Большая перемена

Обаятельный лоботряс Ганжа

Фото: кадр из фильма

Самого трудного ученика в классе Нестора Петровича – обаятельного лоботряса Ганжу – могли сыграть Станислав Садальский и Александр Филлипенко, но досталась эта роль Александру Збруеву. И сразу пришлась ему по душе. Збруев словно сыграл самого себя. «Я не любил школу, – вспоминал актер. – Так же, как школа не любила меня. Мы жили на Арбате, и частенько вместо уроков я шел в кинотеатр на утренний сеанс. И вместо уроков я смотрел фильмы. Был момент, когда я остался на второй год в 8 классе, и хотел пойти работать. Но меня отговорили мама и старший брат. Я был такой парень непростой – вольный, как Ганжа».

У режиссера был еще один претендент на роль Ганжи – начинающий актер Михаил Стародуб, но ему тогда не повезло. Зато повезло его жене – актрисе Светлане Крючковой. Она случайно столкнулась с режиссером картины Александром Кореневым на лестнице Мосфильма, и он ей предложил прийти вечером на репетицию. Она пришла, и Коренев предложил ей попробоваться на роль супруги Ганжи, учительницы литературы Светланы Афанасьевны. «Ганжа тащит вас в комнату, а вы сопротивляетесь», – поставил перед Светланой задачу режиссер. Она сопротивлялась – сопротивлялась – и… укусила Збруева за палец! Домой после проб Светлана ушла расстроенная. Ей казалось, что шанс сыграть в картине она упустила. Но вечером ей позвонили от Коренева. Ассистентка режиссера сказала: «Александр Александрович берет вас сниматься, но предлагает другую роль».

Так роль Светланы Афанасьевны ушла к Наталье Богуновой, а Светлану Крючкову страна узнала как Нелли Ледневу – чудаковатую странную девушку, очень влюбленную в своего учителя.

«Точка, точка, запятая…» (1972), режиссер Александр Митта

Самый известный фильм о школе Александра Митты — итог первых десяти лет творческой биографии режиссера, посвященных исследованию темы взросления. От темы борьбы душевных троечников с учительницей-формалисткой («Друг мой, Колька!»), искушения советских подростков внезапно свалившимися на них деньгами («Без страха и упрека») и горького любовного разочарования пятиклассницы («Звонят, откройте дверь!») он перешел к проблеме маленького человека и требований, которые к нему предъявляет общество.

Главный герой — типичный троечник восьмиклассник Леша Жильцов (Сергей Данченко). На фоне одаренных одноклассников, каждый из которых стремится быть личностью, он теряется, а школьная программа кажется ему слишком сложной. Все меняется, когда в класс приходит новенькая, Женя Каретникова (Ольга Рыжникова). С ее помощью Леша начинает работать над собой и очень быстро становится совершенно другим человеком.

Мать и отца Леши сыграли Юрий и Татьяна Никулины. Экранные отец и сын были настолько похожи друг на друга, что многие зрители посчитали юного актера настоящим сыном Никулина. Для Сергея Данченко фильм «Точка, точка, запятая…» стал первым и последним опытом работы в кино. Его судьба сложилась так, как должна была сложиться судьба его героя: он увлекся радиоэлектроникой, окончил Московский авиационный институт и работает по специальности.

Премьера фильма прошла 30 декабря 1972 года. Лента собрала массу наград, среди которых серебряный приз в конкурсе детских фильмов на VIII Московском международном кинофестивале, главная премия на IV Параде детских фильмов в Белграде, приз Международного кинофестиваля детских фильмов в Салерно и премия Ленинского комсомола.

Натурные сцены снимали на западе Москвы, недалеко от Филевского парка. Основные съемки прошли в школе № 2101 (бывшая 98-я), расположенной на Малой Филевской улице.

История создания

Написать сценарий фильма о жизни учащихся вечерней школы, используя свою повесть «Иду к людям», Садовникову, в молодости самому преподававшему в вечерней школе, предложили в конце 1969 года. Сразу было поставлено условие, что соавтором будет режиссёр фильма. Два года писатель трудился над сценарием, было перепробовано много вариантов, многое потом пришлось менять во время съёмок, перед самым их началом вместо двухсерийного было решено делать трёхсерийный, а затем — и четырёхсерийный фильм. Конечный вариант сценария очень сильно отличался от первоисточника.

Первоначально на главную роль планировался Андрей Мягков, но он поставил условием съёмки в роли Светланы Афанасьевны своей жены, Анастасии Вознесенской, что не устроило авторов картины. На роль пробовались также Константин Райкин и Евгений Карельских.

Съёмки фильма производились на территории Ярославского шинного завода и МГПИ им Ленина.

«Большая перемена» – белиберда и несуразность

На счастье в романтической комедии «Большая перемена» Кононов играть главную роль согласился, хоть и утверждал, что это совсем не его уровень и что делал он это исключительно из-за денег. К слову, в безденежье он был виноват сам. В конце 60-х его уволили из Малого театра после скандала. Оказалось, что репетируя главную роль Хлестакова в «Ревизоре», Кононов поскандалил с театральным легендой кино и театра Борисом Бабочкиным, упрекнув того в непрофессионализме. Пришлось с театром расстаться, а значит и со стабильной актерской зарплатой. 

Как позже Кононов вспоминал в своей книге «Прости, жизнь, и прощай!», после ухода из театра он с молодой женой мыкался по съемным квартирам и жить им было не на что. При этом предложения сниматься в кино сыпались постоянно, но сценарии ему не нравились и он все никак не решался взяться за явно непрофессиональную работу. Но нужно было кормить семью, и актер сдался. 

«Я пришел на «Мосфильм» и сказал режиссеру, что сниматься буду, – вспоминал Кононов в мемуарах. – Думаю, уж если и вытащусь с честью из несуразного фильма «Иду к людям» (рабочее название «Большой перемены»), то, значит, я все могу играть, вплоть до «телефонной книги«. Учитель Нестор Петрович, который пытается привить любовь к истории великовозрастным ученикам вечерней школы, получился у Кононова очень милым. Понятно, что это был не Тарковский, но и не современные сериалы. 

Сериал «Большая перемена» собрал в свой кастинг лучших актеров советского

«Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст«, – жаловался Кононов. Мы же сейчас только можем улыбнуться – эх, Нестор Петрович, не играли вы в сериалах ХХI века, а то молчали бы про «несуразность» сценария и диалогов.

Говорят, Кононов много импровизировал на съемочной площадке, спасая сценарий – режиссер Алексей Коренев ему это не запрещал. Другие актеры, глядя на коллегу, тоже принялись импровизировать – в результате фильм из двух серий разросся до четырех. И, возможно, именно эта свобода на съемочной площадке сделала сериал привлекательным для зрителя. 

Но вот что интересно, фильм «Большая перемена» – это настоящий иконостас больших актеров советского кино. Евгений Леонов, Людмила Касаткина, Александр Збруев, Валентина Талызина, Светлана Крючкова, Ролан Быков… Даже роль школьной уборщицы играла народная артистка СССР Валентина Сперантова. И никто на сценарий и режиссера не жаловался, не рассказывал, что в лабуде не снимается. И только Кононов все ныл и ныл. 

Актеры из «Большой перемены» позже вспоминали, что работать с Михаилом Кононовым на площадке было очень тяжело, а после съемок он становился и вовсе невыносим. На все попытки общаться актер отвечал отказом. «Так будет лучше для всех, – пояснял он. – Я абсолютно закрытый – как шкаф, как чемодан. Я – одиночка«.

В ролях

Актёр Роль
Михаил Кононов учитель истории, классный руководитель 9-го «А» Нестор Петрович Северов
Людмила Касаткина директор школы Екатерина Семёновна-Ивановна
Наталия Богунова учитель русского языка и литературы, жена Ганжи Светлана Афанасьевна
Анастасия Георгиевская учитель географии Серафима Павловна
Валентина Талызина учитель химии Нина Петровна
Инна Жилина учитель биологии, редактор школьной стенгазеты
Людмила Анциферова учитель физкультуры
Валентина Кузнецова учитель
Зоя Исаева учитель
Валентина Сперантова уборщица тётя Глаша
Александр Збруев ученик 9-го «А», рабочий нефтеперегонного завода Григорий Ганжа
Светлана Крючкова ученица 9-го «А», асфальтоукладчица Нелли Леднёва
Евгений Леонов ученик 9-го «А», шофёр, отец Нелли Степан Семёнович Леднёв
Янис Якобсон ученик 9-го «А», сосед Нелли по парте, рабочий-станочник
Юрий Кузьменков ученик 9-го «А», староста класса, рабочий шинного цеха Ваня Федоскин
Валерий Носик ученик 9-го «А», вратарь заводской футбольной команды Отто Фукин
Виктор Проскурин ученик 9-го «А», прогульщик, рабочий химзавода Гена (Геннадий Иванович) Ляпишев
Валерий Хлевинский ученик 9-го «А» Авдотьин
Нина Маслова ученица 9-го «А», тайная тунеядка, новоявленная асфальтоукладчица Виктория Ивановна Коровянская
Савелий Крамаров ученик 9-го «А», жених Коровянской, напарник Ганжи Петя (Пётр Аркадьевич) Тимохин
Мария Коренева ученица 9-го «А» с ребёнком Чувичкина
Михаил Розанов ученик 9-го «А», сосед Чувичкиной по парте
Игорь Суровцев ученик 9-го «А» в красной олимпийке на последней парте
Илья Баскин взъерошенный ученик 9-го «А», сосед Авдотьина по парте
Александр Цирков ученик 9-го «А»
Наталья Гвоздикова аспирантка, невеста Нестора Петровича Полина Сергеевна Иванченко
Михаил Яншин профессор, доктор исторических наук Виктор Иванович Волосюк
Вячеслав Гарин директор химзавода
Готлиб Ронинсон бригадир шинного цеха, начальник Федоскина
Зоя Степанова врач, лечившая Федоскина
Николай Граббе начальник Леднёва Пётр Васильевич Тарасов
Наталья Гурзо жена Фукина
Ирина Азер подружка Ляпишева Люся
Ролан Быков напарник Ляпишева Александр Трофимович Петрыкин
Люсьена Овчинникова невеста, позже жена Петрыкина Валя
Владимир Басов фотограф на свадьбе Петрыкина
Владимир Земляникин гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан)
Юрий Киреев гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан)
Валентина Титова гостья на свадьбе Петрыкина (в титрах не указана)
Иван Жеваго гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан)
Александр Вдовин молодой отец Чувичкин (в титрах не указан)
Иван Рыжов майор милиции, начальник отделения
Лев Дуров старший сержант милиции
Галина Комарова контролёр
Светлана Старикова экскурсовод
Лариса Барабанова продавщица в магазине мужской одежды
Альберт Иричев осводовец
Алексей Кутузов молодой осводовец
Александр Зимин продавец в мебельном магазине
Александр Калужский доктор
Лев Дубов инженер химзавода Акимыч
Тамара Логинова эпизод
Валентина Ананьина эпизод
Михаил Ремизов эпизод (в титрах не указан)
Пётр Щербаков гость (в титрах не указан)
Елена Коренева девушка с книгой в библиотеке (в титрах не указана)
Ирина Калиновская медсестра, делавшая перевязку Ганже (в титрах не указана)
Любовь Касаточкина гостья с гитарой на свадьбе Петрыкина (в титрах не указана)
Екатерина Мазурова соседка Нестора баба Маня (в титрах не указана)
Виктор Шульгин гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан)
Ольга Богданова пассажирка в автобусе (в титрах не указана)
Светлана Швайко эпизод (в титрах не указана)
Любовь Мышева асфальтоукладчица (в титрах не указана)

«Большая перемена»: актёры и роли учеников

Около 20 выпускников и студентов театральных вузов были приглашены на роли учеников 9-А. Все они после премьеры проснулись известными. С фильма началась блистательная карьера Светланы Крючковой, студентки 4 курса училища МХАТа, попавшей на картину совершенно случайно. Её супругу Ю. Векслеру была предложена роль Ганжи. Сценарий того не вдохновил. И по его просьбе Светлана пришла вернуть текст на студию. Её тут же заметили и пригласили на пробы жены Ганжи. В итоге ей досталась роль Н. Леднёвой и самая знаменитая песня «Мы выбираем». Выход фильма на экраны совпал с окончанием обучения. Работа Крючковой так понравилась мэтрам, что её сразу пригласили в труппу театра.

Много актёров претендовало на роль Г. Ганжи, но в фильме его успешно сыграл Александр Збруев, актёр театра «Ленком». Студентом попал в картину Виктор Проскурин (Ляпишев), находившийся в училище на грани отчисления. Образ настолько полюбился зрителям, что кардинально изменил его судьбу.

Не только героев картины касался термин «большая перемена». Актёры Илья Баскин (рыжий ученик) и С. Крамаров (Тимохин) в дальнейшем эмигрировали в США, где у обоих сложилась карьера в Голливуде. Началом жизни в кино стал фильм для В. Хлевинского (Авдотьин), Нины Масловой (Коровянская), Ирен Азер (Люська). Но самым именитым учеником стал Евгений Леонов (С. Леднёв), внёсший в съёмочный процесс импровизацию. Сцены с обучением во сне и появлением в классе через окно были придуманы с его участием.

Конкурс на название

Книга Георгия Садовникова о приключениях молодого педагога «Иду к людям» вышла в середине 50-х. Но только спустя 20 лет на «Мосфильме» решили снять по ней фильм. Этому было объяснение. В начале 70-х в СССР вышел специальный указ о повышении показателей уровня образования среди населения. В связи с этим на Мосфильм пришла директива: снять тематический фильм о школе рабочей молодежи. Никто из режиссеров браться за «спущенное сверху кино» не хотел. Все понимали: это будет агитка. Но Алексей Коренев решил рискнуть. Только перед тем, как приступить к съемке, полностью переработал готовый уже сценарий.

В итоге невеселая повесть о буднях вечерней школы превратилась в искрометную комедию под названием «Похождения школьного учителя». Но как только в «Вечерке» появилась заметка о съемках, в Министерство образования хлынул поток писем от возмущенных учителей: педагогика и приключения несовместимы. И название картины пришлось поменять.

«Леша объявил конкурс на название фильма, и я тут же придумал название «Большая перемена», – вспоминает оператор-постановщик фильма Анатолий Мукасей. – Потому что в большой перемене есть двойной смысл: это большая перемена как школьная перемена, и большая перемена в жизни. Премией за название была бутылка коньяка, и мы ее весело распили».

«Большая перемена» (1973), режиссер Алексей Коренев

Четырехсерийный телефильм об учителе вечерней школы Несторе Петровиче и «удивительном, прекрасном и сумасшедшем» 9 «А» классе школы рабочей молодежи покорил миллионы зрителей сразу после первого показа в апреле 1973 года. Триумфу предшествовало много трудностей и нелепых ситуаций — не менее смешных, чем те, в которых оказываются герои на экране.

Во время съемок газета «Вечерняя Москва» опубликовала небольшую заметку о готовящейся комедии «Приключения школьного учителя». Министерство образования и редакцию газеты начали заваливать письмами возмущенные учителя: как можно приравнивать тяжкий труд педагога к легкомысленному приключению? Министерство потребовало сценарий, чем перепугало съемочную группу — вдруг запретят снимать! Но чиновники по достоинству оценили комедию и только попросили изменить название. Сценарист Георгий Садовников объявил среди коллег конкурс на лучшую версию, пообещав в качестве приза бутылку коньяка. Она досталась оператору картины Анатолию Мукасею.

В основу ленты легла повесть «Иду к людям» Георгия Садовникова, основанная на личном опыте: в течение года писатель был учителем в школе рабочей молодежи. Превращать серьезную повесть в комедию Садовников долго не хотел, но в итоге сдался и вместе с режиссером написал на ее основе сценарий. Между фильмом и повестью много отличий. Любовного треугольника между Полиной, Нестором Петровичем и Федоскиным в книге нет, а вместе с Нелли в школе учится не отец, а мама. Также сценаристы поженили ученика и учительницу и превратили хулигана Ганжу из эпизодического персонажа в одного из главных.

В фильме Коренева снялись сразу несколько звезд советского кино: Евгений Леонов, Ролан Быков, Савелий Крамаров. На главную роль претендовали Евгений Карельских, Константин Райкин и Андрей Мягков. Последний был почти утвержден. Но актер поставил условие снять в роли Светланы Афанасьевны его жену Анастасию Вознесенскую, на что Коренев не согласился. В итоге Нестора Петровича сыграл Михаил Кононов, а Светлану Афанасьевну — Наталия Богунова. Пробовался Мягков и на роль Ганжи. Но обаятельного хулигана было суждено сыграть Александру Збруеву. Светлана Крючкова, сыгравшая Нелли Ледневу, попала в фильм по счастливому стечению обстоятельств: она относила на студию сценарий, который не понравился ее мужу Юрию Векслеру.

На съемочной площадке собрались одни блондинки: Светлана Крючкова, Наталия Богунова, Ирина Азер (Люся) и Наталья Гвоздикова (Полина). Последней пришлось прятать длинные светлые волосы под темным париком. Это было непростое испытание для актрисы, так как многие сцены снимали в жарких павильонах, а одну, в которой Полина катается на лыжах, и вовсе на пляже.

Натурные съемки в основном проходили в Ярославле — на берегу Волги и на Ярославском шинном заводе. Часть съемок прошла в павильонах «Мосфильма», а школьные сцены снимали в Московском педагогическом государственном университете (Малая Пироговская, дом 1/1). С широкой географией съемок «Большой перемены» связан самый заметный ляп в фильме. В разных сценах у Ганжи, ошпарившегося на заводе, забинтована то правая, то левая рука. Эту нестыковку заметили во время монтажа, но переснимать было бы слишком сложно, потому что пришлось бы ехать обратно на завод в Ярославль или заново собирать декорации квартиры и медсанчасти.

Последние статьи

  •   6 моделей плюс-сайз, чья личная жизнь доказывает, что не в размерах счастье 25.09.2021, 23:17
  •   Как команданте Фидель Кастро стал «королем мороженого» 25.09.2021, 21:42
  •   Какие сплетни ходили про внешность Екатерины II среди придворных 25.09.2021, 19:55
  •   18 мистических фотографий из океанских глубин: Финалисты конкурса Ocean Photography Awards 2021 25.09.2021, 17:27
  •   Каменный лес Варны: Cлед внеземного пребывания на Земле или чудо природы 25.09.2021, 15:14
  •   5 остромодных винтажных стилей интерьера: Как старинная мебель и бабушкины салфетки стали трендом 25.09.2021, 13:55
  •   10 самых дорогих и роскошных украшений знаменитостей от классики до кича 25.09.2021, 12:28
  •   Забытый скульптор-самоучка и педагог, благодаря которому в СССР появились пионеры: Иннокентий Жуков 25.09.2021, 11:41
  •   Как сложилась жизнь младшей сестры Жаклин Кеннеди: Безупречная Ли Радзивилл 25.09.2021, 09:29
  • +1   Как одна случайность трагически изменила жизнь художника, которого обожали во Франции и не замечали в России: Ранний уход Борисова-Мусатова 24.09.2021, 23:36

Все статьи

Наталия Богунова: шизофрения и обвинения в смерти матери

Актрисе досталась одна из главных ролей — учительницы Светланы Афанасьевны. Но после съёмок судьба Наталии сложилось трагично. На ней навсегда закрепилось клеймо актрисы одной роли. В кино её не приглашали из-за трудного характера.


Наталия Богунова в молодости. Фото: 24smi.org

Впоследствии выяснилось, дело вовсе не в настроении актрисы и не в её отношении к жизни. У Наталии Богуновой серьёзный недуг — шизофрения. По причине заболевания актрисе пришлось отказаться от театральной карьеры.

Ещё будучи студенткой ВГИКа Наталия Богунова закрутила роман с молодым и перспективным режиссёром Александром Стефоновичем. Впоследствии пара поженилась.В начале карьеры Богунова играла в фильмах небольшие роли, но всё изменила картина «Большая перемена». Наталия стала суперзвездой и её осаждали тысячи поклонников.


Михаил Кононов и Наталия Богунова. Фото: infox.ru

Ошеломляющая популярность стала причиной разрыва брака актрисы. Женщина пропадала на съёмках, а муж был в киноэкспедициях. Семейная жизнь не складывалась. После развода Стефанович женился на Алле Пугачёвой, а у Богуновой начался кризис. Её все меньше приглашали в кино, а в картине «Единственная» прямо на съёмочной площадке заменили на Елену Проклову. Это сильно ударило по самооценке Наталии.

В конце 70-х коллег насторожило психологическое здоровье звезды. Она была раздражительна и на всех срывалась. Впервые у Богуновой случился приступ прямо во время репетиции. Валентина Талызина вспоминала, как актрису увезли из театра в психбольницу. После этого случая Богунова стала часто попадать в клинику. В 1992 году она сыграла в фильме «Бег по солнечной стороне» и окончательно ушла из профессии, после чего стала крайне редко давать интервью и выходить в свет.


Наталия Богунова. Фото: zen.yandex.ru

Денег звезде «Большой перемены» откровенно не хватало, ведь ей ещё нужно было как-то обеспечивать престарелую мать. С ней у Наташи были напряжённые отношения. Актриса обвиняла маму в том, что она осталась одинокой женщиной: мать не препятствовала абортам дочери, сделанным по молодости. Когда в 2011 году родительница артистки скончалась при загадочных обстоятельствах, многие знакомые обвиняли в произошедшем Богунову. После смерти матери актриса совсем замкнулась.

В 2013 году Богунова улетела на остров Крит, чтобы отвлечься от трагедии. Это путешествие стало для актрисы последним. У Наталии случился инфаркт, врачам не удалось её спасти.

Несмотря на былую популярность на похороны артистки пришли 20 человек. Сейчас к могиле Наталии Богуновой заросла тропа, а память об актрисе осталась лишь на кинолентах.


Могила Наталии Богуновой. Фото: biographe.ru

В ролях

Актёр Роль
Михаил Кононов учитель истории, классный руководитель 9-го «А» Нестор Петрович Северов
Людмила Касаткина директор школы Екатерина Семёновна-Ивановна
Наталия Богунова учитель русского языка и литературы, жена Ганжи Светлана Афанасьевна
Анастасия Георгиевская учитель географии Серафима Павловна
Валентина Талызина учитель химии Нина Петровна
Инна Жилина учитель биологии, редактор школьной стенгазеты
Людмила Анциферова учитель физкультуры
Валентина Кузнецова учитель
Зоя Исаева учитель
Валентина Сперантова уборщица тётя Глаша
Александр Збруев ученик 9-го «А», рабочий нефтеперегонного завода Григорий Ганжа
Светлана Крючкова ученица 9-го «А», асфальтоукладчица Нелли Леднёва
Евгений Леонов ученик 9-го «А», шофёр, отец Нелли Степан Семёнович Леднёв
Янис Якобсон ученик 9-го «А», сосед Нелли по парте, рабочий-станочник
Юрий Кузьменков ученик 9-го «А», староста класса, рабочий шинного цеха Ваня Федоскин
Валерий Носик ученик 9-го «А», вратарь заводской футбольной команды Отто Фукин
Виктор Проскурин ученик 9-го «А», прогульщик, рабочий химзавода Гена (Геннадий Иванович) Ляпишев
Валерий Хлевинский ученик 9-го «А» Авдотьин
Нина Маслова ученица 9-го «А», тайная тунеядка, новоявленная асфальтоукладчица Виктория Ивановна Коровянская
Савелий Крамаров ученик 9-го «А», жених Коровянской, напарник Ганжи Петя (Пётр Аркадьевич) Тимохин
Мария Коренева ученица 9-го «А» с ребёнком Чувичкина
Михаил Розанов ученик 9-го «А», сосед Чувичкиной по парте
Игорь Суровцев ученик 9-го «А» в красной олимпийке на последней парте
Илья Баскин взъерошенный ученик 9-го «А», сосед Авдотьина по парте
Александр Цирков ученик 9-го «А»
Наталья Гвоздикова аспирантка, невеста Нестора Петровича Полина Сергеевна Иванченко
Михаил Яншин профессор, доктор исторических наук Виктор Иванович Волосюк
Вячеслав Гарин директор химзавода
Готлиб Ронинсон бригадир шинного цеха, начальник Федоскина
Зоя Степанова врач, лечившая Федоскина
Николай Граббе начальник Леднёва Пётр Васильевич Тарасов
Наталья Гурзо жена Фукина
Ирина Азер подружка Ляпишева Люся
Ролан Быков напарник Ляпишева Александр Трофимович Петрыкин
Люсьена Овчинникова невеста, позже жена Петрыкина Валя
Владимир Басов фотограф на свадьбе Петрыкина
Владимир Земляникин гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан)
Юрий Киреев гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан)
Валентина Титова гостья на свадьбе Петрыкина (в титрах не указана)
Иван Жеваго гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан)
Александр Вдовин молодой отец Чувичкин (в титрах не указан)
Иван Рыжов майор милиции, начальник отделения
Лев Дуров старший сержант милиции
Галина Комарова контролёр
Светлана Старикова экскурсовод
Лариса Барабанова продавщица в магазине мужской одежды
Альберт Иричев осводовец
Алексей Кутузов молодой осводовец
Александр Зимин продавец в мебельном магазине
Александр Калужский доктор
Лев Дубов инженер химзавода Акимыч
Тамара Логинова эпизод
Валентина Ананьина эпизод
Михаил Ремизов эпизод (в титрах не указан)
Пётр Щербаков гость (в титрах не указан)
Елена Коренева девушка с книгой в библиотеке (в титрах не указана)
Ирина Калиновская медсестра, делавшая перевязку Ганже (в титрах не указана)
Любовь Касаточкина гостья с гитарой на свадьбе Петрыкина (в титрах не указана)
Екатерина Мазурова соседка Нестора баба Маня (в титрах не указана)
Виктор Шульгин гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан)
Ольга Богданова пассажирка в автобусе (в титрах не указана)
Светлана Швайко эпизод (в титрах не указана)
Любовь Мышева асфальтоукладчица (в титрах не указана)

«Доживем до понедельника» (1968), режиссер Станислав Ростоцкий

Картина, перевернувшая представление о школьном кино в СССР, вышла на экраны 28 октября 1968 года. Чуть раньше, до начала учебного года, ее показали делегатам II Всесоюзного съезда учителей. Когда в зале зажегся свет, зрители аплодировали стоя, воздавая должное смелому дуэту режиссера Станислава Ростоцкого и молодого сценариста Георгия Полонского. Они показали настоящую школьную жизнь, без прикрас и деления на черное и белое, с конфликтами и сложным выбором. Фильм стал лучшим согласно опросу журнала «Советский экран» в 1969 году, получил Гран-при VI Международного кинофестиваля в Москве и Госпремию СССР.

В основу фильма легла одноименная ранняя повесть Георгия Полонского, переработанная им в сценарий во время учебы на Высших курсах сценаристов. Дипломная работа 28-летнего Полонского впечатлила не только комиссию, но и Станислава Ростоцкого.

Кандидатуры на главные роли утверждали вместе. Полонский поначалу был категорически против суперзвезды Вячеслава Тихонова в главной роли. Учителя истории Мельникова он задумывал как фронтовика, надломленного и не слишком красивого человека. Но Ростоцкий остался непреклонен, предложив в качестве компромисса возрастной грим. Тихонов же сниматься не хотел — в тот период актер переживал кризис, собирался уходить из кино. Мельников тоже находился на перепутье, решая, продолжать ли ему преподавать. Эту параллель, видимо, и усмотрел режиссер. Выбора Тихонову он не оставил, категорически заявив: «Если ты мне друг, ты должен играть».

На роль молодой учительницы английского языка режиссер выбрал Ирину Печерникову. У актрисы тоже были сомнения — сперва ей показалось, что это будет шаблонный фильм-агитка про школу. Но прочитав сценарий, она загорелась работой. В роли сухой и строгой учительницы русского языка и литературы Ростоцкий снял свою жену Нину Меньшикову. Кстати, «Доживем до понедельника» стал их единственной совместной работой. От актеров, сыгравших учителей, не отставали и «ученики» — Валерий Зубарев, Игорь Старыгин, Юрий Чернов, Ольга Остроумова (роль Риты Черкасовой стала ее дебютом).

Когда встал вопрос о месте съемок фильма о жизни современной советской школы, Ростоцкий остановил свой выбор на развивающемся районе Москвы — Северном Медведкове. Директор школы № 234 Виктор Зайцев с радостью впустил киногруппу — он понимал, что благодаря съемкам в ленте известного режиссера учебное заведение войдет в историю.

Фразу «Счастье — это когда тебя понимают» за одним из главных героев фильма уже полвека повторяют школьники и учителя по всей стране. Для школы № 234 эти слова стали девизом. Ее можно увидеть в музее, посвященном фильму. На большом экране здесь часто показывают «Доживем до понедельника», в музейном уголке рядом можно рассмотреть старые школьные альбомы, чернильницы и знамена конца 1960-х. Стены украшают цитаты и кадры из фильма и снимки современных учеников.

История создания

Написать сценарий фильма о жизни учащихся вечерней школы, используя свою повесть «Иду к людям», Садовникову, в молодости самому преподававшему в вечерней школе, предложили в конце 1969 года. Сразу было поставлено условие, что соавтором будет режиссёр фильма. Два года писатель трудился над сценарием, было перепробовано много вариантов, многое потом пришлось менять во время съёмок, перед самым их началом вместо двухсерийного было решено делать трёхсерийный, а затем — и четырёхсерийный фильм. Конечный вариант сценария очень сильно отличался от первоисточника.

Первоначально на главную роль планировался Андрей Мягков, но он поставил условием съёмки в роли Светланы Афанасьевны своей жены, Анастасии Вознесенской, что не устроило авторов картины. На роль пробовались также Константин Райкин и Евгений Карельских.

Съёмки фильма производились на территории Ярославского шинного завода и МГПИ им Ленина.

Папа и дочка за одной партой

Фото: кадр из фильма

В сценарии роль Нелли была маленькой, проходной, но режиссер, поддавшись обаянию Светланы Крючковой, придумывал для нее все новые и новые эпизоды. Например, сцену с шляпкой, в которой Нелли говорит, что «дамам в помещении носить шляпу разрешается».

Евгений Леонов был среди артистов «Большой перемены» самым старшим, и все относились к нему с уважением. Он и Светлана Крючкова создали на экране трогательный семейный дуэт – папы и дочки. После выхода «Большой перемены» миллионы зрителей воспринимали их исключительно как отца и дочь.

«Там была сцена с Крючковой, когда он ее по попке шлепает, – вспоминает Анатолий Мукасей. – Это была его придумка, и он так вживался в образ, что это его дочка, родная, что она ему грубит». А Светлане Крючковой в память врезалась другая сцена. «Помните кадр, где я Леонову завязываю галстук? Это он меня научил. Он мне показал несколько раз, я ему завязала в кадре, и с тех пор больше не завязывала никому галстуки, и совершенно забыла, как это делается».

Какие призы ждут участников

Призовой фонд мероприятия просто поражает воображение. Вот какие призы здесь можно получить.

  • Ученики 5-7 классов— 300 путешествий по маршруту «Москва-Владивосток»— 600 путёвок в МДЦ «Артек» (для участия в финальном этапе)
  • Ученики 8-9 классов— 300 денежных призов по 200 000 рублей— 750 путёвок в МДЦ «Артек») (для участия в финальном этапе)
  • Ученики 10 классов— 300 денежных призов по 1 000 000 рублей— 750 путёвок в МДЦ «Артек»— +5 баллов в портфолио для поступления в партнерский ВУЗ
  • Студенты 1-2 курсов— 150 денежных призов по 200 000 рублей
  • Студенты 3 курсов— 150 денежных призов по 1 000 000 рублей
  • Педагоги-наставники— удостоверение о повышении квалификации— денежные призы по 100 или 150 тысяч рублей
  • ТОП-50 учебных заведений— денежные призы по 2 000 000 рублей на инфраструктуру и учебный процесс

И все же все эти призы — не главное. Главное — это незабываемые впечатления, богатый опыт, новые друзья и вера в свои возможности: все эти призы получит каждый участник конкурса независимо от результатов!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector