Анна павлова

Путь к успеху

Какая судьба может ожидать дочь прачки и солдата? Незавидная. Маленькая Нюра, как ее называла мать, с детства чувствовала себя обреченной на нищету и убогость. Болезненная, экзальтированная, она, казалось, ждала чуда в своей скудной серой жизни. Чуда, способного разом переменить злодейку-судьбу, вознести к невиданным высотам. Только в 1888 году это призрачное чувство обрело форму и имя. Балет. Посмотрев впервые «Спящую красавицу», девочка заболела. Спектакль стал для нее настоящим потрясением. С трудом оправившись от горячки, она день и ночь бредила балетом, пока испуганная мать не согласилась отдать ее в театральное училище.

Фотопортрет балерины Анны Павловой 1920-е

Годы изнурительной учебы, отчаянье и слезы, злость на собственное деревянное, неподатливое тело. Нюра Павлова сильно отставала от своих сверстниц. Многое не получалось. Сердобольные педагоги советовали не мучаться и бросить балет. В ответ Анна с недетским упорством репетировала, шлифуя па, оттачивая сложные движения. «Я буду лучшей, я буду первой!» — этот девиз она повторяла ежедневно, стоя перед портретом легендарной Тальони. И победила.

На выпускном вечере о ней впервые заговорили как о явлении в русском искусстве. Помимо высочайшей техники исполнения, в Павловой были подлинный артистизм и природная грация. Она не просто танцевала, а жила на сцене. Балерина никогда не повторялась: каждый спектакль отличался от предыдущего. Непредсказуемая, импульсивная, легкая — она почти мгновенно стала примой Мариинки. Сюда, в балетный уголок Петербурга, каждый вечер стекались десятки поклонников Анны Павловой. Их число постоянно росло. Замкнутость балерины, ее стремление окутать собственную жизнь завесой тайны, только подстегивали общий интерес. Кого она любит? Кто ей патронирует? Невозможно, чтобы молоденькая, хорошенькая балерина до сих пор была без влиятельного друга! Невозможно? Она с достоинством отвергала самые лестные и выгодные предложения, отсылала дорогие подарки и роскошные цветы. Исключение составляли любимые тюльпаны. И лишь блеск влюбленных глаз выдавал тайну. Молодая прима была влюблена. Имя избранника стало известно, когда у Павловой появился роскошный репетиционный белый зал с портретом Тальони, — Виктор Дандре.

Анна Павлова — первые шаги в балете Анна Павлова в балете «Жизель»

Эпизоды жизни

Анна Павлова дружила с Чарли Чаплином. Поговаривали, что великий комик и режиссер был влюблен в балерину и мечтал сделать ей предложение, но так и не решился. Когда они встречались, то Чаплин бронировал для Павловой целый ресторан. Он также выступал в роли консультанта балерины, когда ей было необходимо записать свои номера на кинопленку. Умирая, Павлова попросила всех уйти из комнаты, с ней осталась только служанка. Балерина кивнула девушке на платье, которое купила недавно у модного парижского кутюрье, и сказала: «Лучше бы я потратила эти деньги на моих детей». Детей у Павловой никогда не было, она говорила о русских девочках-сиротах, которых давно взяла на содержание. Женский приют она организовала в Сен-Клу, поселив детей в особняке. С тех пор большая часть ее заработков шла на то, чтобы дать девочкам не просто кров и еду, но и образование. Она также заботилась, чтобы каждая из ее воспитанниц могла после выхода из приюта получить достойную работу. Когда 23 января стало известно о смерти Анны Павловой, в лондонском театре «Аполлон» во время представления решили почтить ее честь. В зале выключили свет, и луч прожектора в темноте под музыку Сен-Санса прочертил тот путь, что балерина проделывала в своей миниатюре «Умирающий лебедь». Весь зал молча встал — весь мир уже знал о смерти великой балерины.


Анна Павлова и ее друг, русский художник эмигрант Александр Яковлев (слева), Анна Павлова с мужем Виктором Дандре (справа)

Ранняя жизнь

Балерина Анна Павлова родилась Анна Матвеевна Павловна 12 февраля 1881 года, в день холодной и снежной зимы в Санкт-Петербурге, Россия. Мать, Любовь Федоровна, была уборщицей. Ее отчим, Матвей Павлов, был солдатом запаса. Личность биологического отца Анны Павловой неизвестна, хотя некоторые полагают, что у ее матери был роман с банкиром по имени Лазарь Полякофф. В детстве Анна предпочитала верить, что она была ребенком более раннего брака. Она рассказала людям, что ее мать когда-то была замужем за человеком по имени Павел, который умер, когда Анна была еще ребенком. И все же этот Павел остается загадкой для историков и биографов.

С самого начала активное воображение Анны и ее любовь к фантазии привлекли ее в мир балета. Оглядываясь назад на свое детство, Анна Павлова описала свою страстную страсть к балету соответственно: «Я всегда хотела танцевать; с самых маленьких лет. Таким образом, я строила воздушные замки из своих надежд и мечтаний».

Несмотря на то, что они были бедны, Анна и ее мать смогли увидеть спектакль «Спящая красавица» в Мариинском театре на ул.Петербург, когда Анне было 8 лет. Очарованная, широко раскрытыми глазами, маленькая девочка заявила, что решила стать балериной. Мать Анны с энтузиазмом поддержала ее стремление. Уже через два года Анна была принята в Санкт-Петербургскую Императорскую балетную школу, после сдачи вступительного экзамена с отличием. Школой руководил знаменитый балетмейстер Мариус Петипа.

В Императорской балетной школе учителя Анны — Петипа, Екатерина Вазем и Павел Гердт, быстро признали ее необыкновенный дар. Анна, преданная и амбициозная ученица, знала, что успешная балетная карьера потребует гораздо большего, чем просто талант. Ее естественный дар танца в сочетании с ее неутомимой трудовой этикой здесь кратко изложены в ее собственных словах: «Никто не может прийти, будучи одиноким. Бог дает талант, работа превращает талант в гениальность». В 1899 году Анна окончила Санкт-Петербургскую Императорскую школу танца в возрасте 18 лет изящно перепрыгивая из школы на сцену, она превращается из ученицы балета в прима-балерину.

Смерть

Павлова, ставшая достоянием мира, в течение всей жизни хотела вернуться и станцевать на родине. Однако судьбе не было угодно, чтобы мечта балерины исполнилась. В январе 1931 года Анна поехала на гастроли в Гаагу и, сойдя с поезда, почувствовала себя нездоровой. В отеле выяснилось, что русская звезда простудилась и, по словам коллег, пострадала от падения кофра, случившегося во время резкого торможения состава.

Анна Павлова

Подоспевший врач обнаружил жидкость в легких пациентки и посоветовал срочно провести операцию. Надеясь развеять подозрения, муж балерины пригласил личного доктора нидерландской королевы, который согласился с поставленным диагнозом и подтвердил необходимость хирургического вмешательства.

В итоге Павловой поставили дренажную трубку, но время было упущено. Балерина потеряла сознание и очнулась лишь один раз для того, чтобы посмотреть на сценический костюм Умирающего лебедя.

Могила Анны Павловой

Павлова скончалась от плеврита 23 января 1931 года, и ее уход стал красивой легендой, растрогавшей многочисленных поклонников

Со временем лечащий врач и Виктор Дандре по-другому рассказали историю смерти великой балерины, но это было не важно. Главным оставалось то, что мир лишился легендарного «лебедя» и больше никогда не увидит его на сцене

После произошедшей трагедии поклонники и общественность настаивали на том, что Павлову нужно похоронить на кладбище Пер-Лашез рядом с могилой другой знаменитой танцовщицы Марии Тальони. Однако муж проследил за исполнением последней воли балерины, желавшей быть кремированной согласно одному из древнеиндийских обрядов.

Таинственное происхождение

Тайна рождения окутывает появление на свет великой русской балерины Анны Павловой. По всем официальным данным родителями Анны были Любовь Фёдоровна и Матвей (Шабетай) Павлович Павловы. Любовь Фёдоровна была швеёй, иногда подрабатывала прачкой в богатых домах. Матвей Павлович был отставной солдат лейб-гвардии Преображенского полка.

На самом деле, биологическим отцом Анны Павловой являлся известный московский банкир, в прошлом купец первой гильдии, Лазарь Соломонович Поляков, еврей по происхождению. Любовь Фёдоровна служила в доме Поляковых, но потом загадочно исчезла, видимо в связи с беременностью. Впоследствии, она, перед самыми родами, вышла замуж, чтобы ребёнок не появился на свет незаконнорожденным, поскольку незаконнорожденный ребёнок никогда бы не смог поступить ни в одно престижное учебное заведение.

Лазарь Соломонович Поляков

Сама Анна никогда не вспоминала о своём отце, даже отчество она предпочла носить не Матвеевна, а Павловна, по своей фамилии. Когда Аня подросла, отец вскоре умер, но семья никогда ни в чём не нуждалась. Любовь Фёдоровне был выдан специальный документ, в котором говорилось, что она имеет право проживать в любом месте, тогда как солдатки имели право жить только вместе с мужьями, в полковых казармах. Вскоре она стала хозяйкой небольшой прачечной.

Аня родилась в посёлке Лиговка, под Петербургом, 31 января (12 февраля) 1881 года. Здесь на летний сезон селилась вся театральная и артистическая богема. Банкир Поляков, не афишируя свою помощь, снял для бабушки Ани огромный двухэтажный особняк-дачу, где и появилась на свет его дочь. Впоследствии, тайный покровитель оплатил все затраты и само поступление в хореографическое училище, что стоило огромных денег и простая прачка никогда бы не смогла устроить туда своего ребёнка.

Когда Анна стала знаменитой и уже выступала на сцене Мариинки, законный сын Лазаря Полякова утверждал, что это его сводная сестра. Скорее всего, банкир спрятал свою красавицу любовницу, уже беременную, выдал замуж, поскольку сам был женат и не мог дать ребёнку своё имя и фамилию. Однако, всё время, до самой своей смерти (1914 г.), Лазарь Соломонович тайно заботился о своей дочери. Анна Павлова разрешила огласить имя своего настоящего отца только после своей смерти.

Смерть

Анна Павлова прилетает в Гаагу в 1927 году.

Прах Анны Павловой над прахом Виктора Дандре, Крематорий Голдерс Грин

Во время путешествия из Парижа в Гаагу Павлова сильно заболела, и ее состояние ухудшилось по прибытии в Гаагу. Она послала в Париж своего личного врача, доктора Залевски, чтобы он помог ей. Ей сказали, что у нее пневмония и ей нужна операция. Ей также сказали, что она никогда не сможет снова танцевать, если она продолжит танцевать. Она отказалась от операции, сказав: «Если я не умею танцевать, я лучше умру». Она умерла от плеврита в спальне рядом с японским салоном отеля Des Indes в Гааге, за двадцать дней до своего 50-летия.

Виктор Дандре писал, что Павлова умерла через полчаса после полуночи в пятницу, 23 января 1931 года, вместе со своей горничной Маргерит Летьен, доктором Залевски и им самим у ее постели. Ее последними словами были: «Приготовь мой костюм« Лебедь »». Дандре и Летьен одели ее тело в ее любимое бежевое кружевное платье и поместили в гроб с веточкой сирени. В 7 часов утра приехал православный священник, чтобы помолиться над ее телом. В 7:30 ее гроб был доставлен в часовню морга, примыкающую к католической больнице в Гааге.

В соответствии со старой балетной традицией, в тот день, когда она должна была выступить в следующий раз, представление продолжалось, как и было запланировано, с единственным прожектором, освещавшим пустую сцену, где она должна была быть. Поминальные службы прошли в Русской православной церкви в Лондоне. Павлова было кремировано, а ее пепел помещен в колумбарий на Golders Грин крематорий , где ее урна была украшенной ее пуанты (которые впоследствии были украдены).

Прах Павловой вызвал много споров после попыток Валентины Жиленковой и мэра Москвы Юрия Лужкова отправить их в Москву для захоронения на Новодевичьем кладбище . Эти попытки были основаны на утверждает , что это было предсмертное желание Павловой , что ее прах возвращается в Россию после падения из Советского Союза . Эти утверждения позже были признаны ложными, поскольку нет никаких доказательств того, что это было ее желанием вообще. Единственное документальное свидетельство того, что такой шаг возможен, — это завещание мужа Павловой, который оговорил, что, если российские власти согласятся на такой шаг и будут относиться к ее останкам с должным почтением, то смотрители крематория должны согласиться на это. Несмотря на этот пункт, завещание не содержит официального запроса или планов посмертной поездки в Россию.

Самая последняя попытка перевезти останки Павловой в Россию была предпринята в 2001 году. Крематорий Голдерс Грин организовал их доставку в Россию для захоронения 14 марта 2001 года на церемонии, на которой присутствовали различные российские высокопоставленные лица. Позднее от этого плана отказались после того, как российские власти отозвали разрешение на переезд. Позже выяснилось, что ни семья Павловой, ни российское правительство не санкционировали переезд и что они согласились, что останки должны остаться в Лондоне.

«Вы подарили минуту счастья!»

В 1907 году Павлова начала гастролировать за границей. Первая поезда была в Ригу, потом — Копенгаген, Стокгольм, Берлин. Всюду балерина имела колоссальный успех. Но особое впечатление на неё произвело посещение Стокгольма. После концерта огромная толпа провожала Анну из театра до отеля. Это были самые разные люди: рабочие, продавщицы, портнихи. Все они молча шли за экипажем, не проронив ни звука, а потом долго стояли под балконом артистки. Когда девушка решила выйти к людям, её встретили бурными овациями. Павлова растерялась, не зная, как ответить на такое признание. Идея пришла сама собой: танцовщица бросилась в комнату, принесла оттуда корзины подаренных цветов и начала выкидывать букеты в толпу. Уже вечером растроганная тёплым приёмом балерина спросила свою горничную: «Чем я так очаровала их?». Ответ женщины запомнился ей на всю жизнь: «Сударыня, вы подарили им минуту счастья, дав на миг позабыть свои заботы».

На следующий год Анна посетила Лейпциг, Вену и Прагу, а потом присоединилась к труппе Дягилева, где стала ведущей артисткой. И хотя отношения с антрепренёром у неё не сложились, даже после ухода балерины её образ ещё долго ассоциировался с «Русскими сезонами», ведь именно силуэт Павловой был изображён Валентином Серовым в качестве эмблемы труппы Дягилева.

Статья по теме

«Фабрика звёзд» Сергея Дягилева: кого прославили «Русские сезоны»

Известие о начавшейся первой мировой войне настигло танцовщицу в Берлине, через Бельгию она смогла уехать в Англию. Туманный Альбион стал для Анны второй родиной, именно там балерина купила роскошный дом и создала собственную труппу. Вместе со своим коллективом Павлова объездила весь мир, побывав в США, Канаде, Бразилии, Чили, Мексике, Китае, Южной Африке, Австралии, Новой Зеландии, Уругвае, Японии и др. Часто выступать всемирно известной артистке приходилось не только на престижных площадках, но и в абсолютно не приспособленных для этого местах: на деревянном помосте сельской ярмарки, в сарае для стрижки овец. Но Анна так стремилась нести искусство простым людям, что ничто не могло её остановить. Так, например, труппа Павловой должна была поехать в Эквадор, где вспыхнула эпидемия жёлтой лихорадки. Балерину уговаривали отложить поездку, однако всё было тщетно. К счастью, никто из коллектива не заболел.

Попасть на работу к Павловой считалось большой удачей. Родители со спокойной душой отдавали своих дочерей в руки Анны, зная, что та позаботится о них. Кстати, её команда преимущественно состояла из англичанок. Некоторые недоброжелатели злословили на этот счёт, утверждая, что артистка специально пригласила на работу посредственных танцовщиц, чтобы выгодно выделяться на их фоне. Но вряд ли можно серьёзно относиться к подобным заявлениям, когда речь идёт о балерине уровня Павловой.


Анна Павлова в Сиднее. Фото: Public Domain

Биография балерины Анны Павловой

Анечка появилась на свет 12 февраля (зодиак — Водолей)1881 года в поселке Лигово под Санкт-Петербургом. Девочка родилась недоношенным семимесячным ребенком. Благодаря бабушке Анны, которая в течение года ее выхаживала, поила козьим молоком – девочка выжила. Ее иммунитет был слабым, она часто болела, имела нездоровый внешний вид.

Тайна происхождения

Кто и кем были ее родители, до сих пор однозначно не известно. Одна из версий рассказывает о том, что мать была прачкой, и служила богатому банкиру Лазарю Полякову. Именно он стал отцом Анны.

Вторая версия — мать Любовь Павлова познакомилась с солдатом Матвеем Шамаш. Караим соблазнил Любовь. В будущем она родила от него ребенка.

Современники говорили, что Анна похожа на Матвея. Ее легкие восточные черты лица были популярны в эпоху Модерн. Она с раннего возраста увлекалась восточными мелодиями и танцами.

Но в то же время, когда юная Анна изъявила желание о занятиях танцами, именно Поляков оплатил учебу в балетном заведении.

Анна Павлова в свои 8 лет твердо решила, что будет балериной. Это желание пришло к девочке при просмотре балета «Спящая красавица». И уже в 10 лет она поступила в Петербургское театральное училище.

Учиться было крайне тяжело, уроки длились по 8 часов в день. Строжайшая диета и дисциплина, обидные оскорбления одноклассниц из-за ее нестандартного для балерины вида.

У девочки были длинные ноги и руки, слабые щиколотки. Она не обращала на это все внимания, знала свое призвание в жизни. Знала, что она настоящая балерина. И без танцев не имеет смысла жить. Она занималась фанатично, вкладывая всю себя в свое любимое дело.

1 июня 1899 г. Анна Павлова была определена на службу в дирекцию императорских театров. Мариинский театр дал ей ощутить радость первой премьеры. Но уже в театре стало ясно, что движения Анны не являются виртуозными, нет «стального носка».

Целеустремленная Павлова не остановилась из-за своих недостатков. Она начала брать уроки балета у русских и испанских преподавателей. Благодаря своей настойчивости, в 1906 Анна стала настоящей балериной. Её назначили главным исполнителем партий в испанском и классическом репертуаре.

Около 10 лет Павлова служила в Мариинском театре Санкт-Петербурга, станцевав, практически, весь репертуар.

Последний концерт

Михаил Фокин создал специально для Павловой спектакль, который стал визитной карточкой балерины. «Умирающий лебедь» — танец о непостоянстве счастья. С 1908 г. она начала давать концерты за границей.

Всемирное признание ей дал Париж, где она участвовала в постановке «Русские сезоны» Сергея Дягилева. В 1909 году поставила личный спектакль.

Многие считают, что благодаря Дягилеву, в мире узнали о Павловой. Но это совем не так. Павлова уже танцевала в Германии, Дании и Швеции до появления «Русских сезонов».

В 1910 известная танцовщица покинула Мариинский театр и создала свою труппу. Фокин поставил еще пару балетов для труппы Анны. Постановка «Семь дочерей горного короля» принес грандиозный успех.

В 1914 г. непревзойденная танцовщица дала последний концерт в России и переехала в Англию. На родину больше не вернулась. За 22 года гастролей она станцевала почти в 9000 спектаклях.

Интересный факт: Айседорой Дункан обожала Павлову и старалась не пропускать ее спектакли в Петербурге, в Париже, в Нью-Йорке. Они были знакомы. Чарли Чаплин был большим поклонником и другом Анны Павловой.

Личная жизнь

Виктор Дандре , ее менеджер и компаньон, утверждал, что он был ее мужем в своей биографии танцовщицы в 1932 году: « Анна Павлова: в искусстве и жизни» ( , предисловие автора). Они тайно поженились в 1914 году после первой встречи в 1904 году (по некоторым источникам — в 1900 году). Он умер 5 февраля 1944 года и был кремирован в крематории Голдерс-Грин, а его прах был помещен ниже праха Анны.

Виктор Dandre писал о многом благотворительности танца Павлового и благотворительных усилий по поддержке российских сирот в пост- Первой мировой войны Парижа

Пятнадцать девочек были усыновлены в дом, который Павлова купила недалеко от Парижа в Сен-Клу, под присмотром графини де Герн и при поддержке ее выступлений и средств, запрошенных Павловой, включая множество небольших пожертвований от членов Camp Fire Girls of America, которые сделали ее почетный член.

В течение своей жизни у нее было много домашних животных, включая сиамскую кошку, различных собак и множество видов птиц, в том числе лебедей. Дандре указала, что она всю жизнь любила животных, и об этом свидетельствуют фотографические портреты, на которых она сидела, на которых часто фигурировало животное, которого она любила. Был сделан формальный студийный портрет ее с Джеком, ее любимым лебедем.

Детство и юность

Анечка Павлова родилась семимесячной, болезненной девочкой. Заботливая бабушка выходила свою внучку, несколько месяцев она кутала малышку в тёплую вату и поила из рожка молоком. Любовь Фёдоровна часто возила дочь в Петербург, именно тогда Аня впервые попала в театр, на балет. Это искусство так поразило маленькую девочку, что после очередного просмотра, а именно спектакля «Спящая красавица», она утвердилась в желании стать балериной.

В детстве и с мамой

Девочка часто часами простаивала под окнами Императорского хореографического училища, наблюдая за репетициями маленьких танцовщиц. Мать решила, что по росту и своей хрупкой конституции Аня вполне подходит для балета. Впервые она привела дочь на экзамен в балетную школу в восьмилетнем возрасте. Педагоги посмотрели на болезненную и малокровную абитуриентку и не приняли, искусство балет требовало больших сил и способностей. Аня снова держала экзамен в 10 лет и была принята, по непроверенным данным этому поспособствовал один из самых богатых и влиятельных людей Москвы — Лазарь Поляков.

Анна в 1891 году

Аня стала лучшей ученицей в классе, она репетировала по 8 часов в день. Однажды, юная Анна Павлова, как самая талантливая, участвовала в выступлении перед царской семьёй. Педагогами юного дарования стали Екатерина Вазем и Александр Облаков. Екатерина Оттовна отпаивала рыбьим жиром свою хрупкую ученицу.

Анна в 1896 году

Аня закончила хореографическое училище с отличием в 1898 году, а в 1899 году была принята в труппу Мариинского театра оперы и балета. Молодую танцовщицу сразу заметил знаменитый балетмейстер Мариус Петипа, она была лёгкая, как пушинка и вдохновляла балетмейстера

Он выдвигал Павлову на главные роли в своих постановках («Камарго», «Тщётная предосторожность», «Спящая красавица», «Эсмеральда», «Жизель»), поэтому минуя кордебалет и второстепенные роли Павлова сразу попала на афиши Мариинки в па-де-де и па-де-труа

Павлова уступала в технике исполнения знаменитым Матильде Кшесинской, Тамаре Карсавиной и Ольге Преображенской, но была неподражаема в прыжках и арабесках, особенно, удивительно нежно импровизировала и как будто порхала над сценой. Джорж Баланчин писал «У Павловой один учитель – Бог». Никто не может дать больше того, что даровано природой.

Постоянным партнёром Анны Павловой стал Михаил Фокин, в дальнейшем ставший хореографом. Одной из первых постановок начинающего балетмейстера был дивертисмент «Виноградная лоза» на музыку Рубинштейна. Фокин многие годы поддерживал творческое сотрудничество с балериной и дружил всю оставшуюся жизнь.

Соболезнования

«Если мы посмотрим ее знаменитую запись „Умирающего лебедя“, то можем, конечно, заметить, что сейчас балерины более техничны, быть может, даже более красивы, выглядят по-другому… Но вот того трепета, который был присущ Анне Павловой, я думаю, сегодня нет ни у одной балерины. Даже из числа самых великих и знаменитых. Ей удалось передать и эпоху, и какое-то одухотворенное внутреннее состояние в своем танце. И я уверена, что любая балерина, посмотрев сегодня ее записи и сравнив со своим танцем, поймет, что все же чего-то не хватает. А это „что-то“ — нечто неуловимое, какая-то внутренняя сила, которая была присуща только этой балерине. Так что, несмотря на весь прогресс, есть что-то необъяснимое в танце людей прошлого, чего нам, к сожалению, возможно, уже не обрести…» Евгения Образцова, балерина

«Искусство Анны Павловой рождалось и умирало вместе с ней — чтобы танцевать, как Павлова, нужно было быть Павловой». Андрей Левинсон, балетный критик

«Павлова сумела поднять живой танец на высоту, куда обычно воспаряет только дух». Марина Цветаева, поэтесса

Детство и юность

Само ее рождение стало первым в длинном ряду мифов, связанных с Анной Павловой и ее личностью. Маленькая Анна родилась на два месяца раньше срока и как новорожденная она была завернута в мягкую шерсть вместо салфеток. Если это так, то это было бы весьма символично для балерины, чье авторское произведение впоследствии стало ролью умирающего лебедя в «Лебедином озере».

Известно, что мать Анны Любовь Павлова была прачкой, в то время как личность ее отца остается неясной. Обсуждается, был ли это муж Матвей, солдат русской армии, или Лазарь Поляков, банкир, в доме которого она служила до рождения Анны.

В восемь лет Анечка попадает в Санкт-Петербургский Императорский Мариинский театр на балет Чайковского Спящая красавица. Именно там она влюбилась в балет раз и навсегда. С этого момента Анна бредила танцами и уговаривала мать отвести ее на прослушивание в балетную школу, но ей отказывали в поступлении из – за ее юного возраста и хрупкости.

Будущая балетная звезда была стройной девушкой с «воздушным» телосложением, в то время как крепкое телосложение считалась необходимым танцовщице для выполнения сложных движений и фигур.

Но к счастью на ее пути встретился великий балетмейстер Мариус Петипа, который разглядел ее талант, и Анна, наконец, была принята в качестве студента в 1891 году. Учиться в императорском Балетном училище с его железной дисциплиной было очень тяжело. Студентам приходилось вставать рано утром, принимать холодный душ, завтракать и после этого начинать занятия, которые продолжались до позднего вечера, прерываясь только ужином, выступлениями и краткими прогулками на свежем воздухе.

Свободное время было редким, и Анна Павлова обычно посвящала его чтению и рисованию.

В течение очень долгого времени Анна верила, что ее техническое мастерство было ограничено ее физическими способностями, пока один из ее учителей, Павел Гердт, не сказал ей: «пусть другие исполняют акробатические трюки. То, что вы считаете недостатком на самом деле, редкий подарок, который выделяет вас из тысяч.

Личная жизнь

Анна Павлова — основательница русского балета, танцовщица, которую знал весь мир. Она говорила языком балета. Анна Павловна могла заставить полюбить танец даже того, кто не понимал и не считал балет искусством. На посторонних, в особенности, если дело происходило не на сцене, Анна Павлова производила порой впечатление человека замкнутого и неприветливого, однако при ближайшем знакомстве обнаруживалась и ее эмоциональность, и темперамент. Одним из счастливых свойств характера балерины была способность быстро переключаться: она не таила обид, быстро забывала конфликты и не теряла способности радоваться жизни. Всё это делало ее очаровательной женщиной. Кроме того, танцовщица обладала эффектной внешностью.

Барон Виктор Дандре был знаком с Павловой много лет. Друг Мариуса Петипа, он имел репутацию почитателя искусств и завсегдатая театральных лож. Длительные ухаживания деликатного поклонника (который был старше ее на десять лет) в конце концов возымели действие: на любовь Дандре Анна ответила взаимностью. Для своей подруги барон снял роскошную квартиру на Офицерской улице (с собственным репетиционным залом), в которой стал частым гостем. Окружающие привыкли видеть его рядом с Анной, но о том, чтобы узаконить их отношения, конечно, не могло идти и речи: наследнику аристократического рода не положено жениться на артистке и дочери прачки.

Впрочем, родового состояния у него давно уже не имелось: господин Дандре получал жалование на государственной службе, выполняя обязанности сенатского прокурора и председателя ревизионной комиссии думы. В 1912 году против него был начат судебный процесс — Дандре обвиняли в злоупотреблениях и взятках, а также хищениях из городской казны. Когда суд обязал обвиняемого выплатить штраф в 36 тысяч рублей, сумма нашлась довольно быстро. Есть версия, что ее собрала Анна, к тому времени активно гастролировавшая за границей. Сам Дандре в спешном порядке выехал из страны по подложным документам.

Отныне он стал для Павловой незаменимым импресарио, или, как говорили англичане, менеджером: барон взял на себя хлопоты по организации ее гастролей. Контакты с принимающими сторонами (среди представителей последних были Макс Рабинов, Даниель Мейер и знаменитый Соломон Юрок), репертуарная политика (хореографом-постановщиком труппы стал И. Н. Хлюстин), контракты с новыми артистами — во всей этой деятельности Дандре обнаружил недюжинный талант предпринимателя.

По сути дела, они поменялись ролями: теперь не Анна зависела от него, а собственное благосостояние Дандре оказалось связано с ее карьерой. Учитывая непростой характер обоих, их отношения с балериной напоминали жизнь супругов с большим стажем: в них было достаточно ссор и примирений, а также раздражения, нежности и взаимной заботы. Единственный вопрос, который вызывает сомнения у биографов, — были ли они женаты? Одни источники утверждают, что пара обвенчалась еще в России, другие — что брак был заключен уже в Европе. В первом случае ситуация компрометировала барона, во втором — мешала имиджу Анны.

Так или иначе, совершенно ясно, что эта церемония, если она действительно имела место, была тайной для всех окружающих. В конечном итоге эта двусмысленность сыграла с Дандре злую шутку: после смерти жены он не мог наследовать ни ее дом, ни деньги. Единственное, что ему осталось, — это архивы, которые позволили написать книгу о своей загадочной спутнице.

Карьера

Анна окончила училище в 1899 году в возрасте 18 лет, и ее выпускной спектакль, который поставил Павел Гердт был настолько успешным, что она сразу была принята в Императорскую балетную труппу. Анна В ближайшие несколько лет она выступала в таких балетах, как «Дочь фараона», «Спящая красавица», «Баядерка» (Храмовая танцовщица) и «Жизель». Публика в свое время привыкшая к академическим балетным спектаклям, была шокирована стилем Павловой, мало внимавший строгим академическим правилам. Она могла танцевать с согнутыми коленями, неуместным порт-де-бра и неправильно размещенными руками, но ее удивительная органичность и духовность персонажей, которых она создала, восхищали публику и впечатляли критиков.

В основе ее таланта лежало внезапное и мгновенное вдохновение. Чаще всего она импровизировала, и не могла повторить образ своих танцев, несмотря на просьбы своих мастеров и партнеров. Позже, когда Анна Павлова начала преподавать, этот дар казался большим препятствием, так как ее ученики не могли копировать те движения, которые она сама не помнила.

В 1907 году Павлова сделала следующий шаг к своей всемирной славе — начала гастролировать за рубежом. Ее первый тур был в Европу. Позднее балерина вспоминала, что тур включал выступления в Риге, Копенгагене, Стокгольме, Праге и Берлине, и везде ее танцы встречались с восторженным приемом.

Оглушительный успех пришел, когда Павлова присоединилась к Балетам Сергея Дягилева «Русские» в 1909 году. Среди ее партнеров был еще один всемирно известный русский артист балета Вацлав Нижинский.

В 1910 году Анна Павлова покинула Мариинский театр и создала собственную балетную труппу с русскими хореографами и преимущественно русскими танцорами.

Несмотря на свою” воздушную » внешность, у Анны был сильный и иногда несносный характер, который регулярно доводил до «белого каления» даже того человека, которого она преданно любила – Виктора Дандре.

Сын французского иммигранта, он был успешным бизнесменом. Это было довольно популярно для мужчин из высшего общества, чтобы стать поклонниками известных балерин, но Дандре чувствовал подлинную страсть к Павловой. Он купил и оборудовал для нее балетную студию и подарил ей много дорогих подарков.

Через некоторое время были выдвинуты обвинения в том, что он присвоил государственные деньги и ему угрожала долговая яма. И тогда Анна Павлова вдруг подписала совсем невыгодный контракт с агентством в Лондоне и погасила долг Дандре, после чего он стал ее пожизненным импресарио, и, как он признался после ее смерти, ее мужем. Однако документы, подтверждающие его слова, так и не были представлены.

В 1914 году Анна Павлова посетила Россию в последний раз в своей жизни. Выступала в Москве и Санкт-Петербурге. Мариинский театр был готов возобновить контракт с ней, но сделка была осложнена тем, что им пришлось бы вернуть значительную сумму, которую заплатила балерина, когда она порвала с ними свой предыдущий контракт.

Коллектив Павловой триумфально гастролировала по многим странам Европы, Азии и обеих Америк, среди которых США, Мексика, Индия, Египет, Китай, Япония, Южная Африка, Австралия, Новая Зеландия, Куба и Филиппины.

Их график был очень плотным. Они выступали почти каждый день, за очень редким исключением. За 22 года такой гастрольной жизни Павлова преодолела дистанцию более полумиллиона километров и дала около 9 тысяч выступлений.

Был период, когда производитель обуви с балетным носком ежегодно делал около 2000 пар тапочек для нее, и их едва хватало.

Во время гастролей Анне Павловой часто приходилось выступать без репетиций на совершено не подготовленной сцене, в неподходящих условиях и даже под дождем, но она всегда выступала бы независимо от условий даже при лихорадке, с растяжениями и переломом ноги.

Во время гастролей в Нидерландах 49-летняя Павлова умерла от пневмонии в Гааге 23 января 1931 года, оставив после себя легенду с уникальным, неповторимым стилем, которую могла воплотить только балерина Анна Павлова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector