глазурь становится прозрачной, изделие приобретает глянцевый блеск и твердость, а рисунок проявляется во всей своей красе, играя оттенками цвета от нежно голубого до глубокого синего.
Сервиз, гжельский фарфоровый завод
Иногда, поверх уже обожженной глазури, на кобальтовый рисунок наносят тонкий декор золотом или платиной и снова обжигают изделие в печи.
Особенности гжельской росписи
Гжельскую роспись легко распознать среди других направлений. Её характерный стиль – это синие и голубые узоры на ослепительно белом фоне.
Для нанесения рисунка в качестве краски используется кобальт. Характерный синий цвет он приобретает в процессе обжига.
В изображениях используются геометрические пояски, цветочные узоры и растительные орнаменты. На крупных изделиях можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигурок людей и животных.
Ёжик, коровка и лошадка.
Рисунок на керамические изделия наносится вручную при помощи кисти. Это позволяет создавать окисью кобальта изображения со множеством оттенков: от глубокого темно-синего, до нежного голубого.
Лубочная гжель
Этот вид гжельской росписи распространённый в XVIII в. появился когда много мастеров стали проходить обучение на заводе Гребенщикова в Москве. Вся посуда расписывалась орнаментами, выполненными зелеными, желтыми, синими и фиолетово-коричневыми красками по белому фону. Обыкновенно изображали картинки в стиле модного тогда лубка. Часто это была птица в центре рисунка, домик, позже — люди и животные. Теперь такая роспись утрачена.
Кувшины, лубочная гжель
Надглазурная гжель
Самый красивый вид гжельской росписи, он же и самый древний. Это роспись цветными красками, которые наносятся по глазури. Это техника особой сложности и очень трудоемка. Такие изделия проходят три, а иногда и четыре обжига.
Блюдо
С сайта Гжельского фарфорового завода
Чайная пара
Такая гжельская посуда стоит довольно дорого, но азто и выглядит она как будто «из дворца».
Глухой кобальт
Удивительный эффект, когда смотришь на такую гжельскую роспись. Кажется, что это «зеркальное отражение» привычной, белой с голубым гжели. Кобальт покрывает всю поверхность изделия, затем наносится глазурь. После обжига наносится рисунок белой краской и золотом.
Вазочки, кобальт
Белый и костяной фарфор
Фарфор гжели очень высокого качества. Ещё ПётрI и Ломоносов восхищались его белизной. Поэтому на Гжельском заводе выпускают чисто белую посуду или наносят на неё нежный золотой узор. От этого она, кажется, выглядит ещё более белой.
Сервиз «Пион»
Роспись
Кобальт – особая керамическая краска. Изначально он черный как сажа. Синей эта краска становится только после обжига. Гжельские мастера учитывают более 20 оттенков этого цвета. На Гжельском заводе трудятся представители нескольких художественных специальностей. Они занимаются росписью мелкой пластики, другие – посуды. Третьи наносят узоры на предметы интерьера.
Главный секрет гжельской росписи – это мазки. Главный прием – правильное соотношение белого и синего. Есть правило: каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску, затем с разным нажимом раскладывают рисунок. Первый мазки – самые сочные. В своей работе опытные мастера выбирают только качественные инструменты, потому как от этого зависит конечный результат.
Каждое гжельское произведение по-своему неповторимо. Фирменные цвета: сочно-синий, ярко-голубой, васильковый. Роспись и форма составляют единое целое. Орнамент дополняет, подчеркивает то, что было недосказано в пластике.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Этот храм воздвигнут в самом начале 18 века на месте каменной церкви. Последняя была основана на месте деревянной церкви 17 столетия. А двумя веками позже церковь стала благочинским центром. А в конце 19 века храм видоизменяется: добавляются две новые часовни из камня и вносятся изменения в устройство в колокольню.
Имеется три придела: связанный с именем Успения Богородицы, северный, что связан со святителем Николаем Мирликийским и южного направления – в честь Казанской иконы Божьей Матери. Современный же вариант храма возникает в 1859 году, а архитектором явился Казимир Гриневский, окончивший с золотой медалью Высшее Строительное училище в Санкт-Петербурге.
В 1938 году церковь закрылась и имела сильные повреждения. Уничтожено было все внутри храма, купол и колокольня были разобраны, погости и ограда церкви также пришли в негодность, здание превратилось в склад. И лишь в 1998 году возобновились службы. Работы же по восстановлению храма еще продолжаются, в частности отреставрирован купол, но многие элементы декора все же утрачены.
Из истории села
Первые поселения на этих землях появились в XIV веки. Известно, что в 1330 году Иван Калита завещал село своему сыну Ивану Красному. Позже этими землями владел Дмитрий Донской, а после него — Василий I. В XVII веке село Гжель вошло в состав Московского уезда.
В XVII столетии в деревне были построены две деревянные церкви. Одна из них действует и по сей день. Называется этот храм церковью Успения Пресвятой Богородицы. Второй давно разрушен. В начале XVIII века в Гжели построили каменный храм по проекту К. В. Гриневского.
С давних пор на Руси были известны залежи белой глины. Само слово «гжель» происходит от глагола «жечь», то есть обжигать глину. Гончарными ремеслами на территории подмосковных сел Раменского района занимались издавна. Первые упоминания об этом виде народного творчества встречаются в документах XIV века, затем в духовных грамотах московских князей и, наконец, в завещании самого Ивана Грозного.
В XVII веке царь Алексей Михайлович издал указ, согласно которому на гжельские земли следовало привести особую глину. Материал тогда использовался исключительно для изготовления аптекарских сосудов. В те времена этот промысел еще мало общего имел с искусством.
О гжельской глине писал в одном из своих трудов и Михаил Ломоносов. Об этом материале русский ученый сказал так: «Нигде не видал я ничего превосходнее». Стоит сказать, что 400 лет назад создание различных кухонных предметов, статуэток и даже картин из фарфора для жителей тех мест, где была обнаружены залежи глины, стало необходимостью. Для земледелия эти места не годились. На глине ничего не росло, а потому и пришлось местным жителям осваивать премудрости гончарного дела.
Керамический промысел приобрел огромное значение в XIX столетии. Сегодня здесь расположен завод, где и производят фарфоровую посуду. Называется главное предприятия Гжели «Синь России». В селе сегодня проживает всего тысяча человек. Расстояние от Москвы до Гжели – 43 км.
На территории села протекает река Гжелка, впадающая в Москву-реку. Помимо вышеназванного завода, здесь нет достопримечательностей. Слишком мало село Гжель. Из Москвы сюда, однако, нередко приезжают туристы. Процесс изготовления посуды довольно интересен. Об экскурсии в Гжель рассказано ниже.
Кафе и рестораны Гжели
Предприятий общественного питания в самой Гжели мало, но голодными путешественники не останутся. Привокзальное кафе есть прямо на железнодорожной станции. Кроме того, если вы отправляетесь в Гжель на экскурсию, то наверняка одним из пунктов вашего маршрута станет фабрика «Синь России». А там и чаепитие с баранками (обязательный элемент программы), и небольшое кафе, где можно вкусно пообедать.
Вообще, в глубине поселений заведения общепита встречаются далеко не так часто, как хотелось бы. Зато вдоль Егорьевского шоссе, в которое переходит Центральная улица Гжели, можно найти большое количество придорожных кафе и небольших ресторанчиков. Это, например, кафе «Семь пятниц» в селе Ново-Харитоново или «Подсолнух» в поселке Электроизолятор. А на 10-м км Егорьевского шоссе прямо на берегу озера расположен небольшой ресторан с незамысловатым названием «У озера». Здесь путешественники смогут подкрепиться блюдами русской кухни, а при желании еще и порыбачить, практически не отходя от столика.
Снежный фон и синие узоры. Гжель
Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru
Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru
Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори
Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор . Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи .
Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской — до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.
Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок . Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу … После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.
Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким , который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией»
. По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве» .
Гжельская роспись относится к разновидностям исконно русского искусства. Уже не первый век в данном стиле расписывают игрушки, посуду, сувениры. Характерная особенность такой росписи – использование всего нескольких цветов (белый и голубой, а также темно-голубой, ближе к синему), а также мазков определенной формы.
Святой источник Феодоровской иконы Божией Матери
Другое название этого известного места в Гжели – Кунай-колодец. Общеизвестно, что в дореволюционные годы в этом местности была расположена купальня. Согласно своей вере, этот колодец принимал множество людей, что искренне хотели исцелиться. Вода этого источника была особенно благодатна для вылечивания маленьких жителей. Искупавшись в целебных водах, дети одевались во все новое, а старые вещи хранились у самого колодца и впоследствии уничтожались в огне.
Вода имеет сильную струю и приятна на вкус. Правда многие горожане ее не применяют для питья в силу присутствия накипи в большом количестве. Тем не менее источник популярности не теряет, и многие приезжают к нему с несколькими вариантами тары. Территория располагает колодцем, эстетически привлекательным, и купальней.
Местоположение: улица Центральная — 154.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Этот храм воздвигнут в самом начале 18 века на месте каменной церкви. Последняя была основана на месте деревянной церкви 17 столетия. А двумя веками позже церковь стала благочинским центром. А в конце 19 века храм видоизменяется: добавляются две новые часовни из камня и вносятся изменения в устройство в колокольню.
Имеется три придела: связанный с именем Успения Богородицы, северный, что связан со святителем Николаем Мирликийским и южного направления – в честь Казанской иконы Божьей Матери. Современный же вариант храма возникает в 1859 году, а архитектором явился Казимир Гриневский, окончивший с золотой медалью Высшее Строительное училище в Санкт-Петербурге.
В 1938 году церковь закрылась и имела сильные повреждения. Уничтожено было все внутри храма, купол и колокольня были разобраны, погости и ограда церкви также пришли в негодность, здание превратилось в склад. И лишь в 1998 году возобновились службы. Работы же по восстановлению храма еще продолжаются, в частности отреставрирован купол, но многие элементы декора все же утрачены.