Марина цветаева

Лучше не читать перед сном биографий

Всего этого нам ни в школах, ни в университетах не рассказывают. Потому большинство людей воспринимают поэтов, писателей и художников небожителями. Знать правду обычный человек не хочет, потому что не сможет от неё отстраниться и смотреть не на автора, а на искусство. Как не может он порой и понять природу художественного вымысла. Благочестивого семьянина Набокова обыватель считает педофилом, скромного журналиста Паланика — садистом.

А правда в том, что автор и литература не всегда одинаково красивы. Талант и даже гений выпадают случайно. И даже если дар достался хорошему человеку, слава и деньги вполне способны его испортить. Поэтому людям, не умеющим абстрагироваться от личности автора, лучше не читать биографических монографий и ограничиться краткой справкой. Потому что, узнав однажды о подлости или слабости любимого автора, иной читатель уже никогда не сможет получать удовольствия от литературы, созданной бесчестным человеком.

Лёгкая биография, не обременяющая литературного наследия, должна выглядеть так:

«Марина Цветаева, великий русский поэт, прозаик и переводчик. Дочь профессора и пианистки, была замужем за царским офицером, родила троих детей, одну дочь потеряла, жила в эмиграции, вернулась на родину и покончила с собой от тоски».

Для обывателя этого жизнеописания достаточно. Томик Цветаевой будет читаться перед сном куда лучше, если не знать, что эта женщина пожалела для умирающей дочери кусок сахара.

По материалам: Избранное (автор — Анастасия Миронова)На фото: дочери Цветаевой Ариадна и Ирина

Творчество

Творческая биография Марины Цветаевой началась в детстве. В 6 лет она написала первые стихотворения, под впечатлением от заграничных поездок с родителями. А взрослый сборник молодая поэтесса опубликовала уже в 1910 г.

Дебютной работой стали произведения, которые девушка создавала еще в школьные годы. Они вошли в антологию «Вечерний альбом».

Интересно, что свои первые произведения женщина издавала исключительно за собственные деньги.

Сборник произвел приятное впечатление как на читателей, так и на среду творческой интеллигенции. О стихотворениях молодой поэтессы положительно отзывались многие символисты, коллеги по цеху. В том числе Максимилиан Волошин, Валерия Брюсова, Николай Гумилев.


В доме Волошиных в Коктебеле всегда было много гостей. В центре — Марина Цветаева. Слева — мать Волошина Елена Оттобальдовна

Первые успехи окрыляли. Она начала писать с удвоенной активностью. Следующим выходит поэтический сборник «Волшебный фонарь».

А третьим по счету становится антология «Из двух книг», где явно просматривается творческий индивидуальный стих Марины Цветаевой.

Незадолго до октябрьской революции, женщина отправляется в город Александров, Ныне — Владимирской области. Здесь она гостила у сестры и ее мужа.

Как только грянула гражданская война, женщина не находила себе места. Какое-то время она продолжала продуктивно трудиться. Из-под ее пера вышло несколько произведений, в том числе поэму «Царь-девица», «Егорушка», «На красном коне».

Уже за пределами родной страны, которая трещала по швам, М. И. Цветаева выпустила еще две крупных работы. «Поэму Конца» и «Поэму Горы». Это были не единственные произведения женщины.

Многие из стихотворений, которые были написаны в эмиграции, так и не увидели света до самой смерти поэтессы.

За пределами родной страны Цветаева по большей части осталась непонятой. Хотя иностранцам довольно нравились ее работы в жанре прозы. Например, «Дом у старого Пимена», «Мать и музыка», а также статьи о поэтах и прозаиках, коллегах по цеху.


Марина Цветаева в Коктебеле 1911 г.

За время творческой активности Марины Цветаевой, вышло несколько десятков поэм, сборников стихов. Многие из них были опубликованы уже после кончины известной творческой натуры. Также поэтесса пробовала себя в жанре драматической прозы и эссе.

В качестве бреда

Еще одну версию даже версией назвать нельзя. Поскольку воспринимается бредом. Но раз существует – не обойдешь. Всегда находились люди, готовые, чтоб хоть как-то оторвать славу у великих, коснуться «жареного». Пусть и не существующего. Главное – броско изложить.

Так вот, по этой версии, причина гибели Цветаевой вовсе не психологические проблемы, не бытовая неустроенность поэта, а – ее отношение к сыну – как Федры – к Ипполиту.

Один из тех, кто ее излагает с давних пор и придерживается – Борис Парамонов – писатель, публицист, автор радио «Свобода».

Он «анализирует» стихи поэта под каким-то своим взглядом, с высоты своего мировидения и отыскивает в них то, что другим читателям и исследователям не обнаружить при всем их желании.

Учёба

Поначалу Марина обучалась на дому, с нею занималась мама, также девочка посещала музыкальную школу. Потом она поступила на обучение в частную московскую женскую гимназию Брюхоненко. Вскоре мама заболела чахоткой, и в поисках лечения семья объездила всю Европу. Поэтому обучение в гимназии Цветаевой приходилось чередовать с немецкими, итальянскими и швейцарскими пансионами.

Мама умерла в 1906 году. Иван Владимирович снова остался один с детьми, теперь с четырьмя: Марина и её родная сестра Анастасия, и дети от первого брака Андрей и Валерия. Как бы ни было ему тяжело, мужчина приложил все усилия, чтобы дети получили достойное образование. Они изучали искусство и классическую литературу (отечественную и зарубежную), Марина в 1909 году в Париже была слушательницей Сорбоннского курса лекций на тему «Старофранцузская литература».

Но из-за того, что отец был слишком занят на службе, у него не получалось уделять достаточно времени детям. Так что девушки росли самостоятельными не по годам. Они довольно рано стали проявлять интерес к государственной политической обстановке, а также заводить отношения с противоположным полом.

Дети Цветаевой

В 1912, через 9 месяцев после свадьбы, родилась дочка Ариадна. В 1917 появилась на свет еще одна девочка — Ирина. Во время революции Эфрон примкнул к белогвардейцам. Марина с дочерьми, Ариадной и Ирочкой, осталась в Москве без денег. В голодные годы она сдала своих малюток в приют.

Когда появились деньги, поэтесса пришла забрать дочерей. Ирина к тому времени не дожила, малышка умерла в приюте от голода. Осталась одна Ариадна. В 1925 в эмиграции Цветаева родила третьего ребенка — сына Георгия.

В 1939 семья Эфрон вернулась в советскую Россию. Старшую Ариадну сразу арестовали, 15 лет она провела в исправительно-трудовых лагерях. Только в 1955 Ариадна добилась реабилитации. Вернувшись в Москву, она стала писательницей. Еще в ссылке Ариадна переписывалась с литератором Самуилом Гуревичем, считала его своим гражданским мужем. Гуревича расстреляли в 1951. Ариадна прожила 62 года, ушла из жизни в 1975. Детей у писательницы не было.

Младший сын Георгий прожил всего 20 лет. В 1939 приехал с семьей в советскую Россию. Его и маму, в отличие от отца и сестры, чекисты не тронули. В 1940 он жил в подмосковном Большеве. В 1941 вместе с матерью эвакуировался в Елабугу. Потом ушел на фронт. Погиб в боях за Белоруссию в 1944.

Дальнейшее творчество

Посвященный отношениям с Софьей Парнок (о которой мы еще расскажем) цикл стихов «Подруга» появился в 1916 году. В период Гражданской войны вышел цикл под названием «Лебединая песня», который посвящен был подвигу белых офицеров. Есть в ее творчестве и поэмы, и романтические пьесы, например «На красном коне», «Егорушка», «Царь-девица».

Роман с Родзевичем вдохновил к созданию сборников «Поэма конца» и «Поэма горы». В Париже вышел последний прижизненный сборник Марины. Сюда семья в 1928 году переехала из Чехии. Неопубликованной оставалась, однако, большая часть ее стихов. Марина зарабатывала на жизнь главным образом переводами и творческими вечерами.

Творчество

Произведения Марины Цветаевой были составлены не только в поэтической манере, но и в прозе. На протяжении своей жизни она выпустила массу талантливых творений, среди которых можно обозначить следующие:

сборник «Вечерний альбом» – он вышел в 1910 году и представляет собой собрание произведений Марины, составленных ею в школьные годы;

«Волшебство в стихах Брюсова», это статья, которая относится к жанру прозы. На ее создание Цветаеву подвигло тесное общение с известными литераторами того времени – это Лев Гумилев, Максимилиан Волошин, Валерий Брюсов;
сборники «Волшебный фонарь» и «Из двух книг». Они были составлены в период, когда Марина проживала в городе Александров, где она навещала свою сестру

Произведения отличаются тем, что в них большое внимание уделяется близким людям и описанию красивых мест;

  • сборник «Лебединый стан», в котором можно проследить настроение поэтессы, отражавшее ее сочувствие к белому движению;
  • «Поэма Горы» и «Поэма Конца» – это одни из главных работ Цветаевой, написанные ею в эмиграции;
  • сборник «После России», он стал последним, который решили опубликовать, и включал в себя произведения Марины, созданные ею вплоть до 1925 года. Следует сказать, что у Цветаевой было и множество неопубликованных творений.

Интересно: Биография и личная жизнь Эдуарда Асадова

Самоубийство Цветаевой

В 1941 года 31 августа Марина Цветаева была найдена повешенной в своем доме. Остается интересным тот факт, что повесилась она на веревке, которую дал ей Борис Пастернак, чтобы она могла перевязать свой чемодан. Кто бы мог подумать, какую роковую ошибку он тогда совершил. Впрочем, остается только гадать реальные мотивы самоубийства. Понятно было одно – той Цветаевой, которая была до начала гражданской войны больше не могло быть. Не пережив унижений, связанных с новой работой, не пережив эмиграции, отстранений от дома, мужа и дочки, она решилась на такой ужасный шаг. При ней было найдено три предсмертные записки: эвакуированным, Асеевым и сыну. В записке Мурлыге (так она называла своего сына) она написала о том, как безгранично любит папу и Алю.

Великая поэтесса была похоронена второго сентября 1941 года на на в городе Елабуга. Нахождение ее могилы на Петропавловском кладбище доподлинно неизвестно. В 1960 году сестра поэтессы Анастасия решила установить крест в память о Марине в южной части кладбища. На кресте была помещена табличка, где было написано о том, что в данном месте похоронена Марина Цветаева. И только в 1970 году почитателями ее таланта был поставлен монументальный памятник.

На сегодняшний день место, где располагается памятник и принято считать могилой великого поэта – Марины Ивановны Цветаевой.

В память о Марине Цветаевой Анна Ахматова написала трогательное стихотворение “Поздний ответ”. Также в память о ней в 1996 году группа «Белая Гвардия» выпустила музыкальный альбом под символичным названием «Марина». В Москве, Одессе и во французском городе Сен-Жиль-Круа-де-Ви, где некоторое время проживала и творила поэтесса, были установлены памятники. В честь Цветаевой названы улицы, в память о ней были открыты музеи и сняты документальные и художественные фильмы.

Жизнь в Европе

Европейская «прописка» длилась до 1939 года, года семья возвращается в Россию. За время европейской «ссылки» Марина написала поэмы «Поэма Конца», «Поэма Горы», «С моря», «Крысолов» и ещё ряд знаковых произведений. Большинство из написанного в этот период не было опубликовано, так как характер Цветаевой не позволил ей найти поддержку в эмигрантской среде. Марина не желала участвовать ни в каких политических союзах, было против интриг и не стала сторонницей заговоров против СССР, хотя и негативно относилась к советской власти.

Достаток был минимален, жить часто приходилось впроголодь и снимать недорогие комнаты в деревне или пригороде Парижа. Ещё одна причина частой смены места жительства была в том, что Марина плохо уживалась с соседями и хозяевами жилья. Если бы не редкая, но меткая материальная помощь небольшого круга почитателей Цветаевой, то возможно семье пришлось бы раньше вернуться на Родину.

Марина пишет в Европе не только стихи, но и в 1926 году издаёт статью «Поэт о критике», после чего её часто зовут на творческие вечера, но и круг недругов расширяется. В статье поэтесса подвергает критике критиков, что пришлось последним не по душе. Бунин «получает по шее» в статье за критику Есенина, а Зинаида Гиппиус за Пастернака. Бунин отыгрался на литературно-публицистическом журнале «Весть», который начал выпускать Эфрон, муж Марины. Он назвал журнал «скучным и дурным», что было больно слышать Сергею.

Постепенно интерес в Европе к Цветаевой снижался, за глаза её называли «большевичкой», хотя никакой лести в сторону советской власти Марина не писала. Эфрон чаще становился на поддержку новой власти, но насколько это было искренне из уст русского офицера большой вопрос. Позже стало известно, что Эфрон с 1931 года был сотрудником НКВД, которое после и поставит точку в его биографии.

С дочерью Аделаидой

Цветаева, находясь в Европе, отлично знала о судьбе царской семьи и в 1930 году решила передать свой взгляд на трагические события в «Поэме о Царской семье», хотя и понимала, что произведение не найдёт отклика по ряду причин. Писала ради долга сказать. Сегодня из поэмы сохранился лишь фрагмент «Сибирь»:

От Ходынского Поля красного До веселого и красивогоАлексея Кровоточивого На последнюю каплю — щедрого! Половина — давно ли первого? — Осиянного и весеннего —Часа — царствованья я— последнего На Руси…         Не страшитесь: жив… Обессилев — устав — изныв Ждать, отчаявшись — на часы! Спит Наследник всея Руси.

Творческая биография Марины Цветаевой в России

Первые поэтические сочинения Цветаевой были напечатаны издательством «Мусагет». Юная поэтесса не пропускает лекций, занятий кружков при этом издательстве. Круг ее знакомых пополнился за счет московских символистов.

Сентябрь-октябрь 1910 года – Марина выпускает первую книгу поэзии «Вечерний альбом». Она состояла из произведений, созданных в школьные годы. «Дневниковые» записи (стихи) объясняются посвящением сборника памяти Марии Башкирцевой. Творчество Цветаевой не осталось незамеченным: Максимилиан Волошин, Валерий Брюсов, Николай Гумилёв оценили его по достоинству. Через несколько месяцев после первого грандиозного успеха было написано прозаическое произведение «Волшебство в стихах Брюсова». Второй сборник поэтессы выходит в 1912 году, называется «Волшебный фонарь».

Третий «Из двух книг» появляется в следующем году. Марина приехала незадолго до Революции в город Александров к сестре Анастасии с мужем. Здесь были созданы «Стихи о Москве», «К Ахматовой». Всё творчество гениальной поэтессы данного периода было посвящено любимой Москве, близким. Литературоведы назвали этот небольшой промежуток времени из биографии – « Александровским летом Цветаевой».

События гражданской войны нашли отражение в цикле стихотворений «Лебединый стан». За 1918-1920 годы были написаны:

  • поэма «Егорушка»;
  • «Царь-девица»;
  • «На красном коне»;
  • романтические пьесы.

Цветаева остро воспринимала всё, что происходило на Родине. Не могла мириться с делением людей на «красных» и «белых», своих и чужих. Эти годы были очень тяжелыми для нее. Одно из красивейших стихотворений, посвященное мужу, было написано в 1920 году:

Смерть

В эмиграции Марина и ее семья жили чуть ли не в нищете. Муж Цветаевой не мог работать из-за болезни, Георгий был совсем крошкой, Ариадна пыталась помочь финансово, вышивая шляпки, но фактически их доход составляли скудные гонорары за статьи и эссе, которые писала Марина Цветаева. Она назвала такое материальное положение замедленным умиранием от голода. Поэтому все члены семьи постоянно обращаются в советское посольство с просьбой вернуться на родину.

Памятник работы Зураба Церетели, Сен-Жиль-Круа-де-Ви, Франция | Вечерняя Москва

В 1937 году получает такое право Ариадна, через полгода в Москву тайно перебирается Сергей Эфрон, так как во Франции ему угрожал арест как соучастнику политического убийства. Через некоторое время официально пересекает границу сама Марина с сыном. Но возвращение обернулось трагедией. Очень скоро НКВД арестовывает дочь, а за ней и мужа Цветаевой. И если Ариадна после смерти Иосифа Сталина, отсидев свыше 15 лет, была реабилитирована, то Эфрона расстреляли в октябре 1941 года.

Памятник в городе Таруса | Пионер-Тур

Впрочем, его жена об этом уже не узнала. Когда началась Великая Отечественная война, женщина с сыном-подростком отправилась в эвакуацию в городок Елабуга на реке Каме. Чтобы получить временную прописку, поэтесса вынуждена устроиться на работу посудомойкой. Ее заявление датировано 28 августа 1941 года, а спустя три дня Цветаева совершила самоубийство, повесившись в доме, куда их с Георгием определили на постой. Марина оставила три предсмертные записки. Одну из них она адресовала сыну и просила простить, а в двух других обращалась к людям с просьбой позаботиться о мальчике.

Памятник в селе Усень-Ивановское, Башкирия | Школа Жизни

Весьма интересно, что когда Марина Цветаева только собиралась в эвакуацию, в упаковке вещей ей помогал давний друг Борис Пастернак, который специально купил веревку для связывания вещей. Мужчина похвалился, что достал такую прочную веревку — «хоть вешайся»… Именно она и стала орудием самоубийства Марины Ивановны. Похоронили Цветаеву в Елабуге, но так как шла война, точное место погребения остается невыясненным до сих пор. Православные обычаи не позволяют отпевать самоубийц, но правящий епископ может делать исключение. И патриарх Алексий II в 1991 году, на 50-летие со дня смерти, воспользовался этим правом. Церковный обряд провели в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот.

Камень Марины Цветаевой в г. Таруса | Странник

В память о великой русской поэтессе был открыт музей Марины Цветаевой, причем не один. Существует подобный дом памяти в городах Тарус, Королев, Иванов, Феодосия и многих других местах. На берегу реки Оки установлен монумент работы Бориса Мессерера. Есть скульптурные памятники и в других городах России, ближнего и дальнего зарубежья.

Стихотворения

Первый сборник Марины Цветаевой под названием «Вечерний альбом» увидел свет в 1910 году. В основном он включал ее творения, написанные в школьные годы

Довольно быстро творчество юной поэтессы привлекло внимание знаменитых литераторов, особенно ею заинтересовались Максимилиан Волошин, муж Анны Ахматовой, Николай Гумилёв, и основоположник русского символизма Валерий Брюсов. На волне успеха Марина пишет первую прозаическую статью «Волшебство в стихах Брюсова»

Кстати, довольно примечательным фактом является то, что первые книги она публиковала на свои собственные деньги.

Первое издание «Вечернего альбома» | Феодосийский музей Марины и Анастасии Цветаевых

Вскоре был издан «Волшебный фонарь» Марины Цветаевой, ее второй поэтический сборник, потом вышло и следующее произведение — «Из двух книг». Незадолго до революции биография Марины Цветаевой была связана с городом Александров, куда она приехала в гости к сестре Анастасии и ее супругу. С точки зрения творчества этот период важен тем, что он насыщен посвящениями близким людям и любимым местам и позднее был назван специалистами «Александровским летом Цветаевой». Именно тогда женщина создала знаменитые циклы стихотворений «К Ахматовой» и «Стихи о Москве».

Ахматова и Цветаева в образах египтянок. Памятник «Серебряный век», Одесса | Panoramio

Во время гражданской войны Марина прониклась сочувствием к белому движению, хотя, как говорилось выше, в целом не одобряла разделения страны на условные цвета. В тот период она пишет стихи для сборника «Лебединый стан», а также большие поэмы «Царь-девица», «Егорушка», «На красном коне» и романтические пьесы. После переезда за границу поэтесса сочиняет две масштабные работы — «Поэму Горы» и «Поэму Конца», которые окажутся в числе ее главных произведений. Но большинство стихов периода эмиграции опубликованы не были. Последним напечатали сборник «После России», включавший сочинения Марины Цветаевой до 1925 года. Хотя писать она не переставала никогда.

Иностранцы гораздо больше оценили прозу Цветаевой – ее воспоминания о русских поэтах Андрее Белом, Максимилиане Волошине, Михаиле Кузмине, книги «Мой Пушкин», «Мать и музыка», «Дом у Старого Пимена» и другие. А вот стихи не покупали, хотя Марина написала замечательный цикл «Маяковскому», «черной музой» для которого стало самоубийство советского поэта. Смерть Владимира Владимировича буквально потрясла женщину, что и через много лет можно почувствовать, читая эти стихи Марины Цветаевой.

Видео: фильм о жизни Марины Цветаевой

Вам будет интересно почитать:

  • Какой размер средней пенсии в разных странах мира. Топ стран с самой большой и маленькой пенсией. Список государств в которых не платят пенсию совсемКуда сходить в Москве и что посмотреть. Культурная жизнь Москвы: в какие музеи сходить в Москве; государственные галереи и музеи РоссииКак и где можно проголосовать за название аэропортов. Список аэропортов участвующих в голосованииСколько дней россияне будут отдыхать на Новогодние праздники в январе 2019. Сколько дней будут отдыхать школьники на Новогодних каникулах и рождество в 2019 году

Эмиграция и возвращение

В начале 1922 года она получила возможность уехать из России и отправляется в Чехию, куда ранее бежал ее муж. После Гражданской войны он не мог оставаться в России — в 1920 году в составе своей части он бежал в Прагу и начал учебу в университете. Долгое время они не могли поддерживать связь.Первое известие от Сергея она увидела через три с половиной года после его отъезда.Несколько лет они живут то в Праге, то в Берлине. Через три года семья оседает в Париже. Но даже это не принесло счастья Цветаевой. Она была угнетена сплетнями о муже как о соучастнике заговора против сына Троцкого и агенте Советской власти. Также она очень тосковала по родине.
Рис. 4. Сергей Эфрон и Цветаева перед свадьбойЗдесь она пишет два больших произведения “Поэму Горы” и “Поэму Конца”. Большая же часть произведений этого периода не были напечатаны. В публикацию последним вышел сборник стихотворений “После России”, написанный в 1925 году. Писать же поэтесса не переставала до самой смерти.
Здесь она узнала о самоубийстве Маяковского и написала цикл, посвященный его памяти под названием “Маяковскому”. Это известие потрясло поэтессу и оставило отпечаток на долгие годы. В эмиграции семья жила очень бедно. Ее муж и дочь стремились вернуться домой, но сама Цветаева считала, что возвращаться больше некуда. В 1937 году разрешение получила старшая дочь, а через полгода тайком переезжает ее муж. Практически сразу по приезду на родину их арестовали спецслужбы. Спустя 2 года Цветаева с сыном возвращается в Россию. Мужа подвели под расстрел еще через 4 года после ареста, а Алю отправили в ссылку более чем на 15 лет. В 1941 году началась война и Цветаева с сыном эвакуируется в Татарстан. Они приехали в г. Елабуга. Чтобы иметь право на проживание, она устраивается мыть посуду. Через три дня после этого она повесилась у себя дома.
Рис. 5. Иван Владимирович Цветаев с дочерью Мариной. 1906 годЦветаева оставила 3 посмертные записки:

  • сыну;
  • тем, кто будет заниматься ее похоронами;
  • Асееву и сестрам Синяковым.

Цветаеву похоронили 2.09. 1941 года в г. Елабуга.

Самоубийство Цветаевой

В 1941 года 31 августа Марина Цветаева была найдена повешенной в своем доме. Остается интересным тот факт, что повесилась она на веревке, которую дал ей Борис Пастернак, чтобы она могла перевязать свой чемодан. Кто бы мог подумать, какую роковую ошибку он тогда совершил. Впрочем, остается только гадать реальные мотивы самоубийства. Понятно было одно – той Цветаевой, которая была до начала гражданской войны больше не могло быть. Не пережив унижений, связанных с новой работой, не пережив эмиграции, отстранений от дома, мужа и дочки, она решилась на такой ужасный шаг. При ней было найдено три предсмертные записки: эвакуированным, Асеевым и сыну. В записке Мурлыге (так она называла своего сына) она написала о том, как безгранично любит папу и Алю.

Великая поэтесса была похоронена второго сентября 1941 года на на в городе Елабуга. Нахождение ее могилы на Петропавловском кладбище доподлинно неизвестно. В 1960 году сестра поэтессы Анастасия решила установить крест в память о Марине в южной части кладбища. На кресте была помещена табличка, где было написано о том, что в данном месте похоронена Марина Цветаева. И только в 1970 году почитателями ее таланта был поставлен монументальный памятник.

На сегодняшний день место, где располагается памятник и принято считать могилой великого поэта – Марины Ивановны Цветаевой.

В память о Марине Цветаевой Анна Ахматова написала трогательное стихотворение “Поздний ответ”. Также в память о ней в 1996 году группа «Белая Гвардия» выпустила музыкальный альбом под символичным названием «Марина». В Москве, Одессе и во французском городе Сен-Жиль-Круа-де-Ви, где некоторое время проживала и творила поэтесса, были установлены памятники. В честь Цветаевой названы улицы, в память о ней были открыты музеи и сняты документальные и художественные фильмы.

Молодость

Отец Марины, Иван Цветаев, был историком искусства, доктором римской словесности. Он основал музей, который сейчас носит имя Пушкина. Мать, прекрасная пианистка, научила дочерей музыке, иностранным языкам, привила любовь к поэзии.

Цветаева начала писать «так рано, что и не знала я, что я — поэт». С шести лет девочка сочиняет стихи сразу на русском, немецком и французском.

В 1910 году она издает «Вечерний альбом», свою первую книгу стихов. Валерий Брюсов, которому Марина послала его на отзыв, упомянул молодую поэтессу в своей статье. Максимилиан Волошин и Николай Гумилев также заметили ее стихи.

Уже тогда Цветаева совершенно не случайно пишет стихи о самоубийствах и ранней смерти. Она сама к тому времени предприняла две попытки покончить с собой.

В гостях у Волошина Марина встретилась с Сергеем Эфроном. После венчания в 1912 году оба издают по книге, Маринина называлась «Волшебный фонарь». Затем она напечатала еще один сборник стихов, который как бы завершает счастливую пору юности в ее биографии.

Арсений Тарковский – последняя любовь Марины Цветаевой

Отец знаменитого режиссера Андрея Тарковского – Арсений Тарковский – возник в жизни Цветаевой в 1940 году. Он недавно стал членом Союза писателей как незаурядный переводчик. Марина прочла его перевод стихов туркменского поэта Кемине, осталась в восторге и написала ему «секретное» письмо, пригласив на встречу.

Арсений Тарковский

Тарковский не восхищался поэзией Цветаевой, более того, считал, что «как поэт она закончилась в 1916 году». К тому же он только недавно получил развод у первой жены и женился повторно, Марина была старше его на 15 лет. Для неё же он стал глотком воздуха, надеждой на то, что жизнь всё-таки продолжается, любовь ещё возможна, а стихи могут писаться с прежними порывами. И она пустилась в новый роман со свойственной ей эмоциональностью, полностью, без остатка.

У Тарковского не было далеко идущих планов, он очень быстро начал тяготиться этими отношениями, стараясь свести их на «нет». На книжный базар весной 1941 года Арсений пришёл вместе с женой, увидев Марину, сделал вид, что они не знакомы. Позднее Тарковский говорил: «Прозевал я Марину… Не понял ее трагического характера…».

Она написала в честь этой любви стихотворение «Всё повторяю первый стих…», Тарковский прочитал его лишь в 1982 году.

Такова была непростая любовь поэтессы, с надрывом, со страстями, с трагедиями, отдаваемая без остатка. А может, так и должно быть у одарённых людей? Большинство романов Цветаевой так и остались лишь на бумаге и в её воображении, переродившись в прекрасные стихи на все времена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector