Гагарин

Студенческие годы

Родственники из Москвы помогли молодому человеку поступить в ремесленное училище в Подмосковье, по окончании которого он должен был получить специальность “литейщик-формовщик”. Парень учился в училище и параллельно в вечерней школе, занимался спортом. Через 2 года он завершил учёбу с отличием и решил идти учиться дальше по специальности.

В 1951 году поступил в Индустриальный техникум. Именно во времена учёбы в техникуме, в Саратове, началось его увлечение “небом”.

Юрий был разносторонним человеком, он одновременно состоял в различных кружках: спортивном, литературном и даже музыкальном. В 1954 году он стал слушателем школы ДОСААФ, где лётчики читали свои доклады. Ему было очень интересно слушать эти рассказы, и он загорелся идеей стать лётчиком. Чуть позднее, в этом же 1954 году, он вступил в аэроклуб. Там молодых людей обучали теории полёта и прыжкам с парашютом.

В 1955 году Юрий Гагарин сделал свой первый полет на Як-18. В общей сложности за время обучения в аэроклубе он выполнил почти 200 полетов.

После завершения учёбы в техникуме и аэроклубе Гагарина забирают на службу в армию. По распределению он попадает в город Чкалов (сейчас Оренбург). Там он поступает в Военно-авиационное училище. В 1957 году он оканчивает его с отличием и отправляется служить в авиационный полк Северного флота под Мурманском.

Байконур 12 апреля 1961 года, 9 часов 00 минут

Все понимают до запуска несколько минут, вздох облегчения, старт состоится, а значит, американские спутники неминуемо засекут корабль. Скрыть факт запуска не удастся, но неизвестно как пройдет полет, поэтому заранее заготовлены три варианта сообщения ТАСС. Их утвердил лично Хрущев:

  • первый трагический на случай гибели Гагарина;

  • второй с обращением к государствам мира, помочь космонавту в случае приземления за пределами СССР;

  • третий победный.

Через 2 часа 30 минут прозвучит третий – победный вариант.

Сообщение услышит весь мир, стихийные митинги на улицах советских городов, буря счастливых эмоций, люди будут обниматься и поздравлять друг друга.

Катастрофа унесшая жизнь Юрия Гагарина

27 марта 1968 года. Среда, с раннего утра Гагарин будет в прекрасном настроении: «Сегодня хороший день, сегодня летать». Как обычно, ему отдаст честь часовой на КПП аэродрома «Чкаловский», как обычно, он вместе с другими пилотами поедет на летное поле.

Двухместный учебно-боевой самолет МиГ-15, Гагарин сядет вместе с самым опытным летчиком-инструктором отряда Владимиром Серегиным. Инструктор должен будет проверить готовность Гагарина к самостоятельным полетам на истребителе.

Через 12 минут после взлета Гагарин доложит по рации: «Задание закончил, нахожусь под Киржачом. Прошу разрешения на разворот».

Добро на возвращение он получит тут же, но ответа на земле не дождутся. Будет повторный запрос и снова тишина.

Место гибели Юрия Гагарина

Место падения самолета, огромную яму и клубы дыма, первый заметит пилот поискового вертолета. Поднятый по тревоге армейский батальон начнет прочесывать лес рядом с деревней Новоселово.

Причина аварии

Из заключительно акта государственной комиссии о результатах расследования катастрофы самолета УТИ МиГ- 15 бортовой номер 18. Наиболее вероятной причиной гибели Гагарина и Серегина был резкий отворот самолета с целью избежать столкновения с шаром зондом. Самолет вошел в штопор и экипаж погиб, это официальная версия.

Почти сразу после трагедии появится версия неофициальная, в какой-то момент самолет Гагарина опасно сблизился с истребителем Су-15. Пилот сверхзвуковой машины отклонился от курса, спустился под облака и практически наткнулся на гагаринский борт № 18.

Могила Юрия Гагарина и Владимира Серегина

В результате маневра образовалась так называемая возмущенная волна, она и перевернула самолет Гагарина в штопор.

Космонавт Алексей Леонов утверждает, что его рапорт о случившемся в архиве просто подменили. 20 лет спустя, попросив этот документ, Леонов не узнал собственного почерка.

Лучшие специалисты страны проведут через 20 лет после гибели Гагарина еще одно расследование в 1988 году. Комиссия обнародует свои выводы, но они будут лишь предположением. Из заключения независимой группы экспертов: «Как и 20 лет тому назад, мы высказываем твердое убеждение в том, что версия о неправильных действиях летчиков должна быть отвергнута. Какое-то неожиданное обстоятельство привело к такому развитию событий, так или иначе, но МиГ-15 вошел в гибельный штопор и врезался в землю».

Валентина Гагарина по-прежнему жила в «Звездном», до пенсии она проработает в медчасти центра подготовки космонавтов, вырастит дочерей, будет растить внуков. Замуж Валентина Ивановна больше не выйдет. Старшая дочь Елена – генеральный директор музея-заповедника Московский Кремль, младшая Галина – преподает в академии народного хозяйства.

Юрий Гагарин мог стать самым молодым генералом ВВС, к званию его представят за несколько месяцев до гибели, но приказ задержится в Министерстве обороны, и 27 марта в последний полет он уйдет в 34 года полковником.

Юрий Алексеевич Гагарин – космонавт № 1

Карьера для военного человека все равно феноменальная, от старшего лейтенанта до полковника за 7 лет. Все эти 7 коротких лет еще долго потом мир будут судить о стране советов не по деяниям ее генсеков, а по улыбке космонавта № 1, но апрельским днем 1961 года, Юрий Гагарин обо всем этом еще не знает.

«Я знаю, что вы все любите мечтать о космосе и немножко завидуете нам, особенно мальчишки. А знаете, мы вам тоже завидуем. Мы летаем в космос, но это начало. Вас ждут планеты и неизвестные миры», – Юрий Гагарин.

P.S. Летчик-космонавт Алексей Леонов о рассекреченных документах гибели Юрия Гагарина.

02.12.2019 15:33

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее

Второй полет Юрия Гагарина в космос

Спустя 6 лет после первого полета человека в космос, в конце марта 1967 года, определяют дату старта «Союза-1», а именно 22 апреля. Политбюро запланирует это как подарок покорителей космоса к празднику трудящихся. Пилотом первого корабля назначат Владимира Комарова, на втором «Союзе» готовятся лететь три космонавта, однако, новым кораблям еще будет нужна серьезнейшая доводка.

Генеральный конструктор Мишин так и не сможет убедить руководство страны в том, что запускать космонавтов к Первомаю категорически нельзя. Брежнев скажет: «У нас впереди пятидесятилетия великого октября, а вы тут со своими пустяками, лететь безоговорочно!»

В космические дела снова вмешается большая политика. Гагарин тоже потребует отложить полет, добьется приема у министра обороны Устинова, но услышав его фразу: «А что, у вас в отряде космонавтов нет ни одного смелого человека? Откажется Комаров, полетите вы». Он резко повернется и выйдет из кабинета.

Максимум, что будет в его силах, добиться, чтобы именно его назначили дублером Комарова. Для этого Гагарин преодолеет сильнейшее сопротивление Политбюро, там не захотят рисковать символом страны победившего социализма.

«Он хотел летать, он всю жизнь хотел летать. Я спрашивала его об этом, помню, он сказал, что обязательно будет летать. Он добился своего», – Галина Гагарина, дочь космонавта.

Встреча Гагарина с народом

В Соединенное королевство Юрий Алексеевич прибыл сразу по двум приглашениям. Видеть его в гостях желали «свои» организаторы торгово-промышленной выставки и представители литейного профсоюза из Манчестера. Посещение дворца и встреча с королевой не обсуждались даже в формате предположений.

После сошествия с трапа, первыми космонавта встретили британские журналисты и простой народ. Людей, желавших своими глазами увидеть человека, побывавшего на орбите, собралось невероятное множество. Вместе представителями СМИ они ожидали появления легенды, заполнив все свободное пространство. Те, кто не успел в первые ряды, выстроились вдоль дороги, по которой должен был ехать кортеж.

Юрий Алексеевич появился перед британцами в форме ВВС СССР, с широкой улыбкой на лице. Его приветствовали восторженными возгласами, вскоре крики толпы слились в скандирование «Гагарин, Гагарин» — народ Великобритании принял чужака. К настолько теплому отношению, фактически любви с первого взгляда, не была готова ни советская, ни британская сторона.

Присутствовавшие на встрече журналисты по традиции попытались найти в госте недостатки, которые можно было бы осветить в своих статьях. Но негативное впечатление не складывалось. Он всего-то был ниже ростом, чем ожидалось, и имел слишком короткую стрижку. Главным посылом СМИ к обществу стал акцент на личности Юрия Алексеевича в отрыве от СССР. Спорить с легендарностью космонавта они не могли, но не желали, чтобы британцы судили обо всем Советском Союзе по одному человеку.

Приглашение от премьер-министра

Встречать в высшем кругу гостя из страны с противоположной идеологией не собирались. Премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан считал, что устраивать для него особый прием и приглашать на ланч с министрами и знатью не стоит. Хотя отрицать желание некоторых аристократов встретиться с «космическим» человеком он не мог.

Однако видя, насколько Гагарин приглянулся народу, игнорировать его присутствие было политически неверно. Вскоре в посольство СССР поступило предложение встречи Юрия Алексеевича с премьер-министром в его временной резиденции.

Дипломатические протоколы и сложная политическая ситуация требовали предварительных переговоров. Между посольством СССР и британскими службами даже велось обсуждение политических требований, от выполнения которых могло зависеть состоится ли прием, или нет. В посольстве вполне могли отговорить Гагарина принимать приглашение, однако встреча все же состоялась.

Космоплан ЮГ

В соответствии с пожеланиями С.П. Королёва, Гагарин был поставлен «главным конструктором». Ему в помощь были выделены два консультанта в роли соответствующих заместителей или начальников отделов при «главном конструкторе». Уже в середине 1966 года была выбрана аэродинамическая схема КЛА. Окончательный вариант космоплана с рассчитанными геометрическими параметрами был утверждён ближе к концу 1966 года. По чертежу-эскизу Юрия Гагарина была изготовлена деревянная модель для аэродинамических исследований, получившая название «ЮГ», по начальным буквам имени и фамилии «генерального».

«Узких мест» у Гагарина в работе было два. Одно из них — как одним летательным аппаратом обеспечить все этапы полёта в большом диапазоне скоростей. Эту задачу он решал вместе с А.Г. Николаевым, который отрабатывал требования к кораблю исходя из особенностей высотного полёта. Второе было связано с обеспечением посадки аппарата по-самолётному, и составляло основное содержание исследований Юрия Алексеевича. По его служебной записке на кафедре динамики полёта был смонтирован моделирующий стенд-тренажёр, на котором Гагарин самостоятельно провёл 200 зачётных «посадок», которые совершались как в идеальных условиях, так и с учётом ветра и кривизны Земли. 

Фото из архива
По чертежу-эскизу Юрия Гагарина была изготовлена деревянная модель для аэродинамических исследований, получившая название «ЮГ».

Этот титанический труд дал плоды — пришлось пойти на конструкцию с переменным положением крыльев на разных участках полёта. Но и при этом не удавалось обеспечить балансировку аппарата, и тогда Юрий Алексеевич вспомнил про складывающиеся решётчатые крылья на системе аварийного спасения «Союзов» и нашёл решение, которое закрепило результаты его работы.

Последние несколько месяцев перед защитой космонавты жили в курсантском общежитии, работая по 12-14 часов в сутки. Для Гагарина был выделен небольшой кабинет. Поскольку именно ему выпало быть «главным конструктором», то и пояснительная записка, подготовленная им, была вдвое объёмнее, чем у других космонавтов.

Ю.А. Гагарин и Г.С. Титов защищали дипломные работы 17 февраля 1968 года в Звёздном городке. Интерес к происходящему был большой. Собралось много народу, только членов Государственной экзаменационной комиссии было 14 человек. Юрий докладывал без записки. Сперва волновался, несколько сбивался, но быстро освоился, заговорил уверенно, увлечённо, превосходно владея материалом. 

Фото из архива
По решению экзаменационной комиссии полковнику Юрию Алексеевичу Гагарину присвоена квалификация лётчика-инженера-космонавта.

Он проявил себя как талантливый инженер-исследователь, тем самым оправдав надежды Сергея Павловича Королёва, мечтавшего вырастить из Гагарина, если не смену себе, то наверняка помощника и единомышленника. Всего академию окончили 15 космонавтов. Одиннадцать из них побывали в космосе, четверым так и не довелось совершить космический полёт. 

Блестяще защитив диплом, Юрий Гагарин окончил академию в феврале 1968 года — за месяц с небольшим до своей трагической гибели…

С корабля не на бал

Учёба лётчикам-космонавтам давалась в академии нелегко — космонавты просто получали «неуд» по всем основным предметам. Получил свои двойки и Гагарин. Слушатели, как и студенты, сначала изучают сложные общеинженерные дисциплины — высшую математику, физику, сопромат, плюс ещё целый ряд общетехнических дисциплин. А космонавты, по сути, являясь лётчиками, имели невысокий уровень подготовки по этим предметам.

Во-вторых, что греха таить, поступая в ВВИА, они понадеялись на серьёзные поблажки «первым покорителям космоса» и были очень удивлены, увидев, что никаких послаблений им не будет. Ситуация стала настолько серьёзной, что в неё вмешался по просьбе Гагарина Главком ВВС маршал К.А. Вершинин, и пришлось космонавтам браться за ум. Нужно отдать им должное — они смогли это сделать. Все последующие отличные оценки в академии, начиная со второго года обучения у космонавтов, — твёрдые и заслуженные. Результаты следующих сессий были уже даже чуть выше средних академических, и дальше они держались на том же уровне. 

У Гагарина успеваемость зависела ещё и от того, что сразу после полёта на него свалилась целая масса дел. Он одновременно был командиром отряда космонавтов, командиром учебного отделения, отличным слушателем, и все эти непростые обязанности совмещал с деятельностью депутата Верховного Совета СССР, члена Центрального Комитета комсомола, многих общественных организаций.

Фото из архива
Во время учёбы космонавты получили базовые сведения об основных научных методах в своей области.

На заключительном этапе обучения космонавтов перед преподавательским составом встал важный вопрос, как организовать дипломные работы тех, кому предстоит напрямую заниматься полётами за пределы земной атмосферы. Во время учёбы космонавты получили базовые сведения об основных научных методах в своей области. Теперь предстояло проверить в деле их теоретическую подготовку. 

Женщины в жизни Юрия Гагарина

Через два года после своего полета, Юрий Алексеевич лично будет готовить первый женский отряд космонавтов и в первую очередь потребует от девушек отменной физической формы. Все пять звездных претенденток будут беспрекословно слушаться Гагарина и смотреть на него с обожанием.

Конечно, дамское обожание не всегда сопутствовало Гагарину. Во времена саратовской юности у Юрия была девушка, которая ему очень нравилась, но первая красавица Саратова ухаживания Юры отвергла, предпочтя ему любимца местной публики футболиста Николая.

После полета даже самые известные представительницы слабого пола будут относиться к Юрию Алексеевичу с особым теплом, некоторые из них даже поддержат его в деликатных ситуациях. Однажды на обеде с королевой Англии, Гагарин честно признается, что не представляет себе для какого блюда какие ножи и вилки, а их на столе больше дюжины. Королева мгновенно спасет положение: «Я тоже никак не запомню, этого нудного этикета», – с улыбкой скажет Елизавета.

Юрий Гагарин на приеме у королевы Елизаветы II

К концу трапезы случится еще один конфуз. Допив чай, Гагарин достанет из чашки ломтик лимона и отправит его в рот. Лорды и фрейлины потрясенно застынут, такое нарушение этикета чопорные и придворные увидят в первый раз. Юрий Алексеевич густо покраснеет, в секунду оценив ситуацию, королева естественным движением тоже достанет лимон из своей чашки и с удовольствием съест его, сказав при этом: «О, как вкусно».

Диплом защитить — не в космос слетать

Ещё в пятидесятые началось не только противостояние космическое, ядерное и авиационное с вероятным противником, но и соревнование различных ракетных школ и идеологий внутри страны. В шестидесятые оно только усилилось. Например, ответ на разрабатываемый американцами с 1957 года проект пилотируемого космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика Х-20 «Dyna-Soar», одновременно взялись дать несколько наших ОКБ. Вероятно, идея космоплана не давала покоя не только Глебу Евгеньевичу Лозино-Лозинскому, одному из ведущих разработчиков советской авиационно-космической техники, создателю суперсвязки «Энергия-Буран», но и команде Сергея Павловича Королёва, к которой относился и Отряд космонавтов. 

Фото из архива
В качестве дипломного проекта остановились на проекте боевого космоплана — орбитального самолёта.

После беседы с С.П. Королёвым тема приняла вполне конкретный, определённый характер

Последний, несколько подумав, порекомендовал заняться обычной самолётной компоновкой: «Нам весьма важно рассмотреть со всех сторон и объективно оценить классическую самолётную схему». Ещё больше года продолжались обычные занятия, и всё что касалось дипломной работы, приходилось делать параллельно

Однако спроектировать такой аппарат одному слушателю невозможно, тем более в ограниченные сроки. В связи с этим было решено по согласованию с Главнокомандующим ВВС и Главным конструктором дипломную работу построить как комплексное исследование. Каждый из слушателей стал автором конкретного раздела общего исследования. Кому чем заниматься, выбирали сами — дипломные руководители только уточняли область деятельности.

Юрий Алексеевич отвечал за общую методологию использования космического летательного аппарата (КЛА). Кроме того, он производил выбор аэродинамических форм и размеров несущих элементов для обеспечения посадки и способов посадки по самолётной схеме. Систему аварийного спасения КЛА отрабатывал Г.С. Титов. За выбор аэродинамических форм, расчёт характеристик и теплозащиту отвечал А.Г. Николаев. Проработку компоновки и расчёт весовых характеристик осуществлял Д.А. Заикин. Силовой установкой занимался П.Р. Попович, системами ориентации — Е.В. Хрунов, топливной системой — ЖРД — В.Ф. Быковский, блоком обеспечения безопасности полётов — Ж.Д. Сергейчик…

Фото из архива
Каждый из слушателей стал автором конкретного раздела общего исследования.

Юрий Гагарин – Совершенно секретно

Юрий Гагарин

Алексей Леонов: Юрий Гагарин погиб в результате неосторожного маневра другого самолета. Спустя 45 лет! после гибели Юрия Гагарина летчик-космонавт Алексей Леонов узнал истинную причину гибели своего друга

Он получил доступ к секретным материалам следственной комиссии, которая расследовала гибель первого космонавта планеты. По официальным данным Юрий Алексеевич Гагарин погиб 27 марта 1968 года вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области в результате авиационной катастрофы, выполняя тренировочный полёт на самолёте МиГ-15УТИ под руководством опытного инструктора В. С. Серёгина.

Для расследования причины гибели первого космонавта была создана Государственная комиссия, составлено 29 томов и в итоге дело было засекречено. Основные детали трагедии были известны до последнего времени только из статей и интервью отдельных членов комиссии. Остальное дополнялось слухами и разными версиями.
Основной вывод Государственной комиссии был таким:

Расследование показало, что отказов и неисправностей техники не было. Посторонних веществ в крови летчиков химический анализ останков не выявил. На самом деле, как написано в рассекреченных данных, самолет Су-15 – истребитель, который взлетел с подмосковного аэродрома Жуковский и не санкционировано находился в воздухе во время тренировочного полета самолета, управляемого экипажем Юрия Гагарина, совершил неосторожный маневр, который привел к срыву в штопор самолет Юрия Гагарина.

Алексей Леонов 20 лет боролся, пытаясь выяснить правду о гибели друга. Он не верил официальному заключению, в котором было написано, что самолет Гагарина столкнулся с Землей в результате того, что совершил резкий маневр, связанный с отворотом, после которого вошел в штопор. Выступая в Звездном городке Леонов заявил: “Это бред!”.

По словам Алексея Леонова стало известно, что его допустили к рассекреченным документам комиссии, которая расследовала гибель первого космонавта планеты, где он узнал, что во время пилотирования самолета (с экипажем Серегин-Гагарин) 27 марта 1968 года в районе тренировочных полетов оказался не санкционировано самолет-истребитель Су-15, который выполнял полет с аэродрома Жуковский.

Алексей Леонов рассказал, что во время полета летчик спустился до высоты 450 метров, чем нарушил режим, – это было известно Алексею Леонову и ранее, потому что он беседовал со свидетелями, – на форсаже ушел на свой эшелон и на расстоянии 10-15 метров в облаках, пройдя рядом с Гагариным, перевернул его самолет, вогнав в штопор, вернее, в глубокую спираль на скорости 750 километров в час, после чего самолет Юрия Гагарина совершил полтора витка и на выводе (из штопора) столкнулся с Землей. Это уже не версия, это истинная причина гибели первого космонавта планеты.

Никакой загадки и тайны в гибели Юрия Гагарина больше нет, информация подтверждена вскрытием рассекреченного конверта с выводом комиссии.

Причиной случившегося стало разгильдяйство и нарушение режима полетов.

Но главное другое, ведь люди, которые работали в комиссии знали правду! но столько лет молчали и делали вид, что это не так. Что Гагарин погиб случайно. Как бы я хотел, чтобы жена моего друга Юры Валентина и его дочери узнали всю правду о его гибели — сказал Алексей Леонов, ведь они до сих пор ничего не знают…

На вопрос РИА Новости о том, кто пилотировал самолет-истребитель Су-15, и привел к гибели первого космонавта планеты Юрия Гагарина по своей по неосторожности, Алексей Леонов ответил: «Мне дали возможность узнать и объявить об истинной причине при условии, что я не назову имя летчика, которому сейчас за 80 лет, и состояние его здоровья весьма тяжелое. Я дал слово, что его имени не назову», — заключил Леонов, первый в истории человечества космонавт, выполнивший выход в открытый космос

ЗВЕЗДНЫЙ ГОРОДОК (Московская область), 11 июня 2013 г.

Семья Гагарина

Со своей будущей женой Валентиной Юрий Гагарин познакомился в Оренбурге, когда приехал учиться в Военно-авиационное училище. Знакомство произошло на дискотеке, парень сразу заприметил симпатичную, скромную девушку невысокого роста с темными волосами и карими глазами. В этот вечер Юрий проводил Валю домой и назначил свидание. Девушка согласилась на следующую встречу, хотя молодой человек ей не очень-то и понравился. Но все-таки чем-то он ее “зацепил”.

Молодые люди учились, встречались. Валя получала образование в Медицинском техникуме, чтобы стать фельдшером. Спустя 4 года Юрий и Валентина поженились. Почти сразу после свадьбы в 57-м, молодой супруг уехал служить на север — в Заполярье. Через некоторое время Валентина перебралась к мужу. Весной 59-го у них родилась первая дочь Лена. Вторая девочка Галя появилась на свет уже в Звездном городке, за месяц до полета Гагарина в космос.

Информация о запуске ракеты с человеком на борту была засекречена и Валентина не знала о том, что муж полетит в космос. Юрий Алексеевич написал трогательное прощальное письмо супруге на тот случай, если бы полет завершился смертельным исходом. Но оно не пригодилось. Его Валентина прочитала только через 7 лет, в 1968 году, после трагической гибели супруга.

Супруга Ю.А.Гагарина была надежным тылом своего мужа: она во всем его поддерживала. Пока Юрий Алексеевич достигал высот в своей карьере, она обустраивала быт и уют в доме и занималась воспитанием дочерей. После славы, обрушившейся на их семью, Валентина ничуть не изменилась, она оставалась такой же милой, доброй и отзывчивой женщиной.

Юрий Гагарин очень любил жену и своих дочерей.

Детство

Юрий Гагарин появился на свет 9 марта 1934 года в родильном доме районного города Гжатска (ныне город Гагарин), расположенного в Западной части РСФСР. Семья, в которой родился мальчик, была крестьянской и проживала в деревушке Клушино Гжатского района. Отец, Алексей Иванович Гагарин, трудился плотником. Мама, Анна Тимофеевна (девичья фамилия Матвеева) была работницей молочно-товарной фермы. В семье было три мальчика и одна девочка, Юра был третьим ребёнком.

Семья Гагариных относилась к зажиточным крестьянам, поэтому раннее детство Юры было безоблачным, радостным и счастливым. Голода дети не знали, родители уделяли им много внимания и заботы, отец обучал сыновей делать поделки из дерева.

Все детские годы Юрия прошли в деревне, там же он пошёл в первый класс 1 сентября 1941 года. Но через полтора месяца в деревню вошли немцы, учёбу пришлось прервать.

Оккупация продлилась почти полтора года. У Гагариных был хороший дом, немцы обустроили в нём мастерскую, а семью выгнали на улицу. Отец выкопал землянку, накрыл её дёрном и выложил внутри печку, там они ютились. У маленького Юры на всю жизнь остались воспоминания, как фашисты били отца, заставляя его работать; как угоняли в Германию сестру Зою и брата Валентина. Так и осталась перед глазами картина: немецкая машина увозит юных парней и девушек, матери бегут вслед, а фашисты прикладами отгоняют их.

9 апреля 1943 года в Клушино вошли советские войска. Деревня была освобождена, заработала школа, Юра вновь приступил к занятиям. Но в дальнейшей своей жизни он никогда не давал интервью и не упоминал о войне, слишком тяжёлыми были эти воспоминания.

Вскоре после Победы, в мае 1945 года, семья перебралась в районный центр Гжатск. Юра продолжил здесь обучение в средней школе. Учеником он был прилежным и способным. Помимо школьных занятий увлекался всем, что только узнавал нового, – от музыки до фотографии. В 1949 году он окончил шестой класс и принял решение ехать для продолжения учёбы в Москву, там жили родственники, было где остановиться. И учителя, и родители отговаривали его.

Жизнь после полета космонавта № 1

Жизнь космонавта номер один по советским меркам будет невероятно благополучной. За свой полет Гагарин получит баснословную для того времени сумму – больше 30 000 рублей, трехкомнатная квартира в «Звездном», личный катер, черная волга. На таких персональных авто, тогда ездили лишь самые важные чины государства.

Зарплата Юрий Алексеевич 600 рублей будет равна пяти среднемесячным советским окладам, частные банкеты и приемы, застолья, к нему будут набиваться в друзья всюду.

Работы по монтажу оказались гораздо сложнее, чем предполагалось. Прошло уже больше часа. Старт все откладывается. В какой-то момент даже у Королева появилось сомнение, смогут ли техники справиться с крышкой люка, если успеют, то не возникнут ли еще неполадки и что тогда говорить Хрущеву? Который все время находился на связи и напоминал, что мы должны обогнать американцев, что мы должны успеть стартовать сегодня.

Взлет космического корабля «Восток-1»

«Восток» взлетит в 9:07 минут по московскому времени. Ракета набирает скорость. Датчики на Земле зафиксировали пульс космонавта, он учащается с обычных 65 ударов в минуту до 150.

В 9:15 минут, «Земля» потеряет связь с кораблем, причины будут неизвестны. Королев волновался очень сильно, когда он брал микрофон, руки его дрожали, голос срывался. В 9:20 связь с кораблем восстановят, Гагарин радостно скажет: «Все по плану, самочувствие отличное, накрываю обеденный стол, невесомость». Ни Гагарин, ни Королев еще не будут знать, что на орбите находится уже не старший лейтенант, а майор Юрий Гагарин. Хрущев скажет: «Негоже, что космос у нас покоряют старшие лейтенанты».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector