Фёдор рокотов: жизнь и творчество художника

Причастность к масонству

Кроме живописи Ф.С. Рокотов любил литературу, в 1770-е годы посещал литературные кружки. Его интересовали также философия и политика, вопросы влияния людей на ход истории. С 1772 года в Москве стал действовать Английский клуб – сообщество аристократов.

Рокотов был одним из его основателей. Его заседания посвящались политическим новостям, проблемам будущего человечества и России. Стремление проникнуть в ход истории, понять причины событий привело живописца в 1774 году в ряды тайного масонского братства. В Москве действовала его ложа «Клио». Его рекомендовал туда писатель Н. Новиков. Возможно, в масонском кругу Рокотов искал также прибежище от одиночества, вдохновение.

Сочинение по картине Ф.С. Рокотова «Портрет Струйской»

В 18 веке создавал свои произведения знаменитый художник – портретист Рокотов. Практически все его портреты окутанный какой-то тайной. Также в его картинах имеется немного романтизма. Работа «Портрет Струйской» является одной из самых лучших произведений этого художника. Портерт изображает супругу помещика Н. Е.Струйского. Ей всего 18 лет. Супруг очень любил свою вторую супругу. Он писал для нее стихи. У этой супружеской пары родилось 18 детей.

На картине изображена женщина, которой восхищался не только ее супруг, но и все окружающие вокруг. В ней были собраны самые лучшие женские качества. Она была олицетворением нежности и женственности. Струская притягивала всех своей красотой. На портрете мы видим молодую, свежую и нежную девушку. Ее бархатистую кожу на лице немного подкрашивает легкий румянец. Все черты лица у нее правильные. Шея длинная и красивая. На картине у нее собраны волосы в высокую прическу. Видно, что она обладала красивыми густыми волосами пепельного цвета. Губы небольшие и пухлые. Они подчеркивают ее женственность.

Больше всего притягивают в этой женщине – глаза. Они имеют практически черный цвет. В них видна, с одной стороны мудрость, а с другой кокетство, озорство.

Портрет Струйской является одним из лучших произведений 18 века. Она стала моделью женского очарования. Ещё сочинения по литературе | Ещё сочинения на тему

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Рокотов родился в тридцатых годах XVIII века в подмосковной усадьбе князей Репниных «Воронцово». Числился вольнорожденным в семье крепостных крестьян. В 1755 году вельможа И. И. Шувалов приехал в Москву набирать одарённых юношей для создававшейся в то время в Петербурге Академии художеств. Он заметил Рокотова и увёз его в Петербург.

Вероятно, он поступил в Сухопутный шляхетский корпус, поскольку в первые годы после приезда в Петербург писал в основном кадетов. Уволился с военной службы после получения чина ротмистра, дававшего дворянство. Ранние работы Рокотова — погрудные портреты — производят впечатление непосредственности, даже некоторой безыскуственности.

В доме Шувалова, где с 1757 г. помещалась академия, Рокотов занимался с иностранными мастерами Л.-Ж. Ле-Лорреном и П. де Ротари, усваивая принципы эстетики рококо. Значительное впечатление должно было произвести на него собрание картин Шувалова. Единственная известная его работа в ином жанре, нежели портретный, — это как раз изображение Шуваловской галереи.

В 1760 году по словесному приказанию Шувалова зачислен в Академию художеств.

С 1762 г. занимался преподавательской деятельностью (адъюнкт). В 1763 г. был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. «Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова.

В 1765 году Рокотов был удостоен звания академика «за оказанный опыт в живописном портретном искусстве» и копию с картины Л. Джордано «Венера и Амур».

В 1776 году Рокотов, собственной семьи не имевший, выхлопотал вольную своим племянникам, отдал их в кадетский корпус и сделал своими наследниками. Чуть позже за 2600 рублей приобрёл земельный участок на Старой Басманной, где выстроил усадьбу с мастерской.

После разгрома московских масонов продуктивность Рокотова резко падает. Последние известные работы датируются началом 1790-х гг.; краски на них крайне скупы, почти монохромны. Эти особенности принято объяснять ослаблением зрения художника.

Художник скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 года. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря, где его могила быстро затерялась.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Академик Я. Штелин видел у него в квартире сразу 50 неоконченных портретов зараз.

В 1990-е гг. в Новоспасском монастыре был установлен памятный камень, не указывающий, впрочем, на точное местонахождение могилы художника. В 1978 г. на юго-западе Москвы, в районе Ясенево, появилась улица Рокотова. В 2010 году были выпущены почтовые марки России, посвященные Рокотову.

На формирование личностити Ф.С.Рокотова повлияло знакомство с М.В.Ломоносовым. Думается, что тема человеческого достоинства, столь явственно звучащая в портретах Рокотова, была определена не без влияния гениального ученого и литератора, каким был Ломоносов.

Чем Екатерина Яшникова занимается сейчас

Электрический диск под названием «Десять кошек» – над обложкой серьезно поработали два питерских художника-комиксиста: Питерский Панк и Lo Pizzaeater. Внутри сборника, по словам певицы – «девять кошек, и у каждой своя трогательная история». Десятой кошечкой, как предполагают Катины фанаты, станет она сама. Альбом выйдет в октябре этого года, презентации пройдут в Москве (24-го октября) и в горячо любимом ею Санкт-Петербурге (10-го ноября). А потом будут поездки с акустическими концертами в Самару (15-го ноября) и в Тольятти и Ульяновск (соответственно 16-го и 17-го ноября).

Ее творческие успехи были замечены-таки в мире шоу-бизнеса, и Екатерину Яшникову пригласили для написания саундтрека к прекрасной комедии, название которой – «Женщина в состоянии развода». А ожидаемый альбом «Десять кошек», между прочим, она разыгрывает на своем канале! Автор проводит довольно интересный розыгрыш, победитель получит вожделенный альбом первым, до поступления его в продажу. В качестве приятного бонуса победителю певица пообещала добавить к диску… любые конфеты, которые счастливый призер пожелает получить!

Она с удовольствием дает интервью, делится секретами творчества, дает советы начинающим музыкантам. Первый совет, который висит у нее в «шапке» на фейсбуке: «Не становитесь музыкантом! Не начинайте это гиблое дело, пока не поздно». Еще она советует окружать себя настоящими друзьями: «Если люди вокруг вас говорят, что музыка – не ваше, то они ,скорее всего – не ваши друзья». Девушка рекомендует оптимистично смотреть в будущее, если начат творческий процесс: «На Земле живет несколько миллиардов человек, кому-нибудь ваши творения точно понравятся». И еще она говорит: «Тренируйте свои уши постоянно! Бегуны качают ноги, художники – глаза, а у музыканта главный инструмент – уши. Мир вокруг нас – звуки, а музыкант – отчаянный серфингист, который покоряет этот океан».

Официальные данные

  • Полные фамилия, отчество: Яшникова, Екатерина Дмитриевна;
  • Место рождения: г. Москва, Россия;
  • Дата рождения: 1991-й год, 20 декабря;
  • Знак зодиака: Стрелец; по восточному календарю – Овца (стихия года огонь), планета-покровитель Юпитер;
  • Образование: высшее; окончила Московский государственный университет им. Ломоносова, факультет психологии;
  • Профессия: клинический психолог, преподаватель психологии;
  • Род деятельности: психолог, поэтесса, композитор, исполнитель авторской песни, блогер;
  • Владение иностранными языками: английский, немецкий;
  • Играет на музыкальных инструментах: фортепиано, гитара, укулеле;
  • Семейное положение: не замужем, детей нет.

Детство и школьные годы

Родилась девочка Катя в Москве; родители, по ее словам – люди творческие: «Папа – большой меломан, мама тоже слушала много музыки». Однажды Катю спросили, какой она была в детстве, и девушка со смехом ответила: «Это смотря о каком периоде моего детства спрашивать!

Года в три-четыре, хорошо помню, была ужаснейшая «оторва»: настоящая головная боль для родителей, не слушалась совершенно, носилась как угорелая, дралась со сверстниками- мальчиками». Однако в средней школе девочка училась хорошо, и уже тогда проявился ее музыкальный талант, она с удовольствием посещала уроки музыки и пела в хоре. Отец и мать решили направить энергию дочери в русло искусства и отдали ее в музыкальную школу.

Екатерина Яшникова в детстве

Она пошла в музыкальную школу во втором классе – Кате очень хотелось обучаться по классу скрипки. Неизвестно, что повлияло на решение родителей, но начала она заниматься музыкой вовсе не по классу скрипки, а фортепиано. Это решение папы и мамы привело к тому, что девочка через два года музыкальную школу бросила – не хотела она категорически учиться играть на пианино. «До сих пор жалею о том опрометчивом шаге», – сказала певица, уже будучи известной. Еще один талант проявился у нее в подростковом возрасте, кроме музыкального: девочка очень хорошо ладила с окружающими, сверстники ей говорили: «С тобой приятно общаться! Ты, наверно, будешь психологом!»

школьные годы

Катя не придавала этим словам значения, пока не подошло время получать аттестат зрелости и выбирать, куда поступать дальше: а родители были серьезно настроены настоять на том, чтобы девушка обязательно получила высшее образование. Будущая известная поэтесса и певица меж тем еще в девятом классе начала потихоньку задумываться, кем ей стать по профессии в дальнейшем. «Предметы все давались легко, но особой тяги к какой-то конкретной науке не было» – ее слова. И вдруг Екатерина почувствовала, что самый интересный предмет, который ее по-настоящему интересует – это люди. «Мне не просто нравилось общаться с людьми, а хотелось понять, какие они, разобраться в их проблемах, если есть, и помочь».

Интересный факт: Екатерину в первую очередь интересовали не уверенные в себе, самодостаточные люди, а те, у кого есть проблемы с психикой: «Очень хотелось разобраться в их бедах, болезнях, увидеть, как они воспринимают окружающий мир». Конечно, любой москвич, если его спросить про самое статусное и престижное учебное заведение, где дают высшее образование, сразу назовет МГУ имени Ломоносова. Туда мечтала поступить и выпускница средней школы Екатерина Яшникова, но она не была уверена, что сможет туда сдать экзамены. Она поступила на подготовительные курсы при Национальном исследовательском университете Высшей школы экономики – планировала туда занести документы на сдачу экзаменов.

Родители, которые максимально серьезно относились к будущему дочери, уверенно «вывели» ее к золотой медали: Катерина еще в школе ходила к репетиторам по многим предметам. Узнав о ее мечте (поступать в МГУ), они уговорили Катю занести документы не в НИУ, а в Ломоносовский университет – были уверены, что их дочь-медалистка сдаст экзамены успешно. Так и вышло, но каково было удивление папы и мамы, когда они узнали: девушка поступила на факультет психологии! Они были категорически против: «Мои родители считали, что данная профессия принесет мне вред. Они на полном серьезе были убеждены, что профессия психолога опасна, что общение с больными людьми грозит помешательством», – из воспоминаний певицы уже в наши дни. Но Екатерина поставила перед мамой и папой ультиматум: или она будет учиться в МГУ на факультете психологии, или им придется забыть о высшем образовании дочери.

В Москве

Портрет А.П. Струйской 1772 г.

Здесь, установив цену на портрет своей работы в 50 рублей, Рокотов принялся писать москвичей. К художнику поехали вереницы богатых и именитых – сравнительно невысокая цена (иностранные мастера брали в 10-15 раз больше) тем не менее определяла круг заказчиков. Для сравнения, живописец императорского фарфорового завода получал 5 рублей в месяц, а генерал-полицмейстер (начальник городской полиции) – 187. Так что клиентами художника могли быть лишь состоятельные люди.

Кроме частных заказов художник выполнял государственные. Так, он (в числе других художников) с 1768 года писал портреты меценатов, на пожертвования которых в Москве был построен Императорский воспитательный дом для сирот, учреждённый Екатериной II. Так называемая Опекунская серия портретов украсила главный зал картинной галереи Воспитательного дома и находилась здесь вплоть до Революции 1917-го. Сохранились письменные свидетельства, что за портреты этой серии академик Рокотов получал по 100 рублей из опекунской суммы.

Художника интересовала не только живопись. Вращаясь в высшем обществе, он был подвержен всем модным веяниям того времени, среди которых:

  • литература – посещал кружки, близко общаясь с поэтами и писателями;
  • особый клуб аристократов – первый в России, так называемый Московский Английский клуб, организацией которого, как и разработкой его правил, в числе прочих сам художник и занимался. Члены клуба собирались для обсуждения всего нового в политике, обществе и искусстве, пировали, играли в карты;
  • масонство – вступил в ложу «Клио», организованную в Москве писателем Н.И. Новиковым и профессором Московского университета И. Шварцем. Масоны позиционировали себя как духовно близкие люди, объединённые заботой о процветании государства и просвещённости его граждан.

До начала 1790-х из-под кисти живописца вышло множество родовых галерей – было принято заказывать портреты всех членов семьи, как правило, не одно поколение.

Карьера

Еще одна оригинальная фотография от Екатерины Павленковой. Фото: инстаграм.

Студентка не только успевала солировать петь в группе, но и руководила ансамблем. Она не прекращала изучение национального музыкального фольклора

В 2012 Павленко стала солисткой группы «Go A». Вместе с коллективом певица записала первый альбом «Иди на звук». Перед этим состоялась громкая премьера в соцсетях песни «Колядка»,

Спустя пять лет Катя возглавила хор ветеранов в городе Березань. Ее руководство принесло коллективу звание народного. Одновременно вокалистка увлеклась написанием текстов и песен. Издает она их под псевдонимом Monokate.

В феврале 2020 группа выиграла национальный отбор и получила право представлять страну на конкурсе «Евровидение». По словам солистки, идея номера реализовалась быстро. Катя предложила во время джем-сессии напеть мотив, который давно пришел к ней.

Мелодия под битбокс очень понравилась девушке. Она предложила основателю группы Тарасу Шевченко сделать полноценную песню. Времени потребовало лишь сведение.

Весной 2019 песня группы попала в чарты Словакии. На конкурсе электрофолк-бэнд назвали одним из главных фаворитов. Дома песня «Соловей» принесла максимальное количество баллов и зрительских, и судейских.

Команда заключила контракт с декларирующей условия выступления представителей Украины на «Евровидении-2020» телерадиокомпанией НОТУ.

Катерина рассказала в первом интервью, что основой номера стала народная песня. Однако грустный финал ребята передали в хеппи-энд.

Первые опасения по поводу отмены шоу появились в конце февраля. Позднее стало ясно, что конкурса не будет из-за коронавируса. Отмена не стала для группы и самой Кати причиной для прекращения работы. Коллектив продолжает творчество.

Вместе с участниками «Евро» команда зажигала на «ПреПартиях» в 2021. В сети они выложили лайв на предпартийном испанском «Евровидении»

На «Евровидении-2021» Павленко вместе с командой представит композицию «Шум».

Особенности кисти Рокотова

В парадных портретах мужчин их статус и положение при дворе передавались в основном через наряд. Доспехи, ленты, знаки отличия, богатая отделка камзолов, ордена – всё это в совокупности сообщало зрителю о значительности героя картины. Лица спокойны, все персонажи изображены в хорошем расположении духа.

Женские образы, которых в творческом наследии художника большинство, выдают своеобразный рокотовский тип: дуги бровей вразлёт, глаза затуманены, края верхних век слегка опущены вниз, полуулыбка на губах. Красавицы с возвышенными чертами, на лицах которых читаются затаённые чувства, надёжно спрятанные художником под дымкой. Некоторая размытость образа достигалась живописцем техникой, похожей на сфумато Леонардо да Винчи. Скорее всего, и сам художник был человеком таинственным, молчаливым и тонко чувствующим. В собрании Третьяковской галереи есть женский портрет, на обороте которого на французском языке написано, что это работа г-на Рокотова, «всегда преданного и всегда несчастного. Моя тень опять приходит разделить ваши страдания». Редкость – самоличная подпись живописца, да ещё такая сентиментальная. Каким был этот человек-загадка, окружённый обрывочными сведениями, домыслами – даже не существует портрета, глядя на который, со 100-процентной уверенностью можно утверждать, что это Фёдор Рокотов.

Позже картины Рокотова стали наряднее. Прежде, скрупулёзно занимаясь в основном лицами героев, теперь мастер больше внимания уделяет воздушности кружев, лентам, складкам на платьях, блеску драгоценностей – но не хватает выразительности лицам, которые вдруг стали надменными. Портреты строились, как выхваченные лучом света из полумрака (как правило, по пояс), и каждая модель выглядела помпезно.

Когда императрица разгромила московских масонов, в конце 1790-х, заказчиков стало меньше. Изменилась манера художника – «туманность» уступала место ясности линий, но краски стали скупы. Возможно, у художника появились возрастные проблемы со зрением.

Московский период[ | ]

В «первопрестольной» на Рокотова посыпались заказы от родовитых московских семей, не избалованных вниманием мастеровитых художников. За свои работы Рокотов брал недорого — всего 50 рублей, в 15 раз меньше, чем требовали заезжие иностранцы

Основное внимание уделял похожести лица, а не отделке платья.

Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен». Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту, итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев». Хотя последний портрет не был закончен, он также был выкуплен и, среди прочих, находился в Воспитательном доме вплоть до революции. Это был последний официальный заказ, принятый Рокотовым — отныне он работал только для частных клиентов.

С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву». Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых), изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. В советское время считалось, что Рокотов противопоставлял холодной парадной живописи сановного Петербурга портреты нарочито тёплые, непринуждённые, интимные, свидетельствующие о близком знакомстве художника с моделями. Неприятие внешних эффектов, всего показного проявляется в затаённости чувств моделей, в их внутренней сосредоточенности, в эмоциональной приглушённости.

В 1772 году Рокотов стал одним из основателей Московского английского клуба, поставив одну из шести подписей под его правилами. Он также был масоном, как и многие его современники. В 1774 году состоял в московской ложе «Клио». Выписывал новиковский журнал «Утренний свет».

В 1776 году, не имея собственной семьи, он выхлопотал вольную своим племянникам, отдал их в кадетский корпус и сделал своими наследниками.

В 1781 году приобрёл земельный участок на Старой Басманной, в приходе церкви великомученика Никиты.

Примеры портретов классического периода

  • В. И. Майков
  • Неизвестная в розовом
  • А. И. Воронцов
  • А. И. Протасова
  • Е. А. Мусина-Пушкина
  • Человек в треуголке

Последние годы

Так и не обзаведясь собственной семьёй, живописец взял на себя заботы о своих племянниках, поселив их в своём доме, дав образование и средства. Благодаря дяде они сделали военную карьеру. Жили у художника и ученики, при помощи которых Рокотову все годы удавалось довольно продуктивно работать. Сохранились свидетельства, что каждый портрет он писал с натуры не менее месяца, однако число картин с приписываемым художнику авторством исчисляется тысячами. Вероятно, значительную часть работы по многим портретам выполняли ученики.

Умер художник 24 декабря 1808 года. Сменилась эпоха, иные деятели будут влиять на историю России, писать их станут другие живописцы. Но именно Фёдор Рокотов сохранил для потомков образы тех, кто был у власти во времена Катерины II.

Ступени мастерства и признания

Дворцовый заказ – блестящее начало

В 1763 году Фёдора Рокотова пригласили писать коронационный портрет Екатерины II. Молодой художник изобразил монархиню в величественном парадном одеянии. Поворот головы и точёный профиль особенно понравились ей. Императрица велела в будущем представлять её лицо на полотнах именно в этом ракурсе.

Портрет Екатерины II

Это был громкий успех никому не известного ранее художника. Заказы от сановников, членов императорской фамилии льстили Фёдору Рокотову. Им были изображены Петр III и его сын — будущий император Павел I.

Звание академика и его оборотная сторона

Живописец, состоя на службе в академии, неустанно трудился и у себя дома. Один из современников вспоминал, что видел у него на квартире полсотни портретов, которые одновременно находились в работе. Рос уровень мастерства, точность и уверенность кисти.

С 1765 года Рокотов стал носить почётное звание академика. Так был оценён его «опыт в живописном искусстве» и великолепно выполненная копия картины «Венера и Амур» Джордано. Одновременно с признанием таланта начальство академии налагало и обязанность работать только в её стенах. Выполнять частные заказы запрещалось. Это ограничение было уздой: жалование преподавателя было небольшим, а других способов заработать, кроме живописи, у Рокотова не было. Это побудило художника оставить академию и возвратиться в Москву.

Московский период: успех и благополучие

С 1766 года портретист вновь стал москвичом. Сразу же он приобрёл популярность и был завален заказами. Московские дворяне желали иметь индивидуальные и семейные портреты его кисти

Их привлекала рокотовская манера изображения человека: внимание к лицу, внутреннему миру модели, тщательная проработка образа, передача настроения

Герои его полотен полны жизни, им чужда великосветская отчуждённость, чопорность. Они будто выступают из мрака на свет. Но при этом некая дымка покрывает их черты и придаёт загадочность. Деталям одежды, выписыванию кружев, переливов тканей придаётся меньше внимания. Рокотова интересует главное – человек.

Почти всю московскую знать запечатлела кисть неутомимого мастера. Цена полотен была невелика – 50 рублей. Принимал он и официальные заказы от властей. Так, им были написаны в 1768 году три портрета членов попечительского совета Воспитательного дома для сирот.

Нередко на мужских портретах – личные знакомые и друзья автора, например писатели В. Майков, А. Сумароков, С. Порошин. Многочисленные женские портреты отличаются большей лиричностью, хотя краски на них более тёмные, чем на мужских. Екатерина Мусина-Пушкина, Прасковья Ланская, Анна Голицына, «Неизвестная в розовом» – эти женщины будто разговаривают со зрителем. Так живы и теплы их изображения.

«Неизвестная в розовом»

Особым очарованием отмечен портрет Александры Петровны Струйской. С холста в позолоченной раме смотрит молодая прелестная женщина в белом атласном платье. Её портретному изображению посвящено стихотворение поэта 20 века Н. Заболоцкого. О глазах сказано: «как два тумана», «как два обмана». Влюбиться в женщину на полотне можно только благодаря мастеру, передавшему её внешнюю и внутреннюю красоту.

Портрет А. П. Струйской

Манера письма художника менялась. В 80-ые годы с полотен уходит очаровательная дымка, а интерес к деталям, бытописанию растёт. Колорит становится приглушённым, сдержанным, что объяснялось отчасти ухудшением зрения живописца.

Талант и огромное трудолюбие были вознаграждены не только признанием общества, но и материальным благополучием. В 1785 году был построен дом с мастерской на пересечении улицы Старой Басманной и Токмакова переулка. Здесь портретист писал и работал с учениками. Многие его работы доводили до завершающей стадии они. В начале 1790-х Рокотов приобрёл имение Аниково недалеко от Москвы, в котором жил последние годы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector