Что такое логистика Виды логистики

3 самых честных брокера бинарных опционов за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место — лидер рейтинга! 100% надежность и честность брокера. Лучший выбор для новичков!

  • Биномо
    Биномо

    2 место в рейтинге по надежности! Гарантия вывода денег.

  • ФинМакс
    ФинМакс

    Хороший брокер с большим количеством торговых инструментов!

Что такое логистика? Виды логистики

В этой публикации мы разберем, что такое логистика, для чего она нужна, каковы ее задачи и цели, какие существуют основные виды логистики, а также многие другие важные моменты, связанные с понятием логистика. В последнее время термин «логистика» можно услышать очень часто, и те, кто не связан с более-менее крупным бизнесом, не всегда четко представляют себе, что это такое.

Сейчас практически на каждом среднем или крупном предприятии есть сотрудники, отвечающие за логистику, эти должности могут называться по-разному: менеджер по логистике, логист и т.д. Кроме того, существуют даже специализированные логистические компании, оказывающие услуги логистики тем предприятиям, которые не держат таких специалистов в своем штате. Специальность логистика можно получить и во многих ВУЗах.

Что такое логистика? Понятие и суть

Логистика — это процесс создания оптимальной инфраструктуры движения товаров и услуг от поставщиков к потребителям. Простыми словами, логистика занимается тем, чтобы найти и организовать самый удобный, выгодный, наименее затратный путь, по которому нужный товар или услуга поступят к своему конечному потребителю.

Логистика в определенной форме существовала с давних времен: еще до нашей эры народы выбирали и строили наиболее удобные торговые пути для переправки сельскохозяйственных грузов и вооружения. На сегодняшний день основной причиной развития логистики как отдельной науки стал существенный рост производства, увеличение товаропотоков как в мировом масштабе, так и в рамках каждой отдельно взятой страны.

Логистическая структура на любом предприятии включает в себя 2 ключевых направления:

  1. Логистика сырья, материалов, товаров, услуг от поставщиков на предприятие;
  2. Логистика конечной продукции от предприятия до потребителей, как оптовых, так и конечных, розничных.

Оба эти направления логистики имеют равную ценность и значимость, т.к. влияют на себестоимость продукции и на ее конечную стоимость, что является важным для потребителей и влияет, в свою очередь, на объем продаж.

Весь логистический процесс включает в себя множество разных моментов:

  • Выбор поставщиков;
  • Заключение договоров с поставщиками на определенных условиях;
  • Организацию доставки продукции и/или сырья на предприятие и с предприятия;
  • Выбор транспортных компаний и заключение с ними договоров;
  • Организацию взаимодействия с органами таможни (при внешнеэкономической деятельности), другими контролирующими органами и госструктурами;
  • Определение и анализ сегмента покупателей;
  • Заключение договоров с покупателями на определенных условиях;
  • И т.д.

Во многих направлениях своей деятельности логистика граничит и даже пересекается с маркетингом, но в целом обе эти науки преследуют одну и ту же основную цель любого бизнеса: повышения его эффективности и, как следствие, прибыльности.

Что интересно, затраты на логистику в крупных современных промышленных компаниях часто являются самой крупной статьей расходов и превосходят даже затраты на сырье или заработную плату персонала. Это лишний раз подтверждает, насколько сейчас важна и нужна логистика.

Теперь, когда вы знаете суть логистики, давайте рассмотрим основные виды логистики.

Лучшие русскоязычные платформы бинарных опционов:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место — лидер рейтинга! 100% надежность и честность брокера. Лучший выбор для новичков!

  • Биномо
    Биномо

    2 место в рейтинге по надежности! Гарантия вывода денег.

  • ФинМакс
    ФинМакс

    Хороший брокер с большим количеством торговых инструментов!

Виды логистики

Весь масштабный логистический процесс с целью его упрощения, более детального понимания и проработки делят на разные виды логистики. Давайте рассмотрим основные.

Логистика производства — управление потоками сырья, денег, товаров непосредственно на производстве, внутри технологического процесса. Главная цель производственной логистики — оптимизация производственных затрат. Вот основные моменты, которыми она занимается:

  • Оценка покупательского спроса с целью планирования объемов производства;
  • Оптимизация рабочих графиков и планов по всем подразделениям производства;
  • Оптимизация взаимодействия производственного отдела с отделами сбыта и снабжения;
  • Контроль над производственным процессом и внесение в него корректив при необходимости.

Логистика закупок (или логистика снабжения) — управление потоками сырья, материалов, комплектующих, услуг и других компонентов, поступающих извне на производство с целью обеспечения беспрерывного рабочего процесса. Логистика закупок включает в себя:

  • Поиск поставщиков и заключение с ними договоров;
  • Организацию доставки сырья на производство;
  • Хранение сырья до непосредственной передачи в производство.

Логистика закупок должна быть оптимизирована таким образом, чтобы в производственном процессе не образовывались застои по причине отсутствия сырья и материалов. Этот вид логистики можно назвать одним из самых значимых, поскольку на него, как правило, приходится большая часть себестоимости изготовляемой продукции.

Логистика запасов — управление запасами товаров и готовой продукции, а также запасами сырья и материалов на предприятии. Логисты по запасам производят расчеты оптимального объема всех видов запасов на производстве и оптимизируют их формирование. При идеальной логистике запасов процессы производства и реализации продукции должны происходить непрерывно, а сырье и готовые товары — не залеживаться на складах.

Транспортная логистика — вид логистики, который чаще всего подразумевают, когда слышат это понятие. Транспортная логистика занимается определением оптимальных маршрутов для доставки сырья и товаров на производство и от производства, что особенно актуально, когда поставщики и потребители рассредоточены по разным частям страны, а тем более — всего земного шара.

Информационная логистика — управление потоками информации, которая сопровождает материальные потоки. Умение грамотно работать с информацией для крупного предприятия не менее важно, чем умение грамотно распоряжаться финансами. Вовремя полученная и правильно использованная информация может оказать очень существенный эффект на финансовый результат предприятия, точно так же, как и пренебрежение информацией.

Информационная логистика разделяет и оптимизирует внутренние и внешние потоки информации, изучает каналы получения и передачи информации, разрабатывает внутренние нормативные документы, касающиеся этого вопроса.

Таможенная логистика — очень серьезный вид логистики, заключающийся в управлении и оптимизации процесса прохождения грузов через таможенную границу страны (или нескольких стран). Таможенная логистика выполняет следующие основные функции:

  • Оформление грузовых таможенных деклараций;
  • Соблюдение и оптимизация процедур прохождения таможни;
  • Проверка полученных таможенных деклараций;
  • Проверка наличия груза нужного количества и качества на соответствие заявленному в документах;
  • Организация перевозки груза через границу;
  • Сертификация продукции (если она необходима);
  • Контроль над соблюдением валютного и таможенного законодательства;
  • Организация и оптимизация уплаты таможенных пошлин и сборов.

Логистика склада — управление процессами приема, хранения и выдачи со склада сырья, материалов, готовой продукции и других компонентов, необходимых или полученных в процессе производства. Складская логистика занимается процессом выбора места под склады, постройки и оборудования складов, организации работы складов, ведением складского учета и т.д.

Теперь вы имеете более четкое представление о том, что такое логистика. Это не только транспортировка товара (как показывает практика, так почему-то считают многие, хотя транспортная логистика — лишь один из видов). Подведем итоги.

Логистика — это сложный и масштабный процесс, сочетающий в себе много разных видов и направлений. Логистика тесно взаимосвязана с маркетингом, инжинирингом, финансами предприятия и, непосредственно, производственным процессом. Главная цель логистики — грамотная оптимизация всех процессов на предприятии с целью повышения эффективности его работы и прибыли. Правильная логистическая структура на предприятии имеет очень важное значение и должна уметь оперативно адаптироваться к любым внешним и внутренним изменениям, касающимся деятельности компании.

На сегодня все. В дальнейших публикациях на Финансовом гении я продолжу рассматривать, что такое логистика по ее отдельным направлениям и видам. Оставайтесь с нами и следите за обновлениями!

Что такое логистика? Виды логистики

История и варианты определения термина логистика

Логистика — действия, оптимизирующие все процессы производства, распределения, перевозок и сбыта.

Логистика — научно-практическое направление хозяйствования, заключающееся в эффективном управлении материальными, и, связанными с ними информационными и денежными потоками в сферах производства и обращения.

Логистика — теория и практика управления материальными и связанными с ними информационными потоками.

Логистика — междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков.

Логистика — наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до приобретателя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Логистика — деятельность по управлению движением и хранением сырья, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента получения денег поставщиком до момента получения денег за доставку готовой продукции.

Логистика — это сквозное планирование, фирма и контролирование всех видов деятельности по перемещению и складированию, которые обеспечивают прохождение материального, и, связанного с ним информационного потоков, от пунктов закупки сырья и комплектующих, до пунктов конечного потребления.

Логистика — общая точка зрения: стратегическая, тактическая, операционная на компанию, а также ее партнеров по бизнесу, с материальным потоком в качестве интегратора.

Логистика — наука о взаимосвязях и взаимодействии снабжения, производства, сбыта и транспорта.

Логистика — теоретическое обоснование и практическая деятельность по планированию, управлению и контролю поступающих на предприятие, перерабатываемых там и покидающих это предприятие материальных и соответствующих информационных потоков.

Логистика — направление в сфере экономики, в рамках которого решается проблема разработки и внедрения комплексной системы управления материальными и информационными потоками на производстве, транспорте, распределении для полного удовлетворения спроса.

Логистика — наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и денежных потоков в определенной микро- и макроэкономической системе, для достижения поставленных перед ней целей.

Логистика — интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей фирмы бизнеса за счет эффективного (с точки зрения минимизации общих издержек и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству товаров и услуг) управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств.

Логистика — система, выработанная для каждого предприятия с целью оптимального, с точки зрения получения прибыли, ускорения движения материальных ресурсов и товаров внутри и вне предприятия, начиная от закупок сырья и материалов, прохождения их через производство и кончая поставками готовых предметов торговли потребителям, включая связывающую эти задачи информационную систему.

Логистика — способы компании деятельности предприятия, позволяющие объединить усилия различных единиц, производящих товары и услуги, с целью оптимизации финансовых, материальных и трудовых ресурсов, используемых компанией для реализации своих экономических целей.

Логистика — это искусство и наука управления, техника и технические методы, которые предусматривают планирование, снабжение и применение средств перемещения при реализации запланированных операций для достижения поставленной цели.

Логистика — широкий диапазон деятельности, связанный с эффективным движением конечных продуктов от конца производственной линии к покупателю, включающий движение сырья от источника снабжения до начала производственной линии. Эта деятельность включает в себя транспортировку, складирование, обработку материалов, защитную упаковку, контроль запасов, выбор места нахождения производства и складов, заказы на производство продукции, прогнозирование спроса, анализ конъюнктуры рынка и обслуживание потребителей.

Логистик — организатор выполнения процессов, в том числе и процессов управления, наиболее целесообразным образом — с учетом научных и экономических обоснований и расчетов, здравого смысла, логики и интересов потребителей.

Исторические и философские определения логистики.

Логистика — компания снабжения армии и управление ее перемещениями.

Логистика — научные и практические действия, оптимизирующие процессы перевозок.

Логистика — разумная фирма.

Логистика — математическая логика.

Логистика — планирование четкой последовательности действий.

Логистика — искусство рассуждения и выполнения расчетов.

Логистика — это искусство и наука определения потребностей, а также приобретения, распределения и содержания в рабочем состоянии в течении всего жизненного цикла того, что обеспечивает эти потребности.

Развитие логистики в достаточно широком хронологическом периоде практически полностью доказывает данное утверждение, одновременно позволяя проследить и формирование определения термина «логистика». Для наглядности и удобства изучения последнего целесообразно рассмотреть историю формирования понятия «логистика» в свете выше рассмотренных этапов развития логистики. Для этого ограничимся наиболее известными определениями.

о поводу возникновения логистики есть две версии, не исключающие, впрочем, одна другую. Одна гласит, что еще в Римской империи была разработана специальная система распределения продовольствия.

Другая версия, более распространенная и близкая, связана с участием американских войск во Второй мировой войне. В недрах американских генштабов были разработаны (а во время войны применены) новые технологии (разработки) снабжения армии Они были направлены, если можно так выразиться, на повышение комфортности военных действий: чтобы снаряды не приходилось доставлять на позицию по-пластунски и чтобы после обеда ни один американский солдат не остался без привычной чашки кофе и жевательной резинки. Все должно было быть в нужном количестве, в должном месте и в расчетное время.

Искусство снабжения было отшлифовано на театре боевых действий настолько, что после войны практичные американцы не могли не применить его в гражданской жизни. Был учрежден Совет по менеджменту логистики, который определил: «логистика -это процесс планирования, фирмы и контроля движения материальных потоков, их складирования и хранения, предоставления соответствующей информации обо всех этапах их продвижения от места отгрузки до места назначения с целью обеспечения качественного удовлетворения запросов клиентуры».

К 70-м годам логистика окончательно сформировалась как прикладная дисциплина, а сам термин стал активно применяться во всем западном мире. Примерно тогда же началось бурное развитие розничных сетей, стали появляться первые супермаркеты (в настоящем смысле этого слова). И возникла необходимость налаживать прямые связи между поставщиками и продавцами, чтобы товары доставлялись каждую неделю непосредственно в магазины Тогдашние логистики, еще не названные таковыми, «вручную» регулировали наполнение полок магазинов и поддержку ассортимента. Неувязки компенсировались складскими запасами.

Уже через 10-15 лет этого стало недостаточно. Появились промежуточные звенья: дистрибьюторские центры, куда привозили продукт поставщики, транспортные организации, которым заказывали основные перевозки в магазины, и т.д. Стало очевидно, что невыгодно хранить запасы на складах, а потому нужно увеличивать так называемую оборачиваемость товарных запасов (тот срок, за который продукт успевает быть продан, чтобы его место занял другой).

Вскоре логистика легко перешагнула через простое распределение продукта. Показав свою эффективность, она оказалась особенно полезной в наше время.

Дело в том, что западный рынок сегодня охвачен идеей минимизацией расходов. Это и понятно: большинство товаров имеет почти одинаковые свойства, примерно равные цены и часто производится на одних и тех же заводах. И единственный шанс выжить в этой жесточайшей конкуренции — экономить. На мелочах, незаметных деталях — метрах, минутах, центах. По подсчетам специалистов, в развитых компаниях сокращение так называемых логистических затрат на 1 % эквивалентно почти 10% увеличения объемов продаж. Это гигантские цифры. За них стоит побороться.

И тут на сцену выходят специально обученные люди — логистики (они же логисты).

Первый этап развития логистики. Данный период можно назвать периодом зарождения логистики и ее базовых правил и принципов. Потому и формулировка термина «логистика» в этот период еще не была озвучена. Но купцы и правители города Угарит понимали ее как науку о движении продуктов и множества товаров как внутри города, так и между городами сопредельных государств.

Военачальники того времени понимали под логистикой умение управлять войсками в сражениях.

К сожалению, другие определения, принадлежащие этому периоду, неизвестны.

Второй этап целиком и полностью можно назвать периодом формирования логистики как военной науки. Очевидно, что большая часть определений понятия «логистика» принадлежит Перуанская республика военачальников или военных теоретиков. Ниже перечислены некоторые из них.

практическое искусство движения войсками (определение, данное военным теоретиком ХIХ в. А. Г. Джомини);

четкая и слаженная работа тыла по обеспечению войск всем необходимым;

математическая логика (определение немецкого математика Г. В. Лейбница);

наука о вычислении;

искусство передвижения и снабжения подразделений армии и флота (определение принадлежит неизвестному древнегреческому военачальнику);

искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, компания их тылового обеспечения (Военный энциклопедический лексикон. – Спб, 1850).

Третий этап характеризуется становлением логистики как военной науки и окончательным осознанием военными ее громадной пользы для эффективного ведения войн. На этом этапе были сформулированы среди многих определений логистики определения, наиболее полно описывающие ее суть и предназначение:

умение снабжать армию военной амуницией, транспортировать военные грузы, выбирать местоположение лагеря и корректировать совершение марша;

тыл и снабжение; материально-техническое обеспечение, фирма и осуществление работы тыла («Большой англо-русский словарь»).

На четвертом этапе развития наука «логистика» получила такие известные определения:

оптимальная координация движения и создания запаса сырья, деятельность по переработке, упаковке конечной продукции, ее складирование и доставка клиентам;

широкий диапазон деятельности, связанный с эффективным движением конечных продуктов от конца производственной линии к покупателю, в некоторых случаях включающий движение сырья от источников снабжения до начала производственной линии. Эта деятельность включает в себя транспортировку, складирование, обработку материалов, защитную упаковку, контроль запасов, выбор места нахождения производства и складов, прогнозирование спроса, анализ рынка и обслуживание покупателей (Совет по управлению логистикой (Council of logistics Management), США).

Пятый этап является самым «плодотворным», с точки зрения определения понятия «логистика». Сегодня существует уже более пятидесяти определений термина «логистика», опубликованных в учебниках, учебных пособиях, брошюрах, статьях, диссертационных работах за период с 1985 г. и по настоящее время. Приведем лишь некоторые из формулировок, по нашему мнению, наиболее емкие и концептуальные.

теория и практика, порожденная, прежде всего, интеграционными процессами в экономике, социальной и государственной жизни.

междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков;

направление хозяйственной деятельности, заключающееся в управлении материальными потоками в сферах производства и обращения.

наука о потоковых процессах целенаправленной человеческой деятельности.

наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до приобретателя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации (Родников А. Н. Логистика: Терминологический словарь. – М.: Экономика, 1995).

Процесс управления движением и хранением сырья, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку готовой продукции приобретателю обращения. Логистика – это искусство и наука определения потребностей, а также приобретения, распределения и содержания в рабочем состоянии в течение всего жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности.

Анализ литературных источников показал, что на сегодняшний день не существует признанного профессиональной общественностью определения, на которое бы можно было полностью ориентироваться при изучении дисциплины «логистика» и при подготовке логиста к практической деятельности. Хотя, справедливости ради, следует признать, что каждое из определений по-своему обоснованно, научно и понятно. Чем же вызваны трудности в принятии единого для всех определения?

Неоднозначность трактовки термина «логистика» объясняется тремя причинами.

Первая заключается в том, что логистика проникает практически во все области деятельности человека. Такое множество направлений приложения логистики и не позволяет создать то единое определение, которое было бы справедливо, корректно и понятно для всех.

Вторая причина неоднозначности определения сущности логистики, как отмечает А. А. Смехов, «…объясняется различным ракурсом взгляда на проблему». Это значит, что логистику можно рассматривать с разных точек зрения, а именно, с позиции менеджера, маркетолога, финансиста, экономиста, ученого или руководителя компании, организации.

Третья причина состоит в том, что, как подтверждает зарубежная практика, логистика становится быстро развивающейся инфраструктурой в сфере экономики и фирмы производства. Она учитывает формирование рыночного спроса, производство, распределение и доставку.

Однако, несмотря на указанные трудности, по мере роста наших знаний об управлении и запасах, а также опыта передовых компаний концепция логистики получает большое признание и применение

в ряде организаций. А если это так, то следует, наверное, все же указать на определение термина «логистика», которое должно быть положено в основу практической деятельности лиц и структурных подразделений, занимающихся логистизацией экономических процессов. Таковым является последнее определение логистики, данное Советом по управлению логистикой (Council of logistics Management, США): логистика – это процесс планирования, осуществления контроля и складирования сырьевого потока при достижении оптимальной стоимости, создания запаса готовой продукции и относящаяся к этому информация с целью удовлетворения потребностей клиента от пункта прохождения до пункта потребления. Данное определение относится к входящему и исходящему, внутреннему и внешнему движению сырьевого потока и позволяет понять истоки и предназначение логистики.

Испанский юрист и экономист XVI века Хуан Поло де Ондегардо в 1572 году сообщал о том, что в Империи инков чиновниками кипукамайоками вёлся учёт по текущим необходимым продуктам для инкского двора. При этом учитывались: место отправки, доставляемая продукция, срок доставки, и, возможно, расстояние: «Этим путём письма приносились из Куско в Лиму за три дня, на расстояние 130 лиг (1 лига — 5,55 км), и всё по очень неудобной дороге. Инки также использовали этих посыльных-часки для доставки свежей рыбы с моря; и они проделывали за два дня расстояние в сотню лиг. У них были записи в кипу, о рыбе приносимой иногда из Тумбеса, с расстояния более чем 300 лиг».

Основные виды логистических систем, основные задачи логистики

Тянущие логистические системы — товары отгружаются поставщиками по мере поступления и на основании текущих заказов оптовых и розничных сбытовых звеньев. Стратегия сбыта — стимулирование спроса на товары в розничном торговом звене.

Толкающие логистические системы — товары отгружаются поставщиками в оптовые и розничные звенья по заранее согласованному жесткому графику на основании предварительных долгосрочных заказов оптовых и розничных сбытовых звеньев, скорректированных поставщиками. Стратегия сбыта — предварительное, опережающее спрос формирование запасов в оптовых и розничных сбытовых звеньях.

Системы «точно в срок» — товары отгружаются по заранее согласованному графику, ассортименту и количеству каждого наименования. Стратегия сбыта — розничная торговля без страховых запасов.

Эффективность логистики зависит от качества компании, управления, механизации, компьютеризации, подготовки кадров.

Новизна логистического подхода — органичная взаимная связь, интеграция управления транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, формированием информационных систем, коммерческой деятельностью и т. д. Цель логистики — сквозное управление материальными потоками.

Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.

Основные задачи логистики:

планирование запасов на основе прогноза спроса;

определение необходимой мощности производства и транспорта;

разработка рациональных научно — практических принципов распределения готовой продукции на основе оптимального управления материальными потоками;

разработка рациональных основ управления перегрузочными процессами и транспортно — складскими операциями в цепочке поставщик — производство — дистрибутор — приобретатель;

построение различных вариантов математических моделей функционирования логистических систем;

разработка методов совместного планирования снабжения, производства, складирования, сбыта, отгрузки и транспортировки готовой продукции.

Логистический метод исследует и оптимизирует возникновение, преобразование или поглощение материальных и сопутствующих потоков на определенном экономическом объекте, функционирующем как система, т. е. реализующем поставленные перед ним цели и рассматриваемом в этом смысле как единое целое.

Важный аспект логистики — взаимное влияние логистики и стратегии организации, на создание новых конкурентных преимуществ на рынке, т. е. на конечные цели.

Основные функциональные области логистики — закупочная, производственная, распределительная, транспортная, информационная, ресурсная (кадровая).

Макрологистика — решает вопросы, связанные с анализом конъюнктуры рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, фирмой транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, с выбором транзитной или складской схемы доставки товаров. Основная задача — выработка взвешенного и обоснованного комплексного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы компании, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами.

Микрологистика — решает локальные вопросы в рамках отдельных фирм и предприятий.

Материальный поток, двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному приобретателю, постоянно увеличивается в стоимости. Проведенные в Англии исследования показали, что в стоимости товара, попавшего к конечному приобретателю, более 70% составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока. Высокая доля издержек на логистику в конечной цене продукта показывает, какие резервы улучшения экономических показателей субъектов хозяйствования содержит оптимизация управления материальными потоками.

Применение логистики в сферах производства и обращения позволяет:

— снизить запасы на всем пути движения материального потока;

— сократить время прохождения товаров по логистической цепи;

— снизить транспортные расходы;

— снизить расходы на хранение или упразднить их;

— сократить издержки ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.

Значительная доля экономического эффекта достигается за счет сокращения запасов на всем пути движения материального потока. По данным Европейской промышленной ассоциации сквозной мониторинг материального потока обеспечивает сокращение материальных запасов на 30-70% (по данным промышленной ассоциации США снижение запасов происходит в пределах 30 — 50%).

Высокая значимость оптимизации запасов объясняется следующим:

» в общей структуре расходов на логистику расходы на содержание запасов составляют более 50%, включая расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи или кражи товаров,

» большая часть оборотного капитала предприятий, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50% всех активов предприятий),

» в производстве расходы по содержанию запасов составляют до 25 — 30% от общего объема затрат.

Сокращение запасов при использовании логистики обеспечивается за счет высокой степени согласованности действий участников логистических процессов, за счет повышения надежности поставок, за счет рациональности распределения запасов, а также по ряду других причин.

Следующая составляющая экономического эффекта от применения логистики образуется за счет сокращения времени прохождения товаров по логистической цепи. Сегодня в общих издержках времени, отводимых на складирование, производственные операции и доставку, расхода времени на собственно изготовление товара труда составляют в среднем от 2 до 5%.

Таким образом, свыше 95% времени оборота приходится на логистические операции. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить исходная стоимость продукции. Экономический эффект от применения логистики возникает также от снижения транспортных издержек. Оптимизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики, сокращаются холостые пробеги, улучшаются другие показатели использования транспорта. Логистический подход, как уже отмечалось, предполагает высокую степень согласованности участников товародвижения в области технической оснащенности грузоперерабатывающих систем. Применение однотипных средств механизации, одинаковой тары, использование аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях логистической цепи образуют следующую составляющую экономического эффекта от применения логистики — сокращение расходов ручного труда и соответствующих затрат на операции с грузом.

Логистический подход создает также условия для улучшения многих других показателей функционирования материалопроводящей системы, так как совершенствуется ее общая компания, повышается взаимная связь отдельных звеньев, улучшается управляемость.

Совокупный экономический эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем, так называемых интегративных свойств, т. е. качеств, которые присущи всей системе в целом, но не свойственны ни одному из элементов в отдельности.

Интегративные качества логистических систем представляют собой способность этих систем реализовывать конечную цель, которая получила название «семь правил логистики»:

1. Товар — нужный товар.

2. Качество — необходимого качества.

3. Количество — в необходимом количестве.

4. Время — должен быть доставлен в нужное время.

5. Место — в нужное место.

6. Издержки — с минимальными расходами.

7. Приобретатель — нужному приобретателю.

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти семь условий выполнены, т. е. нужный продукт необходимого качества в необходимом количестве доставлен определенному приобретателю в нужное время в нужное место с минимальными издержками.

Задачи, решаемые логистикой

выбор вида транспортного средства;

Фирма транспортировки груза;

упаковка товаров в контейнеры;

ответственное хранение на складских площадях;

формирование сборных заказов;

Логистика (Logistics) — это

Военная логистика, бизнес-логистика, распределительная логистика, транспортная логистика, комплексная логистика

Наиболее яркое проявление военной логистики было в период Второй мировой войны. Американский военный контингент, ведя военные действия в Европе, полностью обеспечивался тыловыми подразделениями с другого материка. Совместная и четко отлаженная работа военной промышленности, транспорта (авиационные, морские и сухопутные перевозки) и тыловых служб дала после окончания войны толчок к применению военного логистического опыта в мирной экономике.

В наше время понятие «военной логистики» в некоторых странах по-прежнему сохраняется, но в русском языке термин «логистика» сейчас ассоциируется, прежде всего, с бизнесом.

В зависимости от специфики деятельности организации применяются различные логистические системы. Логистическая система — совокупность действий участников логистической цепи (предприятий-производителей, транспортных, торговых организаций, магазинов, и пр.), построенных таким образом, чтобы выполнялись основные задачи логистики.

Логистические системы очень разнообразны по охвату деятельности предприятия (и по пониманию современного российского менеджмента). Для некоторых логистика это просто умение работать с базами данных, для некоторых — снабженческая или складская деятельность. Но по своему назначению (а главное её назначение — уменьшение издержек при условии выполнения плановых заданий, а следовательно увеличение эффективности производственной деятельности) логистические системы должны охватывать практически все (кроме бухгалтерских, кадровых и т. п.) направления деятельности. Общепризнанные логистические системы и концепции управления приведены далее. Just In Time: MRP — Materials requirements planning, DRP (distribution requirements planning), MRPII — Manufacturing resource planning, ERP — Enterprise resource planning; LEAN PRODUCTION: CSRP — consumer Synchronized Resource Planning, ROP, QR, CR, AR; EOQ МОДЕЛЬ; Система двух уровней; Двухбункерная схема; Модель с постоянной периодичностью заказа; Метод АВС; Нестационарные и стохастические модели управления запасами и другие. Фирмы могут развивать собственные логистические подразделения, а могут привлекать транспортно-логистические фирмы для решения вопросов поставок, складирования и снабжения. В зависимости от уровня привлечения независимых компаний для решения бизнес-задач в логистике различают разные уровни: 1PL — от англ. «first-party logistics» — подход, при котором фирма решает логистические вопросы самостоятельно; 3PL от англ. «third-party logistics» — подход, при котором полный комплекс логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров передается на сторону транспортно-логистической компании. В функции такого 3PL-провайдера входит компания и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному приобретателю.

Задача управления логистикой на практике сводится к управлению несколькими компонентами, которые составляют так называемый «logistics mix»:

складские сооружения (отдельные складские постройки, центры дистрибьюции, складские помещения, совмещенные с магазином);

запасы (объем запасов по каждому наименованию, место нахождения запаса);

транспортировка (виды транспорта, сроки, виды тары, наличие водителей и т. д.);

комплектация и упаковка (простота и легкость с точки зрения логистического обслуживания с одновременным сохранением влияния на покупательскую активность);

связь (возможность получения как конечной, так и промежуточной информации в процессе товародвижения).

Логистика делится на виды: закупочная, транспортная, складская, производственная, информационная логистика и другие.

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение производства материалами с максимальной экономической эффективностью, качеством и кратчайшими сроками. Закупочная логистика проходит по поиску и выбору альтернативных поставщиков-изготовителей. Основными способами закупочной логистики являются традиционный и оперативный способы. Традиционный способ осуществляется путем поставки необходимого количества товаров единовременно, а оперативный по мере необходимости в товаре. Важной частью закупочной логистики является планирование поставок на основании управления запасами.

Распределительная логистика является функциональной областью логистики предприятия и имеет свой объект, цели, специфические функции.

Объект исследования: Материальный поток на стадии движения от поставщика к приобретателю.

Предмет исследования: Рационализация процесса физического продвижения товара к приобретателю.

Цель логистики распределения: Доставить продукт в нужное место и в нужное время. Для достижения этой цели с минимальными расходами необходимо определиться с каналом распределения. Канал распределения (логистический канал) – это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.

Разграничение закупочной и распределительной логистики впервые было сделано в 1992 г. М.Е. Залмановой: «Распределительная логистика – это область деятельности поставщика, а закупочная логистика – область деятельности приобретателя». В дальнейшем содержание распределительной логистики уточнялось, расширялось, однако единое понимание ее сущности и функций до сих пор отсутствует. Так, Д.Д. Костоглодов и Л.М. Харисова рассматривают распределительную логистику как «процесс управления коммерческим, канальным и физическим распределением готовой продукции и услуг с целью удовлетворения спроса потребителей и извлечения прибыли». Считается, что управление коммерческими сбытовыми операциями и процессами лишь частично относится к функциям распределительной логистики. Следовательно, приведенное выше определение трактует распределительную логистику слишком широко. По мнению А.М. Гаджинского: «распределительная логистика – это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т. е. в процессе оптовой продажи товаров». Он отмечает, что процесс продажи в розницу товаров в логистике не рассматривается.

Сбытовая логистика (логистика распределения) — это область научных исследований системной интеграции функций, реализуемых в процессе распределения материального и сопутствующих ему (информационного, финансового и сервисного) потоков между различными потребителями, то есть в процессе реализации товаров, основная цель которой — обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными издержками. С понятием сбытовой логистики тесно связано понятие канал распределения — совокупность различных организаций, которые осуществляют доставку продукта до приобретателя.

Транспортная логистика — это система по фирмы доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Одно из основополагающих направлений науки об управлении информационными и материальными потоками в процессе движения товаров

Оптимальным считается маршрут, по которому возможно доставить логистический объект в кратчайшие сроки (или предусмотренные сроки) с минимальными расходами, а также с минимальным вредом для объекта доставки.

Вредом для объекта доставки считается негативное воздействие на логистический объект как со стороны внешних факторов (условия перевозки), так и со стороны временного фактора при доставке объектов, подпадающих под данную категорию.

Транспортировка — заключается в перемещении продукции транспортным средством по определенной технологии в цепи поставок и состоящая из логистических операций и функций.

Выбор типа транспортного средства.

Выбор вида транспортного средства.

Совместное планирование транспортных процессов со складскими и производственными операциями.

Совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта.

Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса.

Определение рациональных маршрутов поставки.

Все эти задачи решаются взаимосвязано, в комплексе.

Политика управления запасами состоит из решений — что закупать или производить, когда и в каких объемах. Она также включает в себя решения о размещении запасов на производственных предприятиях и в распределительных центрах.

Второй элемент политики управления запасами касается стратегии. Можно управлять запасами каждого распределительного склада по отдельности, а можно централизованно (требует большей координации и информационного обеспечения)

Управление запасами предприятия — интегрированный процесс, обеспечивающий операции с запасами внутри организации и вне ее — на всем протяжении цепи управления поставками.

Политика управления запасами обязательно должна опираться на стратегию предприятия в целом. Именно от стратегии зависит выбор модели управления запасами.

«Реактивная» модель, иными словами модель «вытягивания», позволяющая строить управление запасами в зависимости от спроса или конкретного заказа от производителя до конечного приобретателя. Плановая модель предполагает продвижение товара внутри маркетингового канала распределения по определенному графику в соответствии с прогнозом спроса на товар и его наличием на рынке. Особенно актуальна смешанная модель управления, комбинирующая методы управления предыдущих моделей и позволяющая быстрее и эффективнее приспосабливаться к изменениям на рынке.

Контроль за состоянием запасов — техническое средство реализации политики управления материальными запасами. В процедуру контроля запасов входят учет наличия запасов, регулярное отслеживание приходов/затрат. Эти операции особенно эффективно могут выполняться с использованием автоматизированных систем управления вручную, без использования информационных систем. Использование информационной системы ERP-класса на сегодня является неотъемлемой частью системы управления производственными и материальными запасами предприятия.

Основной задачей складской логистики является оптимизация бизнес процессов приемки, обработки, хранения и отгрузки товаров на складах. Складская логистика определяет правила компании складского хозяйства, процедуры работы с продуктом и соответствующие им процессы управления ресурсами (человеческими, техническими, информационными). При этом используются наиболее распространенные методики FIFO, LIFO, FEFO, FPFO, BBD. Для информационно-технической поддержки таких процессов используются специализированные системы управления складом WMS.

Информационная логистика (information logistics) — совокупность действий по эффективному распределению информационных потоков между цифровыми и традиционными носителями.

Информационная логистика имеет аллегорическое сходство с транспортной и складской логистикой.

Монохромная цифровая печать (односторонняя или двусторонняя)

Монохромная печать состоит из нескольких этапов:

получение от Заказчика информации для печати в удобном для Заказчика цифровом формате (файла);

разработка проекта и подготовка информации заказчика к печати на высокотехнологичных промышленных принтерах;

согласование с Заказчиком и заказ специализированной бумаги;

печать информации заказчика на высокотехнологичных промышленных чёрно-белых принтерах (на одной стороне или на обеих сторонах листа;

Контроль качества печати;

Цветная цифровая печать (односторонняя или двусторонняя).

Цветная печать состоит из нескольких этапов:

получение от Заказчика информации для печати в удобном для Заказчика цифровом формате (файла);

разработка проекта и подготовка информации заказчика к печати на высокотехнологичных промышленных цветных принтерах;

согласование с Заказчиком и заказ специализированной бумаги;

печать информации заказчика на высокотехнологичных промышленных цветных принтерах (на одной стороне или на обеих сторонах листа);

Контроль качества печати;

дальнейшая обработка напечатанного.

Логистика (Logistics) — это

Персонализированная печать или персонализация листа

Персонализация — способ оформления печатной продукции, где каждый экземпляр становится индивидуальным, поскольку несет в себе индивидуальную информацию. Персональная информация может быть текстовой (фамилия, имя, адрес и т. д.) или иллюстрированной (фотография адресата). Технологический процесс персонализированной печати аналогичен технологическому процессу цифровой печати. Если персонализированные листы в дальнейшем будут подвергаться автоматической упаковке в конверты, на этапе обработки информации перед печатью на них будут нанесены специальные метки для автоматического упаковщика и баркоды. Печать может осуществляться как на бумаге, так и на заранее подготовленных бланках.

Упаковка листов в конверты

Упаковка в конверты, исходя из размера конверта и количества упаковываемых листов может подразделяться на ручную и автоматическую.

Ручная упаковка состоит из:

подготовки упаковываемых вложений;

определения, заказа и получения конвертов;

складывания (фальцовка) вложений;

укладывания вложений в конверты и заклейки конвертов;

При необходимости, сортировки и упаковки конвертов в коробки или иную тару.

Автоматическая упаковка состоит из:

распечатки персонализированных вложений со специальными метками и баркодами по разработанному заранее проекту;

подготовка неперсонализированных вложений и загрузка их в упаковщик (при необходимости);

загрузка в упаковщик персонализированных вложений;

настройка параметров фальцовки;

загрузка в упаковщик заранее подготовленных конвертов;

настройка упаковщика под размер конвертов;

запуск упаковщика и получение на выходе упакованных конвертов с необходимыми вложениями;

Контроль качества и упаковка конвертов с вложениями в коробки;

нанесение на коробки маркировки (при необходимости).

Франкировка отправлений — нанесение знаков почтовой оплаты на конверты и бандероли. Франкировка осуществляется путем пропускания конвертов или заранее подготовленных стикеров через специальную франкировальную (маркировочную) машину.

Отправка почтовой корреспонденции

Отправка — сортировка по индексам, оформление необходимой документации, упаковка, доставка до специализированных почтовых отделений и сдача почтовой корреспонденции.

Оцифровка — перевод информации с бумажного носителя на цифровой носитель. Технологический процесс сканирования состоит из следующих основных операций:

получение от Заказчика бумажных носителей с печатным текстом и/или графической информацией;

подготовка бумажных носителей к сканированию;

сканирование информации в файл графического формата;

перенос файлов с информацией на цифровой носитель заказчика.

Перевод отсканированной информации в текстовый формата по определённо заданным правилам. Распознавание состоит из:

получения оператором отсканированного файла;

определения правил и/или форм, по которым должна представляться информация после распознавания;

распознавания информации в соответствии с определенными правилами;

перенос файлов с распознанной информацией на цифровые носители Заказчика.

Верификация — проверка распознанного документа. Заключается в сравнении данных после распознавания с данными до распознавания. В случае, если данные после распознавания не совпадают с данными до распознавания, либо форма представления распознанных данных не совпадает с определённой Заказчиком формой представления информации, распознанные данные приводятся в надлежащий вид.

Сервис по хранению всех данных заказчика в цифровом виде с возможностью постоянного доступа.

Экологическая логистика обеспечивает движение материала при любых производственных процессах вплоть до его превращения в товарный товар и отходы с последующим проведением отходов до утилизации или безопасное хранение в окружающей среде. Экологическая логистика также обеспечивает сбор и сортировку отходов, образующихся при потреблении товарных продуктов, их транспортировку, утилизацию или безопасное хранение в окружающей среде. Она позволяет радикально очищать большие территории, загрязненные несанкционированным мусором.

Городская логистика (сити логистика, муниципальная логистика) — комплекс логистических решений, действий, процессов, нацеленных на оптимизацию управленческих решений администрации, потоков материалов, транспортных средств, людей, знаний, энергии, финансов, информации в рамках подсистем города и его инфраструктуры.

Логистика в компьютерных играх

Hard Truck Tycoon — первая компьютерная игра на логистическую тему. Truck Tycoon Mobile (Java) — первая мобильная игра на логистическую тему. Цель обеих игр — создание инфраструктуры между небольшими городами. Для того чтобы уменьшить расстояние между терминалами, их необходимо разместить в центральной зоне карты. Минимальное расстояние между терминалами дает максимальную прибыль. В игре Truck Tycoon Mobile (Java) самым прибыльным рейсом (ROUTE) является перевозка топлива (OIL). Прибыль от такой перевозки в один конец с прицепом — 2000$. Carnival Cruise Line Tycoon 2005: Island Hopping — еще одна игра.

Food Force — игра по снабжению гуманитарной помощи.

Big Mutha Truckers — игра в стиле Hard Steel. Тема — Дальнобойщики.

Axis & Allies и Arsenal Of demos kratos — игры на тему военной логистики снабжения.

Truck Depot Mobile — мобильная игра, демонстрирующая погрузку груза в трейлер.

Cruise Ship Tycoon Mobile — мобильная игра, планирование пассажирских перевозок на круизном лайнере.

Логистика является также основным элементом серии игр Transport Tycoon Deluxe.

Логистика (Logistics) — это

К значимым проблемам логистики на сегодняшний день относятся:

обеспечение взаимного соответствия материальных и информационных потоков;

контролирование материального потока и передача данных о нем в единый логистический информационный центр;

определение стратегии и технологии физического перемещения средств потребления и товаров;

разработка способов управления операциями движения товаров;

установление форм стандартизации полуфабрикатов и упаковки;

определение объема производства, транспортировки и складирования;

расхождение между требованиями и возможностями закупки и производства.

Достижение цели логистики измеряется четким и конкретным результатом. В данном случае результатом логистики является наличие требуемого предмета торговли в необходимом количестве и заданного уровня качества, в нужном месте и в назначенное время, с минимальными издержками.

Если внимательно прочитать все сложные определения этой загадочной специальности, то можно подытожить: это экономия. Логистика призвана экономить средства, продукцию, время, деньги, площади, оборудование и т.д. Логист, по меткому выражению одного из журналистов, это профессиональный скряга, который чуть ли не единственный во всей цепочке от производителя до приобретателя думает не о том, как заработать, а о том, как сэкономить.

Логистикам, таким образом, подконтрольны все процессы, где можно эту экономию осуществить. А это закупки, поставки, транспортировка, связь с таможней и государственными органами, упаковка, продажи. Выстроив сложную структуру взаимной связи элементов, логистик не позволяет продукту долго лежать на складе, грузовику — ехать длинной дорогой, магазину — ждать завоза продукции.

Итак, нужный товар требуемого качества в необходимом количестве в назначенное время должен быть доставлен в подходящее место с минимальными расходами для приобретателя.

Если все эти правила выполнены, можно считать, что логистик выполнил свою задачу. И сегодняшнее превращение логистики в крупный бизнес с большими издержками (в промышленно развитых странах -20-30% ВВП) говорит лишь о том, что задача эта не из простых.

Необходимость логического мышления нe исключает интуиции и прекрасной реакции-умения быстро находить выход из сложной ситуации. Некоторые из специалистов вообще считают, что «хорошим логистиком, как и настоящим пекарем, может быть только спекулянт «от Бога» -не умеющий угадать по глазам желание шефа, а наделенный талантом двигать товары и грузы, как фигуры на шахматной доске, к блестящей развязке».

Весьма полезны и коммуникативные качества, умение найти общий язык с разными людьми (от водителей грузовикое до директоров заводов и чиновников Таможенного комитета) и высокая степень концентрации (ведь необходимо одновременно работать с большим количеством информации в параллельном режиме).

Плюс — математические и экономические знания, и, конечно же, понимание основных законов бизнеса, как в глобальном, так и в прикладном смысле.

Тема 2. Основы транспортной логистики.

2 . 1 . Сущность и задачи транспортной логистики

Значительная часть логистическихопераций на пути движения материального потока осуществляется с помощью различных транспортных средств. Транспорт — связующее звено между элементами логистических систем. Транспортная логистикаэто перемещение требуемого количества товара в нужную точку, оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками. Затраты на создание любого товара складываются из себестоимости изготовления и издержек на выполнение всех работ от момента закупки материалов до момента покупки товара конечным потребителем. Большую часть стоимости составляют наценки каждого звена в цепи производитель — конечный покупатель. Движение материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления также требует затрат, которые могут доходить до 50 % от общей суммы затрат на логистику.

Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт, предназначенный для общего пользования, и транспорт необщего пользования.
Транспорт общего пользования — отрасль народного хозяйства, которая обслуживает сферу обращения и население. Этот вид транспорта часто называют магистральным (магистраль — основная, главная линия в какой — либо системе, в данном случае — в системе путей сообщения ) . Понятие транспорта общего пользования охватывает городской, железнодорожный, водный (морской и речной ) , автомобильный и воздушный, а также трубопроводный транспорт.
Транспорт необщего пользования — внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям; является, как правило, составной частью каких — либо производственных систем.

Транспорт участвует во множестве технологических процессов, выполняя задачи логистической системы, и существует как достаточно самостоятельная транспортная область логистики, требующая многоаспектной согласованности между участниками транспортного процесса.
Таким образом, к задачам, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса, относят:
• обеспечение технического соответствия участников транспортного процесса;
• обеспечение технологического соответствия участников транспортного процесса;
• согласование экономических интересов участников транспортного процесса;
• использование единых систем планирования.
Наличие единого оператора сквозного перевозочного процесса, осуществляющего единую функцию управления сквозным материальным потоком, создает возможностьэффективно проектировать его движение и добиваться заданных параметров на выходе.
При организациисмешанной перевозки логистическая система предполагает:
^ использование двух и более видов транспорта;
^ наличие единого оператора процесса перевозки;
^ единый транспортный документ;
^ единую тарифную ставку;
^ последовательно-центральную схему взаимодействия участников;
^ единую и высокую ответственность за груз.

Результат использования транспортной логистической системы — высокая вероятность выполнения «шести правил логистики»: нужный груз, в нужном месте, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества, с минимальными затратами.
Обеспечение технической и технологической сопряженности в транспортной логистике требует согласования экономических интересов участников, а также использования единых систем планирования .
Техническая сопряженность в транспортном комплексе означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки , работать с контейнерами и грузовыми пакетами.
Технологическая сопряженность предполагает применение единой технологии транспортировки , прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение.
Экономическая сопряженность — это общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы.
Совместное планирование коммерческой деятельности участников логистической системы означает разработку и применение единых планов графиков.

К задачам, решаемым транспортной логистикой, специалисты относят:
• создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;
• обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
• совместное планирование транспортного процесса со складскими производственным;
• определение рационального маршрута доставки груза;
• выбор типа и вида транспортного средства и др.

2 . 2 . Транспортная логистика и распределение

К задачам распределения товаров относятся:
• складирование готовых к отправке продуктов;
• транспортировка готовых товаров в определенные пункты доставки.

Под транспортировкой понимается изменение местонахождения товаров с помощью транспортных средств.
Каждая транспортная система состоит из следующих компонентов:
• транспортных грузов;
• средств транспорта;
• процесса транспортировки.

Различают внутрипроизводственную и внешнюю транспортировки.
Внутрипроизводственные транспортировки включают транспортные процедуры на складах и процесс транспортировки внутрипроизводственных подразделений. К внешней транспортировке относятся транспортировка от поставщика к потребителю и транспортировка между различными заводами или складами.
Оба вида транспортировки не следует рассматривать обособленно . При выполнении внутренних транспортировок следует как можно больше использовать внешний транспорт во избежание процессов складирования и перемещений, приводящих к дополнительным затратам.
Таким образом, предметом транспортно-распределительной логистики является комплекс задач, связанных с перемещением грузов транспортом общего назначения , совместным планированием транспортного складского и производственного процесса, обеспечением технологического единства.

2 . 3 . Внутрипроизводственная транспортировка
Внутрипроизводственные транспортные средства можно разделить на две основные группы.
1. Стационарные транспортные устройства. К ним относят устройства, с помощью которых продукты перемещаются по определенному горизонтальному, вертикальному или наклонному направлениям. Стационарные устройства могут создаваться как без опоры на пол ( цепной подвесной транспортер, ручные тали), так и с опорой (несущий цепной транспортер, рольганг, ременный транспортер).
2. Подвижные транспортные средства. Выполняют или вертикальное (различные подъемники , лифты , мостовые, портальные и козловые краны), или горизонтальное перемещение (кары).

Устройства, осуществляющие горизонтальное перемещение, в свою очередь делятся:
^ на системы, требующие опоры на пол: вилочные подъемники , вилочные штаблеры, различные кары и тягачи и др.
^ свободные системы: монорельсовые подвесные тележки.
В настоящее время растущее значение приобретают транспортные средства без водителя и с дистанционным управлением.

Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется не только большим удельным весом транспортных расходов в общем составе логистических издержек, но и тем, что без транспортировки невозможно само существование материального потока. Зачастую транспортный сервис, дополненный операциями грузопереработки (например , на грузовых терминалах) включает подавляющее большинство логистических активностей для внешних и интегрированных логистических систем. Транспортировку можно определить как ключевую комплексную логистическую активность, связанную с перемещением материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции определенным транспортным средством в логистической цепи (канале, сети) и состоящую в свою очередь из комплексных и элементарных активностей, включая экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав собственности на груз, страхование и т.п.

На уровне логистического менеджмента предприятия управление транспортировкой состоит из нескольких основных этапов:
• выбора способа транспортировки;
• выбора вида транспорта;
• выбора транспортного средства;
• выбора перевозчика и логистических партнеров по транспортировке;
• оптимизации параметров транспортного процесса.
Существуют следующие основные виды транспорта:
• железнодорожный;
• морской;
• внутренний водный (речной);
• автомобильный;
• воздушный;
• трубопроводный.
Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности, достоинства и недостатки.

2.4. Логистический подход к организации транспортного процесса.
Существуют два основных подхода корганизации транспортного процесса:
1) традиционный;
2) логистический с участием оператора мультимодальной перевозки.
При традиционном подходе единая функция управления сквозным материальным потокм отсутствует. Согласованность звеньев в вопросах продвижения информации и финансов низка, так как некому координировать их действия . Традиционный подход к смешанной перевозке представлен на рис. 2.1.
При логистическом подходе к смешанной перевозке появляется новый участник транспортного процесса — единый оператор мультимодальной перевозки. Наличие такого оператора создает возможность планировать продвижение материального потока и добиваться заданных параметров на выходе (рис. 2.2).

2 . 5 . Выбор транспортного средства

Выбор транспорта решается в о взаимной связи с другими задачами логистики : создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др . На выбор транспортных средств будут влиять:
• характер груза (вес, объем, консистенция );
• количество отправляемых партий (используемый контейнер);
• срочность доставки груза заказчику;
• местонахождение пункта назначения с учетом погодных, климатических, сезонных характеристик;
• расстояние, на которое перевозится груз;
• ценность груза (страхование);
• близость расположения точки доставки к транспортным коммуникациям;
• сохранность груза, невыполнение поставок.

Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, морского, внутреннего водного, воздушного и трубопроводного).
Рассмотрим преимущества и недостатки использования транспортных средств с точки зрения логистики.

Автомобильный транспорт традиционно используется для перевозок на короткие расстояния:
1) преимущества:
^ высокая маневренность;
^ доставка «от дверей до дверей» с необходимой степенью срочности;
^ регулярность поставки;
^ возможность поставок малыми партиями;
^ наименее жесткие требования к упаковке товара и др .;
2) недостатки:
^ высокая стоимость перевозок;
^ срочность разгрузки;
^ возможность хищения груза и угона автотранспорта;
^ сравнительно малая грузоподъемность и др.

Железнодорожный транспорт:
1) преимущества:
^ перевозка больших партий грузов при любых погодных условиях;
^ сравнительно быстрая доставка груза на большое расстояние ;
^ регулярность перевозок;
^ удобная организация погрузочно — разгрузочных работ;
^ сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов,
а также наличие скидок и др.;
2) недостатки:
малая скорость передвижения;
^ ограниченное количество перевозчиков;
^ хищения и потери;
^ небольшая возможность доставки к пунктам потребления (в ряде случаев должен дополняться автомобильным)
и др.

Морской транспорт:
1) преимущества:
^ низкие грузовые тарифы;
^ высокая провозная способность и др .;
2) недостатки:
^ низкая скорость;
^ ограниченная возможность доставки к пунктам потребления ;
^ жесткие требования к упаковке и креплению грузов;
^ малая частота отправок;
^ зависимость от погодных и навигационных условий.

Внутренний водный транспорт:
1) преимущества:
^ низкие грузовые тарифы (самый дешевый транспорт при перевозках грузов весом более 100 т на расстояние более 250 км);
2) недостатки:
^ малая скорость доставки;
^ ограниченная возможность доставки к пунктам потребления;
^ малая частота отправок;
^ низкая географическая доступность.

Воздушный транспорт:
1) преимущества:
^ наиболее высокая скорость доставки;
^ возможность доставки в отдаленные районы;
^ высокая сохранность грузов.
2) недостатки:
^ высокие грузовые тарифы;
^ ограниченность размера партии;
^ зависимость от метеоусловий (приводит к непредсказуемости графиков поставки).

Трубопроводный транспорт:
1) преимущества:
^ низкая себестоимость;
^ высокая пропускная способность.
2) недостатки:
^ узкая номенклатура подлежащих транспортировке грузов (жидкости, газы, эмульсии).

Для определения основного вида транспорта выделяют шесть главных факторов , влияющих на принятие решения:
1) время доставки;
2) стоимость перевозки;
3) надежность соблюдения графика доставки груза;
4) частота отправлений;
5) способность перевозить разные грузы;
6) способность доставить груз в любую точку.
Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико — экономическими расчетами, основанными на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различных видов транспорта. Оценка различных видов транспорта п о каждому из факторов приведена в табл. 2.2 (единице соответствует наилучшее значение ).

Экспертная оценка значимости различных факторов показала, что при выборе транспорта в первую очередь принимают во внимание:
• надежность соблюдения графика доставки;
• время доставки;
• стоимость доставки.

Эти данные могут служить лишь приблизительным ориентиром для оценки соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки.

2 . 6 . Виды/типы транспортировки

В процессе осуществления закупок и доставки материальных ресурсов, а также дистрибуции готовой продукции потребителям фирма — произвоводитель может использовать различные виды транспорта, различных логистических партнеров, а также различные варианты транспортировки (рис. 2.3).

Унимодальная (одновидовая) транспортировка осуществляется одним видом транспорта, например, автомобильным. Обычно применяется, когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки логистической цепи без промежуточных операций складирования или грузопереработки. Критериями выбора вида транспорта в такой перевозке обычно служат вид груза, объем отправки, время доcтавки груза потребителю, затраты на перевозки.
Например , при крупнотоннажных отправках и при наличии подъездных путей в конечном пункте доставки целесообразнее применять железнодорожный транспорт, при мелкооптовых отправках на короткие расстояния — автомобильный.

Смешанная перевозка грузов (смешанная раздельная перевозка) осуществляется обычно двумя видами транспорта, например:
железнодорожно — автомобильная , речная-автомобильная, морская — автомобильная и т.п. При этом груз доставляется первым видом транспорта в та к называемый пункт перевалки или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением с последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Типичным примером служит обслуживание автотранспортными предприятиями железнодорожных станций или морского (речного) порта транспортного узла. Признаками смешанной перевозки выступают наличие нескольких транспортных документов, отсутствие единой тарифной ставки фрахта, последовательная схема взаимодействия участников транспортного процесса. При прямой смешанной перевозке грузовладелец заключает договор с первым перевозчиком , действующим как от своего имени, так и от имени следующего перевозчика, представляющего другой вид транспорта. В силу этого грузовладелец фактически находится в договорных отношениях с обоими , причем каждый из них производит расчеты с грузовладельцем и несет материальную ответственность за сохранность груза только на соответствующем участке маршрута.

Комбинированная перевозка отличается от смешанной наличием более двух видов транспорта. Использование смешанных (комбинированных) видов транспортировки часто обусловлено в логистической системе структурой дистрибутивных каналов (или логистических каналов снабжения ) , когда, например, отправка крупных партий готовой продукции производится с завода- изготовителя на оптовую базу железнодорожным транспортом (с целью максимального снижения затрат), а развозка с оптовой базы в пункты розничной торговли осуществляется автомобильным транспортом.

Интермодальной (интегрированной) принято называть смешанную перевозку грузов «от двери до двери», осуществляемую под руководством оператора по одному транспортному документу с применением единой (сквозной) ставки фрахта. Согласно определению UNCTAD(United Nation Conference on Trade and Development) «интермодальной является перевозка грузов несколькими видами транспорта, при которой один из перевозчиков организует всю доставку от одного пункта отправления через один или более пунктов перевалки до пункта назначения, и в зависимости от деления ответственности за перевозку выдаются различные виды транспортных документов».

Перевозку называют мультимодальной в том случае, если лицо , организующее перевозку, несет за нее ответственность на всем пути следования независимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа.
В тоже время в некоторых работах специалистами указывается, что в отличие от интермодальных систем, где укрупненные грузовые места перевозятся по единым тарифам и перевозочным документам с равными правами всех участвующих видов транспорта, в мультимодальных перевозках один из видов транспорта выступает в роли перевозчика, а взаимодействующие виды транспорта — как клиенты, оплачивающие его услуги.

Терминальная перевозка занимает промежуточное положение между интермодальной и мультимодальной перевозками.
При интермодальной перевозке грузовладелец заключает договор на весь путь следования с одним лицом (оператором). Оператором может быть, например , экспедиторская фирма, которая, действуя на всем протяжении маршрута перевозки груза различными видами транспорта, освобождает грузовладельца от необходимости вступать в договорные отношения с другими транспортными предприятиями. Однако специалисты полагают, что признаками интермодальной (мультимодальной) перевозки служат:
• наличие оператора доставки от начального до конечного пункта логистической цепи (канала);
• единая сквозная ставка фрахта;
• единый транспортный документ;
• единая ответственность за груз и исполнение договора перевозки.
К основным принципам функционирования интермодальных и мультимодальных систем перевозок относятся:
• единообразный коммерческо — правовой режим;
• комплексный подход к решению финансово — экономических вопросов организации перевозок;
• максимальное использование телекоммуникационных сетей и систем электронного документооборота;
• единый организационно-технологический принцип управления перевозками и координация действий всех посредников , участвующих в транспортировке;
• кооперация логистических посредников;
• комплексное развитие инфраструктуры перевозок различными видами транспорта.
При осуществлении мультимодальных перевозок за пределы страны (при экспортно — импортных операциях) существенное значение приобретают таможенные процедуры оформления грузов, а также транспортное законодательство и коммерческо-правовые аспекты перевозок в тех странах , по которым проходит маршрут следования груза . В международных мультимодальных перевозках принцип единообразия коммерческо-правового режима предусматривает:
^ унификацию физического распределения в части транспортировки;
^ упрощение таможенных формальностей;
^ внедрение стандартных коммерческих грузовых и транспортных документов международного образца.

2 . 7 . Выбор маршрута транспортировки

Основной метод логистики при определении оптимального маршрута движения груза заключается в анализе полной стоимости.
Применение этого метода означает учет всех затрат в логистической системе и такую их перегруппировку, которая позволит уменьшить суммарные затраты. При этом предполагается, что в одной области можно повысить затраты , если это приведет к экономии в целом по системе.
Выбор оптимального маршрута доставки производится, как правило, экспедитором грузовладельца при получении заявки на организацию транспортировки нового для него груза или известного груза на новом направлении . На основании предварительной оценки возможных решений определяются два—четыре конкурентоспособных варианта. По каждому из них собираются исходные данные , а затем на основе выполненных расчетов рекомендуется оптимальный вариант.

Пример. Рассмотрим определение расходов на перевозку сланцев в количестве 20 ООО т из Кохтла-Ярве (поставщик, Эстонская Республика) в китайский порт Далянь (покупатель) при условии, что основную перевозку оплачивает поставщик. В соответствии с этими условиями грузоотправитель должен организовать основную перевозку груза, перевалку в порту или на железнодорожной станции, транспортировку от порта до места назначения. Экспедитор предложил следующие схемы доставки:
1) Кохтла-Ярве — железнодорожный транспорт — порт Силламяэ — морской транспорт — порт Далянь.
Расходы при перевозке по железной дороге от Кохтла-Ярве до Таллинна составляют 5,06 долл./т плюс 5,8 долл./т — ставка за погрузочно-
разгрузочные работы в порту плюс 17,5 долл./т — фрахтовая ставка от порта Таллинн до порта Далянь. Всего транспортировка составила
28,36 долл./т. Общая сумма = 567 200 долл.;
2) Кохтла-Ярве — железнодорожный фанспорт — порт Мууга морской фанспорт — порт Далянь: 18,42 + 5,1 + 17,5 = 41,02 долл/т.
Обшая сумма = 820 400 долл.;
3) железнодорожный вариант от Кохтла-Ярве до города Далянь. Общая сумма = 1 130 000 долл.
По цене перевозки оптимальным будет первый вариант, однако экспедитор помимо стоимости оценивает также другие факторы:
• время транспортировки;
• вероятность непредвиденных расходов, задержек в пути;
• вероятные повреждения груза.
Вместе с грузовладельцем отбирается наилучший вариант.
После выбора оптимальной схемы экспедитор выбирает непосредственных участников перевозки и заключает соответствующие договоры.

2.8. Определение логистических расходов на транспорте. Транспортные тарифы.

Логистические расходы на транспорте прежде всего складываются из стоимости транспортировки грузов на различных видах транспорта , которая определяется тарифом или фрахтовой ставкой. Тариф — цена за перевозку грузов, установленная перевозчиком на определенный период времени. Фрахт — цена за транспортировку, установленная по согласованию между грузовладельцем и перевозчиком на каждую конкретную перевозку на морском транспорте.
Цены за услуги автомобильных перевозчиков устанавливаются предприятиями самостоятельно в зависимости от тарифной ставки и тарифной схемы. Последняя представляет собой установленный для определенной ситуации порядок расчета провозной платы за перевозку груза. На практике используют три схемы: сдельную, повременную и условную расчетную единицу транспортной работы. Тарифные схемы и ставки перевозчик может дифференцировать по потребителям, видам груза,типам и маркам подвижного состава.
На различных видах транспорта системы тарифов имеют свои особенности . Являясь ценой на услуги транспортной организации , тариф должен обеспечить возмещение эксплуатационных расходов и получение прибыли для перевозчика, а покупателю транспортных услуг возможность покрыть транспортные расходы.
Так, к основным факторам, влияющим на размер платы при перевозке грузов по железной дороге, относятся:
• скорость перевозки;
• вид отправки (повагонная, контейнерная, малотоннажная, мелкая);
• расстояние перевозки;
• тип вагона, в котором осуществляется перевозка (универсальные вагоны, изотермические, специализированные, цистерны, платформы);
• принадлежность вагона или контейнера (кто является собственником ) ;
• количество перевозимого груза.
Тарифы — система ставок, по которым взимается плата за транспортные услуги. Тарифы формируют доходы транспорта и выступают при этом транспортными издержками потребителя товарных услуг.

Тарифная ставка определяется по формуле:
Т=с ( 1 + r/100),
где Т — тарифная ставка;
с — себестоимость перевозок;
r — прибыль,%.

На транспорте используются следующие виды тарифов:
• автомобильный транспорт:
^ сдельные;
^ на условиях платных авто — тонно / часов;
^ за повременное пользование грузовым транспортом;
^ по километровому расчету;
^ за перегон подвижного состава;
^ договорные тарифы;
• железнодорожный транспорт:
^ общие тарифы;
^ исключительные тарифы;
^ льготные тарифы;
^ местные тарифы;
• морской транспорт:
по тарифу на постоянных линиях;
^ по фрахтовым ставкам на непостоянных линиях;
• речной транспорт:
тарифы определяются пароходством.

Ставки линейного тарифа дифференцируются в зависимости от рода груза, пункта погрузки, выгрузки.
В зависимости от рода груза существуют три формы построения тарифа.
1. Классные тарифы . В данных системах приводится тарифная шкала, где для каждого класса устанавливается своя ставка, номер класса по каждому грузу приводится в тарифной номенклатуре.
2. Постатейные тарифы , т.е. статья указывается непосредственно в алфавитном перечне напротив каждого наименования груза (удобно использовать при большой номенклатуре груза).
3. Смешанные тарифы. Когда для основных грузов указывается постатейный тариф , а для других — классный.

Уровень ставки зависит от следующих факторов:
• равенства:
^ транспортных характеристик груза (удельный погрузочный объем — м 3 /т ) ;
^ времени погрузки, выгрузки;
^ расходов и рисков перевозчика, связанных с сохранностью груза и без опасностью судна.
Если удельный погрузочный объем м 3 /т >1, то груз легкий и тариф дается на 1 м 3 .
Если м 3 /т Существуют следующие виды скидок (перевозка груза вконтейнерах) :
^ за количество предъявляемого к перевозке груза;
^ за количество груза в установленное время;
^ за верность (данной компании ).

Тарифной политикой судоходных компаний предусмотрены скидки или надбавки при перевозке грузов в контейнерах грузовладельцев.
На многих судоходных линиях уровень тарифа не зависит от того, используется контейнер транспорта или грузовладельца.
Базисная тарифная ставка учитывает время нахождения контейнеров у грузовладельца. За задержку сверх льготного периода устанавливается дополнительная оплата.

2 . 1 0 . Стивидорные работы при линейном морском сообщении.

В линейных судоходных перевозках стивидорные расходы оплачиваются полностью или частично. Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ линейная компания заключает со стивидорной компанией соглашение , где указываются порядок выполнения работ, перечень работ, их уровень, права и обязанности сторон.
Уровень тарифных ставок устанавливается с учетом трудоемкости работ и учитывает род упаковки , габариты грузового места, способ перевозки.
Если удельный погрузочный объем (V)>1, то аккордная ставка назначается за 1 м 3 .
Если удельный погрузочный объем (V) © 2020. Логистика. Формулы, расчеты, определения.

Лучшие сайты для торговли бинарными опционами в плюс:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место — лидер рейтинга! 100% надежность и честность брокера. Лучший выбор для новичков!

  • Биномо
    Биномо

    2 место в рейтинге по надежности! Гарантия вывода денег.

  • ФинМакс
    ФинМакс

    Хороший брокер с большим количеством торговых инструментов!

Добавить комментарий