Занятие в подготовительной группе по теме «святой георгий победоносец. история праздника «день победы»

Реальность существования

Усекновение главы святого Георгия (фреска Альтикьеро да Дзевио в капелле Сан-Джорджо,Падуя

Реальность существования святого Георгия, как и многих раннехристианских святых, находится под вопросом. Евсевий Кесарийский рассказывает:

Предполагают, что этим мучеником, имени которого Евсевий не называет, мог быть святой Георгий, в таком случае, это все, что о нём известно из достоверного источника.

Упоминается надпись 346 года на греческом языке с церкви в г. Изра (Сирия), изначально бывшей языческим храмом

В ней говорится о Георгии как о мученике, что важно, так как в тот же период был другой Георгий — епископ Александрийский (ум. 362), с которым мученика иногда путают

Кальвин первым усомнился в том, что Георгий Победоносец должен быть почитаемым святым, за ним последовал доктор Рейнольдс, по мнению которого он и Александрийский епископ — одно и то же лицо. Епископ Георгий был арианином (то есть для современной церкви — еретиком), он родился на сукновальной мельнице в Эпифании (Киликия), был поставщиком провизии для армии (Константинополь), а когда его уличили в мошенничестве, бежал в Каппадокию. Друзья-ариане простили его после выплаты штрафа и послали в Александрию, где он был избран епископом (в противовес святомуАфанасию) сразу же после смерти арианского прелата Григория. Вместе с Драконтием и Диодором он сразу же начал жестокие гонения на христиан и язычников, причем последние его и убили, подняв восстание. Доктор Хейлин (1633) возражал против этого отождествления, но доктор Джон Петтинкал (1753) снова поднял вопрос о личности Победоносца. Доктор Самуэль Пегг (1777) ответил ему в своем докладе, сделанном для Общества собирателей древностей. Гиббон тоже считал, что Георгий Победоносец и арианский епископ — один и тот же человек. Сабин Баринг-Гоулд (1866) решительно возражал против такого отождествления безусловно, реально существовавшего епископа со святым мучеником: «…невероятность подобной трансформации заставляет любого усомниться в истинности этого утверждения. Слишком велика была вражда между католиками и арианами, чтобы приверженца последних, да еще гонителя католиков, могли принять за святого. Сочинения святого Афанасия, в которых тот нарисовал далеко не лестный портрет своего противника, в Средние века имели достаточно широкое распространение, и такая ошибка была бы просто невозможна».

Также существует гипотеза о существовании двух святых с именем Георгий, один из которых пострадал в Каппадокии, а другой в Лидде.

Житие святого

Святой великомученик Георгий Победоносец рос в Каппадокии в христианской семье. Его отец принял мученическую смерть, когда Георгий был ещё ребёнком. После смерти отца мать переселилась с сыном на свою родину в Палестину.


Великомученик Георгий Победоносец с житием. 16 век, Москва Фото: Commons.wikimedia.org

Поступив на службу в римское войско, Георгий был принят в императорскую стражу Диоклетиана, а через некоторое время стал приближённым императора.

В 303 году, когда император начал гонения на христиан, Георгий, который до этого не исповедовал открыто свою веру, раздал своё имущество, отпустил на волю рабов и явился в Сенат, заявив в присутствии свидетелей императору, что он исповедует Христа.

Разгневанный Диоклетиан приказал бросить Георгия в темницу, где ему забили ноги в колодки и придавили грудь тяжёлым камнем. Георгий отказывался отречься от веры, и его подвергли новым пыткам: привязали к колесу, под которым были укреплены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали тело, но Георгий лишь громко призывал Господа. После пытки его признали мёртвым, но, как говорит житие, явился ангел Господень в образе светлого юноши, и Георгий невредимый сошёл с колеса.

Император предал Георгия на новые пытки. Его сбросили в глубокий ров и засыпали негашёной известью, но Георгий остался невредим. Затем Георгия обули в раскалённые железные сапоги с гвоздями и с побоями погнали до темницы, однако утром на его ногах не было ожогов. На восьмой день Диоклетиан вновь предложил истерзанному пытками бывшему командиру телохранителей отречься от Христа. Георгий просил отнести его в храм Аполлона, и когда это было исполнено, осенил себя и статую крестным знамением — и бес, обитавший в ней, бежал, а в храме сокрушились все идолы. Диоклетиан приказал отсечь Георгию голову. Георгий принял смерть в 303 г. н. э. и был погребён в Палестине, в Лидде.

За мужество и духовную победу над мучителями Великомученика Георгия называют Победоносцем.

Предание сохраняет для нас повесть о чуде, совершённом святым после смерти: близ города Вириты (Бейрут) появился дракон, которому суеверные жители приносили в жертву девушек. Георгий явился на место жертвоприношения и именем Божиим велел дракону подчиниться; девушка накинула на шею чудовища свой пояс и так привела его в город, к ужасу жителей. Георгий, сопровождавший девушку, призвал горожан не бояться, а уверовать во Христа.


Паоло Уччелло. «Битва Св. Георгия со змием». Commons.wikimedia.org Фото: Commons.wikimedia.org

Образ святого на монетах современной России

Традиция возродилась и в России сегодняшней. Копейщик, которого демонстрирует монета, — Георгий Победоносец — прочно поселился на российских металлических деньгах достоинством менее 1 рубля.

Начиная с 2006 года, в России ограниченной серией (150000 штук) были выпущены золотая и серебряная инвестиционные монеты, на одной из сторон которых отчеканен образ Георгия Победоносца. И если об изображениях на других монетах можно дискутировать, кто именно там изображён, то указанные монеты прямо именуются: Монета «Георгий Победоносец». Золото, цена на которое всегда довольно высока, — благородный металл. Поэтому и стоимость данной монеты намного превышает ее номинал в 50 руб. и составляет более 10 тысяч рублей.

Монета выполнена из золота 999 пробы. Масса — 7,89 г, При этом золота – не менее 7,78 г. Номинал серебряной монеты — 3 рубля. Масса — 31,1 граима. Стоимость серебряной монеты колеблется в диапазоне 1180-2000 рублей.

Иконография[править | править код]

Русская икона конца XV века (полная композиция)

Новгородская икона XV века (сокращённая композиция)

Изображения Георгия в образе всадника появляются в X—XI века на его родине в Каппадокии, но миниатюры, изображающие его победу над драконом, известны с IX века (псалтырь Лобкова).

Иконописный подлинник приводит следующее пространное описание сюжета, который должен быть изображён на иконе:

Новгородская икона XV века (сокращённая композиция). ГТГ

Однако в большинстве случаев на иконах изображают сокращённую композицию: конный воин поражает копьём змия, а с небес его благословляет Христос или его рука. Иногда над главой Георгия изображают ангела с венцом в руках. Город на иконах обычно изображают в виде башни. Отличительной чертой русских икон, изображающих этот сюжет, является то, что Георгий поражает дракона копьем не в глаз, как в западной живописи, а в пасть.

В иконописи сюжет чуда Георгия о змие представлен как мистическая битва между добром и злом. При этом «Георгий не делает усилий, его господство над врагом выглядит как нечто извечное и предопределенное свыше».

В чем помогает икона Георгия Победоносца

  • Еще с давних пор Святец был покровителем для всех военнослужащих и тех, кто оказался в зоне проведения боевых действий;
  • К святыне также очень часто обращаются в надежде защититься от врагов и на обретения мира не только для себя, но и для своих близких. Для того чтобы получить содействие от чудотворного лика необходимо рядом с его образом поставить свечу и произнести свое пожелание;
  • Помимо всего вышеупомянутого икона святого Георгия Победоносца способна также уберечь и от различных заболеваний. Большое количество православных посещают церкви и соборы, чтобы воззвать в молебне к преподобному для помощи в борьбе с хворью. Также существует некоторые доказательства что это божественное изображение способно также излечить женское бесплодие;
  • Ещё к божественному лику возносится и молитва на победу;
  • К образу также как мужчины так и женщины, и даже дети, так как Святой способен помочь абсолютно всем кто имеет хоть малейшую веру в то что его прошение будет исполнено.

В чем помогает икона Георгия Победоносца и ее значение

Этот Святой известен многим православным людям, но о нем также были наслышаны и не сильно верующие. Однако что можно просить у божественного лика знают далеко не все, а ведь этот образ способен исцелить любого кто искренне попросит.

Значение иконы Георгия Победоносца

Святыня, где воитель убивает змея верхом на коне, олицетворяет собой необычайное благородство и величие проявленной воинской храбрости. Его даже изображают на некоторых гербах и монетах, а в Грузии этот лик одним из первых чтится после Царицы Небесной.

Великомученик Георгий Победоносец относится к лику святых благодаря своим страданиям, которые он претерпел из-за своей православной веры, такой сильной, что не мог променять ее на богатство или власть

Вера, вот что действительно сильное и самое важное, что может быть в жизни человека

Все вышесказанное в точности соответствует образу Святого.  По сохранившимся до наших дней историям, еще, будучи в тюремном заключении, он мог помогать всем желающим, которые обращались к нему в просьбе. Он взывал в мольбе к Богу и тот слушал его и выполнят его прошения, даруя нуждающимся исцеление и помощь.

Одно из самых великих чудес которое сотворил Великомученик так это – спасения всего города от устрашающего змия. Молитвами и своей непреклонной верой вызываемой к Всевышнему он смог одолеть чудовище. Святой убил змея, спас жителей и их души от влияния дьявола, породив в них надежду и веру в Господа, призывая людей принять христианскую веру.

Занимательные факты

В процессе создания ордена, русские художники допустили ошибку. Речь идет о медальоне, на котором был изображен дракон вместо змея. По легенде отважный воин Георгий копьем поражает змея, а не дракона. Более того, на Руси символ дракона считался положительным персонажем.

Когда в Российской Империи стали изготавливать Ордена Святого Георгия Победоносца, то в стране появилось множество невольных сообщений от мусульманских общин. Им не по нраву были ордена с христианским крестом, они это воспринимали как неуважение к Исламу. В связи с недовольством мусульман, император Николай Первый в середине XIX века утвердил новый образец медали для нехристиан. Случилось это во время Кавказской войны. Офицер Джамов-бек Кайтахский стал первым, кому вручили торжественно орден.

Помимо того, что у кавалеров был орден, слава и популярность в обществе, государство регулярно выплачивало им денежные пособия. К примеру, военачальники с орденом первой степени каждый год от императрицы получали около 1 000 рублей. Другие офицеры с данной наградой довольствовались 36 рублями. Если офицер умирал или погибал на войне, то родственники получали орденские выплаты. Все это говорит о том, что властям было не все равно на русских военнослужащих.

Когда во власть пришли большевики, то Ленин уравнял в правах всех бойцов армии на территории страны. Это касалось и тех, кто имел Орден Святого Георгия Победоносца. Хотя вплоть до конца 1918 года офицеры Георгиевского креста получали больше остальных жалованья.

Стоит отметить, что многие выдающиеся командиры советской армии до Октябрьской революции состояли на службе в Императорской России. Многие из них имели такую награду, как Орден Святого Георгия Победоносца. Например, Малиновский и Рокоссовский были награждены Георгиевскими крестами дважды.

За отвагу, смелость и оборону государства данную награду вручили Жукову. На тот момент он был унтер-офицером, но в середине XX века стал маршалом СССР. Эта награда досталась Жукову два раза.

За смелость и отвагу в Первой мировой войне орден был торжественно вручен Василию Чапаеву. В итоге у него в коллекции было аж 3 Георгиевских креста и 1 георгиевская медаль.

В годы Первой мировой войны 4 раза присудили Георгиевский крест Ивану Тюленеву. Во Второй мировой войне он уже был генералом Красной Армии. Также в истории упоминается Семен Буденный – полный комплект орденов.

Более подробно ознакомиться с наградой Орден Святого Георгия Победоносца 1.2.3.4 степени фото можно в каталоге.

Хранитель земель русских

Неслучайно в русских «духовных стихах», посвящённых Егорию Храброму, тема драконоборчества, особенно популярная в Европе и символизирующая триединую роль Георгия (Г.) как богатыря, проповедника веры истинной и рыцарственного заступника невинности, обречённой на заклание, просто опущена. В этом памятнике письменности Г. оказывается сыном некоей Софьи Премудрой — царицы града Иерусалима, что на Святой Руси, — который 30 лет (вспоминаем Илью Муромца) провёл в темнице «царища Демьянища» (Диоклетиана), затем, избавившись от узилища чудным образом, нес на Русь христианство и в конце пути, в честном ристалище, искореняет басурманство на земле русской.

Жизнь и чудеса святого Георгия Победоносца

Святой великомученик Георгий Победоносец, родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте.

Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии. Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклитианом и принят в его стражу со званием комита — одного из старших военачальников.

Император-язычник, много сделавший для возрождения римского могущества и ясно понимавший, какую опасность представляет для языческой цивилизации торжество Распятого Спасителя, в последние годы правления особенно усилил гонения на христиан. На совете Сената в Никомидии Диоклитиан предоставил всем правителям полную свободу в расправе над христианами и обещал свою всемерную помощь. Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат.

Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине».

«Что есть Истина?», — повторил вопрос Пилата один из сановников. «Истина есть Сам Христос, гонимый вами», — отвечал святой. Ошеломленный дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести, по обычаю римлян, жертву богам.

На это последовал решительный ответ исповедника: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Тогда по приказу разгневанного императора оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, не причиняя ему боли.

В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем. На другой день на допросе, обессиленный, но твердый духом, святой Георгий вновь отвечал императору: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою».

Тогда его колесовали. Сначала страдалец громко призывал Господа, но вскоре затих, не испуская ни единого стона. Диоклитиан решил, что истязаемый уже умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в капище вознести благодарственную жертву.

В этот момент вокруг потемнело, грянул гром, и был слышен глас: «Не бойся, Георгий, Я с тобою». Затем воссиял дивный свет, и у колеса появился Ангел Господень в образе светоносного юноши.

И едва возложил он руку на мученика, сказав ему: «Радуйся!», — как святой Георгий восстал исцеленным. Когда воины отвели его в капище, где был император, последний не верил глазам своим и думал, что перед ним другой человек или призрак.

В недоумении и ужасе всматривались язычники в святого Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо. Многие тогда уверовали в Животворящего Бога христиан. Было это 10 ноября (23 ноября по новому стилю) 303 года, и теперь этот день отмечается православными церквями.

Чудо со змеем

По старинной легенде на озере около города Бейрут (Сирия) жил крылатый змей огромного размера. Он был похож на дракона и похищал людей. Никто не мог справиться с монстром.

Напуганные местные жители, которые были язычниками, решили по очереди жертвовать чудищу своих детей. Дошел черед и до дочери царя. Ее привязали к дереву около озера. Вскоре из воды показался дракон. В то же время на берегу появился всадник. Он спас царевну, пронзив змея копьем. Позже на этом месте забил целебный источник. Там же был построен храм в честь великомученика Георгия. Именно он спас жителей Бейрута от дракона, после чего они массово приняли христианскую веру (более 25 тыс. человек).

Покровитель земледельцев и скотоводов

Великомученик Георгий Победоносец почитается во многих странах мира, но на Руси культ этого святого имел особое значение. Георгий позиционируется у нас как покровитель Руси, всего народа. Неслучайно его образ включён в герб государства российского. Его имя носили (и носят) тысячи церквей — и имеющие многолетнюю историю, и вновь возводимые.

Вероятнее всего, в основе подобного почитания лежит языческий древнерусский культ Даждьбога, который до Крещения считался на Руси родоначальником и покровителем русского народа. Святой Георгий Победоносец многие русские древние верования вытеснил. Однако народ приписал ему те черты, которыми ранее наделял Даждьбога и богов плодородия, Ярило и Яровита. Неслучайно даты почитания святого (23.04 и 03.11) практически совпадают с празднованием язычниками начала и завершения сельскохозяйственных работ, которым упомянутые боги всемерно содействовали. Кроме того, принято считать, что Георгий Победоносец является также покровителем и защитником скотоводства.

Очень часто указанного святого в народе именовали Георгием Водоносом, потому что в день, когда Церковь отмечает память данного великомученика, совершались специальные хождения для водосвятия. По укоренившемуся в народе мнению, освящаемая в этот день вода (Юрьева роса) очень благотворно влияла на будущий урожай и на скотину, которую в этот день, именуемый Юрьевым, впервые выгоняли из стойла после долгой зимы на пастбища.

В чем состоял подвиг святого?

Святой Георгий был высокопоставленным римским офицером, который жил на стыке III и IV веков. То есть во времена правления императора Диоклетиана, знаменитого своими гонениями на христиан. Святой Георгий родился в аристократической семье в небольшом палестинском городке Лидда (сейчас это израильский город Лод). Он воспитан был в христианской семье. Достаточно сказать, что его двоюродная сестра – святая равноапостольная Нина – известна тем, что обратила в православную веру Грузию.

Существует легенда о том, как святой Георгий поразил змия. Находясь по делам службы на территории современного Ливана или Западной Сирии, он приехал в один большой город (историки до сих пор спорят о том, что это был за город). Там он узнал, что неподалеку находится болотистое озеро, объявленное местными языческими жрецами священным. На берегах его поселилось некое рептилеобразное чудовище, которому приносят человеческие жертвы. И когда в очередной раз язычники отправились туда, чтобы скормить чудищу выбранную по жребию девушку, святой Георгий выступил в качестве сопровождающего лица. А в самый патетический момент, когда чудовище выползло из болота, Георгий неожиданно в одиночку вступил в поединок с ним и убил рептилию. Тем, что он низверг языческое священное чудище во славу Господа, он заслужил великую любовь местных жителей, многие из которых после этого крестились.

Но главный подвиг святого Георгия состоял вовсе не в этом. Достигнув звания тысяченачальника, Георгий был особо отмечен императором как смелый и подающий надежды воин, известный своим умом, физической силой, доблестью и красотой. Георгий мог бы достичь высот власти, однако он выбрал иной путь. Услышав однажды на суде приговор об истреблении христиан, Георгий явился к Диоклетиану и, объявил себя христианином А также обличил императора в жестокости и несправедливости. За свое выступление против преследования христиан святой Георгий был схвачен и заключен в темницу, а затем подвергнут мучениям. Обычно жизнеописания святых подробно излагают, как именно их мучили и казнили, но опустим это. Он был казнен за свою веру во Христа в 304 году, на территории Малой Азии, в городе Никомидии (сейчас это турецкий Исмид).

Чудо св. Георгия о змие. Перв. половина XV в. Новгород. ГТГ, Москва / Свв.Георгий и Димитрий на конях. Перв. половина XV в. Византия. Частная коллекция

Икона Георгия Победоносца

В Благовещенском соборе находятся уникальные комплексы иконостасов, созданных для небольших приделов грозненского времени.

В этот период становления Москвы как столицы единого Российского государства в Кремль привозили прославленные святыни из других русских центров. В Успенском соборе находится древнейший памятник собрания – привезенная из Новгорода двусторонняя икона «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий» рубежа XI–XII веков.

В XVII столетии при первых царях династии Романовых в Кремле, в мастерских Оружейной палаты, работают царские иконописцы, которые создают комплексы многоярусных иконостасов XVII века для церкви Ризположения (иконописец Назарий Истомин Савин), Успенского (1653) и Архангельского соборов (1679–1681). В это время в Кремле работают царские изографы Яков Казанец, Никита Павловец, Михаил Милютин, Симон Ушаков и другие.

В фондах Музеев Московского Кремля хранятся иконы из разрушенных в 30-е годы XX века архитектурных памятников Московского Кремля – Чудова и Вознесенского монастырей, собора Спаса на Бору и других. В 20–30-е годы XX века в фонды Музея была передана часть икон из упраздненного Соловецкого монастыря.

Здесь вы можете ознакомиться с нашими коллекциями online

Умеренность и благоговение являются основными факторами по отношению к таким церковным символам как нательный крестик, иконки и ладанки. Если нательный крест надевают человеку при крещении, тогда как быть с ладанками? Что такое ладанка церковная и как правильно ее носить? Почему такой оберег считается суеверием, остатком языческого культа? Об этом далее.

В чем помогает

Все мы, сталкиваясь с какой-либо проблемой, сразу обращаемся с молитвой к Господу. В основном это первое, что приходит нам в голову. То же можно делать и перед иконами святым. Но перед тем как попросить о помощи, стоит хоть приблизительно знать о том, с какими проблемами к нему обращаются и что просят. В большинстве случаев перед иконой Георгия Победоносца молятся о:

  • защите и покровительстве военнослужащих, которые пребывают в зоне боевых действий,
  • обретении мира и защите от врагов не только для себя, но и для близких,
  • оберегании от различных болезней,
  • обретении победы,
  • общих семейных проблемах.

Святой никогда не оставляет в беде тех, кто искренне просит о его помощи. Вытерпев все муки, которым его подвергли при жизни, он не отрекся от веры в Господа.

На иконах святой Георгий написан храбрым воином

На иконах Георгий Победоносец в основном изображается верхом на коне, убивающим огромного черного змея. Образ рассматривается, как символ стойкой, незыблемой веры истинного Бога Иисуса Христа. Ни пытки, ни власть, ни богатства не смогли заставить святого Георгия отречься от христианства.

Два, чаще всего встречающихся, вида икон Георгия Победоносца

Некоторые образцы икон имеют обрамление житийными клеймами, где изображены разные фрагменты такой недолгой, но такой праведной жизни великомученика. Такое представление образа относится к преданиям о чудесах, произошедших после казни святого.

Георгий Победоносец в центре двуглавого орла на гербе России

Также мученик Георгий отображается на иконах в виде храброго воина с копьем и мечом в руках.

Иконы, как и сам святой знаком и почитаем практически во всех странах мира.

Жизнь Святого Великомученика Георгия

Георгий родился в одном из палестинских городков под названием Лидда. Его родители обладали хорошим достатком. Отца, проповедующего христианство, убили за веру, а мать, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь еще не родившегося ребенка, бежала в Сирийскую Палестину. С раннего детства Георгий отличался от своих сверстников силой. После состоял на службе у императора Диоклетиана, который считался хорошим правителем, за исключением того, что он являлся приверженцем язычества. Результатом этого было гонение христиан. Не миновала эта судьба и Святого Георгия. После семидневных пыток, издевательств и насилия ему отрубили голову.

Икона Георгия Победоносца: описание

На иконах он изображен сидящим на белом коне и убивающий копьем змея, символизируя победу над дьяволом. Реже можно встретить икону, на которой Святой Георгий изображен в хитоне и плаще, держащий в руках крест. Есть еще образ Георгия, сидящего на троне с ангелом, возлагающем мученический венец. Образ этого святого можно увидеть на флагах Москвы и Подмосковья, он знаменует память о Юрии Долгоруком, являющимся покровителем и защитником этого региона.

На сегодняшний день чудотворная икона Георгия Победоносца утеряна. Согласно старинному описанию из рукописей 1649 года, принадлежащих Владычному девичьему монастырю, ее размер составлял в высоту 1 аршин 5 вершков, а в ширину — 15 вершков. Образ Георгия окаймлен серебром, венец золоченый. Цата резная, золоченая. В ней находятся три золоченых камешка размером с девять копеек. Свеча установлена на подставке, которой обрамлена снизу икона. Святой Георгий Победоносец увенчан короной из страз. На него надет пояс из аметистов, а на копье крест из страз. Ходит поверье, что установленная перед иконой свеча возгоралась сама собой перед нашествием татар. Во Владычнем монастыре сейчас хранится современная копия, которая с 2000 года периодически мироточит.

Чудеса Георгия Победоносца

Фото: Flickr.com

По молитвам к святителю совершалось множество чудотворений: исцелялись неизлечимо больные, воскресали усопшие. Одно из самых известных чудес – победа над загадочным змием.

  • На одном из островов поселился дракон, пожирающий людей. Дабы умилостивить чудовище, островитяне ежегодно отдавали ему в жертву малолетних детей. Прошло время и более не осталось детей, жив был лишь единственный ребенок – царская дочь. Пришло время подношения и девушку привязали к скале. Когда появилась голова чудища, принцесса слезно взмолилась святому Георгию. Свершилось чудо: как из небытия появился всадник на коне, смело отрубил мечом драконью голову и тут же исчез. Все сразу поняли, что это был святой великомученик Георгий Победоносец. На острове прекратились жертвоприношения и почти весь местный люд, восхищенный милосердием и добротой Всевышнего, принял веру православную.
  • Один из арабских воинов-захватчиков пришел в церковь. Он захотел показать пренебрежение к святым ликам и выстрелил из лука в один из образов. Но случилось чудо: стрела не повредила икону, но вернулась, пронзив насквозь руку стрелка. В порыве страшной боли тот обратился за помощью к священнику, на что получил совет повесить над изголовьем постели икону с ликом Георгия Победоносца и помазывать рану елеем из лампадки, возженной в храме пред его ликом. Вскоре араб выздоровел, а священник подарил ему книгу с жизнеописанием святого. Воин впечатлился жизнью православного воина и его мучениями во имя Христа. Вскоре он крестился и стал проповедником христианской веры, за что принял мученическую кончину.
  • Во время мучительных пыток, устроенных Диоклетианом, император возжелал узнать о том, кто же помогает Георгию выживать после истязаний. Мученик отвечал, что с Богом возможно все. Но язычнику этого было мало. Он подвел святого к гробнице и приказал ему оживить мертвеца. Георгий горячо помолился Господу, и тут затряслась земля, открылся гроб, покойник ожил.
  • Находясь в тюрьме, Георгий помогал людям. Народ попадал к нему разными, даже изощренными способами, и получал помощь в прошениях и исцеление от недугов. Один из земледельцев по имени Гликерий взмолился к Георгию с просьбой воскресить умершего намедни вола. По возвращении домой Гликерий лицезрел чудо: оживший вол стоял в стойле.
  • Юноша по имени Георгий ушел на войну и попал в плен. Но мать с отцом думали, что их сын погиб. Они свято почитали память святого великомученика Георгия и ежегодно в день его памяти устраивали обед. Внезапно среди гостей появился их якобы умерший сын, держащий в руках горшок с угощениями. Он рассказал, что в плену он работал на кухне и нес пищу своему хозяину. Внезапно он увидел всадника на коне и тот быстро перенес его в родной дом. Все произошло настолько быстро, что еда в горшке не успела остыть.

Молитвы к святому великомученику позволяют обрести храбрость и мужество, укрепиться в вере. Георгий Победоносец помогает всем, истово молящимся, обратившимся к его святому предстательству. Искренняя и сердечная молитва просителя всегда будет исполнена!

Святой Георгий – икона Успенского собора Московского кремля

Икона новгородского происхождения, датируется специалистами XI – началом XII века. Вероятно, заказана она Георгием Андреевичем (сын Андрея Боголюбского). Им же икона отдана в Георгиевский собор.

Предположительно, в Москву икона попала после разорения Новгорода Иваном Грозным, который помимо этой иконы вывез оттуда множество других святынь.

Все пространство иконы занимает Георгий Победоносец, изображенный по пояс. В правой руке святой держит копье, в левой – меч, рукоять которого, имея крестообразную форму, служит заменой распятию. Герой изображен с коричневыми кудрявыми волосами, а его спокойный взгляд направлен прямо на зрителя.

Описание и древняя трактовка победы над чудищем

  • символ победы христианства, избавления от язычества;
  • символ победы над злом, над грехом, над дьяволом;
  • символ воинской храбрости;
  • символ победы российских войск над врагами;

Получается, что святой не только спасает царевну от гибели, но и весь языческий народ от смерти духовной. Постепенно сюжет Георгия Победоносца, побеждающего змея, начинает считаться воинским символом.

св. Георгий Победоносец

Его можно встретить на монетах и печатях. Кроме того, он стал официальным гербом Москвы и частью герба России. Впервые всадник, убивающий змея, стал символом Московского княжества после победы в Куликовской битве.

9

Май

1994 года

Был заложен Храм-памятник в честь Победы в Великой Отечественной войне рядом с мемориалом на Поклонной горе. Строительство велось на средства города.

Жизнь Святого Великомученика Георгия

Георгий родился в одном из палестинских городков под названием Лидда. Его родители обладали хорошим достатком. Отца, проповедующего христианство, убили за веру, а мать, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь еще не родившегося ребенка, бежала в Сирийскую Палестину. С раннего детства Георгий отличался от своих сверстников силой. После состоял на службе у императора Диоклетиана, который считался хорошим правителем, за исключением того, что он являлся приверженцем язычества. Результатом этого было гонение христиан. Не миновала эта судьба и Святого Георгия. После семидневных пыток, издевательств и насилия ему отрубили голову.

Иконография[ | ]

См. также: Фракийский всадник

Русская икона к. XV века (полная композиция) Новгородская икона XV века (сокращённая композиция)

Изображения Георгия в образе всадника появляются в X—XI века на его родине в Каппадокии, но миниатюры, изображающие его победу над драконом, известны с IX века (псалтырь Лобкова).

Иконописный подлинник приводит следующее пространное описание сюжета, который должен быть изображён на иконе:

Однако в большинстве случаев на иконах изображают сокращённую композицию: конный воин поражает копьём змия, а с небес его благословляет Христос или его рука. Иногда над главой Георгия изображают ангела с венцом в руках. Город на иконах обычно изображают в виде башни. Отличительной чертой русских икон, изображающих этот сюжет, является то, что Георгий поражает дракона копьем не в глаз, как в западной живописи, а в пасть.

В иконописи сюжет чуда Георгия о змие представлен как мистическая битва между добром и злом. При этом «Георгий не делает усилий, его господство над врагом выглядит как нечто извечное и предопределенное свыше

».

Икона Георгия Победоносца: описание

На иконах он изображен сидящим на белом коне и убивающий копьем змея, символизируя победу над дьяволом. Реже можно встретить икону, на которой Святой Георгий изображен в хитоне и плаще, держащий в руках крест. Есть еще образ Георгия, сидящего на троне с ангелом, возлагающем мученический венец. Образ этого святого можно увидеть на флагах Москвы и Подмосковья, он знаменует память о Юрии Долгоруком, являющимся покровителем и защитником этого региона.

На сегодняшний день чудотворная икона Георгия Победоносца утеряна. Согласно старинному описанию из рукописей 1649 года, принадлежащих Владычному девичьему монастырю, ее размер составлял в высоту 1 аршин 5 вершков, а в ширину — 15 вершков. Образ Георгия окаймлен серебром, венец золоченый. Цата резная, золоченая. В ней находятся три золоченых камешка размером с девять копеек. Свеча установлена на подставке, которой обрамлена снизу икона. Святой Георгий Победоносец увенчан короной из страз. На него надет пояс из аметистов, а на копье крест из страз. Ходит поверье, что установленная перед иконой свеча возгоралась сама собой перед нашествием татар. Во Владычнем монастыре сейчас хранится современная копия, которая с 2000 года периодически мироточит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector